Путешествие к родным истокам

Е.Лаврухина,
музейный педагог, школа №1062, г. Москва

Путешествие к родным истокам

В системе столичного образования музеям об­разовательных учреждений отводится особая роль. Музей является хранилищем истории и культуры. Создаёт особую образовательную среду, возможности расширения культурного простран­ства учащихся, воспитания гражданственности, патриотизма и толерантности, освоения новых ис­точников информации. Чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе дол­жен быть живым и развиваться. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и форм и методов музейно-педагогической работы. Школьный музей "Русский быт. Золотые руки ма­стеров России" – не формальное заведение, а живой ручеек, культурный и исторический центр школы. Творческие работы учеников – полноправные экс­понаты музея. Это привлекает ребят, помогает им раскрыть самих себя, стать одними из хозяев школьного музея. А настоящий хозяин заботится о своём добре и приумножает его.

Просветительская деятельность музея осущест­вляется в форме подготовки и проведении темати­ческих экскурсий, уроков мужества, праздников, познавательных игр, викторин, уроков по истории родного края, презентаций музейных экспонатов. Экскурсия – одна из главных форм работы музея. Она способствует развитию реального патриотизма, создаёт условия для формирования речевой, эколо­гической культуры.

Активисты музея, под руководством музейного педагога, разрабатывают всевозможные экскур­сии, знакомящие с экспонатами. Экспонаты музея "Русский" быть могут рассказать многое о нашей древней истории. Например, старинный ткацкий станок, датируемый даже концом XIX века, или разнообразные старинные прялки, постоянные спутницы девушек. Экскурсии на темы "Истоки русского гостеприимства", "Дети Древней Руси" являются большим подспорьем в деле воспитания подрастающего поколения; экскурсии "Кузнечное дело в Древней Руси", "Занятия древних славян" знакомят ребят с первыми русскими профессиями. Проводят экскурсии активисты музея, учащиеся 5-9 классов. Особо хочется отметить Маргариту Воска­нян, которая является членом Совета музея и воз­главляет группу экскурсоводов. Недавно она стала победительницей городского конкурса "Юный экс­курсовод", проводимого в рамках городского фести­валя "Юные таланты Московии". Тема экскурсии – "Мой любимый район "Митино", руководители: Е.Лаврухина и В.Иванова. Маргарита получила сертификат на проведение такой экскурсии для учащихся школ района. Этот конкурс проводился в преддверии 70-летия победы в битве под Москвой, и кульминационным моментом экскурсии было про­ведение у Мемориального комплекса минуты молчания в память о героических защитниках Москвы.

Научно-исследовательская деятельность осу­ществляется в форме разработки и реализации проектов. Каждое мероприятие музея сопровожда­ется компьютерной презентацией, выполненной учащимися. Презентации стали бесценными экспо­натами музея. Музейная деятельность, связанная с поисковой, исследовательской работой, открывает огромные возможности. Деятельность школьного музея заключается в том, чтобы хранить не только предметы, технологии их изготовления и исполь­зования, но также нематериальное культурное на­следие – традиции, обряды, фольклор и др.

Театрализованный праздник – это, прежде всего, реконструкция силами детей какой-либо традиции, народного праздника. Цель такого праздника – познакомить детей с давно ушедшими обычаями, показать их прелесть, научить ребят отличать ис­тинное народное искусство от суррогата.

Цикл "Праздники на Руси" организуется му­зейным педагогом и классными руководителями. Зачастую участниками такого праздника становят­ся все дети класса. Таковы, например, 4Традиции русского чаепития, "Русский самовар", "Валенки, валенки", "Новый год на Руси", "Русская печь", "Посиделки в Русской избе" и другие. В "Рус­ской избе" традиционно проходят календарные праздники фольклорной студии "Балаганчик" для учащихся начальной школы и детского сада "Рябинушка": "Осенние посиделки" (Капустник); Колядки; Масленица и др. (руководитель студии О.Малинина). Опыт показал, что при бережном отношении к традициям современные дети с удо­вольствием играют в старинные русские игры, поют частушки, водят хороводы.

Музей проводит праздники цикла "Богатыри земли Русской", связанные с памятными датами. Это встречи, на­пример, с Галиной Павловной Брок-­Бельцовой, ветераном 125 Гвардейского Борисовского бомбардировочного пол­ка, – единственной в мире женщиной-штурманом пикирующего бомбардиров­щика; с ветераном Великой Отечествен­ной войны Н.Овчинниковым; ветераном трудового фронта З.Киселевой; "У войны не женское лицо". Дорогими гостями музея были: Герой Советского Союза И.Запорожан – ветеран Афган­ской войны; ветераны Чеченской войны З.Османов и А.Аширов, которые при­няли участие в вечере "Эхо Афганской войны".

В музее имеется альбом "Моя семья годы ВОВ", составленный учащимися; он постоянно пополняется новыми сведениями об участниках войны. К сожалению, ветераны той страшной священной войны уходят. Тем зна­чимее их труд и их воспоминания для будущих поколений, для воспитания новых защитников Отечества. Пре­дание забвению или замалчиванию заслуг каждого, кто ковал победу над фашизмом, – серьезный проступок. Вот почему появилась необходимость в создании на базе школьного комплек­са музеев "Великая страна – великая история" еще одного музея – "Боевой Славы имени И.М.Тарана".

Через Ученический Совет музея мы стали шире привлекать учащихся самоуправлению, что способствует расширению патриотического сознания школьников.

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 27-28

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.