Что хотим, то и делаем

Е. Куричева, Детская киностудия «Печка», г. Самара

Что хотим, то и делаем

Второй круглый стол, посвящённый детской анимационной педагогике, состоялся в этом году в Суздале. На нём присутствовали педагоги детского мультипликационного кино из Москвы, Томска, Красноярска, Новосибирска, Самары, Омска, Сочи, Челябинска, Ярославля и других городов России. Также были приглашены гости: Елена Ярёменко - декан факультета анимации и мультимедиа ВГИКа, Наталья Кривуля - доктор искусствоведения, профессор ВГИКа, Елена Чернова - режиссёр анимационного кино и преподаватель. В начале беседы Александр Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, сообщил о том, что Министерству культуры поручено создать рабочую группу по отработке вопросов, затронутых на совещании в Совете Федерации с представителями российской анимации, которое состоялось 23 ноября 2016 года. В числе этих вопросов был и наш, а именно: учреждение специальности «Педагог детского мультипликационного кино». Здорово. Только непонятно, а причём здесь Министерство культуры и каким образом «Культура» будет решать вопросы «Образования».

Небольшое отступление.

В нашей резолюции 2016 года мы обращаемся к Министерству образования РФ с просьбой разработать и утвердить специальность (профессиональный стандарт) «Педагог детского мультипликационного кино» и внести её в Государственный реестр профессий РФ (национальный реестр профессиональных стандартов). А также к Министерству культуры с просьбой привлечь ведущие вузы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга к разработке образовательной программы (для очно-заочной формы обучения) по подготовке и переподготовке педагогов по специальности «Педагог детского мультипликационного кино». В своём ответе Министерство культуры указывает на уже введённый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Содержание этого документа касается деятельности педагогических работников и охватывает большой спектр общеобразовательных программ (естественнонаучной, художественной, физкультурно-спортивной). Отметим: среди них НЕТ программы по мультипликации. Это раз Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования был введён с 1.01.2017 года, но пока официального хода ему не дали. К сожалению, наши желания расходятся с возможностями реальной ситуации. Представляете, что теперь все работники дополнительного образования, включая нянечек и воспитателей, должны иметь высшее педагогическое и профильное образование и в срочном порядке должны быть переподготовлены или уволены в связи с несоответствием занимаемой должности. Как будто рядом с детскими садами и дворцами культуры стоит очередь из желающих работать. Это два.

Что такое профессиональный стандарт? Это то, «КАК» мы будем обучать и воспитывать ребёнка. Умеем ли организовать учебный процесс, можем ли сконцентрировать внимание ребёнка на предмете, успокоить и поддержать его вовремя, а также вовремя вытереть нос... Тут встаёт вопрос: «Мы воспитатели или педагоги?». Но даже если мы воспитатели, нам всё равно, в соответствии с профстандартом, необходимо профильное образование. Это три.

И мы опять упираемся в отсутствие Федерального государственного образовательного стандарта по нашей специальности» - педагог детского мультипликационного кино» (далее ФГОС).

В свою очередь Министерство образования на нашу резолюцию ответило следующее: «В настоящее время ФГОС высшего образования по направлению подготовки или специальности «Педагог детского мультипликационного кино» не существует. Проекты ФГОС могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе и направлены разработчиками в Минобрнауки России для рассмотрения и утверждения (в соответствии с пунктом 5 и 7 Правил)».

* * *

Представители ВГИКа заявили, что ФГОС, о котором мы просим, уже существует. Я хотела бы уточнить, что ФГОС называется «Режиссура кино и телевидения». И внутри этого образовательного стандарта прописаны специализации с припиской через запятую «Педагог», в том числе: «Режиссёр анимации и компьютерной графики, педагог». Сбивает с толку приписка «Педагог». Насколько мне известно, ранее такой приписки к этим специальностям не существовало. Но информация на сайте института сбивает с толку не только меня, но и самих вгиковцев.

Вот, собственно, на первый взгляд, наш вопрос и разрешился: приезжай, плати (1 курс - 291 000 р)[1], обучайся (5 лет очно) и - готов «Педагог детской мультипликационной студии», да ещё и профессиональный режиссёр анимации заодно. Более того, есть филиалы в городах Сергиев-Посад, Ростов-на-Дону, Иркутск. Но возникают вопросы. В каком процентном соотношении от всей программы обучения представлен педагогический блок? Исходя из информации, представленной на сайте, педагогических и психологических дисциплин в программе специальности примерно 144 часа. То есть абитуриентам, желающим стать педагогом детского мультипликационного кино, педагогике, возрастной психологии, методикам работы с детьми надо ещё будет где-то подучиться. Поедет ли человек, который хочет работать с детьми в дополнительном образовании или вести студию мультипликации в детском саду, обучаться в Москву на профессионального режиссёра? Выдержит ли он конкурс? Найдёт ли деньги на платное обучение? И зачем педагогу детской студии учиться на профессионального режиссёра?

А вот другое предложение ВГИКа нам, педагогам, кажется более реальным и интересным. ВГИК и один из московских институтов предлагают программы повышения квалификации не только на базе института, но и на местах. При этом инициатором таких курсов должен выступать регион. Инициативный человек собирает группу, отправляет запрос в институт, который, в свою очередь, разрабатывает программу, находит преподавателей, производит расчёт стоимости курсов, исходя из количества участников. Часть занятий проводится дистанционно, часть - практически (с выездом педагогов на места). И вот, пожалуйста, реальная возможность повышения квалификации у нас в кармане.

В ходе нашей беседы на это предложение очень живо откликнулись педагоги детских мультипликационных студий из Новосибирска. Они утверждали, что в Новосибирске и Новосибирской области много педагогов, готовых обучаться, фактически группы уже набраны. Но кто будет обеспечивать наполняемость групп на очном и платном повышении квалификации и переподготовке? Кто будет набирать группы и отвечать за их наполняемость в течение курса? Институт такие обязанности на себя не берёт. Я предложила новосибирским студиям стать первопроходцами и организовать курсы. На сегодняшний момент, как мне известно, этим никто не занимается.

Очевидным становится одно: институты откликаются на наши вопросы теми ресурсами, которые есть у них в наличии. Но мы сами не готовы этими ресурсами на данный момент воспользоваться. Постоянных курсов по переподготовке и повышению квалификации в институтах нет. Только по запросу.

«Мечтатели!» - назвал нас всех педагог из Челябинска. Имея в виду, что никто не будет ездить в Москву повышать свою квалификацию, никто не будет заказывать курсы и оплачивать их. Имея в виду, что всё это из области фантастики и пустых разговоров.

«Да и что повышать, - возмущался он, - если нашей профессии нет в природе». Выступает он за легализацию профессии «Педагог детского мультипликационного кино», отсюда - и повышение квалификации, и прочие бонусы.

И мне, педагогу дополнительного образования, понятно это негодование. Моя организация постоянно отправляет меня на курсы повышения квалификации, которые никаким образом не связаны с моей специальностью.

Директор детской киностудии «Поиск» из Новосибирска говорил о том, что они ведут переговоры с новосибирским педагогическим институтом повышения квалификации по поводу организации переподготовки для педагогов детского анимационного кино. НИПКиПРО положительно на это смотрит. Но смотреть положительно можно очень долго, а для того чтобы организовать переподготовку, надо разработать программу, сформировать преподавательский состав, обеспечить набор курса, чтобы было с чего оплачивать работу преподавателей (не говоря уже о финансовой выгоде самих организаторов), обеспечить сохранность количества человек в группе и т.д.

И самое главное, для того чтобы переподготовка заработала, необходимо чтобы высшее учебное заведение Москвы или Санкт-Петербурга, которое имеет специалитеты по нашему профилю (режиссура, анимация) разработало программу по переподготовке или повышению квалификации, допустим назвав её «Педагог мультипликационного кино». Региональные образовательные учреждения, которые имеют лицензию на право ведения курсов повышения квалификации педагогических работников, заключают договор с вузом и проводят курсы на своей базе, набирая участников. Таким образом, закончив эти курсы, педагог с высшим педагогическим образованием получает профиль по специальности «Мультипликация» и спокойно работает, соответствуя всем стандартам.

Существует ли отдельный человек или организация в регионах, готовые взять на себя подобный труд?

Представители студии из Ярославля призвали не делать отдельные студии центром всея Руси. И говорили о том, что региональная локализация центров подготовки педагогов более приемлема. Например, в их городе уже ведётся работа над разработкой программы переподготовки педагогов совместно со ВГИКом. Реальных результатов этой деятельности пока мы не знаем.

Владимир Малышев, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, на заседании в Совете Федерации уточнил, что в среднем во ВГИКе ежегодно выпускают около 15 режиссёров-аниматоров. «Никакой ВГИК не сможет переворотить сложившуюся систему, когда человек заканчивает такой вуз и не знает, куда ему рыпнуться. Сегодня ему даже некуда пойти», - констатировал Юрий Норштейн на той же встрече. А нам, педагогам, «рыпнуться» есть куда. Мы все работаем в студиях при школах, детских садах, дворцах культуры, но, к сожалению, числимся либо на художественных отделениях, либо на музыкальных. Доказываем, что часы монтажа - это необходимость, без которой мультфильм не создастся, отстаиваем каждый час своей работы. Почему? Потому как не прописана такая специальность ни в одном документе образования.

«В идеале анимационную педагогику нужно изучать во всех ВУЗах без исключения, в интересах будущего родительства. А мультстудии создавать в каждой школе и каждом внешкольном заведении. Тогда для многих вузовских выпускников найдётся работа, интересная и перспективная», - считает Юрий Красный, один из основателей движения детской мультипликации в СССР.

Наша специальность современна и востребована самим же государством, которое приказывает открывать мультстудии на базе образовательных учреждений. Но для того чтобы наша специальность была разработана и введена, нужен запрос от высшего учебного заведения (возможно, и регионального), которое обеспечит набор на эту специальность, сумеет организовать учебный процесс, разработает под это программу и обоснует необходимость этой специальности. Но любое учебное заведение не будет этого делать, если не будет от этого в плюсе. И это не открытие.

А пока что же нам предпринять, чтобы качество детской анимации росло, чтобы детская мультипликация была искусством, а не досуговым развлечением?

Как мотивировать педагогов учиться? Учиться не для того, чтобы собрать очередную стопку бумажек к аттестации, а учиться, чтобы расти профессионально и передавать эти знания детям? Ни государство, ни школы такое развитие педагога не поддерживают. Во-первых, в отсутствии профессии это не несёт организации никаких бонусов. Не поддерживают профессиональное развитие педагога и родители, которые просто платят за досуг ребёнка и к качеству фильмов не имеют отношения, ни фестивали, которые берут любые фильмы к участию. Пока это вопрос только лишь самоопределения и самообразования педагога детской мультипликационной студии.

Надеюсь, третий круглый стол состоится в 2018 году, соберёт педагогов со всей страны, и мы всё-таки вернёмся к нашим вопросам, которые касаются непосредственно педагогической работы, сможем поделиться методиками, обсудим проблемы и самостоятельно найти способы их решения.

А пока мы живём и работаем так, как сказал, педагог из Томска: «Не вам нас судить. Какие мультфильмы хотим, такие и делаем».


[1] Информация взята на сайте: http://www.vgik.info/abiturient/higher/index.php?SECTION_ID=1609

Искусство в школе: 
2017
№5.
С. 61-63

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.