Чёрно-зелёные оттенки экспрессионизма
М.Абрамова, научный сотрудник Российского национального музея музыки, корреспондент журнала «Мир музея»
Чёрно-зелёные оттенки экспрессионизма
Мы видим одно лишь только женское лицо, оно поглощает тебя. Его бирюзовый оттенок вперемежку с тёмно-синимии ярко-розовыми тонами. Невероятно притягательное изображение, а глаза, какие глаза! Ты проваливаешься в их глубину… А этот синий цвет, ставший для художника символом прозрения души...
«Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа – это моя молитва, высказанная красками», – так говорил о себе художник.
Алексей фон Явленский (1864–1941) родился в Торжке, по некоторым источникам – в Кузлове Тверской губернии). Русский гвардейский офицер и ученик Ильи Репина, яркий представитель экспрессионизма. Потомок графской семьи Растопчиных, добрую часть жизни проведший в Германии, бравший уроки живописи у знаменитого Антона Ажбе, в Мюнхене, вместе с Марианной Верёвкиной, Игорем Грабарем и Дмитрием Кардовским. Он был другом Пауля Клее и страстным поклонником Ван Гога, Гогена, Сезанна и Матисса. Натюрморты и ландшафты были также подвластны его кисти, как и его французским современникам. А знаменитый портрет Александра Семёновича Сахарова (1886–1963) – танцовщика и хореографа, первого представителя свободного танца в Европе, украшает зал Городской галереи в доме Ленбаха, богатейшей коллекции представителей художественной группы «Синий всадник».
Явленский обладал неповторимым самостоятельным почерком – чрезвычайной колоритностью работ, экспериментальностью сочетаний цветов. В киноварь и охру вторгается берлинская лазурь, а картины обладают «иконностью». Не зря критики сравнивали его творчество с византийскими мозаиками.
После первой мировой войны художник оказался в Швейцарии – Аскона, Лозанна, Цюрих; затем последовала солнечная Италия, персональные выставки и лекции в Европе и Америке... Но пленила его Германия. В мае 1921 года Алексей фон Явленский прибыл в Висбаден – город, где сочеталась законным браком внучка Павла I Елизавета Михайловна, великая княжна, с герцогом Адольфом-Вильгельмом Нассауским. Картины художника стали покупать крупнейшие коллекционеры Европы и мира.
Сейчас его полотна можно встретить в музеях США, Германии, Словении... Но судьба 72 картин художника оказалась трагической – в период режима национал-социализма творчество Алексея фон Явленского было объявлено дегенеративным, наряду с произведениями его друзей – Пауля Клее, Марка Шагала, собратьев по «Синему всаднику». А сам он умер в Висбадене 15 марта 1941 года; погребён там же, на крупнейшем православном кладбище Европы. Во время торжественного прощания его гроб располагался перед иконостасом церкви святой праведной Елизаветы, ибо Алексей фон Явленский – художник, возродивший традиции русской иконописи за рубежом.
Оставить комментарий