По итогам Всероссийских педагогических чтений «Искусство в школе»

По итогам Всероссийских педагогических чтений
«Искусство в школе»

В рамках Года педагога и наставника 24 и 25 октября 2023 года прошли Всероссийские педагогические чтения «Искусство в школе», организованные ООО «Искусство в школе», совместно с ООО «Просвещение-Союз», АНО ДПО Методическим центром «Свирель» и Государственной публичной научно-технической библиотекой России.

В деятельности педагогических чтений приняли участие более 2500 педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, студентов, деятелей культуры и образования. На пленарном заседании и в работе пяти секций: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Музейная педагогика», «Театр, литература и кино» сделали сообщение по актуальным вопросам современного художественного образования 86 спикеров.

В ходе пленарного заседания с приветственным словом выступили Елена Александровна Кочерова, Александр Александрович Мелик-Пашаев, Татьяна Анатольевна Копцева, Яков Леонидович Шрайберг, которые отметили важность и своевременность проведения Чтений с целью единения разных искусств в вопросах формирования художественной культуры обучающихся как части культуры духовной (Д.Б. Кабалевский). В своём выступлении главный редактор журнала «Искусство в школе» А.А. Мелик-Пашаев в очередной раз обратил внимание на то, что каждый ребёнок – это потенциальный художник, и приобщение к «авторскому» творчеству необходимо каждому независимо от его будущей специальности.

Дина Константиновна Кирнарская, развивая мысль А.А. Мелик-Пашаева о презумпции одарённости каждого ребёнка, подчеркнула, что в процессе становления личности человека «высокое искусство», классические музыкальные произведения становятся «спасательным кругом», оказывают благоприятное влияние на неокрепшую психику детей.

Игорь Михайлович Красильников раскрыл значение музыкально-проектной деятельности школьников как фактора их внутренней защищённости, культурологической безопасности и рассказал о художественно-образовательном проекте «Музицирование для всех», получившем распространение в последние годы. Вовлечение школьников в концертную деятельность вместе с профессиональными оркестрами русских народных инструментов способствует подготовке любителей музицирования и слушателей филармонических концертов.

В размышлениях Марины Станиславовны Красильниковой были отмечены негативные тенденции в общем музыкальном образовании, и обоснована необходимость его глубокой системной модернизации, связанной с социально-культурной значимостью и спецификой урока.

Лариса Александровна Неменская отметила важность сохранения традиций в художественном образовании и уникальность художественной мастерской Бориса Михайловича Неменского в образовательном пространстве РФ.

Лариса Леонидовна Алексеева и Любовь Григорьевна Савенкова говорили о значимости и актуальности основных принципов педагогики искусства, указав на труды Д.Б. Кабалевского, Б.П. Юсова, А.В. Бакушинского как на неиссякаемый источник научно-методических идей, востребованных сегодня в системе общего и дополнительного образования.

Наталья Николаевна Фомина говорила о создателях и первых исследователях международной коллекции детского рисункаА.В. Бакушинскоми Г.В. Лабунской и о своей многолетней работе над коллекцией. которую она вела совместно с Т.А. Копцевой и другими коллегами.

Виктория Витальевна Кожевникова и Наталья Михайловна Конышева указали на воспитательную роль «трудотерапии» и художественных практик как эффективных форм профилактики негативного поведения детей в семье и школе.

Представители высшей школы Константин Михайлович Зубрилин, Лидия Александровна Раздобарина и Максим Владимирович Соколов наметили пути решения важных вопросов художественного образования: «Как вырастить педагога и наставника?», «Как органично сочетать навык и творчество в обучении будущего педагога?», «Как эффективно организовать педагогическую практику, чтобы развивать у студентов интерес к изобразительному искусству и профессии учителя?»

Галина Петровна Сергеева и Виктор Петрович Копцев рассказали об изменениях в содержании учебников «Музыка» и «Изобразительное искусство», означимости этих учебников как своеобразных «навигаторов», помогающих ученику пользоваться необходимой информацией при модульном планировании учебного материала.

Юрита Игоревна Хлад подчеркнула роль деятельностного подхода на уроке музыки (игры на свирели) в общем и эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.

Педагоги и воспитатели обсудили вопросы преемственности содержания дошкольного и школьного образования и говорили о том, что на практике эта связь очень редко обнаруживается. Они высказали пожелание уделять этой проблеме особое внимание и на страницах журнала, и во время встреч на вебинарах, которые так нужны учительству.

В ходе проведения Чтений обобщён инновационный опыт Самарских педагогов и воспитателей, которые под руководством Галины Анатольевны Рубан ведут плодотворную исследовательскую работу, изучая архитектуру родного города, реализуя в городе проект «Передвижная выставка детского изобразительного творчества "Я вижу мир"», которая на протяжении последних пяти лет приезжает в образовательные учреждения Самары и становится заметным явлением в культурной жизни города.

В процессе двухдневной работы выявлен творческий потенциал учительства при решении учебно-образовательных и творческих задач современного художественного образования по разным видам искусства: музыка, изобразительное искусство, театр, мировая художественная культура, литература, кино и мультипликация. Учителями из Саратова, Самары, Покрова, Анапы, Перми, Москвы, Подмосковья и других регионов было отмечено, что в образовательном процессе не в полной мере используются художественно-творческие возможности синтетических видов искусства - театра и кино. Несмотря на то, что сегодня как никогда много говорится о роли театра и театральной педагогики, о методах театрализации и драматизации на занятиях искусства, театр ещё не занимает должного места ни в общем, ни в дополнительном образовании. Ввиду того, что Чтения вызвали большой интерес и оказались практически значимыми и плодотворными, участники высказали запрос на ежегодное их проведение.

Зинаида Николаевна Новлянская и Эсфирь Иосифовна Гуткина обратили внимание на то, что литература в современной школе по-прежнему не преподаётся «как искусство», хотя для этого созданы необходимые предпосылки, разработана соответствующая этой концепции учебно-методическая литература. Синтез искусств, основанный на художественном слове и создании «вторичных образов», может обогатить практику преподавания не только литературы, но и других предметов в школе.

Состоялись презентация и обсуждение передового опыта работы в Русском музее (Санкт-Петербург). Группа исследователей под руководством Бориса Андреевича Столярова продемонстрировала эффективные приёмы организации выставочного пространства, экскурсий и художественных практик и рассказала о возможности применения в школе и во внешкольной работе тематических блоков «Цвет и форма», «Наука и искусство» и др.

Особое внимание выступающих было уделено передовым практикам воспитания в рамках реализации научно-методических проектов журнала «Искусство в школе»: «Передвижничество», «Диалог искусств», «Музицирование для всех», «Театр и дети», «Дети на оперной сцене», «Мультипликация руками детей» и др. Выступавшие были единодушны в том, что систематическое освещение этих проектов на страницах журнала и на вебинарах могло бы обогатить современную теорию и практику художественного воспитания и обучения новыми способами, формами и методами приобщения подрастающего поколения к разным видам искусства.

Для решения затронутых проблем участники педагогических чтений рекомендуют:

  • сделать Всероссийские педагогические чтения «Искусство в школе» ежегодными;
  • отразить перспективный педагогический опыт на страницах журнала «Искусство в школе»;
  • по итогам Чтений сформировать сборник статей;
  • проводить один раз в два месяца вебинары по актуальным вопросам художественного образования с целью популяризации эффективных технологий преподавания искусства детям, подросткам и студентам;
  • рассмотреть возможность проведения курсовой подготовки или (и) стажировки педагогов образовательной области «Искусство» под эгидой общественно-педагогического и научно-методического журнала «Искусство в школе».

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2023
№6.
С. 2-3

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.