Н.К.Рерих и М.К.Тенишева: духовные аспекты сотрудничества
Н.Тютюгина, кандидат искусствоведения, доцент Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмаилова,преподаватель Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна
Н.К. Рерих и М.К. Тенишева: духовные аспекты сотрудничества
высочайшем создании нашего духа?
Н.К. Рерих
В 1900 году в деревне Фленово, в имении князей Тенишевых Талашкино под Смоленском, был заложен храм. Главным архитектором строительства выступила покровительница и подвижница русской культуры – княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В 1903 году умер её муж, князь Вячеслав Николаевич Тенишев, и храм стал фамильной усыпальницей. Строительные работы были полностью завершены к 1905 году. Но в России в тот год начались революционные беспорядки и погромы, которые коснулись в том числе имения княгини. Мария Клавдиевна вынуждена была уехать в Париж. Вернулась она лишь в 1908 году с мыслью завершить наконец церковь во Флёнове. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу.
Расписать церковь княгиня предложила своему близкому другу – художнику Николаю Константиновичу Рериху. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это – храм, – вспоминала в Париже в 1920-е годы М.К.Тенишева. – Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, < … > через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой – сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие. Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное» [1].
Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания оставил и Н.К.Рерих: «Мы решили назвать этот храм – Храмом Духа. Причём центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. <… > Мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли М[арии] К[лавдиевне] живейшую радость. Обращаясь к широкому пониманию религиозных основ, можно считать, что М.К. в этом отвечала без предрассудков и суеверий запросам ближайшего будущего», – отмечал художник.
Н.К.Рерих очень дорожил близкими отношениями с княгиней, и долгие годы их связывала личная переписка, наполненная размышлениями о будущих путях развития русского искусства. У них были общие духовные задачи в искусстве, которые им виделись в возрождении культурных традиций Древней Руси. «Из отношений с Вами во мне возрождается вера в нужное, чистое и вообще человеческое. Как особенный памятник сохраняю я Ваши письма. Помимо личного они имеют большое значение общественное как трогательное свидетельство Вашей искренней привязанности и доброжелательства к искусству. Мне видится, что наше дело – дело Святое и трудом и верою мы пройдём на истинную пользу Руси» – писал он Марии Клавдиевне в 1905 году.
В свою очередь, будучи в эмиграции, М.К.Тенишева посвятила Н.К.Рериху не одну страницу своих воспоминаний. Она писала: «Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».
Первая встреча Н.К.Рериха и М.К.Тенишевой состоялась в 1903 году. В тот год Николай Константинович вместе с женой приехал в Смоленск исследовать памятники архитектуры Древней Руси. Он писал в Смоленске этюды, а Елена Ивановна Рерих занималась фотосъёмкой. Тогда же Рерих и посетил и Талашкино.
Школа и мастерские, устроенные княгиней, произвели на художника неизгладимое впечатление, что сразу же нашло отклик в его публикации. «Спокойная, весёлая работа, изучение исконных, народных творческих сил. Целесообразные способы труда, наверно, отметят многим замечательным это место. Щедро рассыпанные образчики искусства, общая чистая художественная атмосфера выведут многих талантливых людей из смоленского села Талашкина княгини М.К.Тенишевой. Я ехал туда уже подготовленный увидеть нечто значительное, но на деле впечатление оказалось сильнее. <…> Вижу красивый теремок; вижу красильню, где варятся неядовитые химические комбинации, а травы, кора и коренья. Вижу типичную красильщицу -старуху мордовку в народном уборе, в котором каждая часть восходит за многие века. Полоскала она нитки на реке и несёт на коромысле мокрые длинные пряди из приятнейших густых тонов. Дай Бог селу Талашкину расти и развиваться. <…> Такие уголки, как Талашкино, настоящие устои национального развития мысли и искусства, сколько самобытности могут они пролить на обедневший ею народ русский», – писал Н.К.Рерих в газете «Новое время» в 1903 году. Позднее Н.К.Рерих познакомился с эмалями, которые собственноручно изготавливала М.К.Тенишева, украшая ими свои изделия. Будучи человеком разносторонним и творческим, княгиня в своих работах возродила многоцветную красочность техники византийской эмали, которая к началу ХХ века была почти забыта. Мотивы растительного орнамента, «звериного стиля», созданные М.К.Тенишевой, восхитили Н.К.Рериха тонким проникновением в истоки православного искусства, которые восходят, с одной стороны, к искусству Востока, а с другой стороны, сохраняют традиции славянского язычества. «Около понятия Востока всегда толпятся образцы животных: зверьё, заклятое в неподвижных позах. Символика животных изображений, может быть, ещё слишком трудна для нас. Этот мир, ближайший человеку, вызывал особенные мысли о сказочных звериных образах. Фантазия с отчётливостью отливала изображения самых простейших животных в вечных, неподвижных формах, и могучие символы охраняли всегда напуганную жизнь человека. Отформовались вещие коты, петушки, единороги, совы, кони… в них установились формы кому-то нужные, для кого-то идольские. Думаю, в последних работах княгине Тенишевой захотелось старинным мастерством захватить старинную идольскую область домашнего очага. Вызвать к жизни формы забытых талисманов, посланных богиней благополучия охранять дом человека. В наборе стилизованных форм чувствуется не художник-анималист, а мечтания о талисманах древностей».
В звериных символах древнего искусства Н.К.Рерих прозревал извечный космический смысл Бытия — «клад захороненный», который дошёл до нас из глубины веков. Символическим языком через образы животных наши предки передавали познание законов Космоса. Символы животных в древних мистериях воплощали стихийные силы земли, которые побеждались и преображались напряжением духа героя. «Сильные заклятиями символы» дошли до нас из пещер каменного века, которые служили пространством преображения материи, храмом мистерий, лабиринтом для героя, призванного поразить в его глубинах страх. Это духовное напряжение в православной традиции предстаёт в изображении битвы Святого Георгия с Драконом.
Православные храмы также нередко украшались на фасаде звериными символами, как например Дмитровский и Георгиевский соборы во Владимире. Известны в православии и меднолитые иконки-змеевики, на одной из сторон которых изображался лик со змеями, подобно античной медузе Горгоне.
В белых одеждах, с золотыми «священными знаками» «лучших животных и птиц», предстаёт и Царица Небесная – Матерь Мира – в росписи храма Святого Духа. Поэт Максимилиан Волошин, увидев эскиз этого изображения на одной из выставок, отметил сходство образа не только с древностью, но и с Востоком. В статье «Художественные итоги зимы 1910 – 1911 гг. (Москва)» он писал: «Из всех вещей Рериха наиболее заинтересовал меня эскиз запрестольной стенописи для Талашкинской церкви под именем "Царица Небесная на берегу Реки Жизни". … Белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов, или теснота сил небесных над тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто очень древнее и восточное». Действительно, уже на раннем этапе творчества в представлениях Н.К.Рериха, художника и учёного, древневосточные и православные изобразительные традиции оказываются близкими друг другу. Н.К.Рерих отразил это и в своих поэтических притчах. Одновременно художник пишет сказания, посвящённые индуистской богине Лаухми и православной Царице Небесной.
Красный цвет на Руси всегда был символом духовного огня и красоты, а белый символизировал нравственную чистоту. В виде огненного ангела предстаёт София Премудрость Божия, в алом омофоре является Царица Небесная в Державной иконе Божией Матери, на белом коне в алом плаще поражает змия Святой Георгий.
Ещё до получения официального заказа на роспись храма в Талашкино, Н.К.Рерих задумывался над тем, каким образом может быть украшена церковь. Так, в 1905 году художник завершает трёхметровое полотно «Сокровище Ангелов».
«Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный Камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, символы чего начертаны на Камне», – писал художник. Символом «краеугольного камня» становится изображение Христа, высеченное на камне: художник буквально воспроизводит древний памятник христианского искусства Еллингский камень1.
Есть основание считать, что такой усыпальницей Н.К.Рериху представлялся храм, строительство которого в это время завершала М.К.Тенишева. «Как бы мне хотелось показать Вам композицию райского сада. На днях нашел её всю и, кажется, недурно. Буду писать в Петербурге для себя аршин в 5–6», – сообщал художник княгине в августе 1904 года.
И позднее он вновь писал: «Хотелось бы Вам показать кое-что религиозное. Кажется, попало недурно в тонах. Контур конечно близок общецерковным абрисам, изменять и паче того реализовать которые считаю высшим святотатством».
М.К.Тенишева приобрела эскиз к «Сокровищу Ангелов» 1904 года, выполненный на дереве в технике масляной живописи. В эскизе в серебристо-охристой гамме художник изобразил Ангела с копьём и сферой в руках и райское древо с птицами, возможно, с теми самыми древнерусскими огненными фениксами, которые возрождаются из пепла, или сиринами и алконостами, которые вещают о радости и страдании. Гранённая, выложенная мелкими мазками, словно смальтой, пластика изображения в эскизе также свидетельствует о стремлении художника воплотить идею картины в мозаике2.
Но в 1908 году Мария Клавдиевна заказала Н.К.Рериху расписать первоначально лишь алтарную часть храма, поэтому художнику пришлось изменить свой замысел. Образ «Сокровище Ангелов» так и не был воплощён в стенописи. В этой связи художник сообщал жене: «Думаю, что в церкви всё удастся. Так хорошо, что не вся церковь, а только алтарная часть. Гораздо цельнее выйдет». Но затем в храме Святого Духа появились также росписи Н.К.Рериха «Трон Невидимого Бога», «Николай Угодник» и его мозаика «Спас Нерукотворный». Надо заметить, что свободная от изображений значительная часть стен в небольших церквях конца XIX – начала ХХ вв. представляла собой характерную черту стиля модерн. Белое пространство с редкими росписями и иконами, залитое естественным освещением, идущим через окна, создавало в храме особое ощущение света. Так был организован интерьер церкви в Абрамцеве, созданный художниками В.М.Васнецовым и В.Д.Поленовым, храм Марфо-Мариинской обители в Москве, построенный А.В.Щусевым и расписанный М.В.Нестеровым.
Во внутреннем пространстве храма Святого Духа Н.К.Рерих и М.К.Тенишева поставили перед собой задачу возродить также древнюю христианскую традицию, согласно которой алтарная часть храма была почти полностью обозрима для верующих. Дело в том, что окончательное становление высокого, закрывающего алтарь иконостаса в храмах Руси относится лишь к XVI веку. Первоначально алтарь был открыт полностью для обозрения. Позднее в храмах появилась алтарная преграда, на которой располагались иконы лишь в один-два ряда, и запрестольная роспись была видна даже при закрытых царских вратах. В XVI веке иконостас вырос в виде стены до полного сокрытия алтарной части от основного пространства церкви. Н.К.Рерих и М.К.Тенишева выбрали исторически промежуточный вариант, в котором иконостас, преграждая вход в алтарь, не скрывал его полностью3.
Образ открытого алтаря – распахнутая завеса, скрывающая Святая Святых храма, – также предстаёт в композиции Н.К.Рериха «Трон Невидимого Бога» («Поклонение кресту»), которая разместилась над аркой алтарной апсиды. Композиция представляет собой Небесный Престол, над которым возвышается крест по типу новгородского, с изображением Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов и Евангелистов, по сторонам Престола – орудия страстей. А далее предстоят Силы Небесные, которые «с нами невидимо служат»: Архангел Гавриил, Архангел Михаил, двенадцать апостолов. В белых одеждах, с символами святости – нимбами изображены у Престола коленопреклоненные Адам и Ева.
В 1912 году Н.К.Рерих создаёт также для храма эскиз росписи «Николай Угодник». Судя по фотографии, композиция находилась над аркой входа в придел храма, который вёл в фамильный склеп Тенишевых. В росписи был изображён Святой Никола Можайский, спасающий грешников из огненной пасти дракона, и трубящие ангелы.
Эта роспись явилась продолжением образов Страшного Суда, изображение которых для православных храмов было традиционным.
Мотив Судного дня представлен и в мозаике над главным входом в храм СвятогоДуха. Ангелы Апокалипсиса с рубиновыми крыльями обрамляют аскетический лик Спаса Нерукотворного. Глубоко запавшие огромные синие глаза Христа скорбным взором пронзают входящего. Напряжённое полыхание цвета в святом граде, в ангельских крыльях, в небесах ещё сильнее обостряют впечатление глубокой печали в смуглом лике Спасителя. Об этой мозаике Н.К.Рериха «Биржевые ведомости» в 1911 году сообщали: «Из Талашкина, известного имения княгини Тенишевой, вернулся В.А.Фролов, ставивший там мозаику на храме, по эскизам академика Н.К.Рериха. В.А.Фролов рассказывает о впечатлениях от последних «рериховских» работ. «Мне пришлось, – говорит В.А.Фролов, – выполнить уже ряд работ по эскизам Н.К.Рериха – для имения Голубевых, в Киевской губернии, для храма на Пороховых заводах, для Почаевской лавры, и, по моему мнению, работы Н.К.Рериха для храма в Талашкине особенно удачны. < …> Гамма красок тёплая, красно-зелёно-чёрная. Величественный нерукотворный лик Христа на узорчатом плате несут красные ангелы. Внизу ангелы трубят. Позади города с золотыми крышами. Также красивы и эскизы для внутренней стенописи, сейчас исполняемой. – Скажите, не знаете ли вы, как относится духовенство к работам Н.К.Рериха? Ведь многие члены Академии (Академии художеств – Н.Т.), ненавидящие современное искусство, не хотят до сих пор понять значение работ Н.К.Рериха? – Как раз недавно я имел случай услышать очень пространное мнение о работах Н.К.Рериха такого строгого иерарха, как архиепископ Антоний Волынский. По поводу последних мозаик Н.К.Рериха архиепископ высказался с особым одобрением» [2, 360-361].
Апокалипсические образы храма Святого Духа, запечатлённые художником, связаны не только с православной традицией, но и в целом с временем, в которое творил живописец. Н.К.Рерих явился художником эпохи, которая во всей своей чудовищности разверзла перед человечеством очередную бездну: бездну революций и мировых войн 4.
Воочию наблюдая революционные погромы 1905 года на улицах Петербурга, он писал М.К.Тенишевой: «Что-то ещё предстоит пережить нам? И как нужно теперь единение во имя истинной Руси, далёкой от двух терроров». Непоколебимая вера в то, что разрушительные времена должны вновь завершиться утверждением в сознании людей идеалов добра, красоты, любви, идеалов духовной радости, сотрудничества с Высшими Силами, и подвигла Николая Константиновича и Марию Клавдиевну к созданию храма во имя Святого Духа. Апокалипсические образы, запечатлённые художником в храме, полны надежды и упования на Высшее заступничество. Красно-оранжевая тональность становится основной гаммой произведений Н.К.Рериха. В ней проявилось огненное напряжение Высших Сил. В духовном напряжении творит свою помощь человечеству Христос и Царица Небесная на мозаике и фреске храма Святого Духа.
Существует неверное представление о том, что храм Святого Духа не был освящён в связи с тем, что росписи и мозаика художника не были приняты церковью. Предварительные эскизы Н.К.Рериха для росписи храма обсуждались с представителями Смоленской епархии и были официально утверждены. «Когда задумывался храм Святого Духа в Талашкине, на алтарной абсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой стены» прекратило ненужные словопрения», – вспоминал художник[3, 471].
Храм Святого Духа не был освящён исключительно из-за начала первой мировой войны, которая помешала завершить росписи, а затем Октябрьская революция вынудила М.К.Тенишеву эмигрировать в Париж. Как писал художник: «Но именно в храме прозвучала первая весть о войне. И дальнейшие планы замерли, чтобы уже более не довершиться. Но если значительная часть стен храма осталась белая, то всё же основная мысль этого устремления успела выразиться» [4, 285].
Но дружба и переписка художника и княгини на этом не прервались. После Октябрьской революции 1917 года М.К.Тенишева вынуждена была эмигрировать в Париж. В эмиграции её материальное положение оказалось удручающим: М.К. Тенишева должна была зарабатывать на жизнь собственноручным изготовлением эмалей, которые первое время плохо продавались. Семья Рерихов также оказалась за границей, на территории Финляндии, которая вскоре стала самостоятельным государством. Затем Рерихи отправились в Америку.
Узнав об успехах художника за океаном, княгиня попросила у друга помощи. «Дело в том, что с войной и её последствиями Европа страшно обеднела, в особенности это чувствуется во Франции, – писала Мария Клавдиевна Рериху в Нью-Йорк в 1921 году. – Художники всех отраслей искусства не имеют больше никаких заработков, и в их рядах царит безнадёжная грусть. Вообще здесь полный застой в делах, никто ничего не покупает и не продаёт. Магазины пустуют, даже антикварные не делают никаких сделок. Пока я была в своём деле только любительницей, производя предметы по моей фантазии и не заботясь о том, останутся ли они у меня на руках или нет, в то время я была обеспеченным человеком, теперь же дело приняло совершенно другой оборот. С каждой вещью, которую я предпринимаю, меня не должно уже больше покидать сознание, что это делается за счёт насущного куска хлеба. Следовательно, мне необходимо будет создать верный сбыт моим произведениям, что-нибудь серьёзное и постоянное. <…> Поэтому, добрейший Николай Константинович, я решаюсь вас просить похлопотать за меня в Америке».
Николай Константинович, естественно, отозвался. Возглавив к этому времени целый ряд учреждений культуры в Америке, в 1922 году он начал организацию выставки-продажи эмалей М.К. Тенишевой в Нью-Йорке, в Институте Искусств (Art Institute).
Ещё в России Николай Константинович работал над эскизами вышивок и эмалей для мастерских Марии Клавдиевны. Продолжая творческое сотрудничество, Н.К. Рерих писал княгине в 1922 году: «Посылаю Вам снимок с моей картины «Св. Никола» – идёт из храма посмотреть, что на земле творится! Можно легко этот сюжет вышить в лилово-красной-жёлтой и тёмно-серой гамме…».
Будучи в Париже проездом по пути в Индию, в 1923 году Рерихи в последний раз встретились с М.К. Тенишевой. Об этой встрече Николай Константинович также вспоминал: «Когда [М.К.] узнала об отъезде нашем в центральную Азию, она лежала больной в своём малом Талашкине. «Ну, отче Никола, видно, и взаправду собрался ты храм строить», – так напутствовала М.К. наше последнее свидание» [5, 286]. По возвращении из экспедиции в 1928 году Рерихам сообщили, что в том же году в Париже М.К. Тенишева скончалась. «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность М[арии] К[лавдиевны], – писал Николай Константинович в память о княгине. – Как мы должны ценить тех людей, которые могут вызвать в нас именно это чувство радости. Пусть и за нею самою, в те области, где находится она теперь, идёт это чувство радости сознания, что она стремилась к будущему и была в числе тех, которые слагали ступени грядущей культуры. Большой человек – настоящая Марфа Посадница!» [5, 287].
…В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2006 года мне удалось посетить храм Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой. Открыть двери храма, недоступного посетителям вот уже несколько десятилетий, любезно согласился директор музея-заповедника «Талашкино». Ещё на подходе к храму со стороны фасада были видны разбитые стёкла, покрытая мхом черепица. Но на совесть сделанная мозаика, тщательная каменная и кирпичная кладка, устойчивые ступени входа не давали представление о той степени разрушения, которая на самом деле царила внутри. Нас встретили обнажённые заплесневелые стены с остатками грунта и паволоки, на которых красовались надписи «здесь был…», битый кирпич на полу, зияющая дыра разорённого склепа. Уникальный памятник русской православной архитектуры и живописи начала ХХ столетия, пережив забвение первой мировой войны, погром революционных лет, когда усыпальницу храма разорили, а над телом князя В.Н.Тенишева надругались, кровавое месиво второй мировой войны, неудавшуюся реставрацию70-х годов, не умер, но оказался в запустении.
Справедливости ради, необходимо сказать, что уже в период окончания росписей в 1914 году были обнаружены инженерные недоработки в процессе строительства храма. Была создана комиссия во главе с братом художника – архитектором Б.К.Рерихом, которая составила соответствующее заключение и рекомендации. Но из-за начала первой мировой войны недоработки не успели устранить.
В 1970-е годы была сделана попытка реставрации храма. К сожалению, она не была завершена, и со временем росписи полностью осыпались. Можно найти тысячу причин, объясняющих данную историческую ситуацию, благодаря которой обесцениваются и разрушаются произведения искусства и духовного творчества художников начала ХХ века, и среди них произведения Н.К. Рериха.
Но приходят и обнадёживающие вести. В 2012 году была начата новая реставрация храма Святого Духа и к 2018 году она наконец получила своё завершение. Несомненно, храм Святого Духа ждёт дальнейшей реконструкции. Нам представляется естественным профессиональное восстановление в храме Святого Духа росписей, исполненных Николаем Константиновичем Рерихом в сотрудничестве с Марией Клавдиевной Тенишевой. Сохранились фотографии интерьера, эскизы художника, появилось новое поколение мастеров, способных со всей чуткостью проникнуть в замысел живописца.
Именно к будущему обращены слова княгини М.К. Тенишевой, запечатлённые в музее «Талашкино»: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений. Для их развития и их пользы. Остаётся созданное на пользу и служению юношеству, следующему поколению и Родине».
Литература:
- 1. Воспоминания и письма Н.К.Рериха и М.К.Тенишевой цитируются по следующим источникам: РГАЛИ, фонд 2408; Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С. Журавлева. Смоленск: Издательство «Посох», 1995. 543 с.; Рерих в России. М.: Международный Центр Рерихов, 1993. 79с.; Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: «Виеда», 1992. 285с.
- 2. Николай Рерих в русской периодике. 1910–1912. Вып. IV. Отв. Ред. А.П.Соболев. СПб.: ООО «ИПК “Фирма Коста”», 2007. 584 с.
- 3. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995-1996. Т.1. 671 с.
- 4. Талашкино. Авторы-составители Б.ФРыбченков, А.П.Чаплин. М.: Изобразительное искусство, 1973. 183 с.
- 5. Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вст. статьи, примечаний Л.С.Журавлева. Смоленск: Издательство«Посох», 1995. 543с.
- 6. Маточкин Е.П. Николай Рерих: Мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Издательский дом«Агни», 2005. 199с.
- 7. Озер Джеско. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. Москва, 2004. 166с.
1 Еллингский мемориальный камень, воздвигнутый Харальдом Синезубым около 980 г., представляет собой кусок серого, с красными вкраплениями, гранита в форме усеченной пирамиды. На одной из трёх его граней высечено посвящение Харальда Синезубого, обращённое к отцу, матери и самому себе; на второй – «большой зверь», лев, обвитый змеёй; на третьей – заключительные шесть слов посвящения, сообщающие об обращении данов в христианство, и стилизованное изображение распятого Христа в окружении сплетающихся лент. Эта композиция является первым изображением Христа в скандинавском искусстве. Впервые обратил внимание на изображение Еллингского камня в картине Н.К. Рериха Е.П. Маточкин.
2 Позднее произведение было вывезено за рубеж и до 1935 года украшало парадную лестницу в Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Затем картина попала в коллекцию Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. В настоящее время полотно хранится в Санкт-Петербурге в Константиновском дворце.
3 В желании возродить древнюю традицию низкого иконостаса Н.К.Рерих и М.К.Тенишева среди современников не были одиноки. Подобный одноярусный иконостас представлен в настоящее время в Покровском храме в Пархомовке 1906 года (архитектор В.А. Покровский), во Владимирском соборе в Киеве (1862-1896).
4 Ощущение надвигающихся перемен, которые могут оказаться для человечества катастрофическими, отразилось в творчестве многих современников Н.К.Рериха. М.А.Врубель пишет «Демона поверженного» (1902) и «Шестикрылого Серафима» (1904), М.К.Чюрленис создаёт цикл «Потоп» (1904-1905) и картину «Жертва» (1909), М.В.Добужинский - «Дьявола» (1907) и «Поцелуй» (1916), Л.С.Бакст - «Древний ужас» (1908), К.С.Петров-Водкин - «Гибель» (1914) и «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), Г.И.Нарбут публикует в журналах рисунки «Война и народ» (1914) и «Лукоморье» (1914-1915).
Оставить комментарий