Урок истории
Урок истории
Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны
Плакатное искусство в годы Великой Отечественной войны играло важную роль. Образы, созданные художниками, простая, но выразительная композиция и яркие краски привлекали внимание зрителей, вызывали у них эмоциональный отклик, помогали бойцам обрести уверенность в своих силах и вселяли веру в победу.
Печатали плакаты вручную, используя трафареты и шаблоны.
Работали типографии круглосуточно. Москвичи утром, собираясь перед Телеграфным агентством СССР (ТАСС), ожидали новые сводки об исходе сражений.
Рис. 1 Кукрыниксы. «Потеряла я колечко... (а в колечке — 22 дивизии)» (тушь, гуашь, 1943, Третьяковская галерея, Москва).
Совместно с радио и газетами плакаты являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей. Они объясняли, как использовать гражданскую оборону, участвовать в производственном процессе и использовать деньги. Были созданы плакаты, посвящённые охране здоровья и гигиене, предупреждающие о болезнях и опасностях, которые могут возникнуть во время войны.
Существовали различные виды плакатов, созданных в годы Великой Отечественной войны:
«За спиной – Москва», «Ни шагу назад». В начале войны появлялись плакаты, отражавшие ход военных действий. На них защитников изображали плечом к плечу, готовых стоять насмерть.
«Боец побеждает врага в рукопашном бою». На таких плакатах советских воинов рисовали в ярких, красных тонах, а врага – карикатурно, используя зловещие серые оттенки «Не болтай!». Подобные надписи призывали к бдительности.
«Коллаж: до и после». Плакаты такого типа часто обращались к населению, побуждая к конкретным действиям, например, к сбору металлолома, разбору груды камней, оставшихся после бомбардировок.
«Динамичный портрет». Изображение бойца было в центре композиции. Высоко поднятая голова, монументальность фигуры демонстрировали отвагу и смелость, решительность оказать сопротивление врагу.
«Карикатура». Гитлер нередко изображался карикатурно: маленьким,истеричным, с перекошенным лицом, в рваной форме.«В атаку!». Популярный мотив, в таких плакатах часто рисовалиразнообразную технику. Иногда вместо самолётов на заднем планебыли изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина.
Рис. 2 Плакат №63, "Подвиг капитана Гастелло", 1943 год. Художник П.Соколов-Скаля.
Трио советских художников-графиков, известных под псевдонимом Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), занимают особое место в плакатном искусстве того времени. Их совместная работа, начавшаяся ещё в студенческие годы, стала ярким явлением в советском искусстве, а в период Великой Отечественной войны приобрела особое значение. Кукрыниксы создавали плакаты, карикатуры и иллюстрации для различных изданий. Острые, сатирические работы были настоящим оружием на информационном фронте.
Их работы – «это документы эпохи, свидетельствующие о мужестве, патриотизме и непоколебимой вере советского народа в победу. Они оставили глубокий след в истории советского искусства и продолжают вдохновлять и сегодня»[2].
Плакаты Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС»1. создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. В полдень 22 июня 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов объявил по радио, что Германия напала на СССР, через несколько часов Павел Соколов-Скаля, Михаил Черемных и Николай Денисовский предложили организовать особую редакцию при ТАСС. Идею поддержали и новая серия плакатов по аналогии с «Окнами РОСТА»2 получила название «Окна ТАСС».
За три дня на улицах Москвы расклеили первый тираж – 308 экземпляров восьми разных плакатов. Мастерские «Окон ТАСС» располагались на Кузнецком Мосту. В 1941–1942 годах, когда шла Битва за Москву, работать приходилось в тяжёлых условиях. Авторам карикатур не хватало материалов. Растворители для красок пришлось заменить на ацетон и скипидар, при этом проветривать и вообще открывать окна было запрещено, так как это нарушало маскировку. Художник Михаил Соловьёв вспоминал, что сотрудников из-за отравления парами красителей постоянно увозила скорая.
Однако столичное отделение «Окон ТАСС» все равно работало бесперебойно, в три смены. Всего в редакцию входило 125 художников, 83 поэта и писателя. Над агитационными плакатами тогда трудились художники: Павел Соколов-Скаля, Михаил Черемных, группа Кукрыниксы, поэты и писатели Демьян Бедный , Осип Брик, Самуил Маршак, Сергей Михалков и многие другие. Поэты писали сатирические стихи, а художники иллюстрировали новые порядки.
1 Окна ТАСС" – агитационные плакаты военного времени, создававшиеся художниками и поэтами по заказу Телеграфного агентства СССР (ТАСС). 2 Агитационные плакаты «Окна сатиры РОСТА», или «Окна РОСТА», издавало Российское телеграфное агентство (РОСТА) в 1919–1922 годах, в разгар Гражданской войны.
Рис.3 С. Маршак. Кукрыниксы. «Юный Фриц», 1942 г.
Анализ исторических плакатов помогает студентам-графикам освоить приёмы композиции, контраста и символизма, а также понять роль дизайна в создании оригинальных макетов. Образцы военного плакатного искусства помогают начинающим дизайнерам в поиске образов и смыслов. Размышляя об исторической памяти, сегодня не просто найти свой сюжет и качественно его выразить на плакате. Плакаты исторического прошлого, дают зрителю возможность остановиться, всмотреться, оценить, поразмышлять. В чём же идея? Глядя на эталонные макеты, мы замечаем общие решения, адаптируем проверенные визуальные приёмы и эмоциональные посылы сегодняшнего дня, пытаясь создавать что-то новое, сохраняя связь со стилем и традициями плакатного искусства.