Апробация учебной программы «Музыка» в школах Московской области

Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва

Апробация учебной программы «Музыка» в школах Московской области

В сентябре 2014 г. в России началась апробация новой программы учебного предмета «Музыка» для начальной школы, которая осуществлялась на основании приказа Министерства образования и науки РФ № 1244 от 05.12.2013 г. «Об организации апробации образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка».

Данная программа - это совместный проект Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ. автор программы - Домогацкая Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства (РОСКИ) Академии музыки имени Гнесиных, известная как автор методических пособий для дошкольного музыкального образования и учащихся ДМШ и Дши.

В 2013 г. Министерство образования и науки РФ направило текст данной программы в региональные институты развития образования (бывшие ИУУ) с целью получения отзывов на её содержание. Ряд институтов (гг. Екатеринбург, Орёл, Краснодар, Ярославль и др., Московская обл.) дали рицательные отзывы на проект этой программы. В отзывах было отмечено:

  • содержание программы не раскрывает системно-деятельностный, компетентностный подходы ФГОС начального общего образования, не учитывает достижения в духовно-нравственном развитии школьников средствами музыкального искусства за последние 40 лет (когда уроки велись в опоре на музыкально-педагогическую концепцию композитора Д.Б. Кабалевского);
  • большое внимание уделяется разделу «Музыкальная грамота» с завышенным объёмом знаний из области нотной грамоты «для приобретения базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности» [1, 4]. Объём требований по этому разделу программы фактически дублирует аналогичный раздел программы «Музыкальная грамота» для детских музыкальных школ, что недопустимо в условиях преподавания музыки в общем музыкальном образовании;
  • невозможность реализации инструментального музицирования, выделенного в самостоятельный блок, из-за отсутствия достаточного количества музыкальных инструментов в школах.
  • По замыслу разработчика, реализация про­граммы предполагает:
  • – формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
  • – приобретение собственного опыта музыкаль­ной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
  • – воспитание культуры коллективного музици­рования (хорового и инструментального).
  • В содержание учебного курса «Музыка» для 1–4 классов включено два модуля: «Коллективное хоровое музицирование», «Коллективное инстру­ментальное музицирование». Для реализации этих модулей в учебный план, помимо урока музыки (1 час), было добавлено 2 часа за счёт внеурочной деятельности и дополнительного об­разования. Результатом освоения предлагаемых модулей является блок программы «Создание театрализованных и концертных представлений, творческих проектов учащимися» («Я – артист»), которые должны осуществляться совместно с учи­телями и родителями. При этом рекомендуется «учитывать национальный (региональный) ком­понент… репертуар для слушания и исполнения может дополняться соответствующими образцами музыкальных произведений».
  • Была предложена модель управления реали­зацией проекта по апробации этой программы, состоящая из межведомственной рабочей группы, региональных кураторов, региональных опера­торов; школьных администраторов, учителей музыки и педагогов дополнительного образова­ния образовательных организаций – участников апробации.
  • В апробации программы принимали участие общеобразовательные организации из 16-ти субъ­ектов Российской Федерации (около 300 школ): Центральный федеральный округ (Калужская, Московская области, г. Москва); Северо-Западный федеральный округ (Республика Коми, г. Санкт-Петербург); Южный федеральный округ (Ростов­ская область); Северо-Кавказский федеральный округ (Кабардино-Балкарская Республика, Став­ропольский край); Приволжский федеральный округ (Республика Татарстан, Ставропольский край); Уральский федеральный округ (Челябин­ская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра); Сибирский федеральный округ (Республика Хакасия, Красноярский край); Дальневосточный федеральный округ (Амурская и Сахалинская области).
  • В период первого этапа апробации был про­ведён ряд мероприятий, на которых обсуждалось содержание программы «Музыка» для начальной школы.
  • Методическое оснащение учебной программы «Музыка».
  • В тексте программы, а также на семинарах, конференциях, проводимых в период апробации, кроме Программы учебного предмета «Музыка», были определены следующие компоненты её ме­тодического оснащения: учебник, хрестоматия музыкального материала, аудио-пособие с запи­сями музыкальных произведений, методические рекомендации. Фактически же с 2014 по 2018 гг. предложены лишь программа, перечень музыкаль­ных инструментов для реализации модуля «Кол­лективное музицирование»; дневник апробатора, анкета для родителей; дорожная карта апробации [3]; перечень ресурсных центров, координирующих процесс апробации.
  • По рекомендации Минобрнауки РФ все образо­вательные организации, участвующие в процессе апробации учебного предмета «Музыка», должны были создать на своих сайтах страницу «Апробация учебного предмета «Музыка» для 1–4 классов».
  • В 2015 г. программа, предназначенная для апробации в ряде регионов РФ, приобрела статус «Примерной основной образовательной программы начального общего образования» [2] (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08.02.15 № 1/15). Это вызвало недоумение пе­дагогической общественности, учителей музыки образовательных организаций, авторов учебников по предмету «Музыка», входящих в Федеральный перечень учебников 2014/2015 г., действующий в РФ. В отличие от предыдущих вариантов При­мерных программ НОО, в которых обозначались обобщённые линии изучения предмета «Музыка» [3], в данной программе сохраняется распределение тематических линий по классам, даются реко­мендательные списки музыкального материала, часто устаревшего по хоровой деятельности, несоответствующего запросам современных младших школьников.
  • Апробация учебного предмета «Музыка» в 1–4 классах образовательных организаций Московской области в 2014–2018 гг.
  • В Московской области апробация учебного курса «Музыка» для 1–4 классов началась в 2013/2014 учебном году. Пилотными площадками в Московской области стали: МБОУ Гимназия №11 городского округа Балашиха, Детская хоровая школа имени Г.А.Струве, известная читателям как Хоровая студия «Пионерия». Эти образовательные организации в 2014 г. проводили семинары. В со­ответствии с рядом нормативных документов в 2014/2015 учебном году в апробации приняли уча­стие 20 школ Московской области. Министерство образования Московской области осуществляло

 

 

мониторинг деятельности школ и учреждений до­полнительного образования. В последующие годы контроль и координация процесса апробации в Московской области не проводились. На сайтах образовательных организаций, участвующих в апробации, публиковались ежегодные отчёты об апробации в 2014/2015, 2015/2016 учебных годах. В общей сложности в процессе апробации приняло участие около тысяч и учащихся школ Московской области.

На кафедре методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла была раз­работана дополнительная профессиональная про­грамма повышения квалификации «Содержание и технологии учебного предмета «Музыка» для учителей-апробаторов, включающая апробацию модулей «Коллективное хоровое музицирование», «Коллективное инструментальное музицирование» (36 час.), которая была реализована во втором полугодии 2015 г. (доцентом Д.В.Корневым, при участии доцента Г.П.Сергеевой) [4]. В период апробации 2014–2018 гг. преподаватели кафедры методики преподавания гуманитарных и худо­жественно-эстетических дисциплин проводили индивидуальные консультации по вопросам апро­бации учебного предмета «Музыка» для начальной школы, включая разработку диагностических материалов.

27 апреля 2017 г. кафедра инициировала про­ведение круглого стола на тему: «Результаты апро­бации учебной программы. Третий год обучения» (АСОУ). В очной сессии приняли участие 23 чело­века из 14 районов Московской области. В режиме онлайн было 95 зарегистрированных участников и 25 точек подключения из г.Москвы, 24-х районов Московской области, а также Курской, Орловской областей и Краснодарского края.

В целях ликвидации дефицита учебных пособий для апробации учебного предмета «Музыка» на круглый стол была приглашена А.В.Сафонова, ис­полнительный директор издательства «Музыка». Она познакомила учителей музыки с учебными по­собиями по хоровому пению, инструментальному музицированию.

В процессе проведения круглого стола состоялся обмен опытом работы.

В качестве позитивных моментов были выделе­ны возможности расширения сферы  внеурочной деятельности младших школьников, их участия в проектной и концертной деятельности.

Названы отрицательные факторы апробации: отсутствие методического сопровождения про­граммы (нотные хрестоматии, фонохрестоматии, поурочные разработки, материалы к диагностике развития музыкальной культуры учащихся), от­сутствие комплекта музыкальных инструментов, необходимых для реализации модуля программы «Коллективное инструментальное музицирова­ние». Подчёркивалось, что использование име­ющихся в наличии методических материалов учебно-методических комплектов других авторов не позволяет учителям объективно оценивать ка­чество обучения по предлагаемой программе.

10 мая 2018 г. подготовлен и проведён регио­нальный проблемно-тематический круглый стол «Итоги реализации апробации учебного курса «Музыка» для 1–4 классов начальной школы в 2014 – 2018 гг.» [11].

В работе круглого стола приняли участие 75 человек. Регламент круглого стола включал в себя 20 выступлений по следующей тематике:

• Апробация учебного курса «Музыка» для 1–4 классов в РФ (в Московской области).

• Восприятие музыки: процесс накопления му­зыкальных впечатлений младшими школьниками.

• Развитие речевых умений и навыков учащих­ся в процессе размышлений о музыке.

• Использование видеоматериалов в процессе музыкального развития младших школьников.

• Певческое развитие младших школьников в условиях апробации учебного курса «Музыка».

• Инструментальное музицирование как фактор развития музыкальных способностей младших школьников.

• Инструментальное музицирование в V классе: из опыта работы (И.А.Переверзева, АСОУ).

• Интеграция учебной и внеурочной деятель­ности в реализации учебного курса «Музыка».

• Итоги апробации учебного курса «Музыка для 1–4 классов в образовательных организациях Московской области (Г.П.Сергеева, АСОУ).

В процессе подготовки круглого стола было проведено анкетирование учителей-апробаторов. Обработка анкет позволила выявить следующие проблемы.

• Изучение музыкального материала, реко­мендованного программой в разных модулях, со­ставило 50%.

• Из-за отсутствия нотных хрестоматий, фонохрестоматий музыкального материала учителя вы­нуждены заменять рекомендуемые музыкальные произведения, тратить большое количество вре­мени на подготовку к урокам в поисках учебного материала в Интернете.

• Учителя использовали пособия из различных учебно-методических комплектов разных авто­ров и издательств, а также пособия для детских музыкальных школ (для изучения музыкальной грамоты), что соответствующим образом снижало показатели «чистоты эксперимента».

• Наиболее благополучно обстояла работа по модулю «Хоровое музицирование» (напомним, что для этого был выделен дополнительный час за счёт внеурочной деятельности). Уровень формирования вокально-хоровых умений и навыков, развития певческой культуры, продемонстрированных на круглом столе в форме видеозаписей, можно оце­нить как достаточный.

• Игра на музыкальных инструментах (на что также был выделен дополнительный час за счёт внеурочной деятельности) осложнялась отсутстви­ем музыкальных инструментов из Перечня к про­грамме. Наличие инструментов составляет менее 26%. Использовались инструменты регионального компонента – рубель, трещотка, шаркунок, тре­щотка круговая, дуделка. Уровень формирования умений и навыков инструментального музициро­вания младших  школьников можно оценить как удовлетворительный.

• Изучение музыкальной грамоты учащимися составило всего 30% от рекомендованного про­граммой. В анкетах отмечено превышение объёма материала по данному разделу.

• При изучении раздела «Музыка в кино» ис­пользовано менее 10% материала (просмотр филь­мов, разучивание песен).

• Участие в театрализованных представлениях, творческих проектах отметили всего 6% анкети­руемых.

• Чаще всего использовались следующие темы проектов: «Наша школьная планета», «Сказка в музыке», «Увлекательный мир музыки», «Россия – Родина моя», «Музыка в нашей жизни», «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Наша школьная планета», «Мир природы» и др.

• Дополнительно использовались следующие темы проектов: «Скрипка – королева музыкальных инструментов»; «Героика в произведениях русских композиторов»; «Танец и музыка как отражение национальной культуры», «Моя малая Родина», «Музыкальная культура родного края», «Любимая песня моей семьи», «Чайковский в Клину» и др.

• Домашнюю фонотеку по музыке имеют 12% учащихся.

• В процессе проведения уроков использовались следующие формы: урок-путешествие, урок-про­гулка, урок-театрализация, урок-концерт, урок-импровизация. Среди других форм проведения уроков музыки названы: урок-КВН, урок фан­тазирования, аукцион знаний, межпредметный интегрированный урок, урок открытых мыслей.

• Развитие умений и навыков речевого обще­ния в процессе размышлений о музыке, диалогов с учителем, сверстниками учителя оценили на среднем уровне.

Об интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Интеграция урочной и внеурочной деятельно­сти, по мнению учителей-апробаторов, проявля­лась в следующем: «у детей проявляются навыки работать не просто на свой личный результат, а на­выки коллективной работы, работы с партнёром»; «приёмы выразительного исполнения песен необ­ходимы для чтения стихотворений, литературных произведений»; «образное, не клиповое мышление помогает детям анализировать, запоминать, твор­чески мыслить».

Реализация часов внеурочной деятельности (особенно по хоровому пению) способствовала развитию интереса учащихся к музыкальной де­ятельности, к общешкольным традиционным ме­роприятиям, концертам, фестивалям, конкурсам, олимпиадам, состоявшимся в Московской области:

– конкурс проектов «Потенциал»: конкурсы «Славянский мир», «Юные таланты Московии», «Мир всего важней на свете»; Международные олимпиады по музыке («Инфоурок»); районный вокальный конкурс-фестиваль «Маленькая стра­на»; районный фестиваль свирельной музыки «Калинка» (г.Щёлково);

– постановка новогоднего спектакля для млад­ших школьников (два состава); выступление как класс-хор на семинаре-практикуме для замести­телей директоров по УВР по теме «Формирование развивающего образовательного пространства с це­лью выявления, развития и поддержки одарённых детей» («Из опыта работы с музыкально одарённы­ми детьми»); прошёл открытый урок музыки «Я – артист»; творческое соревнование в рамках РМО учителей музыки; концерты для избирателей, на родительских собраниях; выступления как класс-хор и класс-оркестр перед учащимися начальной школы; фольклорный праздник микрорайона на открытии детской игровой площадки; школьный фестиваль инсценированной песни, районный фе­стиваль хоровых коллективов «Песня летит над Россией…» (г.Клин);

– «День музыки», «Посвящение в лицеисты», «Рождество к нам снова в дом приходит…», «Про­щание с Азбукой» для 1-х классов, «Праздник Великой Победы», «Последний звонок», участие в традиционных мероприятиях в течение всех лет обучения: концерты для родителей, для учителей музыки в рамках РМО; конкурс исполнителей вокальной музыки в рамках муниципального фе­стиваля искусств «Родники культуры» (ежегодно), музыкальные фестивали школьного уровня, посвя­щённые различным юбилейным датам (г.Ступино);

– школьные концерты «Прощание с азбукой», «8 марта», «Юбилей гимназии» (г. Ивантеевка);

– «Пою тебе, моя Россия!»; «Песни из старых фильмов»; ежегодный городской фестиваль-кон­курс имени Г.А.Струве, основателя ДХШ «Пио­нерия»; гимназические хоровые фестивали три раза в год с определённой тематикой; участие в Международном семинаре «Музыкальное воспита­ние обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализации школьников в услови­ях введения ФГОС общего образования» для деле­гации педагогов из ФРГ и на заседании «Круглого стола» в Минобрнауки РФ «Углублённое изучение учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования»  в 2015 г. (г. Балашиха);

– Всероссийский музыкально-исполнительский фестиваль «Планета детства» (2 место, соло); кон­курсы – «Самый классный хор», конкурс патрио­тической песни, отчетный концерт (г. Жуковский);

– вечер выпускников начальных классов, пе­сенный марафон, концерты на общешкольных родительских собраниях, тематические концерты на1 Мая, День Победы, День города (г. Можайск);

– музыкально-театрализованные представле­ния: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Те­ремок», «Дюймовочка»; новогодние музыкальные представления: музыкальная сказка«Снежная королева», «Новогодние приключения Емели и его друзей», «Новогодние приключения в сказочном лесу», «Совет зверей»; участие в общешкольных праздничных концертах, фестивалях, конкурсах (Одинцовский р-н).

Трудности реализации программы.

Учителя музыки Московской области отметили:

• разработчики программы очень далеки от реалий общеобразовательной школы – заниматься курсом сольфеджио на уроках нет никакой возмож­ности и необходимости;

• объём музыкального материала (особенно нотной грамоты и теории музыки) не усваивается детьми, у которых неярко выражены музыкаль­ные способности;

• некоторые темы программы доступны только детям со специальной музыкальной подготовкой;

• для изучения и прохождения такого рода программы необходимы индивидуальные занятия для некоторых учащихся, что не всегда возможно в условиях общеобразовательной школы;

• большой объём учебного материала; недо­статок домашних занятий для самостоятельного изучения материала;

• отсутствие возможности индивидуальной работы в системе дополнительного образования; слишком большая наполняемость классов для вы­полнения поставленных задач (по иностранному языку, например, классы поделены на группы);

• отсутствие учебника «Музыка» к данной про­грамме, фонохрестоматии, нотной хрестоматии, методических рекомендаций;

• затруднён поиск в Интернете нотного мате­риала хоровых произведений, инструментальных пьес (на это тратится много времени при подготовке к урокам);

• распределение музыкальных сочинений, хоровых произведений по классам, темам урока (согласно перечню в программе) также вызывало трудности; некоторые произведения для хоровой работы, предложенные в программе, оказывались сложными. Обработки народных песен хорошо было бы распределить по возрастным особенностям учащихся, по сложности исполнения;

• недостаточное материально-техническое обеспечение процесса апробации (отсутствие му­зыкальных инструментов для реализации модуля «Коллективное музицирование»), нет синтезато­ров;

• особенности работы школы не позволяет полноценно вести модуль «Коллективное музици­рование» (хоровое пение), так как школа работает в две смены и внеурочная деятельность возможна только в вечернее внеурочное время, из-за этого плохая посещаемость;

• недостаток внимания к внеурочной дея­тельности со стороны родителей; необходимы рекомендациям по взаимодействию с родителями обучающихся;

• в программе налицо отсутствие чётких тре­бований к содержанию и результатам программы;

• учителя испытывают потребность в разъясне­нии технологий преподавания предмета «Музыка» по данной программе на курсах повышения ква­лификации.

Выводы.

1). В целом процесс апробации учебного пред­мета «Музыка» для начальной школы следует считать завершённым.

2). Предметные результаты освоения содержа­ния данной программы в образовательных орга­низациях Московской области можно признать удовлетворительными.

3). Процесс интеграции уроков музыки с вне­урочной музыкально-эстетической деятельности в рамках апробации данной программы дал поло­жительные результаты за счёт увеличения часов на хоровое пение и коллективное музицирование.

Апробация учебного предмета «Музыка» в на­чальной школе завершена. Возникает справедли­вый вопрос: что же дальше? Никаких документов на завершение апробации и её продолжение в основной школе от официальных органов не по­следовало.

Литература:

1. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка». М.: Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, 2014. 51 с.

2. Примерная образовательная программа начально­го общего образования. Электронный ресурс URL: http://fgosreestr.ru

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 4-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 2012.

4. Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Содержание и тех­нологии учебного предмета «Музыка»: апробация модулей «Коллективное хоровое музицирование», «Коллективное инструментальное музицирование» (вариативный модуль, 36 час.). автор-составитель Д.В.Корнев. М.: АСОУ, 2015. – 17 с.

 

Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 9-13.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.