Живопись Караваджо в интерпретации детей

Н.Золотова,
ведущий методист Центра эстетического воспитания ГМИИ им. А.С.Пушкина «Мусейон»

Живопись Караваджо в интерпретации детей

Как светотени мученик...  О.Мандельштам

В ноябре-феврале сезона 2011-2012 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве проходила выставка итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610). Это ярчай­ший представитель Искусства Нового времени, воплотивший в своей живописи принципы эпохи барокко.

Занятия в изостудии при ГМИИ строятся таким образом, что сначала в залах музея ребята смотрят картины или скульптуры и затем получают зада­ние, которое выполняется в мастерской в Центре эстетического воспитания "Мусейон".

Кураторами выставки Караваджо была создана особенная среда, воспроизводящая существование картин в полумраке помещений, слабо освещён­ных лучами света. На детей такая загадочная атмосфера действовала особенно - немного пу­гающе (ведь дети боятся темноты) и в то же время заманчиво. Нам предстояло рассмотреть картины на выставке, познакомиться с сюжетами и новой техникой живописи и попробовать исследовать художественный метод Караваджо.

Впервые итальянские музеи вывезли на вы­ставку сразу 11 шедевров Караваджо. От не­больших ранних полотен "Юноша с корзиной фруктов", 1593 (Рим, Галерея Боргезе) и "Иоанн Креститель" (Рим, Собрание Капитолийских му­зеев) до огромных полотен "Бичевание Христа" (Музей Каподимонте, Неаполь) или "Положение во гроб", 1606 (Рим, Музеи Ватикана). здесь мы встретились с определённой трудностью в рас­смотрении этих огромных заказных полотен в связи с недостаточной освещённостью залов и отсутствием пространства для отхода и обзора картин. Приходилось к тому же маневрировать среди большого скопления публики. Но наши "музейные дети" способны заниматься в таких сложных условиях.

В силу того что выставка была такая насыщен­ная по количеству работ и сложная для просмотра и понимания, было проведено по два занятия с каждой группой. На первом занятии мы рассмо­трели картины в залах итальянской живописи на основной экспозиции Музея: от св. Августина

Симоне Мартини к Мадонне с Младенцем Пе­руджино и святому Себастьяну Больтрафио, где увидели, как искусство живописи развивалось на пути реализма.

В зале Микеланджело мы посмотрели, как сложные понятия и сложные эмоциональные со­стояния людей в библейских сюжетах скульптор выражает при помощи пластики человеческих фигур. То же делал и Караваджо, только на языке живописи и уже в другую эпоху.

Нам предстояло понять, какой следующий шаг сделал Караваджо, следуя путём реализма в ита­льянском искусстве на рубеже XVI-XVII веков.

И вот мы на выставке. Таинственный полумрак погружает нас в эпоху барокко. Только тонкие лучи света выхватывают из темноты мерцающие лаком полотна великого мастера.

Портрет юноши с корзиной фруктов служит нам "ключом" к пониманию метода Караваджо. Мы останавливаем пристальное внимание и на корзине с фруктами на первом плане картины, и на фигуре, и на самом лице молодого человека.

значительную роль в представлении предметов зрителю выполняет свет, падающий слева в некое помещение и вырисовывающий подробно, с по­трясающей достоверностью корзинку с фруктами и молодого человека, повёрнутого к зрителю пле­чом. Тут мы выяснили, что схема картины эпохи барокко похожа на коробочку, в которую попадает луч света. Луч "рисует" предметы, выхватывая их из темноты, а неосвещённые предметы видны хуже. Но там, где есть свет, появляется тень, возникающая сзади юноши на стене и создающая объём фигуры.

И вот, в мастерской нам предстояло смодели­ровать для начала натюрморт эпохи барокко. Для этого была взята корзинка с муляжными фруктами на тёмном фоне стены. Слева падал свет. Белая драпировка сверху должна была служить ярким световым пятном и заставить детей нарисовать свет на тёмном фоне. Немногочисленные бытовые предметы дополнили натюрморт. Была поставлена задача реалистического изображения предметов с натуры.

Тут мы выяснили, что дети б-10 лет не видят объекты в светотени, они мыслят предметно и склонны рисовать локально окрашенный предмет. Оказалось, что светотеневое изображение - такая же условность для них, как, скажем, перспектива. Приходилось напоминать ребятам о том лучике света, который мы видели на картине Караваджо. Корзинки получились разнообразными: кто-то увлёкся яркими пятнами фруктов и листьев, кто-то выстраивал натюрморт на столике с возмож­ной точностью. Так или иначе, эксперимент был поставлен, и мы получили некоторое количество корзинок с фруктами. Что уже как-то приблизило нас к Караваджо.

На втором занятии мы сосредоточились на трёх композициях Караваджо. Это, во-первых, «Портрет Юноши»; во-вторых, «Поклонение пастухов»; и, наконец, полотно «Обращение Савла». Такой выбор был вызван тем, что "Пор­трет Юноши" уже был нами разобран на первом занятии, композиция "Поклонения пастухов" хорошо знакома ребятам по другим европейским картинам Рождества Христова. Самым же смелым был предоставлен сюжет "Обращение Савла".

Мы внимательно рассмотрели 4Портрет Юно­ши. Попытались запомнить фигуру и руки мо­лодого человека, корзину с фруктами, поворот головы и само лицо юноши: его смуглость, цвет и форму волос, рубашку, цвет глаз, его задумчивый взгляд. Есть несколько предположений о личности персонажа и о назначении портрета. Одно время считалось, что это автопортрет Караваджо. Кар­тина остаётся до конца неразгаданной.

Особенностью полотна "Поклонение пастухов" является горизонтальная композиция картины при вертикальном её формате. Очевидно, это продикто­вано тем, что картина была заказана для алтарной композиции в интерьере храма. Пространство кар­тины ограничено стенами и крышей хлева. Свет в хлеву падает из невидимого источника на Марию и Божественного Младенца. Животные присутству­ют рядом. Пастухи - простые крестьяне с грубыми руками и обветренными лицами. Незанятое фигу­рами пространство на первом плане картины как бы приглашает зрителя "сделать шаг вперёд" и присоединиться к пастухам на этой картине.

"Обращение Савла" - самая сложная из вы­бранных композиций. С сюжетом большинство детей знакомо. Гонителя христиан Савла по до­роге в Дамаск посиял свет с неба, и он услышал голос Христа: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Он упал на землю и ослеп, но вскоре прозрел и сделался апостолом Павлом. Главная сложность - взаимодействие фигур в пространстве картины. Фронтальное движение лошади и слуги справа на­лево, фигура Савла, упавшего на спину головой к зрителю, создают модель трёхмерности. Глубокий тёмный фон определяет загадочное пространство на заднем плане. Ещё один компонент картины - Божественный свет, падающий из правого верх­него угла картины. Свет выхватывает из ночной темноты круп лошади и руки и тело ослеплённого Савла. Мерцает медь на его римских доспехах и шлеме. Большое цветовое пятно - красный плащ на земле. Фигура Савла дана в резком перспектив­ном сокращении. Картина очень большая, покрыта бликующим лаком, краски тают в темноте. Но ког­да ты вглядываешься в очертания фигур и узнаешь сюжет, это производит потрясающее впечатление достоверности увиденного. Как будто ты сам при­сутствуешь при этой сцене.

После того как мы внимательного рассмотрели и постарались запомнить картины, ребята отпра­вились в мастерскую. Прежде всего предстояло как-то справиться с тем, что дети плохо знакомы со светотенью. Надо было смоделировать эффект возникновения света во мраке картины. Поэтому был выбран приём работы по тёмному коричневому грунту. Так же работал и Караваджо.

Первый этап - грунтовка бумаги в коричневый цвет. Уже на этом этапе проявилась индивидуаль­ность ребят. Кто-то выкрашивал бумагу плотно, а кто-то тонким прозрачным слоем.

Большая часть выбрала портрет юноши. здесь важно было написать поворот головы, руки, освещённую часть лица и передать портретные характеристики. Часть лица и фигуры, уходя­щие в тень, часто оставались недорисованными, как бы поглощёнными темнотой. На первом плане - знакомая корзинка. Это самая лёгкая и приятная часть работы: есть, где применить яркие краски. Неожиданный для себя резуль­тат получила Ева Триполева, у Стаси Желтовой - попытка сделать рисунок по-взрослому. (Цв. илл. помещены на 2-3 стр. вклейки.)

Так способ работы по тёмному грунту помог детям понять метод живописи Караваджо и рас­ширить свой арсенал художественных приёмов.

Сцену "Поклонения пастухов" ребята уже виде­ли в других композициях. Я бы сказала, что этот сюжет взяли "осторожные" дети. здесь было важно преодолеть плотный грунт и вписать в него фигуры пастухов и Марии с Младенцем. Наполнить тёмное помещение мягким уютным светом. Живописно работы получились очень интересные, потому что дети разбирались в разных оттенках коричневой гаммы. Хорошие работы у Лизы Верди и у Насти Юргашевой. Важно, что ребята работали в непри­вычной для себя технике. Ведь обретение новых навыков и есть учёба.

Несколько "смельчаков" остановили свой выбор на картине "Обращение Савла". Сложная компо­зиция с движением фигур. Детей не испугала даже необходимость нарисовать лошадь. Очень трудная, на мой взгляд, задача для них - нарисовать фигуру упавшего Савла с поднятыми вверх руками. Он в одежде римского воина. Младший из ребят, Миша Костаки, ему б лет, прекрасно справился с композицией. Резкое освещение крупа лошади сверху попробовали передать Катя Дашевская и Настя Стеблева. Разместить фигуры людей и лошади в пространстве хорошо удалось Ване Гусарову и Гоше Крючкову.

В результате проделанной работы стены нашей мастерской заполнились рисунками, сделанными по памяти. После изучения выставки Караваджо мы получили рисунки, содержащие сложные сю­жетные композиции и по стилистике изображения имеющие связь с эпохой барокко.

Несомненно, большая удача - просто увидеть такую выставку Караваджо, которая проходила в ГМИИ имени А.С.Пушкина, а уж проводить за­нятия и попытаться глубже вникнуть в техноло­гию живописи - это и большая ответственность, и большая радость. Надеюсь, нам удалось как-то приблизиться к пониманию живописи Караваджо.

От редакции.

Рискую прослыть старомодным провинциалом, но не удержусь от реплики. Не по поводу самой статьи, а по по­воду освещения выставки, которое действует «немного пугающе», и мерцающего лака, который луч света выхваты­вает из темноты. Знаю, что все уважающие себя выставки нынче только так и бывают освещаемы. Возможно, это мировой тренд (а может быть, даже бренд или имидж). Тем не менее...

Во-первых, мрак в зале и относительно небольшие освещённые объекты (картины), резко выделяющиеся из темноты, понапрасну утомляют зрителя. Лучше бы со­хранить бодрость ума и свежесть восприятия для искусств и его тайн, а не погружаться в неспокойный полусон этой мнимой загадочности.

Во-вторых – господа экспозиционеры! Не забываете ли вы, что у картин бывают авторы, которые пишут их при ровном и желательно дневном свете. Не лучше ли и нам видеть картину такой, какой видел её художник, когда счёл должным образом завершённой? Стоит ли проявлять своё вторичное осветительское творчество, да ещё на бликующих лаком полотнах? Разве мы пришли смотреть, как «таинствен­но» в темноте лак поблёскивает?

Хорошо ещё, что не освещали с разной силой разные части картин – бывает ведь и такое. Представьте, что какие-то такты симфонии или какие-то акценты дирижёр­ской интерпретации покажутся звукорежиссёру особенно важными – и он их усилит или растянет во времени, а остальное смикширует или прогонит ускоренно? Невоз­можно представить? Не будем зарекаться – ведь «прогресс не остановить!»

А.М.

 

 

Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 58-60

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.