Педагог-художник-исследователь

Т. Копцева, кандидат педагогических наук, доцент

Педагог-художник-исследователь

К юбилею Евгения Николаевича Куприкова

В далёкие 1990-е годы в лабораторию изобразительного искусства Института художественного образования Российской академии образования (ныне – «Институт художественного образования и культурологи РАО») вошёл седовласый невысокого роста мужчина и разложил на столе детские гравюры, которые поразили сотрудников своей выразительностью, размерами и тщательностью проработки композиции. Это был руководитель изостудии подмосковного города Электроугли Евгений Николаевич Куприков, который сотрудничал с институтом еще в 1950-е годы.

Он узнал о конкурсе детского рисунка, организованном в рамках выставочного проекта «Передвижная выставка» (1994-2015 гг.), и решил принять в нём участие. С 1999 года Евгений Николаевич стал активным членом общественного движения педагогов-художников «Передвижничество», которых объединяла исследовательская работа по апробации нового содержания художественного образования по программе «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева). Воспитанники Евгения Николаевича стали постоянными участниками ежегодных конкурсов детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений. В итоге в коллекции Института образовалась уникальная подборка творческих работ юных художников 3-16 лет из города Электроугли – рисунки и линогравюры участников пятнадцати передвижных выставок.

...Путь этого педагога был непростым. Родился Евгений Николаевич 2б мая 1931 года в Ногинске. Мама Клавдия Ми­хайловна была потомственной текстильщицей. Она и младшая сестра Галина всю жизнь прора­ботали на ткацкой фабрике. Из детских воспоминаний Евгению Николаевичу особо запомни­лась жизнь семьи в станице Удобная Армавирского района Краснодарского края. Это вре­мя оставило в памяти восьми­летнего мальчика яркий след: горы, огороды без заборов, поля конопли и кукурузы, детские игры на природе, совместные рыбалки с отцом, который ра­ботал учителем русского языка в местной школе.

Евгений Николаевич вспоминает, что на уроке рисования в ходу были только простые карандаши, а на уроке музыки пели песни по "пролеткуль­товским" программам, утвержденным Нарком-просом. Однако на уро­ках звучали не только "серьёзные" песни, но и народные, забавные: Митька и Петька сделали дуду, Ай, дуду, ай, дуду, сделали дуду. Митька и Петька влезли на забор, Ай, дуду, ай, дуду, влезли на забор. Митька и Петька грянули в дуду, Ай, дуду, ай дуду, грянули в дуду....

Семья жила на съём­ной квартире, электричества не было, зарплата отца позволяла питаться лишь мамалыгой да кукурузными лепёшками. В станице существовал натуральный обмен продук­тами. Например, чтобы купить чулки, нужно было отдать продавцу 100 куриных яиц. Появление на улице машин было большой редкостью. Евгений Николаевич с восторгом вспоминает, с каким азартом он с мальчишками бегал в столбе пыли, который оставляли редко проходящие грузовики.

В 1940 году мать и дети вернулись в собствен­ный дом в Ногинске, где жила бабушка. В начале Великой Отечественной войны отец Николай Ки­риллович ушёл на фронт и погиб. Приусадебное хозяйство помогло облегчить голод.

Любовь мальчика к рисованию началась с того, что мама купила шесть цветных карандашей. Пер­воначально это было увлечение самим процессом: он рисовал, что придётся, и лишь спустя какое-то время начал рисовать с натуры.

Учился в средней семилетней школе в Ногинске. Особое влияние оказал на него педагог Георгий Сильвестрович Скороходов, который, закончив Саратовское художественное училище, не смог принять насаждавшийся тогда стиль кубизма, ушёл из училища и после войны стал работать в общеобразовательной школе. Однажды Евгений скопировал изображение осла из книги "Жизнь животных" А.Брэма и показал учителю. Педагог похвалил его, хотя рисунок был несовершенен, и объяснил основы объёмного изображения жи­вотных, рассказал о светотени и пропорциях. В дальнейшем Скороходов учил юного художника сравнивать предметы, различать тональность, видеть объект изображения целостно, выделять главное в рисунке. С этого момента Евгений на­ чал самостоятельно, систематически заниматься изобразительной деятельностью; особенно ему полюбилось рисование с натуры.

Его друг, Виктор Семёнович Гусев, был постар­ше, он учился в средней художественной школе при институте имени В.И.Сурикова. Он вдохнов­лял Евгения на творчество, давал полезные советы по рисунку и живописи.

По окончании 7 класса Евгений Николаевич поступил в Московский техникум кислородного машиностроения, сдал экзамены, не любя физику и алгебру. Потом по распределению поехал в Крас­ноярск, но из-за болезни мамы вернулся домой; работал на заводе технологом (чертил чертежи), потом сменным мастером.

В 1955 году он начал работать в Ногинском Доме пионеров руководителем изостудии. Поначалу он старался подражать своему школьному учителю Скороходову, используя его методы преподавания. Но потом стал вносить в свою систему обучения новые формы организации художественной дея­тельности детей. Его ученики рисовали на моль­бертах, собирали вместе с педагогом природные материалы, формировали натурный фонд (горшки, драпировки, муляжи и др.), вместе с учителем ставили натюрморты не из гипсов, а из предметов народного быта и близкого детям окружения, хо­дили на этюды на реку Клязьму.

С 1955 г. Куприков стал слушателем курсов в Институте повышения квалификации и по­знакомился с деятельностью сотрудников НИИ института художественного воспитания, изучал опыт работы детских изостудий в Москве (педагог В.С.Щербаков) и Ленинграде (педагог С.Д.Левин), делился своими наработками в области преподавания в условиях дополнительного образования. В институте повышения квалификации Евгений Николаевич впервые познакомился с линогравю­рой. В изостудии он вместе с детьми стал внима­тельно изучать гравюры В.А.Фаворского и других известных мастеров. Собрал большую коллекцию книг, иллюстрированных гравюрами. Над одной линогравюрой дети работали долго: создавали эскизы, переносили зеркальное изображение на линолеум, постигали технические особенности этой техники. Порой при создании иллюстрации к литературным произведениям им приходилось делать несколько оттисков, чтобы получить удов­летворительный результат.

В 1957 году Е.Н.Куприков стал руководить изо­студией в Детском доме культуры г.Электростали. В этот период большое влияние на его педагогиче­скую работу оказал театральный художник Борис Александрович Овчинников-Новочадовский. Он показывал молодому учителю свои эскизы, рисун­ки, плакаты. Их обсуждение, общение по вопросам истории искусства обогащали художественный опыт Евгения Николаевича интересной инфор­мацией, которую он стремился передавать детям.

В это же время он познакомился с Олегом Алек­сандровичем Свирским, студентом художественно-графического факультета педагогического института в Москве. В 1960 году Свирский приглашает его порисовать натуру в качестве вольнослушателя. Евгений Николаевич вспоминает: 4Приехал на Со­лянку; помню толстую натурщицу, которую рисовал долго, понравилось. Мне позволяли писать портреты с группами 3, 4, 5 курсов. Уровень студентов был сла­бым. Преподаватели ко мне привыкли, уговаривали поступать, чтобы получить диплом.

Наибольшее влияние на Евгения Николаевича оказал педагог-художник Георгий Степанович Ка­реев. Он обучал академическому рисунку, давал хо­рошую рисовальную школу и графический навык. Рисуя гипсовые слепки и натурщиков, участвуя в пленэрах и выставках, Евгений Николаевич при­обретал не меньше художественной практики, чем студенты вуза.

В те времена бытовало утверждение, что "вот-вот наступит коммунизм, когда" не будет профес­сий, все, кто пожелает, например бухгалтер или повар, во второй половине дня будут рисовать. В стране осуществлялась программа "эстетического всеобуча". Многие известные художники, напри­мер скульптор М.Г.Манизер, организовывали рисовальные классы для народа. Евгений Нико­лаевич проучился на таких курсах с 1962 по 1966 гг. и получил диплом рисовальных классов при Суриковском институте.

В 1962 г. Куприков Е.Н. переезжает в г.Электро­угли, организует детскую изостудию и преподаёт искусство в доме культуры "Керамик".

Одной из самых доступных форм приобщения детей к изобразительному искусству была книжная иллюстрация. Много времени Евгений Николаевич проводит в изофонде Государственного литератур­ного музея, знакомится с авторскими иллюстра­циями к литературным произведениям, посещает с учениками музеи М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, дом-музей В.М.Васнецова др. "Детей нельзя было оторвать от творческого процесса", – вспоминает Евгений Николаевич, – в Абрамцеве дети рисовали с утра до вечера.

Знакомство с Юрием Константиновичем Ав­деевым, ценителем творчества писателя, "поднявшим из небытия" Дом-музей А.П.Чехова в Мелихове, на многие годы связало Е.Н.Куприкова с этим чело­веком. Авдеев организовал пять выставок детских иллюстраций к произведениям Чехова. В этих вы­ставках самое активное участие принимали члены изостудии, руководимой Е.Н.Куприковым.

  • 1967 г. в семье Куприковых рождается дочь Ирина. С её приходом в детский сад Евгений Нико­лаевич связывает начало своей педагогической дея­тельности с дошкольниками. Он шёл ~на ощупь, исходя из возрастных особенностей дошкольников, подходил к занятиям кс выдумкой, используя игровые ситуации. Он увлекал детей, и малыши достигали выразительных результатов.

Его супруга, Нина Дмитриевна Гусева, под­держивала увлечения дочери изобразительным творчеством. Когда дочь пошла в школу, Евгений Николаевич последовал за ней и провёл собственный педагогический эксперимент с 1 по 7 классы, орга­низуя образовательный процесс на взаимодействии классных и внеклассных форм изобразительной деятельности. Ученики класса, в котором училась Ира, были "первопроходцами" пленэрной практи­ки, участниками походов в природу, которые ор­ганизовывал их учитель. Дочь навсегда запомнила необычные путешествия с отцом и членами изосту­дии по разным маршрутам. Этот опыт повлиял на её дальнейшую жизнь: она стала картографом.

В 1962 г. в Доме культуры "Керамик" скульптор-­керамист Николай Иванович Левин организовал за­нятия художественной керамикой для детей и взрос­лых, которые с интересом посещал Е.Н.Куприков. Он много времени отдал изучению технологии изго­товления керамических изделий, процессу обжига, создал серию оригинальных объёмных и рельефных работ из глины. Увлёкшись керамикой, стал еже­годно принимать участие в выставках.

летний период, с 1966 по 1976 гг., Евгений Николаевич руководил изостудией в пионерском лагере "Дружба", активно изучал с детьми окружа­ющий мир, учил "смотреть во всю мочь", а потом рисовать по памяти, отражая впечатле­ния в рисунке. Ри­сунки юных худож­ников, созданные во время пленэров и в изостудии, отлича­лись особой вырази­тельностью, отража­ли реальную жизнь и интересы детей. Ребята начали по­беждать на конкур­сах (были награжде­ны 236 медалями, из них 105 золотыми!), их работы ежегодно экспонировались на выставках. В Доме культуры функционировала постоянно действующая экспо­зиция детского творчества. Это была своеобразная форма творческого отчёта педагога, демонстриру­ющая эффективность его системы обучения.

Активное участие в конкурсно-выставочной деятельности опять привело Е.Н.Куприкова в НИИ художественного воспитания. Там он познакомил­ся с педагогами-исследователями и методистами Г.В.Лабунской, В.С.Щербаковым и др., которые были членами жюри международных конкурсов и давали консультации педагогам-художникам. Он с интересом изучал труды сотрудников института, по их просьбе разрабатывал методические рекоменда­ции и программы дополнительного образования.

С 1970-х годов началась экспериментальная апробация программы "Изобразительное ис­кусство и художественный труд", которая была разработана коллективом под руководством Б.М.Неменского. Евгений Николаевич постоянно участвовал в заседаниях комиссии эстетического воспитания детей при Союзе художников СССР, много времени проводил в специальной библио­теке при Правлении Союза художников и поныне добрым чувством вспоминает библиотекаря, Музу Ивановну Антонову, которая оказывала ему всяческое содействие в поиске интересующей его литературы. Он продолжает знакомиться с науч­ными фондами Московского литературного музея и говорит, что там специалисты-филологи научили его правильно читать прозу и поэзию.

В рамках повышения квалификации учителей Е.Н.Куприков посещал занятия в Московском архитектурном музее, охотно слушал лекции Е.А.Роземблюма, О.С.Хан-Магомедова, других дизайнеров.

1970 –1980 годы связаны в его жизни с актив­ным изучением программ художественного об­разования средних и высших учебных заведений, которые поступали выпускники его изостудии, с поиском оптимального содержания дополни­тельного художественного образования. Он пишет доклады, делает со­общения на конфе­ренциях и семина­рах в рамках экспе­риментальной рабо­ты по программам, созданным под руко­водством Б.П.Юсова и Б.М.Неменского. Разрабатывает не­сколько новых по­собий по обучению рисованию с нату­ры. Принимает уча­стие в Московском областном конкурсе программ по художественному обучению в изостудии, где ему при­сваивается почётное третье место.

В это же время Куприков знакомится с опытом работы Валентины Николаевны Полуниной по приобщению детей и подростков к народному ис­кусству. На встречах с педагогами-художниками она рассказывает о своей коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, народных костюмов, игрушек, предметов быта. Познако­мившись с богатейшей коллекцией Полуниной, Евгений Николаевич организует поисковые поезд­ки со школьниками в места народных промыслов (Вятка, Каргополь, Калуга, Филимоново и др.) и собирает игрушки в коллекцию изостудии. Он отмечает, что "собранный материал пробуждал у детей активный интерес к народному декоративно-прикладному искусству". На занятиях с детьми ке­рамикой пригодились все народные приёмы лепки, с которыми мы познакомились во время поездок .

Так, в 1981 году в г.Кирове в течение недели члены изостудии ежедневно посещали мастерскую Н.П.Трухиной на фабрике Вятских глиняных игру­шек. Евгений Николаевич вспоминает: "Профессиональный фотограф нашей группы Алексей Зайцев фотографировал работу рук мастерицы во время лепки. Мы же сидели вокруг за столом и, глядя на работу мастерицы, лепили что-то своё подобное".

3а 60 лет педагогической работы Евгений Нико­лаевич побывал со своими студийцами во всех горо­дах золотого Кольца России и Поволжья. Они по­сетили Каргополь, Архангельск и их окрестности. Путешествовали по реке Онеге, были в Вологодской области, многократно побывали в Украине, были на Кавказе, на Урале, посетили Ленинград и его окрестности, Новгород, Псков, Печоры и Ригу, проехали по многим туристическим маршрутам и памятным местам Московской области.

Во время дальних поездок дети встречались с коллективами изостудий других городов от Урала до Карпат и вместе с ними проводили не только пле­нэры, но и свободное время. В рамках программы по профориентации учитель со своими учениками посещал фабрики народных промыслов, текстиль­ные и ковровые комбинаты и другие предприятия. Детям нравилось наблюдать реальный процесс работы, видеть, как трудятся люди у станков.

Евгений Николаевич сохранил журнал записей всех дальних многодневных поездок по СССР с 1966 по 1986 гг., которые, безусловно, представ­ляют исследовательский интерес. После 1990 года поездки на пленэр продолжались, "но они уже были платными", с грустью отмечает педагог.

Самой эффективной формой работы с детьми Евгений Николаевич считал четырёхдневные пле­нэры. Юным художникам предлагалась определён­ная программа, оговаривалось количество этюдов, которые нужно сделать в течение летней практики (10 композиционных зарисовок в день и обязатель­ное посещение местных музеев).

Например, в первый день ребятам предлагалось выбрать место для рисования и при наличии в горо­де краеведческого музея посетить его, чтобы иметь общее представление об истории, архитектуре и плане города. занятия начинались после завтрака, с 10.00, продолжались до 14.00, потом был обед, а затем опять рисование с 15.00 до 18.30. На одну зарисовку отводилось от 30 до 45 минут. Вечером, после ужина, сидя на койках, дети дорисовывали по памяти сделанные днём работы.

Более длительные, двенадцатидневные, пленэ­ры, считает педагог, были менее плодотворными, так как дети расслаблялись, много времени ухо­дило на переезд в другой город, что отвлекало от главного – пленэрной практики. Изобилие нового, увиденного детьми впервые (архитектура, пейзаж, музеи), общение друг с другом – всё это нака­пливало у детей усталость, притупляло чувство "удивления".

Эффективно и плодотворно работала группа детей из 10-12 человек. В многодневных поездках всегда был помощник руководителя группы, быв­ший студиец, а на тот момент времени, студент архитектурного института или художественного училища. Путёвки давала профсоюзная организа­ция. Больше 25 лет Куприков работал со студий­цами в таком режиме.

В летних поездках дети обогащались практи­ческим опытом больше, чем за весь учебный год работы в изостудии. В осенне-зимне-весенний пе­риод ребята делали гравюры по мотивам пленэрной практики, работали над сюжетными тематически­ми композициями.

Особое внимание учитель уделял, и ныне уде­ляет, работе над иллюстрацией. В его доме и в изо­студии собрана богатая библиотека. Евгений Ни­колаевич трепетно относится к иллюстрируемому детьми тексту литературного произведения, его со­держанию. С середины 1980-х годов Е.Н.Куприков начинает плодотворное сотрудничество с Домом-музеем А.П.Чехова в Москве. Члены его изостудии принимают участие в шести выставках, организуе­мых этим музеем.

Первая выставка отражала содержание расска­зов Чехова. На ней были выставлены иллюстрации, которые студийцы выполнили разными художе­ственными материалами: акварелью, карандаша­ми, гуашью. Особенно выразительными были лино­гравюры. Экспозиция второй выставки состояла из различных иллюстраций к Чехову, выполненных в четырёх изостудиях городов Электроугли, Самбор, Миасс, Москва. Третья выставка, которая состоя­лась в Доме-музее А.П.Чехова, содержала иллю­страции к рассказу "Белолобый". На четвёртой выставке, наряду с рисунками, были представлены объёмные глиняные поделки членов изостудии из г.Электроугли к рассказу "Белолобый".

"Подготовка к пятой выставке была самой длительной", – отмечает педагог. Выставка называлась "Чеховская Москва" и была приурочена к     850¬летию столицы. Чтение фельетонов и рассказов Чехова, пешие путешествия по улицам Москвы, сбор фактических материалов заняли у             студийцев два года. В итоге на выставке были представлены и рисунки, и объёмные глиняные персонажи , а также большое керамическое панно.

Приобретя опыт длительной работы над произведениями А.П.Чехова, члены изостудии под руководством педагога два года работали над темой "Пушкинская Москва". Одноимённая выставка состоялась в 1999 году и была посвящена юбилею А.С.Пушкина. "В процессе работы над иллюстрациями к Пушкинским произведениям обнаружилась тесная связь сюжетов произведений А.П.Чехова и А.С.Пушкина. Возникла идея к             140¬летию А.П.Чехова в 2000 году организовать выставку детских иллюстраций "Пушкин и               Чехов". В этой выставке приняли участие ребята двух изостудий из Московской области: из г.Электроугли и из посёлка Всеволодово, которой руководила ученица Е.Н.Куприкова Маргарита Ивановна Шилина. На выставке была представлена новая техника – батик, а также линогравюра, рисунки карандашом и красками, керамика, созданные детьми б-15 лет по мотивам произведений А.П.Чехова и А.С.Пушкина.

"Когда читаю Чехова детям, – пишет в "Чеховском вестнике" Е.Н.Куприков, – то при анализе прочитанного стараюсь навести их на мысль, что это о нас написано, надо только читать повнимательнее и понимать написанное". Для нас Чехов – это современный писатель. Поэтому так много с увлечением работаем над его произведениями в детской изостудии...

Ещё одна выставка, связанная с творчеством А.П.Чехова, состоялась в подмосковном Павловском Посаде. Называлась она 4Чехов и Левитане. Выставка была приурочена к 140-летию двух друзей – Чехова и Левитана.

Важное место в творческой биографии Куприкова занимает сотрудничество с коллективом Института художественного воспитания АПН СССР. В 1970-80– е годы он работает в тесном контакте с лабораторией изобразительного искусства, которую возглавлял Борис Петрович Юсов (сотрудники: Т.Б.Донцова, Г.С.Лепский, М.Н.Семенова, Ю.Н.Протопопов, А.В.Щербаков). Он участвует в деятельности жюри международных конкурсов, организованных редакцией газеты "Пионерская правда" и Союзом художников СССР. Поскольку на эти конкурсы поступало огромное количество рисунков, которые негде было хранить, то члены жюри по окончании конкурсов могли забрать рисунки, которые не стали экспонатами выставки. И постепенно у Евгения                Николаевича накопилась международная коллекция рисунков, интересных по темам и композиции, отражающих национальное своеобразие той или иной страны. Особенно запомнились ему рисунки детей из Японии и Индии. Они привлекали внимание своим колоритом, необычными художественными техниками и материалами, которых в то время ещё не было в России. Показывая зарубежные детские рисунки своим студийцам, Куприков старался разнообразить темы, вводить новые техники резания линогравюры.

В 1981 году, от Дома дружбы, Евгений Николаевич с группой педагогов ездил в Германию. 3а 14 дней объехал 9 городов, посетил много художественных музеев, встретился с немецкими коллегами. Профессор высшей школы графики из Дрездена подарил ему книги по методике преподавания изобразительного искусства в германских школах, с 1 по 10 классы. Советские учителя, в свою очередь, подарили немецким книги и глиняные игрушки, созданные детьми в изостудиях...

Евгений Николаевич Куприков – педагог, художник, исследователь, ратующий за преемственность и развитие художественного образования России. На протяжении пятнадцати лет он входит в состав общественно-педагогического движения "Передвижничество". Педагоги-передвижники, перевозя рисунки из одного образовательного учреждения в другое, из одного города – в другой, из России – в другие страны мира, способствуют пропаганде детского изобразительного творчества, а также популяризации эффективных форм и методов педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 3-17 лет в образовательных учреждениях разного типа.

Рисунки воспитанников Евгения Николаевича, участников 15 передвижных выставок, вошли в состав коллекции Музея детского рисунка Института художественного образования и культурологии. Некоторые из них были опубликованы в          журналах "Искусство в школе", "Мурзилка", "Пионер", "Юный художник", "АRТ ТЕАСНЕR" и             др., в каталогах передвижных выставок 2002 2015 годов. Куприковым написаны три книги: "Откровения детской души", "Здесь мы живём", "По левитановским местам Владимирской области", он – автор многих статей, методических разработок. Программ дополнительного образования. В 1989 году Е.Н.Куприкову было присвоено звание заслуженного работника культуры России.

Он и сегодня "на педагогическом посту", как и прежде, увлечён своей работой с детьми дошкольного и школьного возраста. Активно участвует в выставочной деятельности, находится в постоянном поиске новых педагогических идей и методов обучения.

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№1.
С. 35-40.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.