Слушайте! Я расскажу вам сказку
Слушайте! Я расскажу вам сказку
О реализации креатив-проекта
Творчество, как известно, это огромный труд, присущий не только артистам, композиторам, писателям, живописцам. Начиная с Платона, творчество всегда связывалось с созданием чего-то качественно нового, потому что это прежде всего "открывательство" и "изобретательство" в любой сфере деятельности, независимо от того, каким делом мы занимаемся. Творчество существует везде, где человек комбинирует, воображает, изменяет и создаёт что-либо своё, какой бы незначительной крупицей не казалось ему его творение. Сегодня творчество находит отражение во многих видах и библиотечно-информационной деятельности, в том числе проектной, которая успешно реализуется современными библиотеками. Встраиваясь в социальные коммуникации, библиотечные специалисты ищут возможные пути для воплощения инновационных идей. В качестве примера приведём Централизованную библиотечную систему Ns2 Губкинского городского округа Белгородской области, где с мая 2012 г. сельские библиотеки претворяют в реальность муниципальный проект 4Творим сказку, цель которого – развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Итогом начального этапа проекта стал выпуск сборника детских работ "Родничок юных талантов", вышедший в феврале 2013 года. А в апреле 2014 г. в Доме культуры посёлка Троицкий, как достойное его продолжение, на празднике "Сам рисую, сам пишу, сам я книги издаю" мощно, весело, задорно была представлена уже вторая книга "Родничок спортивных сказок". В данное издание вошло тридцать семь сказок, объединённых спортивной тематикой зимних Олимпийских игр к Сочи 2014я и посвящённых здоровому образу жизни. Глава администрации Губкинского городского округа А.А. Кретов, подчёркивая важность и значимость происходящего, сказал: "Может быть, где-то это и есть, а у нас впервые, отметив тем самым оригинальность, новаторство проекта и высказав при этом мысль, что выпуск сборника должен носить серийный характер".
Библиотеки издавна выполняли педагогическую функцию, воспитывая у юного читателя любовь и уважение к книге. Большая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит сельским библиотекам Губкинского городского округа Белгородской области. Вдохновительницей проекта "Творим сказку" стала Центральная детская библиотека, ей принадлежит основная задумка и креативная идея этого широкомасштабного мероприятия. Думается, никто не будет оспаривать того, что каждый ребёнок гениален. Но, прежде чем он сам поймёт это, должен быть тот, кто обязательно поможет ему "разглядеть" свои задатки и творческое начало, ведь порыв, считал К.Г.Паустовский, может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи, поэтому очень важно поддержать ребёнка. Не претендуя на главенствующее место, огромный вклад в осуществление настоящего проекта внесли сельские библиотекари, способствуя развитию лучших человеческих качеств и всячески направляя юных читателей в их плодотворном литературном творчестве. Выполняя свою скромную миссию, библиотечные специалисты приобщают детей к миру прекрасного, умело вводя их в страну знаний и творчества. Основные "действующие лица" проекта - дети. Собственно, во многом благодаря им данный проект и состоялся. В этом, на наш взгляд, и есть его особая уникальность: даже не подозреваешь, сколько талантливых ребят живёт рядом с нами. здесь уместно вспомнить К.И.Чуковского (1882-1969) - одного из основоположников детской литературы ХХ века. Большинство знает писателя как озорного, смешного и мудрого сказочника. Между тем всю свою жизнь Чуковский исследовал психологию детства, наблюдая и изучая жизнь детей, их интересы, вкусы, язык и непрерывное тяготение к творчеству. А ещё? Ещё ученый-литературовед всей своей деятельностью доказывал, что любой ребёнок обладает огромными творческими способностями, являясь величайшим тружеником на ниве родного языка. С уверенностью можно сказать, что эту справедливую "теорию" в полной мере подтвердили и наши юные авторы, дети из сельской местности в возрасте от 6 до 14 лет. Они не только написали сказки, но сами их и проиллюстрировали, а в настоящее время ставят по ним спектакли и создают настольные игры. Т.Петрова, директор Белгородской государственной детской библиотеки им. А.Лиханова, высоко оценила опыт губкинцев, назвав выпуск книги кподготовкой интеллектуальной элиты территории. Относительно нашей темы, ссылаясь на авторитетное мнение выдающегося российского психолога Л.С.Выготского (1896-1934), добавим: ученый твёрдо верил, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве - в играх детей, культурной жизни, что делает возможным научное, техническое и художественное творчество.
Самые активные участники проекта - читатели Центральной районной детской библиотеки посёлка Троицкий, Кладовской, Богословской, Чапкинской, Вислодубравской, Чуевской, Скороднянской сельских библиотек. С большой радостью и желанием во всех творческих процессах участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья, и ребята из "Социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних" г.Губкина. Хочется подчеркнуть, что ключевым, объединяющим словом заглавий обеих книг является слово "родничок", символизирующий и дающий всем нам веру, надежду, сострадание, и любовь к окружающему нас миру. В этих важнейших категориях и заключается доминанта детского миропонимания, перенесённая на страницы детских творческих работ.
Какая же сказка оказалась самой лучшей? На этот вопрос ответить сложно, так как трудно отдать предпочтение какому-то одному произведению, в каждом из них - своя глубокая жизненная философия. Важно понять, что миросозерцание ребёнка совсем иное, нежели у взрослого: он всё время удивляется миру. А ведь именно с такого удивлённого видения и начинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну. Это же изумление перед миром слышится в музыке М.Мусоргского и А.Шнитке, а И.Кеплеру "открылась бездна звёзд полна". Что же "открывается" нашей детворе? Очень много: и лесная Олимпиада, и Спортляндия, и планета Органика, и страна хороших манер и... Да что там говорить! Столько всего интересного под названием "мечта". И стремятся они к ней с открытой душой и ~распахнутым~ сердцем. К слову, в философии существует понятие "память сердца", о чём поэт Е.Баратынский писал: "Того не приобресть, что сердцем не дано". Но мы-то с вами знаем, что маленький человек имеет очень большое, доброе сердце, как, например, в сказке «Три богатырёнка и три богатыря, которую написали и проиллюстрировали ребята из села Кладовое: Лена Ледовских, Лариса Рыжих, Маша Малахова, Катя Воронина, Серёжа Вакула, Никита Гончаров и Даниил Черников под руководством Любови Ивановны Малаховой – заведующей сельской библиотекой. О чём эта сказка? Конечно, о нашей с вами жизни, потому и называется сказка-быль. Не будем пересказывать содержание, так как вдумчивый и внимательный читатель буквально с первой страницы поймёт его главную суть.
«В наше время детей с ограниченными возможностями становится больше. Многие родители не хотят о них заботиться, считая их только обузой для себя, и оставляют малышей в родильных домах, отдают в приюты. Как жаль этих родителей! Они даже не представляют, сколько любви от этих детей потеряли. И ты, дорогой читатель нашей сказки, может быть, тоже не представляешь, сколько добра и человечности в этих детях с ограниченными способностями. Эти дети ограничены физически, но духовные их качества бывают совершеннее наших с вами: они не держат ни на кого зла, даже на тех, кто их бросил или обидел, им не нужны деньги, крутые мобильники. Им нужно наше внимание, наша забота и наша любовь. Просто любовь! Они мечтают, как и мы, но их мечты светлее и добрее наших. И каждому из них хочется, чтобы за ним пришли и сказали: «Собирайся, малыш, пойдем домой!» Вот о таких детях мы и решили написать».
Немного грустно. Но сказка тем и отличается от суровой действительности, что всё в ней заканчивается хорошо, добро всегда побеждает зло, и непременно происходят чудеса, как, например, с нашими героями "богатырёнками" Илюшей, Никитой и Алёшей, живущими на окраине посёлка в детском доме, а попросту – в приюте. Это были обычные мальчишки и от своих сверстников отличались только тем, что физические возможности их были, как принято сейчас говорить, увы, ограничены. Поэтому они... мечтали. «Никита и Алёша мечтали о том, что хорошо бы попутешествовать, увидеть много нового и интересного и рассказать об этом малышам. А Илюша смотрел на икону и думал: «Эх, как бы мне хотелось хоть один раз побегать, попрыгать, покататься на коне, как Илья Муромеця. Но мечты (кто же этого не знает?), если очень-очень захотеть, сбываются. И однажды в детский дом приехал тренер Илья Муромцев, который привёз тренажёры, чтобы тренировать ребят для участия в Параолимпийских играх.
Так наши "богатырёнки" стали богатырями, потому что очень важно быть сильными не только телом, но и духом. Согласитесь, удивляет, нет, скорее восхищает, то, что в своих сказках ребята пытаются найти свой путь в жизни, ищут ответы на вопросы, порой очень сложные и для взрослого разумения.
Несколько слов о театрализации, которая, безусловно, является большим помощником в культурно-досуговой деятельности современных библиотек. Многие сельские библиотеки создают свои Театры книги, что в значительной мере обогащает культурное пространство посёлка/села. На протяжении нескольких лет Централизованная библиотечная система Ns2 Губкинского городского округа Белгородской области активно использует театрализованные формы работы с элементами кукольного театра. Так, в пяти библиотеках Губкинского района созданы и успешно работают кукольные театры детской книги. Это – Центральная детская библиотека, д/о Скороднянской земской библиотеки, Вислодубравская, Кладовская, Архангельская, где спектакли по сказкам "пишущих" ребят имеют полный аншлаг. К примеру, по сказке детей из п.Троицкий «Эколожка спешит на помощь, посвящённой Году окружающей среды в России, был поставлен кукольный спектакль, с которым юные дарования в Белгороде приняли участие в региональном фестивале детских театров "Под радугой" и VII региональном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнце в ладонях.
Повторим, главная тема второго "Родничка", наполняющая его особой содержательностью,– здоровый образ жизни. Акцентируя внимание на том, что все персонажи активно занимаются спортом, юные авторы на страницах своих работ "предлагают" главным героям различные физические общеукрепляющие упражнения, чтобы те стали ловкими, смелыми и умелыми. Даже Кощей (сказка «Кощей на олимпиаде) из слабого, тщедушного, больного превратился в такого силача, что, отправившись на олимпиаду, выиграл не одну медаль, а все, потому что постоянно тренировался. В сказках все спортивные действия происходят в игре. В этом нет ничего удивительного, ведь игра – это свобода, искренность, естественность, то, что так свойственно детям. Именно игровая стихия – основной способ их самовыражения и творческой самореализации. Голландский историк, философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872–1945) полагал, что «всякая игра что-то значить. В нашем случае – желание побеждать, защищать слабых, стремиться к успеху, быть выносливым, крепким, верить в мечту. На основе такого сказочного спортивного "арсенала" библиотекарями подготовлен и сценарий литературно-спортивных мероприятий. Уверены, что он может стать хорошим методическим пособием для школьных учителей физической культуры (сельские библиотеки успешно сотрудничают с ними).
Каждому из нас хорошо знакомо такое выражение, как «муки творчества. Сколько трудов требуется, чтобы осуществилась творческая мысль, идея, художественный замысел, фантазия. Однако подобно тому, как в споре рождается истина, точно так и любая творческая работа, приходя к своему прекрасному завершению, приносит и дарит всем радость, позитив и чувство глубочайшего удовлетворения от содеянного. Проект "Творим сказку" стал не просто праздником. Он вспыхнул ярким фейерверком не только для библиотечных специалистов, но и для всей Губкинской территории. Красочным финалом послужила прекрасная презентация второго сборника "Родничка" и концерт, подготовленный Дворцом культуры п.Троицкий, на котором ребятам были вручены авторские экземпляры книг и памятные подарки. Показательны и эффективны результаты проекта: более 250 детей стали активными читателями сельских библиотек, участниками многих мероприятий.
В своей книге "Воображение и творчество в детском возрасте" Л.С.Выготский писал: "Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем". С этим трудно не согласиться. К тому же, забегая вперёд, признаемся, что детворе настолько пришёлся по душе весь этот творческий процесс, что они готовы теперь "покорять" всё новые и новые вершины. Ежедневно ребята самоотверженно "рвутся в бой", атакуя и забрасывая библиотекарей вопросами: "ну когда же"? , что, конечно, радует их наставников. Это - не конец. Напротив, это - только начало большой, плодотворной, трудной (а кто сказал, что библиотекарям сегодня легко?), но зато такой творческо-счастливой и полезно-необходимой работы. Новых свершений, коллеги, и удач всем в нашем общем библиотечном деле!
Оставить комментарий