Воспитание чувств как важнейшая задача нашей школы

Воспитание чувств как важнейшая задача нашей школы

В.Г. Александрова, доктор педагогических наук,
профессор Московского городского педагогического университета

Представляется странным, что уже, казалось бы, известная всему миру истина о влиянии искусства на развитие личности, требует защиты, побуждает нас снова и снова возвращаться к обсуждению очевидного и доказанного многими исследованиями явления. Уже на всех уровнях пришло осознание важности художественно-эстетического воспитания Человека нового времени, более тонкого интеллекта, культуры мышления, что все уже поняли, как занятия музыкой, проникновение в искусство ведут к таким изменениям мозговых структур, которые сглаживают проявления межполушарной асимметрии, способствуют гармоничному взаимодействию мышления, воспитания чувств и общей культуры. Известный американский психолог А.Маслоу, опираясь на свой многогранный долголетний опыт, в последней книге писал: «Если мы четко ориентируемся на гуманистические цели образования, если надеемся, что наши дети станут в полной мере людьми и будут продвигаться к актуализации своих потенций, то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намёк на такие цели, – это художественное образование. Если вместо того, чтобы рассматривать его как украшение и относиться к нему потребительски, как это сейчас принято, мы подойдём к нему достаточно серьёзно и будем работать над ним достаточно упорно, – тогда, возможно, мы начнём однажды учить алгебре, чтению и письму в этой парадигме»[1]. Эта же мысль звучит в трудах М.М. Бахтина, который утверждал, что только особый тип мышления – "гуманитарный" – способен целостно воссоздать смысл человеческого разума, снимающего противоположность логического и поэтического. Сегодня всё глубже осознание того, что именно такой подход ведёт к раскрытию понятия образования как целостного феномена культуры, устанавливает всеобщность связи человечества и личности, истории и исторического момента, выдвигает своё понимание начала, через которое осуществляется встреча мира культуры и мира жизни.

Искусство призвано самой природой быть доминирующим в содержании образования, в методах и приёмах учителя, так как именно ему по силам обеспечить целостность развития личности, создавать особый климат творческого поиска, становится тем «духовным методом» (П.Ф. Каптерев), который позволяет учителю пробуждать детские души.

Синтез науки и искусства необходим как созвучный времени язык общения, как метод, позволяющий перенести научные знания в плоскость своего учебного предмета, сохранив их живыми, действенными, развивающими. Именно искусство содержит в себе нечто такое значительное, что выводит человека на большие духовные высоты, даже, можно сказать, на предельную высоту человеческих возможностей. несёт в себе "таинственное высвечивание действительности". Учителю нужно помочь взять у искусства его дар возвышать, очеловечивать, одухотворять, чтобы идти от искусства чувствовать – к искусству мыслить, искусству жить, принимать искусство как путь к образу, истине, целостности Бытия.

Новое осмысление педагогической реальности и духовности как основной её характеристики расширяет границы и параметры вселенской бытийности. Духовность как высшая точка образовательного процесса учит принимать педагогическую деятельность как творчество и вдохновение, как нелёгкий труд ума и сердца, помноженный на педагогическое чутьё и высочайший уровень интеллекта.

Переживания высокого духовно-творческого накала есть наивысшая точка педагогического мастерства. Истинный педагог всегда интуитивно устремлён к этой вершине и находит её посредством большого внутреннего сопряжения. Он – творец и потому знает, что сегодня востребован не просто интеллект, а эмоциональный интеллект, позволяющий внести в каждое звено педагогического процесса живую мысль, живое знание, создать атмосферу поиска, доброжелательности, истинного уважения.

Человек – по природе своей творец, ему свойственно проявлять свою активность, свои, большие или меньшие – но свои возможности. Путём нелёгких поисков и размышлений учитель, родители, общество в целом приходят к осознанию того, что искусство в школе – это самый надёжный путь к воспитанию человека достойного, ключ к непрерывному творческому развитию, к новым педагогическим технологиям, особая форма созидания

Хочется верить, что искусство займёт наконец своё достойное место в школе.

Три области человеческой культуры –
наука, искусство и жизнь
обретают единство только в личности.
М.М. Бахтин

Для этого бывает достаточно даже того, чтобы специально подобранная музыка просто звучала рядом с детьми. Результатом становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, развитие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей.

Искусство призвано самой природой быть доминирующим в содержании образования, в методах и приёмах учителя, так как именно ему по силам обеспечить целостность развития личности, создавать особый климат творческого поиска, становится тем «духовным методом» (П.Ф. Каптерев), который позволяет учителю пробуждать детские души.

Опираясь на классические основы содержания образования (М.Н. Скаткина, Я. Лернера, В. Краевского), можно отметить, что в общедидактическом плане, обучение как целостный процесс подразумевает взаимосвязь и преемственность всех элементов содержательной целостности, однако, из предложенных ими составляющих незаслуженно затерялись сегодня – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственной воспитанности.

Поскольку эстетическое как форма духовного вносит в любую деятельность живую мысль, живое чувство, оно тем самым эмоционально окрашивает педагогический процесс, одухотворяет его, углубляет интерес к познанию. Анализ современного образовательного процесса показывает, что если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик или студент не относит к себе полученную информацию, остаётся к ней равнодушным. Развивая эмоциональную восприимчивость, повышая устойчивость эвристических процессов, искусство развивает воображение и фантазию, углубляет ассоциативное мышление, стимулирует креативность. Время возвращает эстетическому подходу к педагогической деятельности высоту и подлинно гуманный и творческий смысл, углубляет содержание, расширяет границы, совершенствует формы эстетического воспитания и развития личности, индивидуализирует и интеллектуализирует его.

Синтез науки и искусства в школе – это надёжный путь к непрерывному творческому развитию, ключ к новым педагогическим технологиям, особая форма мышления, созидания. Сотрудничество учителей, учеников, учёных, искусствоведов на уровне педагогической мастерской показывает, что такая интеграция необходим учителю как созвучный времени язык общения, как метод, позволяющий перенести научные знания в плоскость своего учебного предмета, сохранив их живыми, действенными, развивающими.

Историко-педагогическое рассмотрение понятия интеграции, которое получило своё развитие в 80-е годы и присутствовало вначале в педагогическом процессе как некоторый смутно осознаваемый принцип, как творческий импульс.

Анализируя роль искусства в уроке, мы сравнили сочинения ребят по литературе после уроков, посвящённых знакомству с удивительным "Словом о полку Игореве" в классах, где учитель раскрывал перед ребятами мир истории и культуры прошлого, призвав себе на помощь искусство, где ученик получил возможность "вглядеться" в историю не только через проникновенное литературное слово, но и через слайды с полотен Васнецова или работы художника-современника И.Глазунова, где образ Игоря или Ярославны помогли дорисовать в своём воображении музыка Бородина, а взбудоражить все чувства и эмоции сумел дивный рассказ искусствоведа: "Всмотритесь в эти полотна. Что вам напоминает этот шлем воина: пламя свечи или купол церкви?" В классе - удивление, затем размышление, откровение, восторг. И учитель как-то сразу стал ближе, роднее, понятнее. Учитель, который прошёл с ребятами творческий путь к познанию, невольно вступает с ними в особые, доверительные отношения, и, как показывает практика - признание. Творческие работы ребят после таких уроков отличаются яркими образами, проникновением в тему, более глубоким осознанием ребят увиденного, услышанного и прожитого на уроке.

Язык науки, язык искусства показывают, что наибольшей эффективности процесс общения достигает тогда, когда учитель и ученики переживают такие эмоциональные состояния как интерес, удивление, радость. "Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, зачарованности, любопытства, - пишет Л.И. Митина, - у человека, испытывающего эмоции интереса, существует желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путём включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевлённым и оживлённым. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью" (С.146). Искусство в уроке помогает развить в ребёнке стремление к познанию, т.к. деятельность, согретая живым участием, эстетическим отношением, ведёт к тому, что учителю легче заинтересовать ученика, настроить его помыслы, устремления, потребности на созидание, творчество. Мы зачастую непростительно пренебрегаем значением эмоции в познании, развитии, недооцениваем роль внутренней эмоциональной восприимчивости, что ведёт к ослаблению самой интеллектуальной жизни, к преобладанию в ней процессов усвоения за счёт процессов творчества.

Что касается эстетических отношений, то их специфика и значимость проявляются в том, что чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делают их более открытыми, добрыми, человечными. Педагог, одухотворяя педагогический процесс, раскрывая новые грани воспитания личности, способствует тому, что его методы, приёмы и способы действия становятся живыми, гибкими, действенными, раскрывающими возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, учат быть человеком, способным сочувствовать, сопереживать, идти навстречу другим людям.

Анализируя роль искусства в уроке, мы сравнили сочинения ребят по литературе после уроков, посвящённых знакомству с удивительным "Словом о полку Игореве" в классах, где учитель раскрывал перед ребятами мир истории и культуры прошлого, призвав себе на помощь искусство, где ученик получил возможность "вглядеться" в историю не только через проникновенное литературное слово, но и через слайды с полотен Васнецова или работы художника-современника И.Глазунова, где образ Игоря или Ярославны помогли дорисовать в своём воображении музыка Бородина, а взбудоражить все чувства и эмоции сумел дивный рассказ искусствоведа: "Всмотритесь в эти полотна. Что вам напоминает этот шлем воина: пламя свечи или купол церкви?" В классе - удивление, затем размышление, откровение, восторг. И учитель как-то сразу стал ближе, роднее, понятнее. Учитель, который прошёл с ребятами творческий путь к познанию, невольно вступает с ними в особые, доверительные отношения, и, как показывает практика - признание. Творческие работы ребят после таких уроков отличаются яркими образами, проникновением в тему, более глубоким осознанием ребят увиденного, услышанного и прожитого на уроке.

Язык науки, язык искусства показывают, что наибольшей эффективности процесс общения достигает тогда, когда учитель и ученики переживают такие эмоциональные состояния как интерес, удивление, радость. "Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, зачарованности, любопытства, - пишет Л.И.Митина, - у человека, испытывающего эмоции интереса, существует желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путём включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевлённым и оживлённым. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью" (С.146). Искусство в уроке помогает развить в ребёнке стремление к познанию, т.к. деятельность, согретая живым участием, эстетическим отношением, ведёт к тому, что учителю легче заинтересовать ученика, настроить его помыслы, устремления, потребности на созидание, творчество. Мы зачастую непростительно пренебрегаем значением эмоции в познании, развитии, недооцениваем роль внутренней эмоциональной восприимчивости, что ведёт к ослаблению самой интеллектуальной жизни, к преобладанию в ней процессов усвоения за счёт процессов творчества.

Что касается эстетических отношений, то их специфика и значимость проявляются в том, что чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делают их более открытыми, добрыми, человечными. Педагог, одухотворяя педагогический процесс, раскрывая новые грани воспитания личности, способствует тому, что его методы, приёмы и способы действия становятся живыми, гибкими, действенными, раскрывающими возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, учат быть человеком, способным сочувствовать, сопереживать, идти навстречу другим людям.

Проблема синтеза трёх способов познания – религии, искусства и науки - не потеряла своей остроты и актуальности и в наши дни. Исследуя Византийские и древнерусские художественные традиции, мы постигаем путь творческого переосмысления религиозных ценностей, который прошли люди искусства, чтобы, следуя их примеру, найти возможные варианты и для педагогического осмысления великих ценностей Христианской культуры, Христианского учения. Опираясь на личностное ощущение внутренней связи с миром искусства, с миром духовного созерцания, характерным этим художникам на пути к пониманию истоков, мы имеем возможность через понимание их внутренней сущности, глубины и содержательности, эмоциональной выразительности прийти к своему пониманию и восприятию религии. Их полотна помогают нам искать ответ на многие философско-педагогические проблемы, проникаясь заложенной в них живучей силой, которая поведёт нас в будущее. На этом трудном пути к возвращению святынь в нашу жизнь, в содержание педагогического общения искусство есть самый верный, испытанный путь к доброте.

Одним из примеров творческого решения проблемы рассмотрим урок истории в десятых классах "Полынь в чужих краях", где речь идёт о "тех, кто унесён в двадцатых, от нас отхлынувшей волной", о нелёгкой судьбе русской эмиграции и судьбе России.

Разные судьбы, разные пути, разные причины побудили этих людей покинуть Родину, а боль – общая. Историческая нить связала судьбы Марины Цветаевой, которая, особенно не раздумывая, поехала вслед за мужем, ещё не ведая о том, где найдёт свой последний приют; дивного и не всегда понятного Марка Шагала, чьи полотна, несмотря на перенесённые страдания, проникнуты ощущением красоты и счастьем бытия: Небом единым жив человек,…» - этими строками как бы вступает в урок поэт Роберт Рождественский:

«В небе коровы парят и ундины,
Зонтик раскрой, выходя на проспект.
Земли различны – небо едино.

«Кто целовал твоё поле, Россия,
Пока не выступят васильки?
И сорняки здесь всемирно красивы,
Хоть экспортируй их, Сорняки».

Искусство помогает передать ребятам чувство художника, ощущение безысходной тоски по родине. А как ещё рассказать ребятам о том, что Марк Шагал, столь горячо принявший революцию, в конце своей жизни писал, что когда в 1922 году оказался за рубежом, то почувствовал себя деревом с вырванными корнями, висящем в воздухе… «Но душа моя всегда впитывала соки из русских воспоминаний, из русского воздуха". И тогда ребятам становится понятно, почему «в небе коровы парят и ундины», и как надо прожить эту жизнь, чтобы понять душой и сердцем строки «Кто целовал твоё поле, Россия?»

Главное - помочь старшеклассникам почувствовать вкус "полыни в чужих краях", чтобы проникнуться чужой болью, почувствовать силу тоски по родине, напитаться любовью к России. Проблема остро актуальная сегодня для всех молодых.

Долго искали десятиклассники ответ на поставленные вопросы, история – не школьная задачка с заданным решением. Так же гибко искусство рисует образ Ф. Шаляпина, о котором А.М. Горький написал: «Ф.Шаляпин – лицо символическое - это удивительно целостный образ демократической России, это человечище, воплотивший в себе всё хорошее и талантливое нашего народа». Уникален портрет певца кисти Б.Кустодиева, вглядываясь в который ребята искренне верят тому, что "Фёдор Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она – Русь, вот каков её народ…" Вероятно, сегодня нужно больше таких уроков на пути к воспитанию высокой духовности, нравственной чистоты, любви к России. Искусство нарисовало в сознании ребят ярким убедительным интегрированным образом, вобравшим боль и муку, любовь и верность, с ощутимым вкусом горькой полыни – образ ностальгии, образ неувядающей любви к России. Искусство помогает сделать чувство любви, патриотизма живым, трепетным, осязаемым.

Искусство способно стать доминантой урока, его нервом. Когда в уроке литературы «Ахматова и Ленинград» звучали строки её стихотворения "Мужество", то невольно проникаешься необычайной силой духа, открывая ребятам красоту и мощь, которые может нести в себе Слово:

«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне –
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет…».

(Класс замер, слушая голос А. Ахматовой в записи). И как же надо любить Слово, любить Жизнь, чтобы сердцем принять великое:

«Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Навеки!»

Известно, что когда Анна Андреевна прочитала первый раз эти строки своим друзьям, установилась такая пронзительная тишина, что она тихо сказала: "Давайте побудем Шопеном". Так, может быть, и нашим детям, чтобы понять великую силу этих строк, величие Слова и силу мужества надо дать возможность "побыть Шопеном". Звучание "живой" музыки Шопена помогло нам создать атмосферу такой духовной высоты, когда каждой клеточкой чувствуешь силу Слова, духа русского человека.

Опыт последних лет убедительно показывает, что музыка в уроке призвана быть не только красивой иллюстрацией, но и в определённых ситуациях стать нервом урока, его эмоциональной доминантой, способной разбудить дремлющие чувства, заставить тревожно биться сердце. Музыка может быть атмосферой урока, его настроением, которое и определяет интерес, помогает раскрыть для себя личность учителя, понять его как человека, живущего с тобой одной судьбой. А можно рассматривать искусство как метод, позволяющий одухотворить любую деятельность, сделать её особенно привлекательной, интересной, личностно значимой. В некоторых темах искусство выступает как логика урока, его связующая нить, позволяющая как бы рисовать образ героя или писателя, идя шаг за шагом по художественной лестнице. Искусство совершенно незаменимо как язык урока, открывающий уникальные особенности Слова. Искусство призвано помочь учителю заронить в сознание маленького человека "зёрнышко мысли", чтобы согреть его душу, воспитать ум и сердце.

Портреты учёного кисти М. Врубеля, И. Крамского, Н. Ярошенко, И. Репина стали логической нитью построения урока «Размышления о личности: Д.И. Менделеев», которые буквально взорвали интерес учащихся к учебному предмету, к жизни и деятельности удивительного русского учёного. От портрета к портрету шли ребята вместе с учителем к пониманию мыслей, чувств, настроений. Дружно раскрывали секреты его «Периодической системы», узнавая с удивлением, что она имеет не только вид привычного прямоугольника, что есть её изображение в форме эллипса, синусоиды и т.д. Ребята открыли для себя много тайн, связанных с элементами таблицы, сочиняли сами химические сказки и кроссворды. Результатом урока были творческие работы учащихся, а также то, что привычный экспонат на стене "ожил" в умах и сердцах ребят. Вот так «Периодическая система» помогла ребятам открыть как бы заново для себя и науку химию, и мир Д.И. Менделеева, а главное - своего учителя с совершенно новой, неожиданной для них стороны. Учитель получил уникальную возможность одухотворить свой педагогический процесс, показать ещё раз своим воспитанникам красоту души русского человека. В таком подходе кроется ответ на вопрос П.П.Блонского: "Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал?"


[1] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. С. 60.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.