Детская филармония

Е.Андрух,

педагог дополнительного образования Детской школы искусств, г.Воркута

Детская филармония

Сценарии тематических вечеров в Детской школе искусств

В ритме вальса

Добрый вечер, друзья! Мы посвящаем наш сегодняшний вечер вечно юному танцу – вальсу.

Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир.

Он царствует и сегодня. Разумеется, вечных танцев нет. Танцы тоже рождаются и исчезают почти бесследно. Но вальс неподвластен времени. И, видимо, не случайно о нём так восхищенно писал великий Пушкин:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Да, сегодня в нашем зале будет царить чарующий, волшебный , блестящий вальс. Слово «вальс» ассоциируется у большинства из нас с Веной, и откроет наш концерт Попурри на темы венских вальсов.

Если о польке или мазурке мы можем точно сказать, где они родились, то с вальсом дело обстоит несколько сложнее. Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно, и у разных народов. Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса. Это Франция, Чехия и Австрия.

Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошел знаменитый венский вальс. Конечно, «предки» значительно отличались от своего «потомка». Они не обладали ни его легкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом. Их танцевали грубее, с подскоками, а партнерш поднимали высоко над землей и кружили в воздухе. Послушайте немецкий танец «Лендлер» Франца Шуберта.

Исследователи относят рождение вальса к концу XVIII века. Он стремительно врывается в бальные залы и встречает яростное сопротивление аристократических салонов. Включающий в себя элементы народного танца он не мог быть принят любезно. Позвольте! Головокружительное вращение вместо пусть слегка надменной, но такой плавной поступи менуэта? А как же этикет? Разрешить публичные объятия танцующих? Стыд! Позор! И вальсу объявляют настоящую войну. Его высмеивали, клеймили позором, запрещали, но не победили. (Звучит «Вальс» К.М.Вебера.) Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на «употребление пляски, вальсом именуемой». И всё же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. (Исполняется «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

Но расцвёл вальс именно в Вене благодаря гениальному музыкальному семейству Штраусов. Музыке известны два Штрауса - отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Вальсы Штрауса - отца звучали в австрийской столице повсюду. Но титула "короля вальса" был удостоен младший. От вальсов Штрауса–сына сходила с ума не только вся Европа, но и весь мир. Его вальсы темпераментные, поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Это любимая миллионами музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души. Сейчас прозвучит вальс Иоганна Штрауса-сына из оперетты «Летучая мышь». Со временем вальс превратился в одно из любимых бальных развлечений. Так в чём же секрет этого танца? Вероятнее всего, в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от её радостей и печалей. И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.

Вальс достиг всемирной популярности, которую сохранил и до наших дней. И как пример этого предлагаем вам посмотреть номер в исполнении учащихся хореографического отделения нашей школы под музыку вальса Джона Вильямса из кинофильма «Гарри Поттер».

Постепенно вальс стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. Вальс звучит всюду: в музыке «серьёзной» и «лёгкой», в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, и даже в балете. .И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Танец – это лучшее украшение, лучший язык, который объединяет все народы, лучшее лекарство от обыденности. Люди танцуют, потому что танец может все изменить: одно па может сблизить людей, одно па может заставить тебя поверить в себя, одно па может освободить целое поколение.

Послушайте песню Людмилы Марченко «Осенний вальс».

О Вальсе сказано не мало!

За два столетия подряд

На вечерах и карнавалах

Не потускнел его наряд!__

О вальсе сказано не мало!

Он в песнях и стихах воспет!

И столько б танцев не бывало,

А лучше вальса, право нет!

Исполняется вальс «Первая проталинка» Владимира Коровицына.

За прошедшее столетие в мире появилось множество новых танцев. Это рок-н-ролл, чарльстон, твист, брейк-данс. И только вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!

Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Фрагмент из мюзикла «Красавица и чудовище» Алана Менкена представят нам учащиеся театрального отделения.

Слушая любимую музыку, мы порой не отдаём себе отчёт, что в это время нас кружит вальс. Секрет в том, что этот танец не может оставить равнодушным всех, кто молод душой. И даже в том случае, если ты являешься постоянным участником современных дискотек, то при звуке вальса, ты невольно останавливаешься, и тебе совершенно по-иному хочется танцевать.

Вальс Оливера Уоллеса из мультфильма «Золушка».

А сейчас вернёмся в Вену к королю.

На вечернем сеансе

В небольшом городке

Пела песню актриса на чужом языке.

«Сказку венского леса» я услышал в кино.

Это было недавно, это было давно.

Уильям Гиллок «В старой Вене».

Лишь только вальс нам дарит этот миг,

И только он сейчас разъединяет…

Листая время, как страницы книг,

Забытым чувством снова опьяняет…

Рисует вальс мелодию, смотри...

В ней каждый вдох о нас напоминает...

А сердце бьется в ритме, раз, два, три...

И треугольник мыслей замыкает...

Учащиеся хореографического отделения исполнят вальс композитора Стефена Флаэрти из мультфильма «Анастасия».

Вальс – как чудо света,

В волшебном танце всё кружась,

Мы ждём заветного куплета

И наслаждаемся им всласть.

Крутясь в фигурах до рассвета,

Я нежно талию держу твою.

У входа ждёт моя карета,

А всё оторваться не могу.

Мераб Парцхаладзе «Вальс» из музыкальной сказки «Короткий хвост, холодный нос».

Вальс – это и воспоминания. Воспоминания о прекрасной поре детства и юности. Но это ещё и воспоминания о военных годах нашей страны. Много прекрасных песен о войне написано в ритме вальса . Много десятилетий после войны живут эти песни, они до сих пор никого не оставляют равнодушными.

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог

Спит городок.

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Марк Фрадкин «Случайный вальс».

В годы Великой отечественной войны вальс стал символом мирной жизни, для многих он был воспоминанием о первой любви, ведь на фронт уходили совсем мальчишки. Например, композитор Ян Френкель приписал себе 5 лет, чтобы поступить в зенитное училище, он воевал, был тяжело ранен, а после лечения играл во фронтовом театре. Когда узнаешь судьбу этого человека, становится понятным, почему его вальс «Расставание» так берёт за душу искренностью и правдой чувств.

Ян Френкель «Расставание».

В ритме вальса все плывёт,

Весь огромный небосвод.

Вместе с солнцем и луной

Закружился шар земной,–

Всё танцует в этой музыке ночной.

Исаак Дунаевский «Лунный вальс» из кинофильма «Цирк».

Мы завершаем нашу встречу в надежде на то, что вальс своим светом будет освещать нашу дальнейшую жизнь, будет волновать наши души и сердца!

Музыкальные инструменты

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые зрители!

Ведущий 2. Мы рады видеть вас в нашей школе , на уже традиционном лекции -концерте «Детская филармония».

Ведущий 1. Сегодня в филармонии вас ждёт путешествие в невероятно интересный мир музыки, в котором живут музыкальные инструменты.

Ведущий 2. Ваши сверстники, учащиеся школы искусств будут играть на различных инструментах, а мы расскажем вам историю их возникновения.

Ведущий 1. Ребята! А какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей.)

Ведущий 2. А вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом был человеческий голос?

Ведущий 1. Да-да, это уникальный инструмент, возможности которого неограниченны, он может передавать всевозможные оттенки чувств, эмоций. Тембр человеческого голоса – это его окраска, как отпечатки пальцев присущие только одному единственному человеку.

Ведущий 2. А откроет наш концерт песня Александра Кудряшова «Дружба – это здорово».

Ведущий 1. В древнегреческих мифах мы находим рассказы о силе влияния песен.

Ведущий 2. Миф – это, конечно же, вымысел, в глубине которого запрятана правда. Пение муз, покровительниц различных видов искусств, было настолько прекрасным, что кругом воцарялась тишина, и даже Арес, бог войны, забывал о шуме кровавых битв.

Ведущий 1. Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Лира, на которой он аккомпанировал себе, стала эмблемой искусства, а пение муз оставило нам великое слово «музыка».

Ведущий 2. Анастасия Данилина исполнит песню Александра Ермолова «Что дарить на день рождения».

Ведущий 2. Другой древнейший инструмент – флейта. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. Её прабабушкой была тростинка.

Ведущий 1. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что колыхал заросли тростника, ведь в переводе на русский флейта значит дуновение, или беззаботное пение лесных птиц?

Ведущий 2. Ведь и сейчас композиторы, когда изображают пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно.

Ведущий 1. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе она звучит. АннаГридунова и Максим Другашев исполнят пьесу Астора Пьяцоллы «Зима в Буэнос-Айресе».

Ведущий 1. Почётное звание «народный артист» не каждому артисту дается.

Ведущий 2. А при чём тут артисты , мы же сегодня про инструменты говорим?

Ведущий 1. А при том, что мы будем говорить о народных инструментах.

Ведущий 2. А что значит «народные инструменты»? За что инструменту такая честь, за какие исключительные заслуги перед народом?

Ведущий 1. Инструмент называется народным не потому, что он лучше или старше других, а за то , что его народ своим признал, можно сказать на «ты» с ним, а не на «Вы», как требует вежливость.

Ведущий 2. То есть мы говорим «народный инструмент», а подразумеваем – национальный. Есть инструменты, ставшие музыкальным символом того или иного народа. Например: гитара – испанская, мандолина – итальянская, волынка – шотландская.

Ведущий 1. Все в мире знают, что балалайка – это русский народный инструмент. На балалайке исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, её вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Ведущий 2. Артём Корчинский исполнит на балалайке русскую народную песню «Ах вы, сени».

Ведущий 1. Здорово звучит балалайка!

Ведущий 2. А я знаю чудесную историю про балалайку. Произошло это лет сто назад. К известному скрипичному мастеру пришёл молодой скрипач Василий Андреев. И сказал, что хотел бы заказать ему инструменты.

Ведущий 1. Но когда мастер узнал, какой инструмент Андреев хочет заказать , он страшно рассердился. Балалайку?! Ему? Уважаемому мастеру предлагают сделать скомороший инструмент!

Ведущий 2. Да ещё из лучшего дерева, которое он годами высушивал и готовил для благородных скрипок! У неё даже название баловское. Слова «балалайка» и «баловство» одного происхождения – от татарского «бала» – дитя.

Ведущий 1. Но Андреев говорил так горячо и убедительно, что мастер ему поверил и сделал инструменты для небывалого дотоле оркестра русских народных инструментов.

Ведущий 2. И балалайка зазвучала так замечательно, что оркестру рукоплескала не только вся Россия, но и за рубежом концерты вызвали бурю восторга. А Англия даже закупила 200 балалаек.

Ведущий 1. И снова звучит балалайка Русская народная песня «Ай, все кумушки домой».

Ведущий 2. Наверно, многие из вас хорошо знают ещё один русский народный инструмент.

Домра немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный. А чуть больше 100 лет назад никто не знал, как выглядела домра. Потому что в XVII веке её казнили, как преступницу.

Ведущий 1. Было время, когда она была любимым инструментом скоморохов. Они не только веселили народ своими представлениями, но и высмеивали пороки богачей и царей. Конечно, это навлекло на них гнев властей.

Ведущий 2. Скоморохов начали преследовать и наказывать, а вместе с ними наказывали и домру.

Поэтому она постепенно исчезла из обихода.

Ведущий 1. Честь возрождения домры принадлежит тому же Василию Андрееву. Он нашёл в старинных книгах изображение домры и по нему восстановил инструмент.

Ведущий 2. Давайте послушаем, как звучит на домре украинская народная песня «Ой гоп, тай-ни-ни».

Ведущий 2. В дружную семью народных инструментов входит ещё один инструмент – аккордеон. Кстати, он иностранец и тоже имеет свою историю. Родился аккордеон в начале XIX века в Чехии. Сотворил его искусный мастер Демиан.

Ведущий 1. С того времени этот инструмент по всему свету стали считать «своим», благодаря его удивительным возможностям.

Ведущий 2. Название «аккордеон» получил за то, что при нажатии кнопок левой рукой получаются не отдельные звуки, а уже готовые аккорды, то есть созвучия из трёх или четырёх звуков.

Ведущий 1. Нажал кнопку – аккорд, другую – ещё аккорд. Какой хотите! Например, в танце, который сейчас прозвучит, их очень много. Слушайте!

Ведущий 2. Послушаем аккордеон в танго Матоса Родригеса «Кумпарсита».

Ведущий 1. Инструмент, о котором пойдёт сейчас речь, мой самый любимый! Догадайся, какой?

Ведущий 2. Я знаю! Это гитара!

Ведущий 1. Верно! Гитара! Из всех инструментов нового времени гитара – самая старая. Она известна с XIII века, более 700 лет, и из Испании распространилась по всему миру.

Ведущий 2. Гитару полюбили в разных странах и стали считать её своим народным инструментом.

Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу, и в шумных концертных залах, в туристических походах у костра и в камерном зале любителей классической музыки.

Ведущий 1. Пьеса Юрия Зырянова «В ритмах буги» будет исполнена на гитаре.

Ведущий 1. А сколько чувств может передать гитара в руках опытного музыканта. Гитара может смеяться и плакать, даже рыдать! А может мечтать и завораживать звуками своих струн.

Перед вами выступит преподаватель нашей школы Сергей Емельянов. Произведение Лео Брауэра «Один день в ноябре».

Ведущий 1. В средние века, когда в моде были длинные платья и напудренные парики, на балу самым популярным танцем был менуэт. А танцевали его чаще всего в сопровождении клавесина – клавишного предшественника фортепиано.

Ведущий 2. Клавесины были очень красивыми и дорогими. Им придавали разную форму – от ящика, инкрустированного позолотой, перламутром и слоновой костью, до лиры или арфы на ножках.

Ведущий 1. Сейчас под звуки клавесина учащиеся хореографического отделения нашей школы исполнят танец «Менуэт».

Ведущий 2. Для клавесина было написано множество прекрасных музыкальных произведений.

Однажды, в 1708 году, на балу у герцога Медичи гостям объявили, что их ожидает сюрприз – они услышат новый инструмент итальянского мастера Кристофори.

Ведущий 1. Но сюрприза не получилось, звучание фортепиано гостям показалось грубым, дамы в ужасе прикрывали уши. Даже сам Иоганн Себастьян Бах считал, что у инструмента резкий и неприятный звук!

Ведущий 2. Да, долгой была дорога к признанию, целых 100 лет! Но, совершенствуясь, инструмент всё же обрёл право на жизнь.

Ведущий 1. И стал «королём»! Ведь слово «рояль» переводится с французского как «королевский ». А рояль и есть разновидность фортепиано, его концертный вариант.

Ведущий 2. Ребята! А какие ещё разновидности фортепиано Вы знаете? (Ответы детей.) Да, это «пианино».

Ведущий 1. И именно на нём для нас сейчас сыграет Алина Вьюнникова джазовую пьесу Олега Хромушина «Лунная дорожка».

Ведущий 2. В отличие от клавесина, звук которого может быть только тихим, звук фортепиано может быть и тихим и громким, что позволяет композитору и исполнителю передавать бесконечное множество оттенков настроений и чувств.

Ведущий 1. Предлагаем вам послушать регтайм Скотта Джоплина «Вечное движение».

Ведущий 2. А сейчас учащиеся театрального отделения представят Вам номер «Музыкальные инструменты».

Ведущий 1. Думаю, ребята, вы согласитесь с нами, что все голоса инструментов, которые сегодня прозвучали, замечательны и неповторимы!

Ведущий 2. И каждый из них по-своему прекрасен и любим слушателями!

Ведущий 1. Спасибо, что вы были сегодня с нами!

Ведущий 2. До свидания, до новых встреч.

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 39-42

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.