Чтение как творчество

Чтение как творчество

Тихомирова И.И., доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ

На первом занятии по психологии детского чтения студентам библиотечного факультета университета культуры и искусств я дала задание одним словом определить сущность понятия «Чтение»: «Чтение – это…»? 19 человек в общей сложности написали 14 разных слов. Вот они: восприятие, познание, саморазвитие, освоение, изучение, воссоздание, процесс, общение, занятие, информация, образование, отдых, увлечение, развлечение. Пять человек повторили слово «познание». Творчеством чтение неназвал никто.

Творчеством, как известно, считают вид деятельности, порождающий как преобразования в сознании и поведении человека, так и создание им продуктов, отличающихся оригинальностью и уникальностью. Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. Его иногда называют синонимом жизни, сущностной характеристикой человека. Что касается общественной роли творчества, то оно является двигателем прогресса. «Рычагом преобразования мира» назвал его Даниил Андреев. Ведущую роль в творчестве играет активность субъекта творчества. В отечественной психологии, в отличие от западной, творчеству, если речь идет о детях, придавалось и придается духовно-нравственный, воспитательный смысл. В основе творчества лежит способность человека находить связи между не связывавшимися прежде явлениями, которые предстают в форме новых мыслей, новых моделей, новых образов, чувств и идей.

В период кризиса чтения, какой мы переживаем в настоящее время, усилия специалистов направлены преимущественно на поддержание спроса на печатные издания. Во главу угла поставлен охват населения чтением, привлечение людей к чтению, рост читающей публики, увеличение массива книгоизданий. Этот этап можно назвать этапом экстенсивного пути развития в данной сфере. Проблема качества чтения, в том числе качества чтения детей, мало затрагивала в этот период умы исследователей и практиков книжного дела. Сегодня, на мой взгляд, задача иная: оптимизировать процесс общения читателя с книгой. Те минуты в общем лимите времени человека, которые отданы чтению, должны быть использованы максимально плодотворно в плане что читать, и как читать. Остро встает необходимость в переходе всей сферы чтения на интенсивный путь развития, на повышение его продуктивности, его качества, его эффективности. Условием обеспечения этого является творческое чтение. В нем заложено не только высокое качество восприятия читаемых книг, но и пробуждение интереса к этому виду занятий. Открывается путь - от творческого чтения к увеличению количества читающих людей.

Что же такое – творческое чтение?

На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создает, а лишь воспроизводит творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие процессы совершаются в его сознании, когда он читает.

Простое и образное определение понятия дал Л.С. Выготский. Он назвал творческим чтением « воспроизведение чужого творения собственной душой». Н.А.Рубакин определил его как «следовую» реакцию на читаемый текст. Сходную по смыслу трактовку творческого чтения дал ленинградский ученый А.М.Левидов. С его точки зрения творческое чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека. Определяющим вхарактеристике творческого чтения лингвист С.А.Абакумов назвалсвободу мыслить своей собственной мыслью. Какое бы разное определение понятию «творческое чтение» ни давали специалисты, все они во главу угла ставят способности человека реагировать на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание. Говоря о творческом чтении, они имели в виду не получение читателем информации, не умения и навыки (стереотип поведения), а способность в реальной практике чтения соединять образы, созданные писателем, с опытом своих впечатлений, в результате чего и возникают новые продукты читательской деятельности. Эти продукты могут быть, как идеальными (мысли, чувства, образы, представления, воспоминания и др.), так и реальными (создание вторичных образов: рисунков, театрализаций, сочинений, игр и др.), выработанными его сознанием.

Я отдала названной проблеме применительно к детям более сорока лет свой профессиональной деятельности. Творческое чтение – не мое изобретение. Его «изобрела» сама литература, ориентированная на сотворчество читателя. Оно лежит в природе Слова, способного в зависимости от ситуации трансформироваться в разные смыслы, чувства, образы. Творческое чтение соответствует субъективному характеру восприятия, который у каждого свой. Оно отвечает потребности растущего человека в развитии и самореализации. И, наконец – это залог творчества нации, ее движения к прогрессу. Следует подчеркнуть еще одно: стимулирование творческого чтения органично для библиотеки как социального института, имеющего дело с читателями и располагающего уникальными возможностями свободного общения и влияния на них средствами писательского слова.

Когда эта работа начиналась, а она начиналась как экспериментальная в одной из Юношеских библиотек Ленинграда в конце 60-х годов, мне еще не были ясны ни ее конечные результаты, ни методическая система. В ходе работы с читателями неоднократно приходилось пересматривать ранее найденное, что-то отбрасывать как неверное, что-то перестраивать и углублять. Выйти на правильную дорогу помогли работы теоретиков в области творческого чтения: Н.А. Рубакина, Л.С. Выготского, В.А. Асмуса, К.С. Станиславского и др.

Я не случайно объединила специалистов разных областей знаний: библиотековеда, психолога, философа, режиссера. Все они, живя в разное время, независимо друг от друга, обосновали творческую функцию восприятия художественной литературы, назвали способности, какие для этой цели надо развивать в читателе. Мнение одного ученого может быть ошибочным, совпадение выводов двоих наводит на размышление, но когда целый ряд крупнейших ученых блестяще доказывают одно и то же, это убеждает и вдохновляет следовать намеченному ими пути.

Освоить методическую систему воспитания творческого чтения детей мне помогли труды классиков методики литературного образования и воспитания – В.П.Острогорского, С.И.Абакумова, М.А.Рыбниковой и специалистов библиотечной методики в лице Л.И.Беленькой, Н.Ф.Новичковой, И.Н.Тимофеевойи др. Проблема творческого чтения потребовала необходимости разобраться в его сущности, обратить внимание на своеобразие отечественного и западного подходов к нему, сделать исторический экскурс в его развитие в России. Помощником, вдохновителем и негласным научным руководителем в решении проблемы творческого чтения на начальной его стадии был для меня ленинградский ученый, автор книг «автор-образ-читатель» (1983) и «Литература и действительность» (1987) Александр Михайлович Левидов, с которым я познакомилась, работая в библиотеке. Он в те годы готовил рукопись своей книги о чтении художественной литературы к изданию, и часто заходил за материалами в библиотеку. Каждое его посещение давало толчок к новым идеям и поискам. Он обусловил психологический и духовно-нравственный аспекты экспериментальной работы и отвел меня от следования моде на скоростное чтение, которое к концу 70-х годов стало повальным. Он направил мои усилия на углубленную работу с вечно живой литературной классикой. Не вызвали моего интереса и рациональные западные веяния, касающиеся чтения, и я осталась верна отечественным традициям эмоционально-творческого отношения к искусству слова. Не пошла я путем и современной методики изучения литературы в школе, который, как известно, завел литературное образование в тупик. В своей работе я исходила из интересов ребенка, его субъективного восприятия прочитанного. При этом я активизировала его воображение, пробуждала чувства, соединяла восприятие с опытом жизненных впечатлений, вовлекала читателя в творческий процесс. Все это я делала для усиления влияния литературных произведений на духовно-нравственный мир детей.

Надо признать, что направленность библиотечной работы на творческое чтение вступает в определенное противоречие с нынешней библиотечной практикой, взявшей курс, с одной стороны на информационную деятельность, с другой – на легковесную досуговую деятельность. В этом курсе художественная литература как вид искусства с его духовно-нравственной сердцевиной, выраженной в образном слове, не нашла своего места. Взгляд на нее с позиции информации или сюжетной занимательности умалил ее значение. А вместе с ней умалил самого человека и жизнь. Отношение к чтению как к сугубо деловому, или, напротив, к чисто развлекательному занятию без сочетания с творчеством затормозило развитие образного мышления читателей, отрицательно сказалось на общем созидательном потенциале растущего поколения.

Я хорошо осознаю подводные камни на пути к творческому чтению. Поток массовой литературы и идеи либерализма увели читателя от подлинных ценностей к ложным, снизили роль библиотечной педагогики и рекомендательной библиографии применительно к детскому чтению, направили многие библиотеки на увеселительную или сугубо информационную деятельность. Поэт Блок говорил: «Лучше меньше читать, но творчески». Жизнь быстротечна и полагать, что ребенок сам придет к осознанию сущности и ценности чтения, к пониманию, что хорошо и что плохо в литературе и жизни – это значит не экономно относиться к драгоценному времени детства, заставлять блуждать ребенка в дебрях книжного хаоса, отвлекать его от решения встающих перед ним жизненных проблем. Наша задача соединять через творческое чтение литературу и жизнь ребенка, вести его к познанию самого себя и окружающей действительности, открывать ему дверь в духовно-нравственную культуру человечества.

Творческое чтение, как я его рассматриваю, это узловая проблема нравственного и гражданского становления личности растущего человека, узловая для всей сферы взаимодействия с искусством слова. Фазиль Искандер определил талант писателя, как количество контактных точек соприкосновения с читателем на единицу литературной площади. То же самое, но с обратной связью, можно сказать и о таланте читателя художественной литературы. Да и о таланте библиотекаря, учителя, родителя, воспитателя – всех, кому приходится вести с ребенком разговор о книгах и чтении. Обеспечить наибольшее количество точек соприкосновения читателя с «единицей литературной площади» - это и значит пробудить интерес к чтению, ведь каждая точка способна вспыхнуть в сознании читающего человека искрой творчества, а значит, радости и созидания. Так реализуется познавательная и преобразующая функция искусства слова в сознании читающих детей, так открываются жизненные смыслы, глубины собственного внутреннего мира и окружающих людей.

Иногда спрашивают: не лучше ли учиться жить у самой жизни, а не из книг? Не все осознают возможности полноценных книг и полноценного чтения. Художественное произведение, если оно не суррогат, и если читается не механически, дает читателю несравненно больше, чем непосредственное наблюдение над жизненными явлениями. Ибо подлинный художник не копирует действительность, а выявляет ее суть, неподвластную поверхностному взгляду. Писатель показывает то, что способно дать наиболее яркое и глубокое представление об эпохе, о людях, о жизни, что способно по-настоящему взволновать и заставить думать. «Писатель создает более истинное, чем все истинно сущее» - говорил Хемингуэй. Художник выводит наружу то, что таится внутри человека, что скрыто за видимостью явлений, что ведет читателя через сопереживание к осознанию подлинных ценностей жизни и своего места в ней. Так происходит развитие читателя, его воспитание. Нравственные ценности аккумулируются в душе читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти. Писатель, если он подлинный художник, действует не назиданиями и сентенциями. Он вовлекает читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь в борении чувств и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированным в литературе.

Термин «творческое чтение» не включен сегодня в библиотечный научный оборот. Мы не найдем его ни в учебниках, ни в библиотечных справочниках. Не вошел он и в современный школьный стандарт литературного образования: школа растеряла свои традиции и былые достижения в этой области. Нет упоминания этой проблемы и в Национальной программе поддержки и развития чтения в России. Задумываться над ней начинают сегодня наиболее ответственные родители, осознавшие, что в условиях деформации в сфере семейного воспитания без усиления облагораживающего и одухотворяющего влияния искусства слова на ребенка им не вырастить полноценную личность. Но более всего озабочены этой проблемой лучшие детские библиотекари страны – читающий цвет нашей нации, носители культуры чтения. Для них и с их участием я составила сборник библиотечного опыта «Растим читателя-творца». Библиотеки из 16 городов России приняли участие в этом сборнике. Среди них многие детские и школьные библиотеки Урала, в том числе Областная детская библиотека Нижнего Тагила. В книгу вложена надежда, что ряды творческих читателей, ценителей искусства слова будут множиться а, значит, множиться и ряды настоящих людей, живущих на радость себе и во благо общества.

Примечение:

Подробнее тема освещена в работах Тихомировой:

Школа творческого чтения: Методическое пособие.- М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), - 2003.- 160 с.

Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004.- 248 с.

Школа чтения. Опыт, теории, размышления. Хрестоматия - М.: Школьная библиотека.-2006. 304 с.

 

Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.