Настольный кукольный театр руками дошкольников

Г. Селезнёва, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника» г. Москва

Настольный кукольный театр руками дошкольников

Театр органично объединяет в себе разные виды искусства. Дополняя и обогащая друг друга, музыка, литература, изобразительное искусство положительно влияют на общее и художественное развитие маленького человека. Многие родители стараются приобщить детей к миру театра и посещают с ними спектакли, цирк, оперу или балет. Такие походы оставляют в душе ребёнка много впечатлений. Ребёнок, побывавший в настоящем театре, любуется и игрой актёров, и обстановкой, и оформлением сцены, и костюмами, и музыкой. Воспитатели детских садов на занятиях стремятся расширить кругозор ребёнка, знакомят его с особенностями театральной жизни, театральными профессиями, деятельностью театральных художников. Вовлекая детей в театрализованные игры, способствуют тому, чтобы дети пережили и ощутили на себе разные роли: актёра, костюмера, кукловода, оформителя декораций, билетёра и т.д.

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, имеет большое воспитательное значение. Знакомство с театром в этом возрасте начинается с театрализованных игр. Театрализованная игра – это, как правило, игра сюжетно-ролевая. Она позволяет ребёнку перевоплощаться, брать на себя роль любого персонажа, раскрывать образы героев, интонацией речи подчёркивая их индивидуальность. Кукла становится посредником между ребёнком и зрителем. В детских садах существуют «Театральные уголки» с куклами промышленного производства, в которые малыш играет с самого раннего возраста и получает первый опыт кукловождения. Педагоги дополняют такие театры своими авторскими работами. Фантазия воспитателей в этой области не знает границ и всегда восхищает новыми открытиями и поделками. Это самодельные куклы из тряпочек, ниток и соломы, нарисованные персонажи на деревянных ложках, герои из рукавичек и перчаток, сшитые из ткани и связанные крючком пальчиковые герои и куклы, изготовленные из пластмассовых мячиков, и т.д.

В дошкольном отделении нашей школа организован «Театральный уголок», в котором собраны разные куклы: традиционные, промышленного изготовления, и куклы, сделанные руками педагогов и детей.

Театральный уголок значительно пополнился новыми экспонатами в связи с подготовкой к XXVIII передвижной выставке детского изобразительного творчества «Я вижу мир: мир театра». В нашем дошкольном отделении накоплен опыт создания самодельных кукол для спектаклей. Дошкольники с гордостью и любовью участвуют в инсценировках, держа в руках самодельную куклу сказочного героя.

Дети по своей природе динамичны и инициативны. В игре (играючи) они могут придумывать незатейные игровые ситуации и осуществлять оригинальные сюжетные постановки. Иногда стоит только подсказать идею, и они тут же начинают её развивать. Исследование фактуры бросовых материалов развивает детскую фантазию. Однажды в игре пластмассовые упаковки от киндер-сюрпризов превратились в подставки для кукол настольного спектакля. Юные художники нарисовали героев сказки фломастерами на альбомных листах и вырезали их. Так получились плоские куклы. Игра дошкольников 5 лет в художников-кукольников приводит к тому, что они становятся авторами целой серии плоских игрушек для настольного спектакля. Автору всегда приятно, когда его куклами играют дети-кукловоды. Ошибочно думать, что на это способны только дошкольники старшего возраста. Малыши вполне способны нарисовать героя сказки, дерево, домик и др. Взрослый может помочь малышу вырезать и укрепить персонаж на подставку, и плоскостной настольный театр готов.

Для театрального представления магнитного театра необходим магнитный мольберт или доска. Дети рисуют своих героев разноцветными фломастерами, затем рисунок приклеивают на магнитную основу. (Сейчас часто в почтовый ящик в конверте приносят рекламу на магнитной основе.) Магнитная основа легко режется ножницами, поэтому необходимо вырезать картинку вместе с магнитом, придавая ей нужную форму. Передвигая кукол-магнитиков по магнитной доске, можно разыграть любую сказку.

Детей всегда привлекают «живые» театры, которые оживают от движения ладошки и пальчиков ребёнка. Для создания театра «Топотушки», маленькие художники рисуют сказочных персонажей. Рисунок наклеивают на плотную бумагу. В нижней части рисунка воспитатель прорезает два отверстия, в каждое из которых может поместиться пальчик ребёнка. Малыш просовывает в эти отверстия указательный и средний пальцы. Пальчики превращаются в ножки сказочного персонажа. Получается настольная шагающая кукла «Топотушка», которая топает, передвигает ножками и «ходит». В пальчиковый театр или «театр на колечках» особенно любят играть и придумывать разные сказки малыши 3-4 лет. Нарисованная цветными фломастерами бабочка, божья коровка или другой сказочный персонаж, наклеивается на заранее приготовленное бумажное колечко. Затем колечко надевается на любой пальчик малыша и сказочное представление можно начинать. Куклы в настольном театре «Волк и семеро козлят» были выполнены детьми 5-6 лет из упаковок для яиц и пробок от молока. Маленькие художники любят пересчитывать козлят. Они даже приклеили девочкам-козлятам юбочки, а мальчикам – бабочки. Создание кукольных театров напрямую связано с изобразительной деятельностью. Отдельные занятия можно посвятить созданию декораций. Дети с удовольствием рисуют домики, деревья, цветы и др., которые в дальнейшем становятся органичной частью спектакля.

Расписать настоящую деревянную ложку дошкольнику трудно, а нарисовать сказочных героев на плотной бумаге, заранее вырезанной в форме ложки, – легко. Ручку ложки дети украшают орнаментом на своё усмотрение. Так получаются персонажи разных русских народных сказок, с которыми можно выступать за ширмой или свободно передвигаться по залу во время представления. Держа кукол за ручку, юные актёры играют роль, они подчёркивают характер героя и жестами, и мимикой, и интонацией, благодаря чему обогащается их словарный запас, они становятся более раскованными и коммуникативными.

Оригами – техника конструирования из бумаги – сложный, но увлекательный процесс создания головки куклы. Сказка «Театр кошек» была придумана детьми после посещения театра кошек клоуна Куклачёва. Дошкольники сна чала конструировали из цветной бумаги кошачьи головки, затем рисовали мордочку кошечки: каждый свою, мальчика или девочку, а затем украшали её фломастерами красивым узором. В качестве подставок (держалок) использовали одноразовые вилки. Со сказочными персонажами в руках маленькие артисты могут свободно передвигаться по группе во время представления. В одно мгновение «Театр кошек» превращается в настольный театр. Для подставок , которые одновременно являлись нарядными костюмами, используются красивые одноразовые стаканчики.

«Живые» сказочные персонажи, выполненные своими руками в технике оригами (гармошка) и украшенные фломастерами, умеют открывать рот и «разговаривать»! Динамичность игрушки позволяет осуществлять с ней игровые действия и озвучивать. Дети вступают в диалог с игрушкой и друг с другом, что способствует развитию речевой культуры и навыков межличностного общения.

В рамках реализации образовательного проекта Передвижная выставка детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» дети разных возрастных групп познакомились с искусством цирка и работой клоунов, жонглёров, дрессировщиков и др. Совместное размышление о цирковом искусстве, о том, можно ли цирк назвать театром, заинтересовало всех. Дети утверждали, что в цирке артисты выступают в различных ролях: дрессировщики, гимнасты, клоуны. Есть «Театр кошек Кукла чёва », «Театр дедушки Дурова», в которых выступают артисты-животные, как в цирке. С интересом рассмотрели репродукции, на которых изображена арена цирка круглой формы. Дети назвали цирковые профессии, в том числе профессию клоуна-жонглёра.

Дошкольникам было предложено создать динамическую игрушку, показан принцип её действия.

Каждый юный художник рисовал свой образ клоуна-жонглёра, и по завершении работы по очереди примерял его к игрушке. Отвечая на вопрос, чем может жонглировать клоун, дети назвали очень много предметов. Клоун может перебрасывать из одной руки в другую мячи, котят, вазы, обручи, машинки и др. Затем юные художники нарисовали различные предметы фломастерами на специально подготовленных листочках бумаги. Получившиеся изображения укрепили на арену «Цветовой  круг», которую ранее сами же и создали, знакомясь с основными и дополнительными цветами. Арену поместили на динамическую игрушку с изображением клоуна. Нехитрый механизм позволял маленьким художникам вращать «арену», и клоун начинал жонглировать. Дети узнавали свой нарисованный предмет в «руках клоуна», они аплодировали от удивления! Игровые ситуации с подвижными куклами и марионетками создают на занятии особую эмоциональную образовательную среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и раскрывает игровой творческий потенциал.

«Живая» игрушка-марионетка «Мама страус» изготовлена воспитателем из клубков ниток, умеет ходить, наклоняться, поднимать голову. Туловище и ноги игрушек «Страусята»: мальчик и девочка созданы из пластиковых киндер-сюрпризов, головки – из пластмассовых мячиков. Дети с удовольствием играют с марионетками, импровизируют игровые действия и по-своему их озвучивают. Настольный театр позволяет малышам, сидя за столом, по очереди играть с куклами, быть в роли и зрителей, и актеров. Сказочные герои к спектаклям «Теремок» и «Три поросенка» нарисованы детьми 5 лет гелевыми ручками и раскрашены пастелью на бумажных одноразовых тарелках. Если вместо ножек прикрепить прищепки, то герой оживает, его можно передвигать и играть с ним в настольный театр. Декорации к спектаклям «Три поросенка» и другим дошкольники нарисовали масляной пастелью. По ходу развития сюжета сказки, декорации меняются.

Настольный театр на тарелочках «Кошкин дом» имел неожиданное продолжение. Юные актёры, закрепив тарелочку на ободке, надели свои поделки на голову и разыграли спектакль сначала в зале для родителей, а затем ходили по группам детского сада и показывали спектакль детям младших возрастных групп.

Теневой театр интересен детям своей загадочностью. Затемненное помещение, силуэтное изображение персонажей и декорации на светящемся экране способствуют пробуждению фантазии и воображения. Движение пальчиков и ладошек на «волшебном экране», создавая тень на экране, может привести в движение силуэты птички, зайчика, бабочки и др. Героев сказок и декорации для теневого театра юные художники рисовали и вырезали сами, используя самые простые материалы, которые есть под рукой. В качестве палочки, поддерживающей куклу, применяли обычные карандаши.

Изготовление теневого театра руками ребёнка – интересный и захватывающий процесс. Авторство – важный показатель (критерий) творческой активности юного художника. Ребенок сначала делает рисунки персонажей сказки, а затем тонирует их. автор рисованных силуэтных кукол является и первым кукловодом.

Затем сказку разыгрывают другие дети, всем хочется поиграть в кукловода! Особенно детям нравятся «живые картинки», созданные их собственными ладошками . Игра с силуэтами позволяет придумать разные драматизации, которые дошкольники сочиняют по ходу игры. В результате таких импровизаций дети придумали сказки «Собака и одуванчик», «Гусь и собака», «Куча-мала» и др. Сочинение минисказок – это плод коллективного творчества. Как правило, особо одаренные дети начинают словесно оформлять замысел сказки, а затем остальные ребята дополняют его новыми сюжетными линиями, предлагают ввести новых персонажей. Порой такая сказка может продолжаться долго. Дети быстро понимают ритмическую основу придуманной сказки и дополняют ее: «потом пришел слон и стал трубить», «потом пришёл гусь и стал шипеть» и т.п. Главное в новой сказке – это начало (завязка сюжета) и концовка (развязка), которые придумать особенно сложно. В коллективе – это получается органично и увлекательно.

Сказку «Колобок на новый лад» придумали дети 5 лет в процессе коллективного обсуждения замысла. Созданный детьми «Театр на палочках» своеобразный. Каждый выступил в роли художника-кукольника, сочинил и нарисовал своего сказочного персонажа, некоторые - двух или трех. Художник-декоратор и его помощники придумали и нарисовали декорации, пригласительные билеты и афишу. В процессе подготовки к спектаклю работала билетная касса. Раздавали пригласительные билеты дети-актёры-кассиры. Афиши были развешены по всему детскому саду. Затем дети-актёры-кукловоды играли сказку для родителей и дошкольников других возрастных групп детского сада. Представление понравилось не только гостям, но и самим артистам. «Театр на палочках» постоянно пополняется новыми персонажами. Каждый, кто знакомится с героями театра, обязательно хочет сделать своего сказочного персонажа. Героев очень много, и не беда, что зайцев уже большой коллектив. А медведи об завелись много численными родственниками.

Дети с охотой стали сочинять новые сказки, героями которых становятся наши многочисленные персонажи на палочках.

Создание различных театров – это бесконечный процесс, который продолжается, дополняется, обновляется. Фантазия, выдумка воспитанников, педагогов и, конечно, родителей, позволяет создавать всё новые и новые театры. Очень приятно слышать от наших воспитанников, что в семьях вместе с родителями возникают театры и новые куклы. Домашние спектакли создаются и играются для братьев, сестёр, гостей, друзей, бабушек и дедушек. Театральная деятельность не прошла бесследно, она способствовала обогащению опыта творческой деятельности и развитию у воспитанников:

– когнитивных способностей: знакомство с искусством кукольного театра и деятельностью театрального художника-кукольника, кукловода, художника-декоратора, с искусством цирка и деятельностью клоуна;
– навыков практической творческой деятельности: самостоятельное и с помощью воспитателя изготовление кукол;
– навыков художественного восприятия: игра в зрителей и актёров кукольного спектакля, погружение в ту или иную роль позволяло изнутри «пережить» и приобрести опыт чувствований, опыт зрительных наблюдений;
– навыков коллективных игровых действий: коллективное обсуждение и реализация творческого замысла позволяли детям пройти весть путь творческого процесса: от замысла – к результату.

Всё это способствовало формированию зрительской и художественной культуры ребёнка, развитию его творческого потенциала. 12 дошкольников приняли участие в Международном конкурсе детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» (в региональном и итоговом этапе), 4 – стали победителями. 10 детей приняли участие в конкурсе «Календарь года: 2018 год – Год театра», рисунки двух юных художников были опубликованы в календаре.

В результате участия дошкольников 3–7 лет в образовательном проекте 28-ой передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» руками детей было создано пятнадцать спектаклей.

Воспитанники одновременно были и художниками-декораторами, и мастерами по изготовлению театральной куклы, и авторами новых сказок, и артистами-кукловодами. Они получили бесценный опыт игровой театральной деятельности , опыт авторской работы, который является основой формирования творческой личности. Надеюсь, что приобретённые навыки обязательно будут востребованы детьми в дальнейшей жизни.

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 28-32

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.