«Я вижу мир: мир театра»

Т.Копцева,

кандидат педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник ФГБНУ «ИХОиК РАО»,

руководитель проекта «Передвижная выставка: Я вижу мир»

«Я вижу мир: мир театра»

О XXVIII передвижной выставке детского рисунка

Известные строки Шекспира: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры» можно поставить эпиграфом международного конкурса детского рисунка, проведённого в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка: Я вижу мир».

С идеей проведения комплекса мероприятий, связанных с годом Театра в России (2018 г.), выступил известный российский режиссёр, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации Александр Калягин. Год Театра призван повысить внимание общественности к театру: его достижениям и проблемам. Передвижная выставка детского рисунка – это попытка объединить ребёнка-художника, ребёнка-театрального зрителя, ребёнка-актёра вокруг искусства театра. Языком красок, пятен и линий дети 3-18 лет рассказали о своём «бывании» в мире театра, выразили своё отношение к этому игровому искусству.

Ребёнок по причине своей «природной театральности» подвижен. Он участник многих игр, забав и театрализованных действий. Конкурс детского изобразительного творчества ставил главной задачей приобщение подрастающего поколения к искусству театра, синтезирующему в себе литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство и др. Словно отражением шекспировских строк стал рисунок четырнадцатилетней Софьи из Чебоксар «Кто я сегодня?». Оригинальна композиция: сидящий молодой актёр примеряет на себя разные маски, которые развешены за ним на верёвке. На его футболке надпись: «Весь мир театр». Эту работу Софьи можно назвать рисунком-размышлением о жизни. Каждый человек на творческом пути ищет свою дорогу, ведёт поиск смыслов и путей своего самосовершенствования и самореализации.

Конкурс детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» – это не только культурно-просветительная, образовательная акция, но и исследовательский проект. Творческие работы юных художников 3-18 лет, поступившие на конкурс, пополнят Международную коллекцию детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, будут всесторонне проанализированы и тем самым обогатят историю художественного образования России. На международный конкурс, который был проведён в 2017 году, поступило 3096 рисунков из России, Армении, Индии, Турции, Болгарии, Сербии, Казахстана, Белоруссии, а также из Луганской народной республики: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Для того чтобы сфокусировать внимание юных художников и педагогов на образовательной проблеме «Театр» и пригласить их к продуктивному диалогу, в условиях конкурса был выделен ряд тематических рубрик: «Античный театр», «Народный театр», «Цирк», «Хоровод», «Я люблю театр», «Деятельность театрального художника», «Рисунки-комиксы «Театр в моей жизни», «Иллюстрация литературного произведения о театре».

Каждая рубрика заслуживает особого внимания и анализа. Самой близкой темой для детей всех возрастных групп явился кукольный театр. Педагоги отмечают, что эта тема пришлась по душе как совсем маленьким ребятам, дошкольникам, так и учащимся младших классов и подросткам. Это и понятно, поскольку первый опыт приобщения к искусству театра многие из нас начинают с игры в кукол, с театрализованных представлений и посещений театра кукол. Следует отметить, что многие юные художники в рисунках отразили свой опыт кукловодов. Из рисунков мы узнаём, что ребята с удовольствием принимали участие в кукольных театрализациях дома, в детском саду, школе и в домах творчества. Они умело обращаются с перчаточными, тростевыми куклами и марионетками.

Семилетний Владимир из Москвы, используя масляную пастель, создал композицию, в которой кукла занимает большую её часть. Рисунок получился выразительным, нарядным и красочным. А вот девятилетняя Евдокия из города Королёва работала гуашью. Удивляет её умение прорисовывать кистью маленькие детали: тонкие ножки стола и стульев, нити, которые держат кукол-марионеток, бахрому и др.

Особое место в галерее изобразительных образов занимают рисунки на тему «Домашний театр». Здесь следует отметить интересный замысел семнадцатилетней Алины из города Соль-Илецка Оренбургской области: большая дружная семья участвует в важном событии, кто-то смотрит, а кто-то показывает кукольный спектакль. Нет сомнений в том, что кукол и декорации к спектаклю создавали все вместе. Самодельную ширму поддерживают стопки книг и табурет . Кукольное зрелище такое интересное, что им залюбовался даже кот, сидящий на подоконнике. Степенный колорит, с ярким акцентом в центре завораживает и нас – зрителей: хочется рассмотреть каждую деталь, поскольку эти детали «говорящие» и о многом могут рассказать пытливому наблюдателю.

Во многих современных семьях существует традиция празднования Рождества. Об этом рассказывает рисунок тринадцатилетней Анны из Тюмени, Ирины из Барнаула и других ребят. Свою композицию Анна построила на контрасте синих и охристых цветов, что придаёт работе некоторую торжественность, но и загадочность. Герои «Рождественского театра» – ангелы, Иосиф и Мария с Младенцем Христом, Волхвы и другие персонажи – созданы своими руками. На столе изображена новогодняя ёлка, шкатулка, мандарины – как символы Новогоднего праздника. Подсвечник с горящими свечами освещает центр композиции – вертеп.

Из общения с педагогами и детьми узнаю, что домашние театры часто приезжают в детский сад или в школу, в дома престарелых или в больницы. Волонтёрское движение, осуществляемое средствами искусства, в формах и методами искусства, у нас в стране сейчас набирает оборот. Это, безусловно, радует и всячески нами приветствуется. В образовательных учреждениях существуют театральные и изостудии, в которых ставятся кукольные спектакли, дети самостоятельно своими руками изготавливают всё: и кукол, и декорации, и ширму, а порой и афиши, и пригласительные билеты (см. статью Г.Б.Селезнёвой). Как правило, одни и те же дети и создают, и показывают спектакли. Это мы видим на рисунке Дарьи из города Лакинска Владимирской области. Её рисунок «Кукольный спектакль в детском саду», выполненный гелиевой ручкой и гуашью, выдержан в тёплой цветовой гамме и построен на тонких тональных отношениях. Его хочется внимательно рассматривать, обращая внимание на особую атмосферу и «поэтичность» рисунка. А вот юная художница Софья из Екатеринбурга нарисовала, если так можно выразиться, «дворовое» кукольное представление : группа ребят показывает спектакль прямо на улице, они увлечены процессом. Глядя на эту работу, понимаешь, что Софья тоже является его участником, потому что со знанием дела рисует всё происходящее. Интересна и форма рисунка – это квадрат. Композиция выразительна и динамична, умело организована на ритмическом построении тёмных и светлых пятен. Поход с родителями, учителями и друзьями в кукольный театр – запоминающееся событие

и увлекательное зрелище. Семилетняя Олеся из Новосибирска нарисовала семейное посещение театра. Краски она подобрала радостные и подметила архитектурные особенности местного кукольного театра. А вот Елизавета из Ставрополя в своей пастели создала сложную сумеречную атмосферу кукольного театра, когда свет в зале выключен и все сосредоточенно смотрят на сцену. Юным художникам удалось передать свой замысел через колористические предпочтения, девочки демонстрируют своё умение использовать цвет как средство художественного выражения.

Побывав однажды в театре, хочется туда вернуться вновь. Особенно если есть возможность заглянуть за кулисы или побывать в мастерской театрального художника – кукольника (см. статью М.С.Каштановой). Об этом ведут диалог со зрителями Ксения из Екатеринбурга, Елизавета из Москвы и Екатерина из Томска.

Важно отметить, что их графические работы, при всей скупости цвета, очень содержательны и оригинальны по сюжету.

Необычны техники исполнения и на звания рисунков: «Артисты, любимые с детства», «А нас марионетки окружают». Сильное впечатление оказывает на зрителя композиция Алисы Власовой «Забытые актёры». Здесь создана особая атмосфера чердачной жизни: беспорядок, паутина, сломанные вещи. Луч солнца осветил старые куклы на стеллажах, они отыграли свои роли и теперь никому не нужны. Алисе удалось подобрать соответствующие замыслу изобразительные средства выражения для этой печальной картины «дожития».

Почти в каждом большом населённом пункте есть театры: оперы и балета, драматические и др. Это, как правило, красивейшие здания, которые являются культурной ценностью города или государства. Изобразить архитектуру – не простое занятие. Тем более приятно смотреть на рисунки, в которых здание театра органично вписано в городской пейзаж и несёт на себе особые содержательные смыслы. Так на рисунке Виктории из Каменска-Уральского «Встреча у Большого театра» – это одновременно и отражение любимого места города и романтический сюжет – встреча двух людей. Возможно, это свидание влюблённых. Дождевые потоки создают напряжение в композиции, усиливая состояние интриги.

В живописной работе «Театральная площадь» Ольги из Братска и в рисунке «У Мариинского театра» Анны из города Азова, напротив, передано умиротворённое состояние городских будней. Глядя на рисунки, понимаем , что Театральная площадь в городе Братске, где находится Драматический театр, любима горожанами и является местом для отдыха и семейных прогулок. А на Анну произвела впечатление красота архитектурного декора театра , который она, наверно, посетила во время пребывания в Санкт-Петербурге.

Особое место в галерее конкурса «Я вижу мир: мир театра» занимает тема «Гримёрка». Этот мир закулисья притягивает внимание своей загадочностью. Как совсем юных художников, так и ребят постарше привлекают интерьеры гримёрных, их волнуют те переживания, которые испытывают актёры до или после выступления. Зеркало на этих рисунках – важная часть композиции. Отражение в зеркале актёра придаёт рисунку некий таинственный смысл. В портрет актёра, изображённого с двух точек зрения, хочется вглядеться, обратить внимание на все мелкие предметы и детали его окружающей обстановки.

Особое место среди конкурсных работ занимает тема «Балет». Глядя на многие рисунки, чувствуется, что дети, особенно девочки, занимаются в классах балета и имеют опыт выступлений на сцене. Интересен рисунок девятилетней Яны из Подольска «Перед выступлением». Балерины разминаются перед выходом на сцену: одну из них припудривает гримёр, другая делает растяжку, третья – наклоны, мальчик и девочка повторяют сложное движение . То, что Яна на дальнем плане изобразила рабочего сцены, лишний раз свидетельствует о том, что она не раз бывала за кулисами театра, возможно, среди юных балерин она нарисовала себя. Красный цвет занавеса держит центр композиции, расставляя необходимые акценты.

Взгляд изнутри, со знанием специфики работы балерины и того большого труда, который сопровождает эту профессию, мы видим в композиции шестнадцатилетней Валерии из Новосибирска. Её сдержанный по цвету рисунок интересен по содержанию. Он воспроизводит обыденные будни балерин в период перерыва между занятиями. Маленькая девочка пришла в зал тренировок вместе с мамой, чтобы посмотреть и записаться в балетный класс. Работа Полины из города Братска Иркутской области – это диалог балерин, разговор об искусстве балета. На стене не случайно помещена репродукция пастели Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Работа «Репетиция» колористически выдержана на отношениях серо-зелёных, бледно-синих и светло -охристых оттенков, что придаёт ей особую гармоничность и пластичность. Многие девочки мечтают стать балеринами, быть стройными и прекрасными. Поэтому некоторые работы можно воспринимать как рисунки-мечты. Рассматривая произведения юных художниц на одну тему «Танец балерин » или «Хоровод », мы чётко видим возрастную специфику, характерную для той или иной стадии (фазы, периода) их творческого развития при изображении образа человека. Плоскостное, по большей части декоративное решение – в дошкольном и начальном детстве, тонально-объёмное – в старшем подростковом периоде. Ритм как средство выражения применяется юными художниками практически всех возрастных групп, что проявлено в работе девятилетней Елизаветы из Лесосибирска и шестнадцатилетней Софьи из Москвы.

Театр, как известно, начинается с вешалки, но Театр, как известно, начинается с вешалки, но можно также сказать, что и с театральной кассы. Многие композиции посвящены покупке билетов в театр. Есть и такие работы, на которых зафиксирована предтеча спектакля, как например, на графическом листе Таисии из Красноярска, который выстроен на контрасте красных, чёрных и белых цветов. Не менее выразительна композиция «В оркестровой яме», которую создал четырнадцатилетний Михаил из этого же города.

Иногда кажется, что композиции некоторых юных художников очень похожи. Но это только на первый взгляд, при внимательном рассмотрении понимаешь своеобразие и оригинальность замысла. Каждый художественный материал «диктует» рисовальщикам свой образно-изобразительный язык.

Мы видим, как умело использует выразительные возможности гуашевых красок Камилла из города Североморска Мурманской области, а пастели – Лиза из Красноярска.

На конкурс по теме «В ложе» было прислано несколько рисунков из разных уголков страны. Но две детские работы: одна из Ростова-на-Дону, а другая из Оренбурга – поразили меня своей похожестью. Работа Альбины появилась в галерее конкурса ранее, чем работы Тиграна из Оренбурга. Стоит только гадать о том, была ли ещё третья композиция, которую ребята взяли за основу, или Тигран заимствовал композицию у Альбины? Композиционные заимствования (плагиат ) не делают честь юным художникам. Самостоятельность замысла и оригинальность – это важные условия международного конкурса, которые нужно соблюдать. Я думаю, что при подготовке к следующему конкурсу и дети, и их педагоги будут ответственно относиться к выбору сюжетов. Важно помнить, что через рисунок автор транслирует уникальность своего видения творческой задачи и её решения.

Музыкальный театр или игра на музыкальных инструментах очень редко изображаются в рисунках детей, поступивших на конкурс. Чтобы создать убедительный образ, нужно обладать богатым опытом наблюдений за игрой музыканта или самому играть на инструменте. Тем интереснее работы Полины из Североморска «Сюита для виолончели» и девятилетнего Вадима из Стерлитамака (Башкирия), в которых художникам удалось передать проникновенность изобразительного образа и через его колористическое решение подчеркнуть характер музыки. Изображение хора, в котором дети сами принимают участие, нашло отражение во многих работах: здесь и «Модные певицы», и «Школьный хор», и «Хор в театре», и др.

Приобщение детей и подростков к истории театра – это одна из задач международного конкурса.

По этому не случайно античный театр Древней Греции и Рима, Китая и Японии занял достойное место в галерее конкурса. Это свидетельство того, что и педагоги, и юные художники уделили теме «Античный театр» значительное внимание. Традиционный японский театр Кабуки и кукольный театр Бунраку стали темой и проблемой осмысления для юных художников из города Ирмино Луганской народной республики, из российских городов Тверь, Тюмень, Североморск, Подольск и из города Орша Витебской области Белоруссии.

Венецианский, Бразильский карнавалы и др . – это костюмированные зрелища, интригующие воображение зрителя. Об особенностях карнавального действия юные художники узнают в основном на школьных занятиях или в изостудии. Но есть и такие счастливчики, кто побывал, например, в Венеции на карнавале и выразил в рисунке свои впечатления.

Многие педагоги и старшие подростки для уроков Мировой художественной культуры и Изобразительного искусства готовят видео-презентацию, чтобы посмотрев её, «погрузиться» в мир образов карнавального лицедейства. Существуют прекрасные документальные и художественные фильмы, после просмотра которых возникает желание нарисовать манящую глаз экзотику театрализованного праздника. Но иные подростки, «гуляя» по страницам Интернета, любуясь импозантными фотографиями , заимствуют сюжеты из фотографий и интерпретируют их в своём творчестве. Иногда это получается у них удачно, иногда – нет.

Традиции костюмированных народных гуляний и уличных представлений на Руси своими корнями уходят в глубокую древность. Они связывались с природными и аграрными ритмами. Народные праздники Масленица, Ивана Купала, Новолетие и др., а позднее и праздник Рождества и др. нельзя представить без ряженых, скоморохов , бродя чего вертепа, любимого народного героя Петрушки, балагана и цирка-шапито и др. Этим темам посвятили свои выразительные композиции Дарья из Рязани, Станислав из Москвы, Елизавета и Александра из Республики Крым, Диана из Санкт-Петербурга, Анастасия и Людмила из Каменска-Уральского Свердловской области и многие другие ребята. Техники выполнения самые различные: батик и гуашь, граттаж и акварель, гравюра наклейками и монотипия, гелиевая ручка и фломастер, уголь и сангина, пастель и соус. Ребята умело используют выразительные возможности этих техник для достижения задуманного. Если стать участником карнавала или колядок удаётся не каждому ребёнку, то приобщиться к цирковому искусству может практически каждый. Часто малыми труппами цирковые артисты приходят в детские сады и школы. Но стать участником настоящего большого циркового представления в настоящем большом цирке – это всегда большая удача и праздник. Цирковое представление никого не оставляет равнодушным. Яркие выступления клоунов, жонглёров, акробатов, канатоходцев, фокусников, гимнастов и конечно же зверей эмоционально переживаются и запоминаются надолго.

Поэтому не удивительно, что на международный конкурс детского рисунка «Я вижу мир: мир театра» очень большое количество рисунков поступило на тему «Цирк». Юных художников завораживают «смертельные номера» артистов мотошоу, высокие пирамиды из людей, которые выстраивают гимнасты, опасные трюки, которые выполняют дрессировщики львов, тигров, крокодилов, слонов и других животных.

Всё это находит отражение как в рисунках маленьких, так и опытных рисовальщиков. Особое значение в их композициях имеет цвет. Тёплый или холодный колорит, контрастный или нюансный, мажорный или минорный – всё важно. Общее созвучие цвета, иногда «громкое», а иногда «тихое», усиливает эмоциональность нашего восприятия этих произведений. Классический сюжет «Арлекин и Пьеро» опять возвращает нас к теме лицедейства и к словам Уильяма Шекспира «Весь мир – театр. В нём все – актёры». Грусть и радость, печаль и восторг, счастье и несчастье – это грани нашей жизни, которые свойственны каждому человеку. Над этими проблемами бытия размышляют в своих работах шестнадцатилетние художники Анна из Екатеринбурга и Екатерина из Каменск-Уральского. Изображая будни артистов цирка, они создали оригинальные композиции.

Маска – это одна из конкурсных номинаций. Маску, придуманную по собственному замыслу, оказалось сделать не так-то просто. Многие юные художники, вдохновлённые новогодним карнавалом, венецианскими и африканскими масками, пошли по пути штампованных стереотипных образов . Лишь немногим удалось создать оригинальные творения. Среди них Светлана и Екатерина из Каменска-Уральского, Александра из города Королёв Московской области и Анастасия из города Лакинска Владимирской области, Каролина из города Берёзы Брестской области Белоруссии. Примечательно, что ребята использовали бросовые материалы (газетные и журнальные страницы, картон, цветную бумагу, пластиковые пакеты) и смешанные техники др. Выполняя эскизы кукол и театральных костюмов, некоторые юные художники затем выполняли их в материале, в натуральную величину. У Софии из Мурома получился интересный образ Пьеро со скрипкой, у Максима из Санкт-Петербурга – Иван Царевича, а у Валерии из подмосковного Королёва – костюм Карабаса Барабаса. Обратили на себя внимание эскизы костюмов, созданные уже опытными юными художниками. Среди них графический лист Алексея из Московской области к сказке Гофмана и эскиз костюма принцессы, созданный Алёной из Казани. Выразительны акварельные эскизы к сказке «Алиса в стране чудес» художницы Екатерины из города Воскресенска. А также серии национальных костюмов Даниила и Виктории из города Петропавловска (Казахстан) и Арсения из Тюмени Ханты-Мансийского автономного округа. Семилетние художники тоже порадовали зрителя интересными работами – эскизы костюмов Коломбины и Арлекина, выполненные Марией из Красноярска и Анастасией из Москвы. Забавен эскиз сказочной шляпы, нарисованный гелиевыми ручками по цветному фону десятилетней Полиной из подмосковного Королёва. Деятельность театрального художника нашла отражение во многих конкурсных работах: театральная афиша, эскиз занавеса, эскиз костюма, маска, эскиз декораций и др. Виктория из Ставрополя назвала свою композицию «Художники-декораторы в мастерской». Она убедительно показала нелёгкий труд театральных художников.

Дарья из Санкт-Петербурга посвятила свой рисунок художнику Мариинского театра Михаилу Шемякину. Тщательно изобразив узнаваемый орнамент театрального занавеса, она нарисовала художника на сцене, рисующего с натуры балерину. Конкурсом не предусматривалась номинация «Скульптура», но некоторые ребята разместили в галерее свои пластилиновые работы и в технике бумагопластики. Редко какие международные или всероссийские конкурсы объявляют такую номинацию, поскольку трудно пересылать скульптурные поделки по почте, часто они приходят помятыми или сломанными. Хотя мы знаем, что в скульптуре работают многие юные художники и достигают заметных результатов. Работа в объёме развивает объёмно-пространственное мышление ученика, и мы всецело поддерживаем такое направление творческой деятельности, которое педагоги реализуют в художественных школах и школах искусств, в кружках при домах творчества и на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Темы «Шрифтовая композиция» и «Театральная афиша» были широко представлены на конкурсе. Многие из этих тем были воплощены на компьютере, иные – рисованы традиционным способом. Оригинальную композицию, основанную на ритмической организации фигур людей и букв, представила Ольга из города Гусь-Хрустальный. Компьютерный дизайн сегодня занимает важное место в подготовке будущих специалистов. Многочисленная серия афиш поступила на международный конкурс из города Кемерово. Здесь афиши к балетам и мюзиклам, драматическим спектаклям и комедиям. Члены жюри отметили работу Карины к балету «Золушка», Дарьи – к спектаклю «Мама-кот», а также афиши Марии и Алёны, посвящённые фильмам с участием Чарли Чаплина.

Кинотеатр – один из любимых театров современных детей и многих взрослых. Глядя на рисунки, размещённые в электронной галерее на сайте Международного союза педагогов-художников, понимаешь, что юные художники познакомились с историей зарождения кинематографа и через изобразительные образы выразили своё отношение к чёрно-белому и немому кино. Анне из Екатеринбурга удалось передать паническое состояние первых зрителей, которые приняли за реальность «ожившие» на экране кадры фильма.  Интересную по замыслу композицию «Чудо синематографа» хочется рассматривать и вглядываться в «говорящие» детали. Кино как вид искусства каждый день «приходит» в наш дом, и комната превращается в своеобразный кинотеатр, где «горят» страсти, «живут» переживания, где ты чувствуешь свою сопричастность к жизни большой страны, «путешествуешь» в разные города, «исследуешь»   континенты, узнаёшь много полезной и мудрой информации.

Театр теней – это ещё один вид зрелищного искусства, который доступен детям всех возрастных групп, театр, который они могут посетить в своём городе и который могут создать сами в процессе творческой деятельности в детском саду, в школе или дома. Жюри конкурса всегда отмечает оригинальные композиционные решения. Двенадцатилетняя Полина из Твери нарисовала кукловодов теневого театра, глядя на всё происходящее за ширмой, с точки зрения акт ёра . А вот Петрова Полина из Москвы в акварельном рисунке «Волшебный театр теней», наоборот, посмотрела на всё происходящее глазами зрителя. Необычная серия работ поступила на конкурс из города Подольска Московской области. Девятилетняя Марина в оригинальной технике исполнения показала сцену теневого спектакля «Алисафия» по Бунину. Ей удалось использовать всю гамму ахроматических цветов и передать состояние тревоги. Савчиц Дарья из Ялты в чёрно-белой композиции использовала выразительные возможности ажурных линий и пятен, чтобы передать впечатление о своём первом теневом спектакле. Деталь в рисунке, как аксессуар в театре или предмет, окружающий тебя в жизни, имеет своё неповторимое значение.

Видимо, поэтому так много натюрмортов было прислано на конкурс. Натюрморт «излучает» свою историю. Тихая жизнь предметов несёт информацию о театральной жизни. Каждый предмет «играет» свою роль и, созерцая мини-спектакль, мы по-своему его интерпретируем.

Рисунки-комиксы «Театр в моей жизни» – это рассказы, в которых слово и иллюстрация играют важную роль и объединены единым графическим решением. Софья из Кемерово назвала комикс «Мечта», а Мария из Твери – «Театральное приключение». Каждая юная художница в присущей ей манере создала увлекающие наше внимание изобразительные образы. Комикс Марии из Ставрополя интересен своей задумкой «Моя масленица». И без подрисуночных надписей понимаешь происходящее. Однако текст, который комментирует действие, тоже хочется прочитать. Пожелаем Марии в следующий раз сделать шрифтовые текстовки более крупного размера. Слово комикс происходит от английского слова «смешной». Однако современные комиксы иллюстрируют тексты всех литературных жанров, а не только комедии. Рисунки-комиксы «Странный герой», созданные  Александрой из Чебоксар, говорят сами за себя. Чувствуется уверенная рука хорошей рисовальщицы, которая с юмором относится к себе и к своим поступкам. Автору в лаконичной форме удалось убедительно передать замысел. Комикс – это единство повествовательного текста и визуального действия, но иногда текст может и не сопровождать рисунок, как например, у Александры. Такой подход даёт возможность каждому зрителю домыслить рисованные образы и составить к ним свой рассказ. Интересными оказались работы, отражающие сцены из разных спектаклей. Елизавета из Тюмени нарисовала фрагмент спектакля «Алиса в стране чудес». Она построила образный строй рисунка на контрасте двух цветов: синего и жёлтого. Хочется в связи с этим вспомнить известное изречение, свидетельствующее о мастерстве автора: «минимум средств – максимум выражения».

Эти слова также можно отнести к творчеству Алины из Ангарска. Она изобразила сцену из спектакля «На дне», поставленного по одноимённой пьесе Максима Горького. Юной художнице удалось передать и глубину сцены, и глубину настроений, царивших в зале, используя технику гризайли.

Конкурсная тема «Иллюстрация литературного произведения о театре» была неправильно понята многими ребятами, они выслали рисунки-иллюстрации к литературным произведениям, а не к тем, в которых повествуется о театре. Особой популярностью у юных художников имело произведение Антона Чехова «Каштанка». А Ирина из города Завьялова (Удмуртия) создала выразительный портрет писателя на фоне сцены из спектакля «Вишнёвый сад». Портреты известных писателей, актёров, клоунов, режиссёров также вошли в галерею конкурсных работ, а некоторые из них были отмечены членами жюри.

Елизавета Симоненко из Ставрополя в технике акварели создала глубокий по замыслу портрет советского и грузинского кинорежиссёра и сценариста, драматурга, художника и скульптора Резо Габриадзе.

2018 год объявлен годом добровольца и волонтёра в России. А учителя – это те люди, которые любят детей и работают по призванию. Известный психолог А.А.Мелик-Пашаев как-то назвал педагогов-передвижников и детей-передвижников миссионерами, которые своим участием в конкурсно-выставочном движении несут «эстетическую радость». Занимая деятельную позицию, они передвигаются с выставкой по разным учреждениям культуры и образования: из детского сада – в школу, из школы – в библиотеку, из библиотеки – в институт и т.д. Всю работу, связанную с передвижничеством, они делают сами (оформление работ, этикетаж, экспозиция, комплекс культурных и образовательных мероприятий и др.), поэтому их можно назвать волонтёрами, поскольку выполняют они эту работу ежегодно на протяжении уже 24 лет, и делают её добровольно и безвозмездно. Спасибо всем тем, кто способствовал реализации проекта и принял участие в Международном конкурсе и XXVIII передвижной выставке «Я вижу мир: мир театра», детям и их наставникам ! Надеюсь , что обогащение культурным опытом и полученные новые знания о мире театра, способствовали вашему творческому росту!

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 19-27

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.