Семейный архив
С. Суздальцева, педагог дополнительного образования Арт-студии «Рисуем», г. Покров Владимирской области
Семейный архив
Почему становятся художниками и педагогами? На этот вопрос отвечают по-разному. По этому поводу у меня есть своя семейная история. Прежде чем написать о себе, как о художнике и педагоге, я не могу не рассказать, почему так сложилось, почему я с благодарностью и огромной радостью занимаюсь любимым делом, которое, по-видимому, было предначертано. Мой дед Данилов Владимир Яковлевич всю жизнь посвятил преподаванию изобразительного искусства в Покровском педагогическом училище. Он был замечательным учителем, самобытным художником и музыкантом. Играл на скрипке, фортепиано и аккордеоне.
Родился Владимир Яковлевич в 1909 году в городе Покров Владимирской области. Он рано потерял родителей, и ему, как старшему из детей, пришлось стать главой большой семьи, помогать младшим братьям и сёстрам. Он играл в кинотеатре г. Покрова перед сеансами. В 1927 г. поступил в только открывшийся Покровский педагогический техникум. В семейном архиве хранится отзыв преподавателя изобразительного искусства на учащегося 1-го курса Данилова В.Я., в котором можно прочитать, что «за время пребывания в техникуме он обнаружил исключительные способности к рисованию. В этой области он не только аккуратно выполнял задания, возложенные на него административным и самоуправленческим органами педтехникума, но и сам проявлял инициативу, участвуя в организации компанейских и отчётных выставок, а также украшении здания к революционным и школьным торжествам».
В 1930 году В.Я. Данилов окончил Покровский педагогический техникум и получил свидетельство о его окончании с квалификацией преподавателя первой ступени. В свидетельстве указаны предметы, которые были изучены, в том числе цикл под названием «навыки», в который входили рисование, работа по дереву и картону, пение, музыка и игры. Его аттестат, который также бережно хранит семейный архив, выдан через 8 лет: аттестат на звание учителя начальной школы выдавался после прохождения испытательного стажа педагогической работы в школе (!), на основании постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР о введении персональных званий для учителя от 10 апреля 1936 года. Дед несколько лет преподавал рисование, черчение, историю и географию в глухой деревне, недалеко о города Орехово-Зуево.
С 1937 года стал учиться на ИЗО-курсах Всесоюзного дома народного творчества имени Н.К. Крупской. После трёх лет обучения он получил справку об изучении следующих разделов: натюрморт, фигура человека (одетая) в карандаше, наброски головы, перспективный рисунок несложного интерьера, наброски несложного пейзажа, сюжетная композиция, выпускной эскиз, шрифт, диаграмма, плакат. После окончания ИЗО-курсов он стал работать в Покровском педагогическом училище в должности преподавателя изобразительного искусства.
И снова семейный архив. Во время Великой Отечественной войны дед не принимал участие в боевых действиях, так как в детстве перенёс заболевание, стал плохо видеть, всегда ходил в очках и был не пригоден для службы в армии. 1942 год, он получил повестку на выполнение спецзадания по дровозаготовкам. В районе Нарофоминска он участвовал в возведении заградительных сооружений вокруг Москвы, за что в дальнейшем получил медаль «За оборону Москвы». На обороте жёлтого от времени листка повестки на трудовой фронт размашистым почерком написано: «Норма данная десять кубов выполнена полностью».
Работе в Покровском педагогическом училище, обучению будущих учителей начальных классов изобразительному искусству, истории изобразительного искусства были посвящены дальнейшие годы плодотворного труда: тематические выставки, оформление декораций к праздникам, многочисленные открытые занятия по всему району, написание портретов пионеров-героев и людей трудовых профессий, пейзажей родного города и окрестностей.
Сегодня ни один художник не представляет творческого процесса без выставок. Во второй половине XX века художник-педагог в провинциальном городе был занят разнообразной общественной работой: наглядной агитацией, тематическим оформлением праздников, конференций, поэтому некогда было заниматься выставочной деятельностью. Дед с воодушевлением выполнял любой «общественный заказ», будь то портреты пионеров-героев или картины, изображение рабочих профессий. Однако есть интересный факт в биографии Данилова, когда он выполнял декорации к спектаклю «Царская невеста», который был поставлен в педагогическом училище. Режиссёром его являлся солист Первого симфонического оркестра г.Москвы Б.С.Корсаков, часто приезжавший в гостеприимный дом деда и друживший с ним. Костюмы для спектакля были временно взяты в Большом театре СССР.
Из своего детства я хорошо помню большие картины, которые в силу моего возраста мне казались огромными. Это были копии работ И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Особенно мне запомнилась копия с картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Эта картина использовалась когда-то в школьной программе по изобразительному искусству как образец жанровой бытовой живописи, а в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. С полотна на меня смотрел огорчённый мальчик. Дед рассказывал о неоднозначной эмоциональной реакции близких на плохую отметку в школе, только одна собака встречает мальчика с искренней радостью. Мне всегда было очень жалко этого мальчика, я сопереживала его неудаче с детской симпатией, которую вызывал его образ.
К сожалению, не все живописные работы деда сохранились до сегодняшнего времени, он всегда был скромным и не заботился о сохранности своих картин. Я помню прекрасные пейзажи окрестностей Покрова, которые сейчас изменены до неузнаваемости временем и человеком. К счастью, я получила богатое наследство в виде замечательной библиотеки по искусству. Книги «Школа изобразительного искусства» в нескольких томах (издание Академии художеств СССР, 1962 г.) для меня были самые загадочные и притягательные. Книги по искусству для детей из серии «Начинающему художнику», «Библиотека пионера» служили мне учебными пособиями вместе с практическими советами деда.
Сорок лет педагогического стажа В.Я. Данилова отмечены наградой «Отличник народного просвещения». В поздравительном письме по случаю его 60 -летия в 1969 году коллектив преподавателей и учащихся Покровского педагогического училища выразил «глубокое уважение и благодарность за всё, что сделано для педагогического училища, народного образования и для Родины: сорок лет, отданных обучению и воспитанию подрастающего поколения и формирования учителя начальных классов». Многие поколения его воспитанников всегда приезжали к нему на празднование дня рождения в июле. Следует отметить, что многие его ученики стали учителями рисования и одновременно директорами школ, настолько он мог своим педагогическим даром увлечь, что это стало их профессией. Среди его знаменитых учеников - доктор медицинских наук В.И.Тимонин, заслуженный учитель РСФСР А.А. Артимонова, член Союза художников СССР И.М. Никитин.
Не исключение и я. Он не учил меня специально, я росла в творческой атмосфере его дома. Однажды, много лет спустя, когда его уже не было, а я стала художником, отучившись в педагогическом училище, в котором когда-то он преподавал, а также в вузе, я нашла среди забытых вещей его этюдник. Для кого-то это, наверное, был бы просто старый растрескавшийся ящик со сморщившимися от времени красками, но для меня это было открытием и целой историей: историей моей семьи, профессии и ответом на вопрос, почему я стала художником. Я написала творческую работу, которую так и назвала «Старый этюдник», она экспонировалась на многочисленных выставках и получила одобрение художественного сообщества. Это моя благодарность деду за выбранный профессиональный путь; моя активная выставочная деятельность и организация выставочных проектов - это продолжение его творческого пути и «компенсация» всех выставок, в которых он в силу времени и обстоятельств не поучаствовал.
Оставить комментарий