Достойна благодарной памяти
Достойна благодарной памяти
На большой выставке Валентина Серова, которая сравнительно недавно проходила в Москве, привлекало внимание одно обстоятельство, не имевшее прямого отношения к живописи: едва ли не половина персонажей, изображённых на портретах, именовалась благотворителями! Поддержка культуры (не только искусства) была, как видно, обычным делом среди богатых русских людей.
Некоторые отечественные меценаты особенно знамениты: кто не знает Третьякова, Мамонтова, Морозова, Щукина… Но есть менее известное имя, которое должно стоять в том же ряду, а в некоторых важных отношениях даже выделяться из него – имя княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928). Другие материально поддерживали людей искусства, создавали условия для их творчества, собирали коллекции. Деятельность Тенишевой была гораздо разнообразнее, а планы и мечты её были столь обширны, что, если бы они реализовались и постепенно вошли в жизнь, судьба России могла бы стать иной. Правда, у неё и возможностей было больше: благодаря своему второму мужу, князю Вячеславу Николаевичу Тенишеву, она могла отдать реализации своих идеалов и замыслов всё своё время и силы.
Князь Тенишев тоже был выдающимся человеком. Начинал как железнодорожный техник и стал, во-первых, серьёзным и разносторонним учёным (агрономом, этнографом, социологом) и, во-вторых, одним из богатейших людей России. К искусству и к художникам князь относился далеко не так серьёзно, как его супруга, но предоставил ей свободно действовать в этой области.
Тенишева сама была художественно одарённым человеком. Профессионально училась живописи в Париже и в Петербурге, а впоследствии стала первоклассным эмальером и написала диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Она обладала хорошим оперным голосом, но отказалась от театральной карьеры, поскольку господствовавшие в театре нравы сочла для себя неприемлемыми. Она была соосновательницей знаменитого журнала «Мир искусства» и финансировала это издание. Она организовала оформление Русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Она собрала уникальную коллекцию произведений русского народного искусства и, чтобы вернуть эту забытую ценность в культурное пространство, на свои средства построила здание музея в Смоленске (власти не захотели принять участие в этом деле).
Когда в 1905 году начались грабежи, поджоги и погромы, коллекцию удалось вывести в Париж. Красота этого незнакомого искусства, показанного в пяти больших залах, поразила парижан (а было это ещё до знаменитых Русских сезонов Дягилева.) Покупатели не скупились на цену, но, когда волнения на некоторое время прекратились, Тенишева вернула всё в Смоленск.
Совместно с Репиным она создала художественную студию, учениками которой были, в числе других, И.Билибин, М.Добужинский, З.Серебрякова, Е.Честняков.
При этом главным её делом было народное просвещение, улучшение жизни, быта простых людей, преодоление пьянства, праздности, невежества и несправедливости. Где только возможно, она создавала школы, подбирая учителей не только по их квалификации, но и по нравственным качествам. Школы для детей рабочих в Бежице, где её муж был управляющим заводом, для деревенских детей – на хуторе Флёново; там вырос также сказочный теремок по эскизу художника Малютина, в котором размещалась библиотека и учительская. И, конечно, в Талашкине, главном месте приложения её сил, которое современники называли, не более и не менее, «русскими Афинами».
ИмениеТалашкино первоначально принадлежало сотруднице и любимой подруге Тенишевой в течение всей её жизни Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской, которая продала его князю Тенишеву. Там появилась новая школа с современным оборудованием, библиотека, учебно-хозяйственные мастерские. Создавались рабочие места. Местных жителей вовлекали в возрождение народных ремёсел. Скоро изделия талашкинских умельцев стали продавать в Петербурге и экспортировать в Европу. В Талашкине деревенский мальчонка мог пользоваться советами Врубеля, узоры для вышивальщиц придумывал Серов.
Читая воспоминания Тенишевой, которые охватывают её жизнь до окончательного отъезда из России, видишь, что и в деревенском ученике, и в нанятом учителе или работнике она умела видеть человека, со своим характером и судьбой, достоинствами и пороками, в ком-то ошибалась, разочаровывалась и вновь пыталась строить взаимоотношения. Можно представить, как трудно было ей понять и пережить появление в этом довольно близком кругу людей, желавших зла ей и её делу, революционных демагогов, провокаторов и погромщиков…
После того как в 1903 году скончался князь Вячеслав Николаевич, Тенишева занялась строительством храма-усыпальницы. Работа прервалась событиями 1905 года, но через небольшое время возобновилась и практически была доведена до конца. Работа над храмом Святого Духа очень сблизила Тенишеву с Н.К. Рерихом.
Заметим в связи с этим, что имя Рериха ассоциируется у нас, в первую очередь, с образами природы и религии Индии, во вторую – с картинами, посвящёнными незапамятным временам славянского язычества. В этом номере мы рассказываем о христианской тематике в его творчестве, в очень большой степени связанной именно с проектированием и росписью Талашкинского храма.
А.М.
Оставить комментарий