Шекспир – гений из Стрэтфорда
«Шекспир – гений из Стрэтфорда»
Ильичев Евгений Михайлович – учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 35 - образовательный центр "Галактика" Приволжского района города Казани, Республики Татарстан.
Победитель Конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» - 2009, 2013 гг.
Знаменательная дата – 400-летие со дня рождения Уильяма Шекспира – это подлинный праздник мировой общественности. Шекспир – одно из выдающихся явлений истории мирового искусства, которые оставляют неизгладимый след на всем его последующем развитии. Тема Шекспира поистине необъятна, как неисчерпаемо по богатству идей, чувств, образов наследие великого профессионального английского драматурга.
У. Шекспир, будучи из простой провинциальной семьи даже не закончив, местную грамматическую школу, и тем более университет, признан одним из величайших гениальных писателей мира. Он превзошел все национальные границы, так как произведения, написанные им в конце XVI – начале XVII вв., для узкого театрального круга, до сих пор читают, и ставят постановки во всем мире.
В чем же секрет, нашего героя, спросите Вы?
Сам Уильям очень много читал, а главное, был наделен особой чуткостью, особой «открытостью Вселенной, впитывая все токи жизни в себя». Шекспир обладал гигантским словарным запасом, в несколько раз, превышавшим лексикон обычного человека того времени. Он должен был знать французский, итальянский, латынь, греческий. Ориентироваться в истории, то есть обладать широчайшей эрудицией для человека эпохи ренессанса. «Жизнь человеческая – это ткань, из хороших и дурных ниток», говорил Уильям.
Шекспир писал свои произведения исключительно для театральной публики. Его пьесы – это зафиксированные на бумаге спектакли, которые он видел перед своим взором… Драматург, который писал и распределял роли для конкретных актеров своей труппы. Шекспир и сам был великолепным актером. Он знал каждую деталь сценического искусства, он знал сцену, он отлично знал психологию актеров.
Для справки… Театральная жизнь тогда была очень важной составляющей города. Она заменяла отсутствующие на тот момент телевидение, радио, газеты. Театр – это был тот «канал», через который любая политическая, историческая, культурная информация доходила до последнего неграмотного ремесленника. Лондонская публика обожала театральные зрелища. Нужно отметить, что публика Шекспировского театра была похожа на публику современного детского театра. Публика, которую нужно было постоянно держать в «неком напряжении». Большая часть, из которой была неграмотной, но знала библию. Театральных помещений (площадок) было на тот момент около 20, но функционировали из них только 6. Зарабатывал Шекспир высоким жанром – поэзией, радуя, несомненно, всех!
История Шекспировских произведений – это часть истории театра, ставшая впоследствии высокой литературой.
И это все о нем…
Великий Шекспир за свою жизнь написал огромное количество пьес: трагедий, комедий и исторических хроник. Именно поэзия Шекспира наполняет наши души фантазией, воображением, пафосом, которого нет, порой в произведениях других авторов.
Все его творчество можно условно поделить на три периода. В оптимистический период были написаны комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Ричард II».
С 1600 года особо выделяется трагический период У. Шекспира. И как результат – трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», герои которых гибнут, утверждая величие и непобедимость человеческого духа.
Последний, романтический период У. Шекспира, – это путешествие в прекрасные фантастические миры, зимние сказки и бури.
Главное в драматургии Шекспира – не слова, а чувства героев
Конечно, же, он создавал свои шедевры для драматического театра. И вряд ли мог предположить, что его сочинения станут основой для музыкальных постановок – опер, и тем более балетов. Вероятно, он очень удивился бы, что его герои лишены возможности говорить. Оказалось, что многие Шекспировские произведения вдохновили хореографов на создание балетов. И главным, в драматургии Шекспира оказались вовсе не слова, а чувства героев.
Великий Шекспир был очень щедр. Он подарил миру около 40 пьес, из которых 15 нашли свое воплощение на балетной сцене. Все пьесы, при его жизни печатались и ставились под его именем. Затанцевали Шекспировские Джульетта и Дездемона, Отелло, Ромео, и даже Гамлет. Несомненно, что и сам Шекспир с уважением относился к танцевальному искусству. В его пьесах, герои танцуют на балах и карнавалах. В хороводах кружатся сказочные эльфы из комедии «Сон в летнюю ночь». Приплясывают ведьмы в трагедии «Макбет». И даже в кино, пантомимная сцена помогает раскрыть суть интриги в «Гамлете».
Путь на балетную сцену героям Шекспира дался не просто. Ведь колыбелью балета тогда была Франция, где великого драматурга не слишком то почитали. Утонченным французам его стиль казался несколько грубым и лишенным хорошего вкуса.
В XVIII веке, одним из первых интерес к Шекспиру проявил итальянец В. Галеотти. Он преподнес зрителям эффектную пантомиму по мотивам трагедии «Ромео и Джульетта», где изящные герои скорее напоминание мифологических Амура и Психея.
Масштабная балетная драма «Отелло», поставленная в Милане, произвела фурор. Однако к тому времени, британская публика потеряла интерес к шекспировским шедеврам. Газеты писали: «Пьесы Шекспира не интересуют никого и разыгрываются перед пустыми креслами. Толпу привлекают только французские танцовщики, лошади и слоны». Зато в XX веке пьесы Шекспира взяли реванш. Шекспировские образы уже вовсе не казались французам грубыми и недостаточно изящными. А лидерство в мире балета заняла его трагедия «Ромео и Джульетта». Пьеса превратилась в балетное либретто. И благодаря партитурам П. Чайковского, Г. Берлиоза и С. Прокофьева, начала долгую жизнь в искусстве хореографии.
Самая великая музыкальная партитура по трагедии Шекспира – балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» была воплощена в 1940 году на сцене Ленинградского театра им. Кирова. Постановка Л. Лавровского вызывала множество споров на тему «Имеет ли вообще балет право ставить Шекспира?». Была недовольна и Г. Уланова, сыгравшая главную, роль Джульетты в балете. Репетируя, она иронизировала: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…». Однако именно эта постановка покорила весь мир, и доказала: «Искусство балета достойно великого Шекспира».
Именно на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» были поставлены великолепные постановки в контексте других музыкальных жанров: оперы Ш. Гуно, Дж.Верди, симфония Г. Берлиоза, увертюра-фантазия П. Чайковского, сонеты Д. Кабалевского. А сонеты, написанные Шекспиром, которых более 150, - это яркий памятник свободы нравов эпохи Позднего Ренессанса. Все произведения, безусловно, стали значительным явлением в мировой музыкальной культуре.
Союз У.Шекспира и композитора Ф.Мендельсона тоже дал большое балетное потомство. На музыку Ф.Мендельсона поставили «Сон в летнюю ночь» многие хореографы Европы. Шекспир «позволил» балетмейстерам открывать в его сочинениях новые смыслы. Шекспировский «Макбет» появился на сцене, благодаря хореографии В. Васильева. Постановщик создал яркий образ трагической личности, идущий к саморазрушению в стремлении к власти. Язык движения человеческого тела может быть не менее выразителен, чем острое Шекспировское слово!
Балет полюбил творения Шекспира и его героев всей душой, а взамен потребовал лишь одного – отказа от права произносить слова. Но говорят, для проявления глубоких чувств, слова и не нужны?!
«Шекспир – гений из Стрэтфорда»
Нет сомнений – Шекспир уникален и неисчерпаем! Идут века, меняются поколения, моды и вкусы, с ускорением движется вперед технический прогресс, а мысли и чувства людей, выраженные через слова, движения души или тела – вечны!!! Читайте Шекспира! Тайна Шекспировского гения состоит в том, что человек, который открыл нам современный новый мир, новую историю, и всю эту галерею лиц, в которой мы продолжаем жить, почему-то предпочел скрыть только одно лицо – свое собственное!
Список литературы
- Шайтанов И. Шекспир. – М., Молодая гвардия, серия «Жизнь замечательных людей», 2013, с. 480.
Оставить комментарий