Удивительная глина

Л. Кашапова, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества, г. Ханты-Мансийск

Удивительная глина

Общеразвивающая программа занятий с детьми 7–17 лет

Пояснительная записка

Глина была освоена человеком ещё в глубокой древности и во все времена оставалась современным и одним из самых распространённых природных материалов. Высокая пластичность глины позволила изготавливать из неё множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто глиняные фигурки изображали духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.

В процессе обучения по данной программе внимание уделяется изучению и лепке традиционных форм русской глиняной игрушки: филимоновской, дымковской, а также прикладному творчеству родного края. Использование народной игрушки и изделий из глины в учреждениях дополнительного образования даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.

Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом (запросы детей, родителей) и востребованностью детьми разного возраста. Мною изучены образовательные программы по художественной керамике М.В. Неустроевой, педагога школы «Искусство жизни», и учителя технологии Г.А. Мочалова. Первая из них по содержанию очень интересна и доступна, в ней используются разнообразные формы работы; эта программа основывается на изучении только объёмных форм с первого года обучения и предполагает дальнейшее изучение живой природы посредством наблюдения за живой моделью.

Программа Мочалова предполагает углублённое изучение физических и технологических особенностей глины, способов её обработки, составление технологических карт, проектирование образцов и направлена на профессиональную подготовку учащихся старших классов общеобразовательных школ. Изучив эти программы, я пришла к выводу, что необходимо, заимствовав многие их положительные стороны, написать более упрощённый вариант своей общеразвивающей программы для работы в дополнительном образовании с детьми разного возраста и разного уровня развития.

Новизна этой программы состоит в том, что в ней значительное внимание уделено региональному компоненту - природе, культуре и искусству края. Национально-региональный компонент в программе - не дополнительный её блок, он растворён во всём учебном материале и используется там, где этого требуют конкретные учебные или творческие задачи. Он усилен за счёт изучения произведений народного изобразительного искусства соответствующей тематики, истории родного края, произведений материальной культуры, использования устного народного творчества. Программа построена так, чтобы дать учащимся ясное представление о народных истоках декоративноприкладного искусства, и включает выполнение творческих работ (индивидуальных и коллективных). Коллективные формы работы дают детям навык творческого общения, результаты которого используются в оформлении кабинетов, коридоров, выставок и др., а также в качестве наглядных пособий на других занятиях. Педагог не только мастерит вместе с детьми, не только учит их «игрушечному» ремеслу, но и изучает с ними историю возникновения и технологию изготовления игрушек из глины, обучает ребят различным видам росписи. Поделки, изготовленные детскими руками, зачастую становятся сувенирами для ветеранов войны и труда, гостей Дома детского творчества, а также участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Общеразвивающая программа «Удивительная глина» рассчитана на 3 года обучения и включает в себя теоретические и практические курсы. Основной целью программы является воспитание у детей интереса к керамике как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, а также развитие специальных и творческих способностей, умений и навыков.

Задачи программы

Обучающая - ознакомить с видами и свойствами глины, методами и приёмами лепки; привить навыки работы с материалом и инструментами, подготовки рабочего места; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
Развивающая — развить интерес к данному виду искусства, художественно-творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию.
Воспитательная — приобщить детей к природной среде и культурным традициям, нашедшим отражение в предметах декоративно-прикладного искусства художников-керамистов.

Учебный план первого года обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. 2 ч.
  2. Ознакомительная беседа. Что такое керамика и лепка? 2 ч.
  3. Знакомство с глиной, её свойствами и качествами. 12 ч.
  4. Особенности керамического искусства разных народов. 22 ч.
  5. Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. 22 ч.
  6. Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись. 22 ч.
  7. Лепка на свободную тему. Подготовка к выставке. 30 ч.
  8. Экскурсии на выставки прикладного искусства. 14 ч.
  9. Организация и проведение выставок детских работ. 20 ч.

Всего: 144 ч.

Тематический план первого года обучения

Занятия 1-2. Вводное. Знакомство с детьми. Дидактические игры.

Занятия 3-6. Знакомство с предметом обучения
- керамикой. Показ работ, иллюстраций.
Занятия 7-20. Знакомство с глиной, изучение её качеств и свойств, инструментарий, терминология. Изготовление фактур и форм из глины.

Занятия 21-35. История керамики. Первобытное искусство. Знакомство со жгутиковой техникой. Примитивная скульптура животных.

Занятия 36-50. Лепка глиняных сосудов: поэтапное освоение техники лепки простых форм, освоение декора - налепов, печати, орнамента. Подготовка изделий к обжигу.

Занятия 51-64. Знакомство с народным творчеством разных культур. Обсуждение особенностей разнообразной техники и орнамента.

Занятия 65-70. Знакомство с русским народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская игрушка). Беседы с просмотром образцов.

Занятия 71-72. Итоговое. Просмотр и отбор работ для выставки. Выставка творческих работ.

Занятия второго года обучения основываются на дальнейшем изучении основ производства керамики, на работе с цветом, объёмом, пластикой. Кроме этого, вводятся наблюдения за живой моделью, воспитывается умение почувствовать пластику животного, его отличия от других, понимание разнообразия всего живого на Земле и ценности этого разнообразия.

Учебный план второго года обучения

1. Лепка птиц и животных в народных традициях. Роспись. 30 ч.

2. Лепка животных в свободной пластике. Изучение особенностей и различий животных. Показ работ мастеров керамики. Обжиг изделий. 26 ч.

З. Лепка на свободную тему. Подготовка к вы­ставке. 28 ч.

  1. Наблюдение за живой природой во время про­гулок. 18 ч.
  2. Итоговые занятия, отбор работ к выставке. 12 ч. б. Экскурсии на выставки скульптуры и ДПИ. 10ч. 7. Организация и проведение выставок детских

работ. 20 ч.

Всего: 144 ч.

Тематический план второго года обучения

Занятия 1-2. Повторение пройденного материа­ла: лепка птиц в народных традициях.

Занятия 3-20. Обсуждение особенностей и раз­личий изображения животного мира по форме и росписи. Самостоятельный выбор образа и состав­ление эскизов росписи. Лепка птиц.

Занятия 13-25. Беседа о разных видах живот­ных. Способы их приспособления к месту обита­ния. Образы этих животных в разных культурах. Декоративная лепка различных видов животных (плоскостная, полуобъёмная, объёмная лепка).

Занятия 26-49. Лепка животных, свободная пластика, техника, композиция, наблюдения за живыми моделями, эскиз. Понятие о стилизации.

Занятия 50-72. Итоговые занятия, просмотр работ к выставке.

Учебный план третьего года обучения

  1. Повторение правил подготовки глины к работе. б ч.
  2. Лепка животных в свободной пластике. Изуче­ние особенностей и различий животных. Показ работ мастеров керамики. Обжиг изделий. 2б ч.

З. Наблюдение за живой природой во время про­гулок. 20 ч.

  1. знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Лепка и роспись птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях. 2б ч
  2. Декоративные работы. 28 ч.

б. Разнообразные виды и способы лепки из глины. 8 ч.

  1. Итоговые занятия, отбор работ к выставке. 10 ч.
  2. Экскурсии на выставки скульптуры и ДПИ. 10 ч.
  3. Организация и проведение выставок детских работ. 10 ч.

Всего:144 ч.

Тематический план третьего года обучения

Занятия 1-6. Повторение правил подготовки гли­ны к работе. Инструменты, секреты, приёмы. Новые способы изготовления и сушки глиняных изделий.

Занятия 8-13. Декоративные изразцы (полуобъ­ёмные композиции).

Занятия 14-20. Лепка птиц и животных в свободной пластике. Изучение особенностей и раз­личий птиц и животных (объёмные композиции).

Занятия 21-26. знакомство с традициями рус­ской глиняной игрушки. Лепка и роспись птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях (объёмные композиции).

Занятия 27-46. Лепка и роспись игрушек-свистулек в дымковской, филимоновской, каргопольской, мезенской традициях (объёмные композиции).

Занятия 47-56. Изготовление декоративных вазонов. Роспись (полуобъёмные композиции).

Занятия 57-60. Спиральная лепка из жгутов (объёмные ком­позиции).

Занятия 61-64. Скульптура малых групп (шликерное литьё простых форм).

Занятия 65-72. Декоратив­ные композиции (полуобъёмные композиции).

Методы и формы обучения

Как уже было сказано, кера­мика является одним из традици­онных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребёнка, а также раз­вивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, техноло­гию, знакомясь с особенностями материала, ребёнок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способно­стей. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, в большей мере, чем живопись и ап­пликация (связанные с двухмерным пространством), способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления; совершенствует ося­зание обеих рук; развивает малые мышцы кистей рук; позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве; способствует также усвоению целого ряда математических пред­ставлений (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).

занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные виды работы (в первую очередь, че­рез дидактические игры) при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особен­ностями. Обучение следует проводить на основе фасилитационного подхода (создания благопри­ятных условий обучения, образовательной среды).

Этот подход к процессу обучения основан на учёте различий между детьми в способах вос­приятия и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество педагога и ученика.

На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. В конце каждого учебного года про­ходят итоговые выставки керамических изделий. Программой также предусматриваются экскурсии на выставки изделий декоративно-прикладного искусства, прогулки на свежем воздухе в скверах и парках для наблюдения за живыми объекта­ми природы.

Задания внутри каждого раз­дела расположены по возрас­тающей сложности. Изучение каждой темы завершается из­готовлением изделия из глины, то есть теоретические задания и технологические приёмы подкре­пляются практическим примене­нием. Базовые темы рассчитаны на младшего и среднего школь­ника, связаны с изготовлением сравнительно простых изделий и подготавливают к лепке более сложных и кмногодельныхя предметов.

Художественная деятельность детей осуществляется в разно­образных формах:

  • восприятие явлений действительности и про­изведений декоративно-прикладного искусства (слайды, видео-иллюстрации, репродукции, пред­меты ДПИ);
  • эскизная работа: наброски с натуры, лепка, рисование по представлению;
  • изображение на плоскости (рельеф, барельеф) и в объёме (лепка);
  • конструктивная работа: лепка из целого куска и частей, приёмы вытягивания, сглаживание фор­мы, добавление отдельных частей для украшения (техники процарапывания, тиснения, налепа);
  • декоративная работа: вариации лепки и рос­писи игрушек, изделий;
  • обсуждение и анализ работ товарищей и ре­зультатов собственного творчества, мастеров раз­личных поколений;
  • исследовательская работа по проблемам на­родного декоративного искусства народов Севера;
  • прослушивание музыкальных и литератур­ных произведений;

Для оценки результативности занятий исполь­зуются различные методы.

  1. Наблюдение в процессе занятий (эффектив­ность выполнения творческих заданий).
  2. Тематические беседы с детьми и родителями (выявление увлечённости ребёнка и оценивание им результата своего труда).

З. Учёт творческих работ, участвующих в выставках, конкурсах городских и окружных (награжденных грамотами, дипломами, благо­дарственными письмами и призами). Оформление творческими работами детей кабинетов и коридо­ров Дома детского творчества.

4. Разработка мониторинга для проверки ху­дожественно-эстетического развития с учётом "модели выпускника" (развитие художественно-творческих способностей, знаний, умений и навы­ков на начало и конец учебного года).

Содержание общеразвивающей программы включает в себя изготовление изделий, где ком­позиция и технология постепенно усложняется появлением трудоёмких деталей, требующих применения разнообразных приёмов доработки. Программа второго года обучения знакомит детей с использованием новых исходных форм, расширяет предметный ряд, фантазию и объёмное видение. В каждой теме изучается от двух до пяти новых изделий – персонажей; композиции включают все ранее изученные изделия в качестве дополнений и украшений.

Основное содержание всех разделов программы построено по следующему алгоритму.

  1. Исторический аспект (значение глины для человека, развитие глиняных игрушек, утвари и других изделий).
  2. Связь с современностью (широкий интерес к изделиям из глины в

качестве декоративной скульптуры и национальных сувениров).

  1. Освоение основных технологических и изобразительных приёмов при работе с глиной.
  2. Выполнение творческих заданий.

Базовые темы программы предна­значены для детей младшего и сред­него школьного возраста, содержат сравнительно простые в изготовлении изделия из глины и подготавливают к лепке более сложных предметов. Работа ведётся в разновозрастных и разноуровневых группах, где подача материала соответствует возрастным особенностям и начальной подготов­ке детей. задания внутри каждого раздела расположены по возрастаю­щей сложности. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия из глины и мини-выставкой с обсуждением творче­ских работ.

занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, используются смены ви­дов деятельности (эскиз, лепка) и физкультурные минутки для отдыха. Ос­новной формой занятия является урок; исполь­зуются также экскурсии, проводятся выставки.

Для освоения программы детям необходимо иметь глину, подкладную доску, клеёнку, сте­ки, тряпочки, скалку, газеты для сушки, ван­ночку для воды, тонкие и широкие кисточки, гуашь, клей ПВА.

На занятия педагогу необходимо приготовить глину, наглядные пособия, технологические карты, литературный и музыкальный ряд. Для проведения занятий по керамике необходимо по­мещение, соответствующее СанПиНам.

Для предпрофильной подготовки, сохранности контингента детей и их творческого роста в конце учебного года выдаются свидетельства:

1-й год обучения – "Ученик подмастерья";

2-й год обучения – "Подмастерье".

3-й год обучения – "Мастер".

(Иллюстрации к статье помещены на второй странице вклейки.)

 

Искусство в школе: 
2015
№5.
С. 50-53.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.