Удивительная глина
Л. Кашапова, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества, г. Ханты-Мансийск
Удивительная глина
Общеразвивающая программа занятий с детьми 7–17 лет
Пояснительная записка
Глина была освоена человеком ещё в глубокой древности и во все времена оставалась современным и одним из самых распространённых природных материалов. Высокая пластичность глины позволила изготавливать из неё множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто глиняные фигурки изображали духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.
В процессе обучения по данной программе внимание уделяется изучению и лепке традиционных форм русской глиняной игрушки: филимоновской, дымковской, а также прикладному творчеству родного края. Использование народной игрушки и изделий из глины в учреждениях дополнительного образования даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.
Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом (запросы детей, родителей) и востребованностью детьми разного возраста. Мною изучены образовательные программы по художественной керамике М.В. Неустроевой, педагога школы «Искусство жизни», и учителя технологии Г.А. Мочалова. Первая из них по содержанию очень интересна и доступна, в ней используются разнообразные формы работы; эта программа основывается на изучении только объёмных форм с первого года обучения и предполагает дальнейшее изучение живой природы посредством наблюдения за живой моделью.
Программа Мочалова предполагает углублённое изучение физических и технологических особенностей глины, способов её обработки, составление технологических карт, проектирование образцов и направлена на профессиональную подготовку учащихся старших классов общеобразовательных школ. Изучив эти программы, я пришла к выводу, что необходимо, заимствовав многие их положительные стороны, написать более упрощённый вариант своей общеразвивающей программы для работы в дополнительном образовании с детьми разного возраста и разного уровня развития.
Новизна этой программы состоит в том, что в ней значительное внимание уделено региональному компоненту - природе, культуре и искусству края. Национально-региональный компонент в программе - не дополнительный её блок, он растворён во всём учебном материале и используется там, где этого требуют конкретные учебные или творческие задачи. Он усилен за счёт изучения произведений народного изобразительного искусства соответствующей тематики, истории родного края, произведений материальной культуры, использования устного народного творчества. Программа построена так, чтобы дать учащимся ясное представление о народных истоках декоративноприкладного искусства, и включает выполнение творческих работ (индивидуальных и коллективных). Коллективные формы работы дают детям навык творческого общения, результаты которого используются в оформлении кабинетов, коридоров, выставок и др., а также в качестве наглядных пособий на других занятиях. Педагог не только мастерит вместе с детьми, не только учит их «игрушечному» ремеслу, но и изучает с ними историю возникновения и технологию изготовления игрушек из глины, обучает ребят различным видам росписи. Поделки, изготовленные детскими руками, зачастую становятся сувенирами для ветеранов войны и труда, гостей Дома детского творчества, а также участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Общеразвивающая программа «Удивительная глина» рассчитана на 3 года обучения и включает в себя теоретические и практические курсы. Основной целью программы является воспитание у детей интереса к керамике как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, а также развитие специальных и творческих способностей, умений и навыков.
Задачи программы
Обучающая - ознакомить с видами и свойствами глины, методами и приёмами лепки; привить навыки работы с материалом и инструментами, подготовки рабочего места; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
Развивающая — развить интерес к данному виду искусства, художественно-творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию.
Воспитательная — приобщить детей к природной среде и культурным традициям, нашедшим отражение в предметах декоративно-прикладного искусства художников-керамистов.
Учебный план первого года обучения
- Вводное занятие. Знакомство с детьми. 2 ч.
- Ознакомительная беседа. Что такое керамика и лепка? 2 ч.
- Знакомство с глиной, её свойствами и качествами. 12 ч.
- Особенности керамического искусства разных народов. 22 ч.
- Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. 22 ч.
- Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись. 22 ч.
- Лепка на свободную тему. Подготовка к выставке. 30 ч.
- Экскурсии на выставки прикладного искусства. 14 ч.
- Организация и проведение выставок детских работ. 20 ч.
Всего: 144 ч.
Тематический план первого года обучения
Занятия 1-2. Вводное. Знакомство с детьми. Дидактические игры.
Занятия 21-35. История керамики. Первобытное искусство. Знакомство со жгутиковой техникой. Примитивная скульптура животных.
Занятия 36-50. Лепка глиняных сосудов: поэтапное освоение техники лепки простых форм, освоение декора - налепов, печати, орнамента. Подготовка изделий к обжигу.
Занятия 51-64. Знакомство с народным творчеством разных культур. Обсуждение особенностей разнообразной техники и орнамента.
Занятия 65-70. Знакомство с русским народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская игрушка). Беседы с просмотром образцов.
Занятия 71-72. Итоговое. Просмотр и отбор работ для выставки. Выставка творческих работ.
Занятия второго года обучения основываются на дальнейшем изучении основ производства керамики, на работе с цветом, объёмом, пластикой. Кроме этого, вводятся наблюдения за живой моделью, воспитывается умение почувствовать пластику животного, его отличия от других, понимание разнообразия всего живого на Земле и ценности этого разнообразия.
Учебный план второго года обучения
1. Лепка птиц и животных в народных традициях. Роспись. 30 ч.
2. Лепка животных в свободной пластике. Изучение особенностей и различий животных. Показ работ мастеров керамики. Обжиг изделий. 26 ч.
З. Лепка на свободную тему. Подготовка к выставке. 28 ч.
- Наблюдение за живой природой во время прогулок. 18 ч.
- Итоговые занятия, отбор работ к выставке. 12 ч. б. Экскурсии на выставки скульптуры и ДПИ. 10ч. 7. Организация и проведение выставок детских
работ. 20 ч.
Всего: 144 ч.
Тематический план второго года обучения
Занятия 1-2. Повторение пройденного материала: лепка птиц в народных традициях.
Занятия 3-20. Обсуждение особенностей и различий изображения животного мира по форме и росписи. Самостоятельный выбор образа и составление эскизов росписи. Лепка птиц.
Занятия 13-25. Беседа о разных видах животных. Способы их приспособления к месту обитания. Образы этих животных в разных культурах. Декоративная лепка различных видов животных (плоскостная, полуобъёмная, объёмная лепка).
Занятия 26-49. Лепка животных, свободная пластика, техника, композиция, наблюдения за живыми моделями, эскиз. Понятие о стилизации.
Занятия 50-72. Итоговые занятия, просмотр работ к выставке.
Учебный план третьего года обучения
- Повторение правил подготовки глины к работе. б ч.
- Лепка животных в свободной пластике. Изучение особенностей и различий животных. Показ работ мастеров керамики. Обжиг изделий. 2б ч.
З. Наблюдение за живой природой во время прогулок. 20 ч.
- знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Лепка и роспись птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях. 2б ч
- Декоративные работы. 28 ч.
б. Разнообразные виды и способы лепки из глины. 8 ч.
- Итоговые занятия, отбор работ к выставке. 10 ч.
- Экскурсии на выставки скульптуры и ДПИ. 10 ч.
- Организация и проведение выставок детских работ. 10 ч.
Всего:144 ч.
Тематический план третьего года обучения
Занятия 1-6. Повторение правил подготовки глины к работе. Инструменты, секреты, приёмы. Новые способы изготовления и сушки глиняных изделий.
Занятия 8-13. Декоративные изразцы (полуобъёмные композиции).
Занятия 14-20. Лепка птиц и животных в свободной пластике. Изучение особенностей и различий птиц и животных (объёмные композиции).
Занятия 21-26. знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Лепка и роспись птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях (объёмные композиции).
Занятия 27-46. Лепка и роспись игрушек-свистулек в дымковской, филимоновской, каргопольской, мезенской традициях (объёмные композиции).
Занятия 47-56. Изготовление декоративных вазонов. Роспись (полуобъёмные композиции).
Занятия 57-60. Спиральная лепка из жгутов (объёмные композиции).
Занятия 61-64. Скульптура малых групп (шликерное литьё простых форм).
Занятия 65-72. Декоративные композиции (полуобъёмные композиции).
Методы и формы обучения
Как уже было сказано, керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребёнка, а также развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию, знакомясь с особенностями материала, ребёнок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, в большей мере, чем живопись и аппликация (связанные с двухмерным пространством), способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления; совершенствует осязание обеих рук; развивает малые мышцы кистей рук; позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве; способствует также усвоению целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).
занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные виды работы (в первую очередь, через дидактические игры) при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. Обучение следует проводить на основе фасилитационного подхода (создания благоприятных условий обучения, образовательной среды).
Этот подход к процессу обучения основан на учёте различий между детьми в способах восприятия и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество педагога и ученика.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. В конце каждого учебного года проходят итоговые выставки керамических изделий. Программой также предусматриваются экскурсии на выставки изделий декоративно-прикладного искусства, прогулки на свежем воздухе в скверах и парках для наблюдения за живыми объектами природы.
Задания внутри каждого раздела расположены по возрастающей сложности. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия из глины, то есть теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим применением. Базовые темы рассчитаны на младшего и среднего школьника, связаны с изготовлением сравнительно простых изделий и подготавливают к лепке более сложных и кмногодельныхя предметов.
Художественная деятельность детей осуществляется в разнообразных формах:
- восприятие явлений действительности и произведений декоративно-прикладного искусства (слайды, видео-иллюстрации, репродукции, предметы ДПИ);
- эскизная работа: наброски с натуры, лепка, рисование по представлению;
- изображение на плоскости (рельеф, барельеф) и в объёме (лепка);
- конструктивная работа: лепка из целого куска и частей, приёмы вытягивания, сглаживание формы, добавление отдельных частей для украшения (техники процарапывания, тиснения, налепа);
- декоративная работа: вариации лепки и росписи игрушек, изделий;
- обсуждение и анализ работ товарищей и результатов собственного творчества, мастеров различных поколений;
- исследовательская работа по проблемам народного декоративного искусства народов Севера;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений;
Для оценки результативности занятий используются различные методы.
- Наблюдение в процессе занятий (эффективность выполнения творческих заданий).
- Тематические беседы с детьми и родителями (выявление увлечённости ребёнка и оценивание им результата своего труда).
З. Учёт творческих работ, участвующих в выставках, конкурсах городских и окружных (награжденных грамотами, дипломами, благодарственными письмами и призами). Оформление творческими работами детей кабинетов и коридоров Дома детского творчества.
4. Разработка мониторинга для проверки художественно-эстетического развития с учётом "модели выпускника" (развитие художественно-творческих способностей, знаний, умений и навыков на начало и конец учебного года).
Содержание общеразвивающей программы включает в себя изготовление изделий, где композиция и технология постепенно усложняется появлением трудоёмких деталей, требующих применения разнообразных приёмов доработки. Программа второго года обучения знакомит детей с использованием новых исходных форм, расширяет предметный ряд, фантазию и объёмное видение. В каждой теме изучается от двух до пяти новых изделий – персонажей; композиции включают все ранее изученные изделия в качестве дополнений и украшений.
Основное содержание всех разделов программы построено по следующему алгоритму.
- Исторический аспект (значение глины для человека, развитие глиняных игрушек, утвари и других изделий).
- Связь с современностью (широкий интерес к изделиям из глины в
качестве декоративной скульптуры и национальных сувениров).
- Освоение основных технологических и изобразительных приёмов при работе с глиной.
- Выполнение творческих заданий.
Базовые темы программы предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста, содержат сравнительно простые в изготовлении изделия из глины и подготавливают к лепке более сложных предметов. Работа ведётся в разновозрастных и разноуровневых группах, где подача материала соответствует возрастным особенностям и начальной подготовке детей. задания внутри каждого раздела расположены по возрастающей сложности. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия из глины и мини-выставкой с обсуждением творческих работ.
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, используются смены видов деятельности (эскиз, лепка) и физкультурные минутки для отдыха. Основной формой занятия является урок; используются также экскурсии, проводятся выставки.
Для освоения программы детям необходимо иметь глину, подкладную доску, клеёнку, стеки, тряпочки, скалку, газеты для сушки, ванночку для воды, тонкие и широкие кисточки, гуашь, клей ПВА.
На занятия педагогу необходимо приготовить глину, наглядные пособия, технологические карты, литературный и музыкальный ряд. Для проведения занятий по керамике необходимо помещение, соответствующее СанПиНам.
Для предпрофильной подготовки, сохранности контингента детей и их творческого роста в конце учебного года выдаются свидетельства:
1-й год обучения – "Ученик подмастерья";
2-й год обучения – "Подмастерье".
3-й год обучения – "Мастер".
(Иллюстрации к статье помещены на второй странице вклейки.)
Оставить комментарий