Передвижные выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир»: из истории реализации проекта «Передвижничество»

Т.А.Копцева, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель гл редактора журнала «Искусство в школе»

Передвижные выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир»:
из истории реализации проекта «Передвижничество»

История организации и проведения в России выставок детского рисунка начинается с конца 19 века. Но лишь в 20 веке выставки детского изобразительного творчества заняли свое особое место в художественной жизни страны. Сегодня уже никого не удивляет проведение тематических выставок или фестивалей детского творчества, посвященных тому или иному знаменательному событию. Газеты и журналы, институты и академии, дома творчества и детские центры объявляют конкурсы детского рисунка, проводят выставки, систематизируют и коллекционируют рисунки. Активность, с которой детское изобразительное творчество стало приобретать общественное признание, позволило посмотреть на детство «не только в качестве исторически порожденного продукта – «производной» общественного развития, но и в качестве «формообразующего», порождающего начала в культуре и истории.

Анализ каталогов выставок детского изобразительного творчества второй половины ХХ века, а также подборок детских рисунков, хранящихся в архиве Института художественного образования Российской академии образования (Москва), в галереях (Самара, Ереван и др.), Центре российской педагогики и детского творчества (Санкт-Петербург) и др. позволяет сделать вывод о том, что основную часть этих коллекций составляют рисунки, выполненные детьми под руководством педагогов художественных школ или студий изобразительного искусства. Рисунки же ребят из общеобразовательных школ и детских садов отсутствуют совсем или представлены в небольшом количестве.

Анализ современных детских рисунков из общеобразовательных учреждений дает основания утверждать, что и в условиях небольшого по времени занятия юные художники создают интересные, выразительные рисунки, тому подтверждением являются коллекции детских работ, выполненные по образовательным программам, разработанным под руководством Б.П.Юсова и Б.М.Неменского, которые хранились в фондах Института художественного образования и культурологии (ИХОиК РАО) до 2023 года (в 2023 году Институт перестал существовать и часть коллекции детского рисунка перешла в журнал «Искусство в школе»).

Однако, на современных детских выставках работ из общеобразовательных учреждений по-прежнему очень мало. Так как по-прежнему одним из главных критериев экспертного отбора остается «сделанность» вещи, предпочтение отдается многочасовой, крупномасштабной работе, выполненной на большом формате (в условиях конкурсов часто оговаривается формат), а, небольшая по размеру, «экспрессивная», выполненная на одном дыхании работа воспитанника детского сада или школьника, расценивается как несовершенная.

На словах очень часто говорится о роли общеобразовательных учреждений в художественном воспитании подрастающего человека, однако, на практике поддержка деятельности школьного педагога или воспитателя детского сада и результатов их сотрудничества с детьми не осуществляется. А ведь любая выставка районного, городского или международного уровня могла бы поддержать деятельность народного учителя и выделить в экспозиции специальный раздел «общеобразовательные учреждения: школы и детские сады».   

В этой связи хочется сразу оговориться, что речь идет не о методическом разделе экспозиции, который бы демонстрировал «методическую кухню» конкретного педагога, а о демонстрации творческих, художественных детских рисунков, которые выполнены на обычных занятиях изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях. Рисунки, которые отражают возрастные возможности детей, в которых замысел продиктован самим ребенком, его интересами и увлечениями, рисунки, в которых бы ценилось не педагогическое участие и степень внедрения учителя в творческий процесс ученика, а детская самобытность, искренность и первозданность изобразительных образов.

Может быть, такие разделы на выставках поставили бы перед художественной общественностью вопросы, которые сегодня требуют своего решения: критерии оценки результатов детского творчества, обучение и творчество, оснащение общеобразовательных школ и детских садов художественными материалами, небольшое количество времени, отводимое на уроки искусства, плохое обеспечение наглядными пособиями и техническими средствами и др. Но главное, что показали бы такие выставки, это то, что дети из общеобразовательных школ и детских садов, пусть и на маленьких форматах и не замысловатыми художественными материалами способны создавать оригинальные, интересные по замыслу творческие композиции.

 Пригласить к обсуждению назревших вопросов и наметить пути их решения может Передвижная выставка детского изобразительного творчества дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений. Передвигаясь с одного места на другое, такая выставка может объединить вокруг себя интересных людей: ученых, родителей, педагогов, художников.

Основной целью проведения современных Передвижных выставок детского рисунка мы видим в поддержке изобразительного творчества детей и деятельности педагогов из общеобразовательных учреждений – детских садов и школ и др.

Выставки детского рисунка передвижного характера проводились и раньше. Большую роль по определению содержания «передвижек» оказали музеи детского изобразительного творчества. В 1920-е годы на Украине такой музей создает Ф.И. Шмит, в Государственной академии художественных наук (ГАХН) изучением и коллекционированием детских рисунков занимаются сотрудники кабинета примитивного искусства под руководством А.В. Бакушинского, с 1934-35 года начинает функционировать в Москве Музей детского рисунка при Центральном доме художественного воспитания детей (ЦДХВД).

В 1923 году в Москве состоялась 1-ая Всероссийская художественно-промышленная выставка при Академии художественных наук, на которой наряду с работами профессиональных художников была представлена детская продукция. Среди школьных работ выделялись вещи, созданные в школе «Детское творчество», где работала Г.В. Лабунская. А.В. Бакушинский хорошо знал и высоко оценил деятельность школы-мастерской. Детские работы из этой школы в числе других экспонатов Всесоюзной выставки были посланы за границу во Францию, где были отмечены достоинства выставленной продукции из России, характерное национальное своеобразие образов, богатство орнамента, ритмичность композиций и насыщенность колорита (История художественного образования Росси: проблема культуры ХХ века. В 2 т. Т.2. -М., 2003. - С. 362). Передвижение детских работ наряду с профессиональными с одной выставки на другую стало заметным явлением в художественной жизни начала ХХ века.

Первые передвижные выставки детского изобразительного творчества выполняли просветительную, педологическую, методическую и искусствоведческую функцию. Сотрудница кабинета примитивного искусства Государственной академии художественных наук (ГАХН) Н.П. Сакулина описывает выставку «Детское творчество», организованную Главсоцвосом в 1926 году с целью показа эволюции детского изобразительного творчества (главным образом рисунка) с дошкольного до юношеского возраста. В 1927 году аналогичная выставка проходит в клубе просвещения Хамовнического района г. Москвы. Особое педагогическое значение районной выставки определило ее судьбу, выставка стала передвижной. Передвигаясь по разным организациям Москвы, она становилась исследовательской площадкой, местом для дискуссий, консультаций и семинаров для педагогов изобразительного искусства.

Передвижные выставки детского изобразительного творчества стали своеобразным «институтом просвещения учителей» в области психологического, педологического и педагогического образования. Ученые и педагоги-практики обсуждали такие темы как «роль педагога в художественном развитии ребенка», «родовое начало в детском творчестве», «проблема соотношения родового и индивидуального в рисунке наивного художника и ребенка», «изображение детьми разных возрастных групп пространства, объема, движения» и др.

В 1927 году комиссия представляла отдел детского изобразительного творчества в Копенгагене и в Японии. Таким образом, передвижные выставки стали средством межгосударственного общения.

После закрытия ГАХН эстафету по изучению детского рисунка взял на себя сектор изобразительного искусства Центрального Дома художественного воспитания детей (ЦДХВД), который возглавила Л.В. Лабунская.

Н.Н. Фомина, изучая деятельность Центрального дома художественного воспитания детей (ДХВД) в 1930-е годы, обратила внимание на то, что «с первых лет своего существования ЦДХВД работал в масштабе всей страны. Конкретный пример. 18 июня 1933 года «Известия» сообщают об отправке по маршруту Сталинград, Лиски, Воронеж, Грязи, Кочетовка, Козлов, Ртищево, Пенза, Саранск, Канаш, Казань, Арзамас, Горький агитвагона Центрального дома художественного воспитания детей РСФСР им. А.С. Бубнова для проведения консультаций по организации культмассовой работы среди детей» (Фомина Н.Н. Художественное образование как проблема науки и художественно-педагогической общественности первой половины ХХ века. История Центрального дома художественного воспитания детей Наркомпросса РСФСР и музея детского рисунка. - С.11-49. (Т. 2. С.36).

Рабочие папки с подборками детских рисунков по разным разделам изоработы сопровождали сотрудников ЦДХВД в этих поездках, и помогали им иллюстрировать свои выступления наглядными примерами.

О важности передвижного характера детских выставок было отмечено многими учеными, художниками и педагогами после проведения в Москве в 1934 году в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Международной выставки детского рисунка.

Сотрудники ЦДХВД, отмечая социальную и художественную ценность этой выставки, считали необходимым периодически проводить такие выставки. В докладной записке заместителю наркома просвещения М.С. Эпштейну Г.В. Лабунская общается с просьбой о том, чтобы «предложить ВОКСу продвинуть данную выставку в зарубежные страны» (История художественного образования. В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 2002. - С.61. Т.1.). По сути, она предлагает придать выставке передвижной характер.

В «Положении о Музее детского рисунка», созданного после Международной выставки 1934 года в разделе № 3 указывалось на «основные участки» и методы работы музея-кабинета. Одним из главных «участков» работы музея была «организация периодических выставок детского рисунка в разрезе: искусствоведческом, педологическом и педагогическом как стационарных так и передвижных» (Фомина Н.Н. Художественно-педагогическая и научная деятельность ЦДХВД в 1935-46 гг.// История художественного образования в России ХХ века. Т.1.– М.: Педагогика, 2002. - С.66).

Таким образом, в первой трети ХХ века в России закладывались традиции проведения детских передвижных выставок, как эффективной формы работы в области художественного образования. Работу в этом направлении возглавили Дома художественного обслуживания (образования) детей, затем Дома пионеров и школьников, а также институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации работников образования.

Политические и экономические потрясения последних десятилетий ХХ века способствовали разрыву межрегиональных связей, что отразилось и на проведении выставок детского рисунка, в том числе и передвижных, проведение «передвижек» стало носить эпизодический несистемный характер.

Подготовка передвижных выставок имеет свою специфику. Она сопряжена с решением многих организационных проблем: сбор рисунков, их оформление, изготовление этикеток (экспликация), создание всякий раз новой экспозиции, учитывающей особенности нового интерьера, решение транспортных проблем перевоза, упаковки и транспортировки экспонатов выставки. В годы «перестроек и революций» эти объективные трудности также стали естественным препятствием для проведения целенаправленной работы в этой области.

Необходимость систематически проводить передвижные выставки детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений появилась в 1990-е г., когда в лаборатории изобразительного искусства Исследовательского центра эстетического воспитания Российской академии образования (преемник ЦДХВД и НИИ  художественного воспитания Академии педагогических наук (НИИ ХВ АПН СССР) накопился большой учебно-методический материал по художественно-экологической программе «Природа и художник» и начала формироваться коллекция детских работ, отражающая ее содержание.

Экспериментальная апробация этой программы началась в 1987 году с приходом шестилетних детей в школу. Тогда наиболее остро стала проблема преемственности содержания образования дошкольного и школьного звена. В 1989 г. на базе Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО, ныне МИОО) состоялись первые курсы по программе для педагогов изобразительного искусства.

Первая выставка по экспериментальной программе состоялась в 1993 году в Центре художественной культуры и образования МИПКРО (научный руководитель Б.М. Неменский, директор В.П. Копцев), затем прошли персональные выставки педагогов-экспериментаторов Л.В. Высоцкой, Ю.П. Тужилкина, Е.А. Седельниковой и их воспитанников. Своеобразным итогом первого этапа эксперимента с детьми шестилетнего возраста в дошкольных и школьных образовательных учреждениях стало издание книги «Природа и художник» (- М,: Интерпракс, 1994). В 1994 году начался второй этап экспериментальной работы, охватывающий деятельность более тридцати педагогов-исследователей с детьми 3-14 лет. В этом же году было принято решение показать итоги эксперимента как можно большему количеству зрителей, поделиться опытом работы. Так состоялась первая передвижная выставка детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений «Мир нашему дому», которая была посвящена 50-летию Победы.

Со временем передвижничество стало своеобразной формой работы с педагогами-экспериментаторами, смотром эффективности апробации нового содержания образования в области изобразительного искусства по художественно-экологической программе «Природа и художник».

Копцева Т.А. Природа и художник: образовательная программа художественно-экологического развития дошкольников. – М.: «ООО «Пиар Пресс», 2010.-120 с

Каждая новая передвижная выставка проходила под знаком какого-нибудь значительного события года:

1994-1995 гг. – Первая Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Мир нашему дому» была посвящена 50-летию Победы, педагогический аспект выставки - проблемы патриотического и художественно-экологического воспитания детей.

Первая Передвижная выставка изобразительного творчества «Мир нашему дому»: Каталог, статьи. В 2-ух частях. / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 1994-95.

1997 г. – Вторая Передвижная выставка «Моя Москва» была посвящена 850-летию Москвы, раскрывала проблемы изображения детьми разных возрастных групп объема и пространства.

Вторая Передвижная выставка изобразительного творчества «Моя Москва»: Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 1997.

1998 г. – Третья Передвижная выставка «Спорт и мы» была посвящена Всемирным Юношеским играм, раскрывала проблемы изображения детьми разных возрастных групп движения.

Третья Передвижная выставка изобразительного творчества «Спорт и мы»: Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 1998.

1999 г. – Четвертая Передвижная выставка «Там чудеса…», посвящена 200-летию А.С. Пушкина; раскрывала проблемы взаимодействия разных видов искусств на занятиях изобразительного искусства.

Четвертая Передвижная выставка изобразительного творчества «Там чудеса…»: Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 1999.

2000 г. – Пятая Передвижная выставка «Как прекрасен этот мир!», посвящена 2000-летию Христианства; раскрывала проблемы духовного и нравственного развития детей, религиозного воспитания подрастающего поколения.  

Пятая Передвижная выставка изобразительного творчества «Как прекрасен этот мир!». Каталог. – М., 2000.

2001 г. – Шестая Передвижная выставка «Из века в век» была посвящена вступлению человечества в третье тысячелетие, иллюстрировала реализацию в практике разных педагогов метода «диалога культур».

Шестая Передвижная выставка изобразительного творчества «Из века в век». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой г. – М., 2001.

2002 г. – Седьмая Передвижная выставка «Семейный альбом» раскрывала проблемы динамики художественно-творческого развития детей, проблемы соотношения родового и индивидуального в детском рисунке. 

Седьмая Передвижная выставка изобразительного творчества «Семейный альбом». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2002.

2003-04 гг.– Восьмая Передвижная выставка «Природа и художник» была посвящена 60-летию Российской академии образования и 10-летию выставочной деятельности по художественно-экологической программе «Природа и художник», подводила итог многолетней экспериментальной работы.

Восьмая Передвижная выставка изобразительного творчества «Природа и художник». Каталог. – М., 2004.

2005 г. - Девятая Передвижная выставка «Литературные образы в детском рисунке», была посвященная рассмотрению проблем взаимодействия искусств на художественно-образной основе.

Девятая Передвижная выставка изобразительного творчества «Литературные образы в детском рисунке». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2005

2005 г. - Десятая Передвижная выставка «Мир нашему дому», была посвящена 60-летиюПобедыв в Великой Отечественной войне, решала проблемы патриотического и гражданского воспитания.

Десятая Передвижная выставка изобразительного творчества «Литературные образы в детском рисунке». Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 2005

2006 г. - Одиннадцатая Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Цирк! Цирк! Цирк!», была посвящена 125-летию Московского цирка Никулина  на Цветном бульваре,  ставились проблемы изображения пространства детьми разных возрастных групп.

Одиннадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Цирк Цирк!Цирк». Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 2006

2007 г. - Двенадцатая Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Музыка и мы» была посвящена 250-летию В.А. Моцарта и проблемам взаимодействия музыки и изобразительного искусства. Ее открытие состоялось в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. С приветственным словом выступила директор музея И.А. Антонова.

Двенадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Музыка и мы». Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 2007

2007-08 гг. - Тринадцатая Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Любимый город» посвящена 860-летию г.Москвы и 50-летию Зеленограда.

Тринадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Любимый город». Каталог. – М., 2007

2009 г. - Четырнадцатая Передвижная выставка детского изобразительного творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений «Я горжусь своей семьей», была посвящена «Году семьи».

Четырнадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Я горжусь своей семьей». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2009

2009 г. - Пятнадцатая передвижная выставка детского изобразительного творчества «Живописная палитра», где решались творческие задачи, связанные с осмыслением выразительных качеств цвета разных художественных материалов и техник.

Пятнадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Живописная палитра». Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 2009

2010 г. - Шестнадцатая передвижная выставка «Мой учитель», посвящена Году учителя в России.

Шестнадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Мой учитель». Каталог, статьи / Под ред Т.А. Копцевой. – М., 2010

2011 г. – Семнадцатая передвижная выставка из серии «Путешествуя по миру»: «Путешествуя по Франции», посвящена перекрестным годам: Году Франции в России и России – во Франции.

Каталоги четырех передвижных выставок (№№ 17, 19, 20, 21, 22) были опубликованы в одной книге: Передвижная выставка изобразительного творчества- социально-значимый художественно-педагогический проект: Монография Т.А.Копцевой. – М., 2013.

2011 г. – Восемнадцатая передвижная выставка «Человек и вселенная», посвящена Году космонавтики в России.

Восемнадцатая Передвижная выставка изобразительного творчества «Человек и вселенная». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2011

2012 г. – Девятнадцатая передвижная выставка из серии «Путешествуя по миру»; «Путешествие по Испании и Италии» была организована в связи с перекрестными годами культуры Испании, Италии и России.
2012 г. – Двадцатая передвижная выставка «Музей и мы» посвящена 100-летию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
2012 г. – Двадцать первая передвижная выставка «Сказки братьев Гримм в детском рисунке», посвящена 200-летию сказок братьев Гримм.
2012 г. – Двадцать вторая передвижная выставка «Не даром помнит вся Россия …», посвященная 200-летию Отечественной войне 1812 года.

Каталоги пяти передвижных выставок (№№ 17, 19, 20, 21, 22) были опубликованы в одной книге: Передвижная выставка изобразительного творчества- социально-значимый художественно-педагогический проект. – М., 2013.

2013-14 г. – Двадцать третья и двадцать четвертая передвижные выставки были инициированы детьми, они были посвящены детским любимцам, домашним питомцам и назывались соответственно «Наши кошки» (23 выставка) и «Собака – верный друг» (24 выставка).

Каталоги трех передвижных выставок (№№ 23, 24, 25) были опубликованы в одной книге «Передвижники; дети и педагоги:".Монография Т.А.Копцевой. – М., 2016.

2015 г. – Двадцать пятая «Я вижу мир» посвящено 20-летнему юбилею передвижных выставок изобразительного творчества.

Каталоги трех передвижных выставок (№№ 23, 24, 25) были опубликованы в одной книге «Передвижники; дети и педагоги. – М., 2016.

2016 г. – Двадцать шестая передвижная выставка «Я вижу мир: мир кино», посвящена году кино в России.

Двадцать шестая Передвижная выставка изобразительного творчества «Я вижу мир: мир кино». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой – М., 2016

2017 г. – Двадцать седьмая передвижная выставка «Я вижу мир: путешествуя по миру», посвящена году экологии в России.

Двадцать седьмая Передвижная выставка изобразительного творчества «Я вижу мир: путешествуя по миру». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой – М., 2017.

2018 г. – Двадцать восьмая передвижная выставка «Я вижу мир: мир театра», посвящена году театра в России.

Двадцать восьмая передвижная выставка «Я вижу мир: мир театра». Каталог / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2018

2019 г. – Двадцать девятая передвижная выставка «Я вижу мир: праздники народов мира», посвящена 25-летию проекта «Передвижничество».

Двадцать девятая передвижная выставка «Я вижу мир: праздники народов мира». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2018

2020 г. – Тридцатая передвижная выставка «Я вижу мир: мир нашему дому», посвящена 75-летию Победы с Великой Отечественной войне.

Тридцатая передвижная выставка «Я вижу мир: мир нашему дому. Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2020

2021 г. – Тридцатая первая передвижная выставка «Я вижу мир: мир вселенной», посвящена 60-летию полёта Юрия Гагарина в космос.

Тридцать первая передвижная выставка «Я вижу мир: мир вселенной». Каталог, статьи / Под ред Т.А.Копцевой. – М., 2021

В 2022 г. – Тридцать вторая передвижная выставка «Я вижу мир: мир народного искусства», посвящена Году культурного наследия народов России ныне.


В 2023 году, завершился конкурс 33-ей передвижной выставки «Я вижу мир: мир Школы», посвященной Году педагога и наставника в России.

Адресами прошедших выставок стали детские сады, начальные и средние школы, дома творчества и выставочные залы, Московский институт открытого образования, Московский городской педагогический университет, Российская государственная детская библиотека, Институт художественного образования РАО, Президиума Российской Академии образования, Министерство РФ.

Ежегодное проведение региональных передвижных выставок детского творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений теперь уже можно назвать делом традиционным. Каждый год на очередную передвижную выставку присылается большое количество детских рисунков, год от года увеличивается количество общеобразовательных учреждений, желающих принять участие в «передвижничестве». Так на первой передвижной выставке 1994 года приняло участи 34 организации, а на выставке 2003 года - 134. Год от года увеличивается и количество маршрутных адресов: выставка 1994 года в течение года имела 6 экспозиционных площадок, а выставка 2002 года – восемь, 32 -ая передвижная выставка 2022 года «Я вижу мир: мир народного искусства» имела десять маршрутных адресов.

Постепенно передвижные выставки стали носить открытый характер, наряду с общеобразовательными школами и детскими садами стали выставляться рисунки из изостудий. Произошло это естественным образом, так как многие педагоги помимо общеобразовательных учреждений еще работали дополнительно в изостудиях. Взаимодействие систем общего и дополнительного образования обогащало творческим опытом педагогов, способствовало расширению диапазона методических приемов, применяемых на занятиях по изобразительному искусству. Постепенно к выставкам подключились и студенты, и педагоги, правда их работы из-за сложности передвижения показывались в онлайн режиме.

В связи с подготовкой к пятой «передвижке», посвященной 2000-летию Христианства, особое внимание было уделено изучению опыта работы педагогов-художников воскресных школ, работающих при православных храмах. Много интересного узнали педагоги-исследователи о приобщении детей к мировой художественной культуре через библейские образы, поэтому не случайно в экспозицию выставки вошли детские рисунки из воскресных школ. Так появился еще один раздел передвижной выставки «Негосударственные учреждения». Помимо воскресных школ сюда вошли рисунки ребят, выполненные в частных школах и студиях.

Организация передвижных выставок способствовала взаимодействию государственных и негосударственных образовательных учреждений по общим, интересующим общество вопросам, обогатила содержание образования новыми формами приобщения детей к общечеловеческим ценностям через изучение опыта прошлого.

Участниками первых передвижных выставок были юные художники из Москвы и Подмосковья, постепенно экспонатами «передвижек» стали детские рисунки, присланные из разных городов России и других стран мира. Несмотря на то, что передвижные выставки стали международными, сохранилась основная идея этих выставок – это поддержка изобразительного творчества детей общеобразовательных школ и детских садов. По-прежнему, детские рисунки из общеобразовательных учреждений являются основной частью любой экспозиции, главной составляющей наших передвижных выставок.

Примечательно, что даже в годы «пандемии» (2020-2022 гг.) выставка не останавливала свою работу и перемещалась по маршруты, публично выставляясь в тех или иных учреждениях.  Сокращалось только количество одновременно присутствующих на выставке и необходимы были защитные маски.

Передвижничество – это своеобразная форма общения произведений, созданных детьми и подростками, со зрителем. В наше нелегкое время многие семьи не имеют возможности вывозить детей в музеи или выставочные залы. Приезжая в то или иное образовательное учреждение или выставочный зал, находящиеся по месту жительства юного художника, выставка решала эту проблему. На выставку детского рисунка приходили целыми семьями. Часто авторы рисунков становились своеобразными экскурсоводами, рассказывающими не только о замысле своего рисунка, но и выразительных достоинствах других работ.

Игровые ситуации на выставках ставили ребёнка в ситуацию зрителя, ценителя и критика искусства. Педагогически организованные экскурсии способствовали тому, что на результаты изобразительного творчества ребёнок смотрел с разных точек зрения и как автор и как зритель. Таким образом, в процессе экскурсионной работы у юных зрителей развивалась способность «смотреть и видеть», вырабатывались навыки ценностной оценки выразительных достоинств произведений.

В залах, где размещалась Передвижная выставка, с целью активизации процессов восприятия устраивались игры в «живые скульптуры», «ожившие картины», «продолжи действие», «превратись в героя картины» и др. На фоне выставки создавались возможности для выполнения практической работы. Лучшие рисунки, выполненные на выставке, пополняли коллекцию и передвигались дальше по маршруту.

Ушедший ХХ век был назван годом ребенка неслучайно. Обществом была осмыслена «родовая ценность» детства. Во вступительной статье к книге Эллен Кей «Век ребенка» Ю. Айхенвальд в начале ХХ века писал, что каждый ребенок – это чистая душа, которая, прежде всего, имеет благородное право самостоятельно думать об окружающем мире и черпать из него свои впечатления. Эти впечатления, отличные от впечатлений взрослых, ребёнок способен выразить в своих ярко индивидуальных, «интересно-своеобразных» творческих формах. Признание за ребёнком права на самовыражение, привело к осмыслению психологической, педагогической, эстетической и исторической значимости продуктов детского творчества. 

Принимая историческую эстафету, век ХХI по праву может быть назван веком народного учителя. Педагог призван передавать опыт поколений, ту мудрость жизни, ту духовность и общечеловеческие ценности, которые объединяют всех людей на земле. Говоря об образе педагога, его просветительно-воспитательной миссии, один мудрец сказал, что «если хорош и ценен оригинал, то и духовные слепки его будут прекрасны».

В начале ХХ века были определен основной принцип гуманистической педагогики, как педагогики искусства, в основе которой лежит художественно-творческий путь приобщения детей к культурно-историческому наследию.

Основным достоинством этого пути является не отрицание всех возможных путей приобщения к искусству, достигнутых ранее, а использование «мудрых методов», которые не потеряли своей актуальности и на данном этапе развития ребенка могут быть использованы. Открытость художественно-творческого пути обеспечивает его жизненность, создает благоприятные условия для развития, как педагога, так и ребенка. Учитель-наставник и ученик, воспитатель и воспитанник помогают друг другу, они партнеры, от такого взаимодействия (сотрудничества) выигрывают оба (оба учатся, оба что-то отдают и что-то приобретают).  

Этот метод приобщения к искусству можно назвать личностно ориентированным, поскольку носителем художественной информации и опыта является конкретный педагог, имеющий в меру своего образования и воспитания, определенные пристрастия и уровень художественной компетенции, имеющий «свое лицо», свой стиль и манеру преподавания, то, что отличает образ одного педагога от другого. С другой стороны – воспитанник - ученик. Он индивидуален, активен или пассивен, более или менее продвинут в творческом плане, имеет свои представления и суждения о жизни, порой отличные от мнения учителя (например, по религиозным, социальным и другим вопросам).  Уважительное отношение друг к другу залог их сотрудничества.

В рамках работы передвижных выставок детского рисунка проходили семинары и круглые столы, на которых обсуждались проблемы преподавания искусства детям. Выступления педагогов-исследователей, работающих по программе «Природа и художник», способствовали выявлению эффективных форм и методов приобщения дошкольников, младших школьников и подростков к художественной культуре на образной основе. Такие встречи способствовали обобщению педагогического опыта, помогали находить стержневые образовательные «модули-образы» – комплексы, которые обеспечивали преемственность содержания между детским садом и школой, способствовали постепенному формированию целостных представлений детей о видах, стилях и жанрах изобразительного искусства, как через «теорию», так и через «практику искусства».

Каждая передвижная выставка в определенной степени отражала содержание художественно-творческих заданий по программе «Природа и художник» по четырем комплексам: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». В своих выступлениях на семинарах педагоги отмечали, что повторяющиеся каждый год четыре «модуля-образа» способствуют формированию целостных представлений детей о мире, ежегодное повторение тем и образные сравнения обеспечивают прочность усваиваемых знаний, способствуют пониманию и проживанию ими той или иной эпохи через «стиль ее искусства». В рисунках находит отражение детское видение культур мира: через портретные образы, костюм, архитектуру, природу, быт, праздники и т.п. юные художники передают своё понимание «особенного и типичного», «уникального и всеобщего», «национального и общечеловеческого» и т.п.

На семинарах и круглых столах, проходивших в рамках работы выставок, педагоги-исследователи отмечали важность приобщения детей к мировой художественной культуре через «проживание» ими образной сути художественной формы произведения мирового искусства и результатов детского изобразительного творчества. Диалог культур, как метод педагогической работы, нашел эффективное применение в практике многих учителей. Приобщение к мировой художественной культуре осуществлялось ими через знакомство детей с искусством Древнего мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, через сравнение и сопоставление исторических и современных художественных форм. На семинарах рассматривалась динамика художественного развития рёбенка в сравнении с эволюцией развития мирового искусства:

Детский сад:

Вторая младшая группа – «Художник и Я»;
Средняя группа – «Художник и природа родного края»
Старшая группа – «Художник и природа нашей страны»;
Подготовительная группа – «Художник и природа пяти континентов»;

Начальная школа:

1 класс – «Художник и природа родного края»;
2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем»;
3 класс – «Природа и художник Древнего мира»;
4 класс – «Природа, художник и культуры мира»;

Основная школа:

5 класс – «Природа и художник Древней Руси»;
6 класс – «Природа и художник Средневековья: Диалог Востока и Запада»;
7 класс – «Природа и художник эпохи Возрождения»;
8-9 классы – «Природа и художник Нового и Новейшего времени».

Начиная с дошкольного детства, педагог расширяет горизонты познания ребенка в области изобразительного искусства. Уникальность художественного наследия родной культуры он познает в сравнении с национальными образами мира – общечеловеческими основами бытования. Приобщение к художественной культуре, таким образом, осуществляется через «диалог культур», реализацию принципов «от родного к чужому», «от близкого к далекому», «от далеко к близкому», «от чужого к родному».

В рамках работы передвижных выставок на семинарах и круглых столах также обсуждались проблемы: «обучение и творчество», «роль искусства в современном образовании», «детский рисунок в онтогенезе», «педагог искусства – ремесленник или творец», «история изобразительного искусства и детское творчество», «особенное и всеобщее в детском рисунке», «детский рисунок – документ эпохи, феномен художественной культуры, документ педагогического метода» и др.

Во время работы выставки совершенствовалась экскурсионная деятельность с детьми и родителями, проводилось анкетирование. Открытие очередного этапа выставки сопровождалось награждением победителей конкурса, праздничными концертами, театрализованными представлениями.

Каждый раз, когда жюри подводило итоги конкурса, вставал очень трудный вопрос: «Кто лучший?». Жюри конкурса при оценке работ ориентировалось на следующие критерии: оригинальность замысла рисовальщика, его умение использовать выразительные качества выбранного художественного материала, нестандартность композиционного решения, соответствие мастерства исполнения возрастным особенностям ребенка.

Оценивая результаты детского творчества, непросто выявить критерии, по которым определялись бы победители в той или иной номинации. В рисунке проявляется детская индивидуальность, через рисунок можно определить степень влияния на ребенка наших педагогических методов. Поэтому, когда мы оцениваем детскую работу, то в определенной степени мы оцениваем и деятельность педагога.

Высшей похвалы заслуживает тот учитель, которому удается организовать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей развития детей. Такой педагог умеет научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его творческое «Я». При мудрой педагогической опеке юному рисовальщику удается раскрыть весь свой творческий потенциал и создать яркую, содержательную работу.

Учитывая образность и искренность детских рисунков, а также, основываясь на результатах проведенного опроса среди зрителей, оргкомитет и жюри выставки отмечали победителей в следующих номинациях: Самый юный участник выставки. Самый опытный участник выставки. Выразительное использование художественных материалов (гуашь, акварель, уголь, сангина, тушь, пастель и т.п.). Рисунок для обложки каталога. Рисунок для афиши. Но обязательным условием каждой выставки являлся девиз: «все участники выставки – победители конкурса, поэтому все юные художники заслуживают дипломы». Дипломами награждались все: дошкольники 3-7 лет и школьники 7-18 лет.

 Часто случалось так, что после работы выставки некоторые рисунки продолжали путешествие (передвижение) по другим выставкам. Многие стали участниками международных выставок, организованных лабораторий изобразительного искусства ИХО РАО («Мир детей, мир – для детей», Московский Академический художественный лицей Академии художеств (1995 г.); “Москва в рисунках детей ХХ века”, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1997 г.),Читая Пушкина”,1999 г.(ГТГ); “Да будет свет!”, 2001 г. (Центральный дом детей железнодорожников), “ХХ век в детском рисунке”, 2003 г. (ГТГ), «Шаг к звездам», 2011 г., (Центральный дом детей железнодорожников) и др.

Проведение передвижных выставок и издание к ним каталогов могли состояться только при помощи и поддержке разных организаций и заинтересованных людей. Большую помощь в разное время оказывали окружные управления Московского комитета образования (Северного окружного управления МКО, Зеленоградск ОУ МКО), Московский институт повышения квалификации работников образования (МИОО, ныне Московский институт открытого образования). Идею проведения передвижных выставок поддержал Центр молодежного творчества «Гермес», администрация вставочного зала «Зеленоград» и Московский музей образования. Ряд выставок смогли состояться при финансовой поддержке внутригородского муниципального образования Крюково в городе Москве.

Но главным стержнем всех «передвижек», его организатором стала инициативная группа педагогов изобразительного искусства дошкольных и школьных образовательных учреждений, которые на протяжении многих лет сотрудничали с лабораторией изобразительного искусства и художественного образования  ИХО РАО: Аверьянова А.П., Агафонова Н.А., Агошколва М.А., Бараова Ф.М., Бухарова О.С., Борисова С.Д., Варданян В.А. (Мордовия, г. Саранск), Высоцкая Л.В., Голубинская Л.Ю., Гусева М.А., Заборовская Е.В., Зелинская С.В, Иванова В.В., Иванова М.А., Кобышева С.Н., Ковалёва Л.И., Копцев Е.В., Кривовязь Е.А., Кузнецова М.В., Кукушкина Т.П., Леунова О.М., Лыкова Н.В.,  Лычагина Ю.Б., Малышева О.А. (Пермский край, г. Березники), Моисеева О.Б., Морозова В.В., Надеждина М.Ф., Рязанова Ф.А Селезнёва Г.Б., Сёмущкина Е.Ю., Сергеева Л.Г., Степанова Р.Л., Сырых Н.В., Усачёва Т.В., Черепанова В.Н., Фомина О.Н. и многие другие.

Анализ выставочной деятельности и опыта работы, связанного с проектом «Передвижничество»: семинары, круглые столы, экскурсии, открытые занятия и др. позволяет рассматривать передвижные выставки как

  •  форму проверки эффективности нового содержания образования по художественно-экологической программе «Природа и художник»;
  • своеобразный способ повышения квалификации работников образования, способствующий обмену опытом, выявлению творческих методов и талантливых педагогов;
  •  форму выявления и поддержки не только одаренных детей, но и детей продвинутых в творческом плане, поддержка инвалидов, детей разных социальных групп;
  •  метод сотрудничества и взаимодействия дошкольной и школьной систем образования;
  • технологию сотрудничества и взаимодействия системы общего и дополнительного образования;
  • форму сотрудничества и взаимодействия государственных и негосударственных образовательных учреждений;
  • эффективное средство взаимодействия с родителями;
  • смотр художественной самодеятельности, выявляющий возрастные особенности и возможности детей в области изобразительного искусства; воспитывающий творческую инициативу, образное мышление и воображение ребенка-зрителя, ребенка-художника;
  • арт-технологию совершенствования работы с детьми в области восприятия произведений изобразительного искусства и детского творчества, организации экскурсионной деятельности, выстраивания учебно-познавательных маршрутов;
  • способ формирования художественной культуры детей, способности отражать образный смысл разных культур в изобразительном творчестве;
  • форму обобщения педагогического опыта, способствующую выявлению перспективных способов и технологий преподавания;
  • постояннодействующий социокультурный проект, чутко реагирующий на изменения в обществе и выявление актуальных духовных запросов детей, родителей и педагогов;
  • способ демонстрации разновозрастных результатов художественного труда на одну тему людей разных возрастных групп (от 3 до 80 лет), позволяющий оценивать и анализировать динамику творческого роста человека.

Итогом сотрудничества с педагогами-передвижниками стало издания Учебно-методических комплектов до дошкольному образовании.

Копцева Т.А. Природа и художник. Издательства: Сфера, Дрофа, Ассоциация ХХI век, Просвещение (1994-2021 гг.).

Изданы программы, книги методические разработки и тетради для детей, которые неоднократно переиздавались.

Издательство «Дрофа» издало серию книг образовательной системы «Диалог»: Я и мир природы, Я и мир животных, Я и мир человека, Я и мир искусства под рубрикой «От замысла к результату» для работников дошкольного образования, а издательство «Ассоциация ХХI век» – пять тетрадей «Сказки про маленького художника» из серии «Готовимся к школе» для детей 6-7 лет.

Копцева Т.А. Сказки про маленького художника: Маленький художник и мир природы, Маленький художник и мир животных, Маленький художник и мир человека, Маленький художник и мир искусства, Маленький художник и мир музыки. В 5 частях. – М.: Ассоциация ХХI век, 2012.

Написаны учебники, программы, методические рекомендации, Творческие папки по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов, которые были приняты Министерством образования и науки и рекомендованы для применения в школах Российской Федерации, с 2011 года соответствуют ФГОС и входят в перечень учебников, допущенных Министерством просвещения РФ.

УМК 1-4 кл: учебник и рабочая Творческая папка для ученика начальной школы, методические рекомендации для учителя
Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство Учебники 1-4 кл.. – М. Просвешение, 2021 г.

Созданы программы для дополнительного художественного образования детей, изданные издательством «Просвещение».

Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время Просвещение 978-5-09-018169-3, Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Радомская О.И., Копцева Т.А. и др. – М: Просвещение. 2005, 2008.

История, становление и развитие общественно-педагогического движения «Передвижничество» за тридцать лет существования (1994-2024 гг.) доказало свою состоятельность и эффективность. Проект продолжается, сегодня в нем принимают участие дошкольники, школьники, студенты и взрослые. Художники от 3 до 80 лет, реализуя свой творческий потенциал, получают радость общения с искусством. Дети-передвижники и педагоги-передвижники, следуя традициям великих художников-передвижников 19 века, «идут в народ», выставка передвигаясь из детского сада в школу, из школы в детский сад, вуз или библиотеку, способствует популяризации результатов художественного труда, вдохновляя на творчество и зрителей, и авторов рисунков. Тематическая цикличность, например, первой, десятой и тридцатой «передвижки», или 17-ой и 33-ей (см. Приложение), которая наблюдается в темах-образах передвижных выставок, свидетельствует о том, что существуют ценностные смыслы образования, которые неизменны и требуют постоянного к себе внимания и педагогической опеки.