Чёрно-зелёные оттенки экспрессионизма

М.Абрамова, научный сотрудник Российского национального музея музыки, корреспондент журнала «Мир музея»

Чёрно-зелёные оттенки экспрессионизма

Мы видим одно лишь только жен­ское лицо, оно поглощает тебя. Его бирюзовый оттенок вперемежку с тёмно-синимии ярко-розовыми тонами. Невероятно притягательное изображение, а глаза, какие глаза! Ты проваливаешься в их глубину… А этот синий цвет, ставший для художника символом прозрения души...

«Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа – это моя молитва, вы­сказанная красками», – так говорил о себе художник.

Алексей фон Явленский (1864–1941) родился в Торжке, по некоторым источникам – в Кузлове Тверской гу­бернии). Русский гвардейский офицер и ученик Ильи Репина, яркий пред­ставитель экспрессионизма. Потомок графской семьи Растопчиных, добрую часть жизни проведший в Германии, бравший уроки живописи у знамени­того Антона Ажбе, в Мюнхене, вместе с Марианной Верёвкиной, Игорем Грабарем и Дмитрием Кардовским. Он был другом Пауля Клее и страст­ным поклонником Ван Гога, Гогена, Сезанна и Матисса. Натюрморты и ландшафты были также подвластны его кисти, как и его французским со­временникам. А знаменитый портрет Александра Семёновича Сахарова (1886–1963) – танцовщика и хореографа, первого пред­ставителя свободного танца в Евро­пе, украшает зал Город­ской галереи в доме Лен­баха, бога­тейшей кол­лекции пред­ставителей художествен­ной группы «Синий всад­ник».

Явленский обладал неповторимым самостоятельным почерком – чрезвы­чайной колоритностью работ, экспе­риментальностью сочетаний цветов. В киноварь и охру вторгается бер­линская лазурь, а картины обладают «иконностью». Не зря критики срав­нивали его творчество с византийскими мозаиками.

После первой мировой войны ху­дожник оказался в Швейцарии – Аско­на, Лозанна, Цюрих; затем последовала солнечная Италия, персональные вы­ставки и лекции в Европе и Америке... Но пленила его Германия. В мае 1921 года Алексей фон Явленский прибыл в Висбаден – город, где сочеталась за­конным браком внучка Павла I Елиза­вета Михайловна, великая княжна, с герцогом Адольфом-Вильгельмом Нас­сауским. Картины художника стали покупать крупнейшие коллекционеры Европы и мира.

Сейчас его полотна можно встретить в музеях США, Германии, Словении... Но судьба 72 картин художника ока­залась трагической – в период режи­ма национал-социализма творчество Алексея фон Явленского было объяв­лено дегенеративным, наряду с произ­ведениями его друзей – Пауля Клее, Марка Шагала, собратьев по «Синему всаднику». А сам он умер в Висбадене 15 марта 1941 года; погребён там же, на крупней­шем православ­ном кладбище Европы. Во время торже­ственного про­щания его гроб располагался перед иконо­стасом церкви святой правед­ной Елизаветы, ибо Алексей фон Явленский – художник, возродивший традиции рус­ской иконопи­си за рубежом.

Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 46

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.