Учиться летать…

«Учиться летать…»

Впечатления о фестивале-семинаре детской театральной педагогики «Пролог-Весна»

Фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна» впервые состоялся в 2003 году и с тех пор проходит ежегодно. Были годы, когда он проходил совсем скромно и незаметно, но всё-таки неуклонно набирал силы и признание. Десять лет фестиваль существовал без государственной поддержки, только на средства организаторов, их друзей, партнёрских организаций. Если бы не чудесные издательства «Артист. Режиссёр. Театр», «ГИТИС», «ВЦХТ», «Самокат», «Компас-Гид» и многие другие, у фестиваля не было бы ни малейшей надежды достойно награждать своих участников. В 2014 году впервые семинарскую часть программы финансировал Департамент образования Москвы, Московский институт открытого образования. Появилась возможность приглашать педагогов из других городов, сделать коллективам полезные подарки. Всё это очень важно для организаторов фестиваля, и, конечно, очень приятно для участников. Все, кто занимаются с детьми театром, знают, как важно получить ткани на костюмы, фонари для освещения сцены, звуковые и световые пульты! Для большинства это почти невозможное чудо! Как бы там ни было дальше, все участники и организаторы очень благодарны за эту помощь.

Значительной частью программы всегда были тренинги, семинары, занятия детской редакции, детские и взрослые обсуждения спектаклей. В нынешнем году эти встречи вписались в курсы повышения квалификации, приуроченные к фестивалю. И у нас появилась счастливая возможность получить обратную связь от педагогов детских театральных коллективов, написавших эссе о самых запомнившихся им фестивальных событиях. Среди множества позитивных отзывов был один резко критический. Московский педагог Елена Романова, отдавая дань доброжелательной атмосфере, высокому уровню режиссуры и отдельным понравившимся спектаклям, упрекала фестиваль в целом в излишней педагогичности, симметричности, робости и даже идеологизированности. Наверное, первой и естественной реакцией на такие упрёки могло бы стать как минимум искреннее изумление : «Это, и правда, про «Пролог»? Про фестиваль, который 11 лет отстаивал и отстоял своё право приглашать только те коллективы, которые ставят только то, что им действительно интересно и никогда не работают в угоду принятой руководящими органами к исполнению теме или форме? Это и правда про фестиваль, который знакомит детей с самой современной и неожиданной литературой? Это и правда про фестиваль, который предлагает самые необычные педагогические методики и оставляет максимум пространства для собственно детской жизни и творчества?» Но читая, эссе Елены Романовой я всё время ловила себя на мысли, что, по сути, я с ней во многом согласна. Не согласна с интонацией, не согласна с изначально агрессивным и раздражённым настроем, не согласна с установ- кой на поиск заведомой лжи и неискренности. Но по существу со многими её оценками я согласна, и вижу «внутреннего цензора», скованность, неосознанные страхи и несвободу часто там же, где видит автор единственного критического эссе. Мне думается, что именно сегодня, радуясь всему, что нам всем удаётся сделать в области эстетического образования и детского творчества, нужно быть особенно чуткими, правдивыми и критичными по отношению к собственным теням и демонам. Инфернальные страхи поселяются в нас незаметно, и мы всерьёз начинаем обдумывать вопрос о том, а нет ли и вправду чего-то аморального в сказке о том, как мальчик подружился в детском саду с подушкой из гречки?

Я искренно верю, что фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна» – прежде всего территория свободы и поиска. И именно поэтому с удовольствием представляю наш проект, увиденный глазами участников. Но мне кажется важной та инъекция против лицемерия, которую ввела в это пространство Елена Романова.

Остальные увидели, прежде всего – живое.

Я. Захваткина, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №1315 (Москва):

«Драматический театр – это когда между людьми происходит что-то живое» – сказала театральный критик Татьяна Николаевна Тихоновец, ведущая обсуждения. На обсуждении присутствовал цепкий внимательный взгляд мастерового, расчёт аналитика и отслеженная спонтанность реакции «человека из зала», замешанные на невероятном драйве странствующего менестреля, который, видимо, и ведёт Татьяну Николаевну в путешествия по театрам всей страны. Манера выражения мнений по поводу спектаклей тоже была приятным сюрпризом все слова произносились без затянутых увертюр, строго по делу, по правде и очень жёстко, но при этом как-то не обидно. В общем, это была конкретная и побуждающая к дальнейшей работе обратная связь, после которой «и стоило жить, и работать стоило».

М.Бахтина, педагог дополнительного обра­зования ГБОУСОIII М1308 (Москва): "Событие – мастер-класс Александра Демахина, человека поистине уникального. Меня потряс его подход к уроку как к открытию. Через "ошибку" гениев заставить ребят размышлять о значении искусства и о себе самих. Такой подход к ученику необычай­но уважителен. Он делает из него исследователя, творца".

М.Гололысова, ДIПИ "Надежда" (Москва): "Понравился тренинг А.Левицкого, педагога ВТУ имени Щукина, на тему 4Ритм как основной фор­мообразующий элемент спектакля. В один миг зал превратился в перезвон колоколов со своими разными ритмами. Потом все запели, радостно взмахивая руками и притоптывая.

Мастер-класс по сценическому движению про­водил студент МГУКИ Артём Фантаев. Я получи­ла заряд позитива от работы педагога с детьми. Мастер-класс был ярким, зрелищным, познава­тельным, нескучным. Использованы были все­возможные мячики, тряпочки, кольца. Я узнала много нового, понравились приёмы использования предметов в движении.

Были два интересных мастер-класса по танцу и пластике педагога Т.Степановой (ЦТ "Преобра­женский) и по теме 4Тело и голося режиссёра БДТ Б.Павловича. Если на первом мастер-классе дети с удовольствием потанцевали, всё было прекрасно объяснено педагогом, то на втором мастер-классе я заворожённо следила, за тем, что говорил педагог. От него шла какая-то невероятная энергия, которая заставляла детей и взрослых (а народу было очень много) как-то передвигаться, о чём-то задумывать­ся, делать какие-то поддержки, никто не боялся. Это было завораживающе! Чувствовалось какое-то единение".

Е.Двизова, педагог-организатор, ГБОУ СОIП N1206: "Эмоциональным потрясением явилась встреча с писателем Ольгой Громовой. Сам контакт с этим человеком был значимым и не забудется никогда.

Книга Людмилы Тихомировой "Технология создания социально-культурных проектов" – это моя боль и феерия. Я держу в руках пошаговую инструкцию, пусть не моего, чужого опыта, он будет двигающей силой, для нового разворота в творческой работе.

Спектакль "Восьмая нота МЕ" театра-студии "Гармония", город Новосибирск, так как это близкий мне жанр. Взят прекрасный материал. Прекрасный ансамбль, отличное распределение ролей. Хочется остановить внимание на работе режиссёра Светланы Титовой, которая не про­пустила ни одной актёрской оценки. Грамотно выстроила отношения между персонажами, до­билась тонкой игры актёров. Интеллигентный юмор – отличительная черта этого коллектива. Вокал, который был сделан по-актёрски, не "вы­пирал", а гармонично сливался с героями. Что касается костюмов, опять-таки, культура, и ниче­го лишнего, каждая деталь говорящая. Спасибо! Примеряя увиденное, я обнаружила свои слабые места. Поняла, над чем ещё нужно работать в своих спектаклях.

Ю.Быстрова, театральная студия "Паяцы" (Москва): "На мой взгляд, музыкальный спектакль невероятно сложное дело. Очень мало режиссёров профессионального театра могут с ним справиться. В Московском театре оперетты нет ни одного спектакля, где бы абсолютно все исполни­тели играли, были бы включены в действие, где бы всем без исключения было бы на сцене интересно. Детям в спектакле "Восьмая нота МЕ" было ин­тересно, интересно на самом деле. Я не знаю, как режиссёры-педагоги это сделали, знаю только, что с юмором и... честно.

Потом был спектакль "Вместе с землёй". здесь тоже я увидела то, что всегда ищешь в театре, но редко находишь искренний разговор со зрителем.

И ещё театр "Птица". Да. Театр, а не спектакль. Этих детей очень верно воспитывают. Вахтангов писал, что "основная проблема театральных школ в том, что они берутся обучать, между тем, как надо воспитывать". Я второй год вижу этих ребят и не перестаю удивляться тому, какие они светлые и открытые и в жизни, и на площадке.

Ещё событие встреча с писателями Михаилом Есеновским, Сергеем Седовым и Жанар Кусаино­вой. В разные дни, разные люди, одинаково в них одно: слушая их, понимаешь, почему написанное ими хочется читать и перечитывать. Сергей Седов для меня в двух картинках: первая сидит передо мной плохо одетый человек, тихим голосом гово­рит, что уже б лет не пишет; а вторая на следую­щее же утро мой четырёхлетний сын слушает одну из его "сказок про мам", верит в его, "седовский", мир, такой тёплый, близкий и такой уже родной".

Т.Злыденко (Москва): "Одно из ярких впе­чатлений оставило знакомство с драматургом Жанар Кусаиновой. Эта мягкая, эмоционально сдержанная, вежливая, по-детски стеснительная женщина пишет о детях и для детей. Я впервые слышала её имя. Небольшая аудитория еле-еле вместила всех желающих послушать Жанар. Была читка. Нет. Была инсценировка пьесы для самых маленьких "Про мальчика Павлика, который....". Маленький театр на полу на 2 квадратных ме­трах получился просто замечательным. зрители хохотали от души. Дети не играли. Они просто были детьми и разговаривали словами из пьесы Жанар. Отзывы про увиденное были разнообраз­ны. От восторга до недопонимания. Кто-то из присутствующих заметил в данной пьесе отсут­ствие драматургической борьбы. Что будет очень сложно режиссёру ставить пьесу без конфликта. Аудитория загудела. Обсуждения были бурными. Жанар внимательно слушала все мнения. А по­том читала сама Жанар. "Увидеть, как улетает душа". И снова спор в аудитории. Стоит ли так рано говорить с детьми о смерти? Тема острая, но не все её так художественно затрагивают. зацепи­ло всех. Разве не это главная сверхзадача любого художественного произведения?

Жанар Кусаинова была в гостях на фестивале целый день. И у любого желающего была возмож­ность пообщаться с ней на любую тему. "Пишите!" говорит она всем. "Пишите мне на почту. Я вам вышлю материал, который вы вряд ли где найдёте. Я познакомлю вас с писателями. Талантливыми писателями, которые ещё нигде не печатаются. Вы сможете прочесть их работы первыми. А ещё, на­пишите мне о детях. Может быть об их проблемах, о том, что их волнует. Я попробую написать пьесу".

Её пьесы и истории очень трогательные, полны юмора и светлой грусти, умные и немного наивные.

Встреча с драматургом это всегда праздник. Такие впечатления запоминаются на всю жизнь, а для людей, занимающихся театральным мастер­ством, эта встреча может стать судьбоносной".

Л.Вершинина, МБОУ ДОД Дом детско­го творчества Ленинского района (Екате­ринбург): "Самым ярким художественным со­бытием стал спектакль кСтрасти по Мусенькея по М.И.Цветаевой и А.С.Пушкину (режиссёры А.Левицкий и Ю.Быстрова). Поразил, прежде всего, нетрадиционный подход в раскрытии образа Марины Цветаевой и автобиографичных историй из детства. Для зрителя среднего и старшего воз­раста, даже не знакомого с нюансами биографии Цветаевой, спектакль разноплановый, с тонким юмором. Аскетичность художественного оформ­ления цепляет зрительское внимание на самом действии и персонажах. На сцене ни одной лишней детали, а действие динамично и очень точно вы­верено в пространстве сцены. Владение юными ар­тистами сценическим словом, понятием "сквозное действие" и подтекст вызывает огромное уважение к коллективу и режиссёрам спектакля".

С.IIIирокова, ЦДТ 'На Вадковском» (Мо­сква): "Я сидела в зрительном зале и думала: 4Какие в России гениальные дети. Они пропуска­ют через свою душу красоту и любовь. Извлекая взрослых из депрессий, уносят их в мир радости на своих ещё не окрепших, но чистых ангель­ских крыльях. А фраза, произнесённая одним из ангелов: "Ну, когда уж ты летать научишься?" – звучала очень просто и правдиво, побуждая к дальнейшим действиям. После просмотра спекта­кля по пьесе Д.Привалова "Прекрасное далёко" театрального коллектива 4Проjектя у меня сложи­лось ощущение, что вымышленный РАЙ приобрёл черты нашей родной действительности. Уравнове­шенность, собранность и чистота души царили на сцене. После этого спектакля шумное пространство холла ЦДТ было пронзительно тихим. На скамейке примостились парнишки, лица которых я узнала.

- Простите, это вы играли сегодня в спектакле "Прекрасное далёко?"

- Да, мы, – скромно опустив глаза, ответили они.

- Неужели в Москве ещё есть ангелы?

          - Это не в Москве, а в русской глубинке искать надо.

         -   А вы научите меня летать? — спросила я.

         -   Да, только это не к нам, а к ангелу, который сейчас обедать полетел.

К ребятам подошла девушка и строго посмотре­ла на них. По жестам и взгляду я поняла, что предо мной режиссёр.

-  Скажите, это Вы поставили спектакль?

-  Да, – ответила она.

-  Вам шестнадцать лет?

-  Нет, семнадцать...

Я удивилась, как в столь юном возрасте она могла решиться на глубокие размышления о че­ловеческой жизни? Рассуждать о свободе, любви, мире ангелов – это удел мудрых. Да и поставить спектакль – знания нужны...

Я благодарна всем устроителям фестиваля за весну души, за то, что я смогла долететь до мира детства. В этом мире есть "Праздник непослуша­ния", "Пушкин. Поэмы", и "Вместе с землёй можно радоваться и петь. Те зёрна Любви, Сво­боды, Творчества, Красоты, брошенные в благо­датную почву, обязательно прорастут, ведь за дело взялись Мастера".

Режиссёр Андрей Левицкий дал фестивалю энергию движения и научил говорить и действо­вать правдиво: 4Нужно идти туда, куда смотрят твои глаза. Его коллега Юлия Быстрова раска­чала колокола фестивальной звонницы. Писатель Сергей Седов разрушил оковы страха. Педагог и музыкант Максим 3меевский запустил бунтарский дух. Режиссёр и учитель МХК Александр Демахин дал право на ошибку в творчестве и направление: "Если Вы хотите изменить Мир, не обязательно прибегать к войне. Есть более сильные инстру­менты — это Ваше искусство". Режиссёр Сергей Розов дал возможность прикоснуться к театру и его истории, привёл поезд фестиваля в движение и посадил прекрасные Розы Мира. Его короткие и лаконичные замечания могут расшевелить любого смертного. Он подарил мне крылья, посоветовав, как выстроить сюжетную линию в песне 4Голубь­голубочек~ Архангельской области. Вернувшись в свою творческую мастерскую, я начала петь. Да, это вдохновение. И я благодарна.

Фестиваль поднял немало вопросов, дабы раз­будить дух творчества. Творческая свобода делает чудеса. В этом я убедилась на экспериментальной площадке, где учитель музыки Михаил Стародуб­цев, совместно с поэтом Артуром Гиваргизовым, помогали всем участникам сочинять оперу. Улыбка Гиваргизова вдохновила нас на либретто.

- Вы не любите оперу? – спросил он. – Сегодня будет форменное безобразие... мы будем её сочи­нять.

На середину вышел Стародубцев и сказал:

- Я стою перед Вами, как на сцене, но на самом деле – это вы стоите передо мной.

Уравновесив ситуацию, учитель призвал всех к самой прекрасной музыке — тишине, а сам превратился в дирижёра, который дал полную свободу творчества. Все углубились в многогранный мир оперного искусства. звуки какофонии звучали уверенно и радостно, глаза творцов горели. Отсут­ствие рамок, штампов и критики позволило душе летать, а дирижёр держал темпо-ритм и приводил в единую форму. Все улыбались и понимали, что нам нужна свободная планета, где каждому есть место для творчества.

Е.Кольчугина, школа N 648 САО (Москва): "Самое яркое и весомое для меня в этом семинаре труд, вложенный авторами, командой и участни­ками фестиваля. Что мы видим на поверхности? Хорошие спектакли, умные тренинги, фото-отчёты, радость, улыбки... А самое важное то, что хранится в глубине океана. В глубине того самого огромного образовательного пространства, созданного по крупице каждодневным трудом. Пространства, столь нужного детям, в котором они могут тянуться к активной жизненной позиции, не чувствуя себя одинокими, не ощущая дефици­та внимания со стороны старших, не испытывая жажды познания красоты. Начиная с отбора методических материалов и тщательно обдуман­ных ответов на волнующие участников вопросы, спектакли и мастер-классы, и заканчивая газетой, охвачено всё. Всё свободно, легко и с нескрывае­мой радостью. здесь свои законы и уставы. здесь правит Любовь. И, на мой взгляд, в первую очередь любовь к труду. И это очевидный, самый главный плюс кПрологая, каждый день которого манифест людей, одержимых театром и любовью к детям. Множество отзывов о работе семинара, напи­санных детьми и взрослыми, можно увидеть на сайте http://www.prolog-vesna.ru/ и http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2905, вместить всё это в рамки одного текста не представляется возможным.

Как справедливо отмечают все участники фестиваля-семинара свидетельства его эффектив­ности и значимости в качестве, а не количестве мероприятий и участников, хотя и эти показатели всегда высоки. Фестиваль "Пролог-Весна" силён тем, что здесь на практике создана открытая об­разовательная среда, основанная на единстве детско-взрослой общности и принципах Педаго­гики искусства. И мы очень надеемся, что будем развивать фестиваль именно в этом направлении, стараясь по возможности не обманывать себя.

Материал подготовила А.Никитина

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 59-62.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.