Педагог-художник-исследователь
Т. Копцева, кандидат педагогических наук, доцент
Педагог-художник-исследователь
В далёкие 1990-е годы в лабораторию изобразительного искусства Института художественного образования Российской академии образования (ныне – «Институт художественного образования и культурологи РАО») вошёл седовласый невысокого роста мужчина и разложил на столе детские гравюры, которые поразили сотрудников своей выразительностью, размерами и тщательностью проработки композиции. Это был руководитель изостудии подмосковного города Электроугли Евгений Николаевич Куприков, который сотрудничал с институтом еще в 1950-е годы.
Он узнал о конкурсе детского рисунка, организованном в рамках выставочного проекта «Передвижная выставка» (1994-2015 гг.), и решил принять в нём участие. С 1999 года Евгений Николаевич стал активным членом общественного движения педагогов-художников «Передвижничество», которых объединяла исследовательская работа по апробации нового содержания художественного образования по программе «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева). Воспитанники Евгения Николаевича стали постоянными участниками ежегодных конкурсов детского рисунка дошкольных и школьных образовательных учреждений. В итоге в коллекции Института образовалась уникальная подборка творческих работ юных художников 3-16 лет из города Электроугли – рисунки и линогравюры участников пятнадцати передвижных выставок.
...Путь этого педагога был непростым. Родился Евгений Николаевич 2б мая 1931 года в Ногинске. Мама Клавдия Михайловна была потомственной текстильщицей. Она и младшая сестра Галина всю жизнь проработали на ткацкой фабрике. Из детских воспоминаний Евгению Николаевичу особо запомнилась жизнь семьи в станице Удобная Армавирского района Краснодарского края. Это время оставило в памяти восьмилетнего мальчика яркий след: горы, огороды без заборов, поля конопли и кукурузы, детские игры на природе, совместные рыбалки с отцом, который работал учителем русского языка в местной школе.
Евгений Николаевич вспоминает, что на уроке рисования в ходу были только простые карандаши, а на уроке музыки пели песни по "пролеткультовским" программам, утвержденным Нарком-просом. Однако на уроках звучали не только "серьёзные" песни, но и народные, забавные: Митька и Петька сделали дуду, Ай, дуду, ай, дуду, сделали дуду. Митька и Петька влезли на забор, Ай, дуду, ай, дуду, влезли на забор. Митька и Петька грянули в дуду, Ай, дуду, ай дуду, грянули в дуду....
Семья жила на съёмной квартире, электричества не было, зарплата отца позволяла питаться лишь мамалыгой да кукурузными лепёшками. В станице существовал натуральный обмен продуктами. Например, чтобы купить чулки, нужно было отдать продавцу 100 куриных яиц. Появление на улице машин было большой редкостью. Евгений Николаевич с восторгом вспоминает, с каким азартом он с мальчишками бегал в столбе пыли, который оставляли редко проходящие грузовики.
В 1940 году мать и дети вернулись в собственный дом в Ногинске, где жила бабушка. В начале Великой Отечественной войны отец Николай Кириллович ушёл на фронт и погиб. Приусадебное хозяйство помогло облегчить голод.
Любовь мальчика к рисованию началась с того, что мама купила шесть цветных карандашей. Первоначально это было увлечение самим процессом: он рисовал, что придётся, и лишь спустя какое-то время начал рисовать с натуры.
Учился в средней семилетней школе в Ногинске. Особое влияние оказал на него педагог Георгий Сильвестрович Скороходов, который, закончив Саратовское художественное училище, не смог принять насаждавшийся тогда стиль кубизма, ушёл из училища и после войны стал работать в общеобразовательной школе. Однажды Евгений скопировал изображение осла из книги "Жизнь животных" А.Брэма и показал учителю. Педагог похвалил его, хотя рисунок был несовершенен, и объяснил основы объёмного изображения животных, рассказал о светотени и пропорциях. В дальнейшем Скороходов учил юного художника сравнивать предметы, различать тональность, видеть объект изображения целостно, выделять главное в рисунке. С этого момента Евгений на чал самостоятельно, систематически заниматься изобразительной деятельностью; особенно ему полюбилось рисование с натуры.
Его друг, Виктор Семёнович Гусев, был постарше, он учился в средней художественной школе при институте имени В.И.Сурикова. Он вдохновлял Евгения на творчество, давал полезные советы по рисунку и живописи.
По окончании 7 класса Евгений Николаевич поступил в Московский техникум кислородного машиностроения, сдал экзамены, не любя физику и алгебру. Потом по распределению поехал в Красноярск, но из-за болезни мамы вернулся домой; работал на заводе технологом (чертил чертежи), потом сменным мастером.
В 1955 году он начал работать в Ногинском Доме пионеров руководителем изостудии. Поначалу он старался подражать своему школьному учителю Скороходову, используя его методы преподавания. Но потом стал вносить в свою систему обучения новые формы организации художественной деятельности детей. Его ученики рисовали на мольбертах, собирали вместе с педагогом природные материалы, формировали натурный фонд (горшки, драпировки, муляжи и др.), вместе с учителем ставили натюрморты не из гипсов, а из предметов народного быта и близкого детям окружения, ходили на этюды на реку Клязьму.
С 1955 г. Куприков стал слушателем курсов в Институте повышения квалификации и познакомился с деятельностью сотрудников НИИ института художественного воспитания, изучал опыт работы детских изостудий в Москве (педагог В.С.Щербаков) и Ленинграде (педагог С.Д.Левин), делился своими наработками в области преподавания в условиях дополнительного образования. В институте повышения квалификации Евгений Николаевич впервые познакомился с линогравюрой. В изостудии он вместе с детьми стал внимательно изучать гравюры В.А.Фаворского и других известных мастеров. Собрал большую коллекцию книг, иллюстрированных гравюрами. Над одной линогравюрой дети работали долго: создавали эскизы, переносили зеркальное изображение на линолеум, постигали технические особенности этой техники. Порой при создании иллюстрации к литературным произведениям им приходилось делать несколько оттисков, чтобы получить удовлетворительный результат.
В 1957 году Е.Н.Куприков стал руководить изостудией в Детском доме культуры г.Электростали. В этот период большое влияние на его педагогическую работу оказал театральный художник Борис Александрович Овчинников-Новочадовский. Он показывал молодому учителю свои эскизы, рисунки, плакаты. Их обсуждение, общение по вопросам истории искусства обогащали художественный опыт Евгения Николаевича интересной информацией, которую он стремился передавать детям.
В это же время он познакомился с Олегом Александровичем Свирским, студентом художественно-графического факультета педагогического института в Москве. В 1960 году Свирский приглашает его порисовать натуру в качестве вольнослушателя. Евгений Николаевич вспоминает: 4Приехал на Солянку; помню толстую натурщицу, которую рисовал долго, понравилось. Мне позволяли писать портреты с группами 3, 4, 5 курсов. Уровень студентов был слабым. Преподаватели ко мне привыкли, уговаривали поступать, чтобы получить диплом.
Наибольшее влияние на Евгения Николаевича оказал педагог-художник Георгий Степанович Кареев. Он обучал академическому рисунку, давал хорошую рисовальную школу и графический навык. Рисуя гипсовые слепки и натурщиков, участвуя в пленэрах и выставках, Евгений Николаевич приобретал не меньше художественной практики, чем студенты вуза.
В те времена бытовало утверждение, что "вот-вот наступит коммунизм, когда" не будет профессий, все, кто пожелает, например бухгалтер или повар, во второй половине дня будут рисовать. В стране осуществлялась программа "эстетического всеобуча". Многие известные художники, например скульптор М.Г.Манизер, организовывали рисовальные классы для народа. Евгений Николаевич проучился на таких курсах с 1962 по 1966 гг. и получил диплом рисовальных классов при Суриковском институте.
В 1962 г. Куприков Е.Н. переезжает в г.Электроугли, организует детскую изостудию и преподаёт искусство в доме культуры "Керамик".
Одной из самых доступных форм приобщения детей к изобразительному искусству была книжная иллюстрация. Много времени Евгений Николаевич проводит в изофонде Государственного литературного музея, знакомится с авторскими иллюстрациями к литературным произведениям, посещает с учениками музеи М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, дом-музей В.М.Васнецова др. "Детей нельзя было оторвать от творческого процесса", – вспоминает Евгений Николаевич, – в Абрамцеве дети рисовали с утра до вечера.
Знакомство с Юрием Константиновичем Авдеевым, ценителем творчества писателя, "поднявшим из небытия" Дом-музей А.П.Чехова в Мелихове, на многие годы связало Е.Н.Куприкова с этим человеком. Авдеев организовал пять выставок детских иллюстраций к произведениям Чехова. В этих выставках самое активное участие принимали члены изостудии, руководимой Е.Н.Куприковым.
- 1967 г. в семье Куприковых рождается дочь Ирина. С её приходом в детский сад Евгений Николаевич связывает начало своей педагогической деятельности с дошкольниками. Он шёл ~на ощупь, исходя из возрастных особенностей дошкольников, подходил к занятиям кс выдумкой, используя игровые ситуации. Он увлекал детей, и малыши достигали выразительных результатов.
Его супруга, Нина Дмитриевна Гусева, поддерживала увлечения дочери изобразительным творчеством. Когда дочь пошла в школу, Евгений Николаевич последовал за ней и провёл собственный педагогический эксперимент с 1 по 7 классы, организуя образовательный процесс на взаимодействии классных и внеклассных форм изобразительной деятельности. Ученики класса, в котором училась Ира, были "первопроходцами" пленэрной практики, участниками походов в природу, которые организовывал их учитель. Дочь навсегда запомнила необычные путешествия с отцом и членами изостудии по разным маршрутам. Этот опыт повлиял на её дальнейшую жизнь: она стала картографом.
В 1962 г. в Доме культуры "Керамик" скульптор-керамист Николай Иванович Левин организовал занятия художественной керамикой для детей и взрослых, которые с интересом посещал Е.Н.Куприков. Он много времени отдал изучению технологии изготовления керамических изделий, процессу обжига, создал серию оригинальных объёмных и рельефных работ из глины. Увлёкшись керамикой, стал ежегодно принимать участие в выставках.
летний период, с 1966 по 1976 гг., Евгений Николаевич руководил изостудией в пионерском лагере "Дружба", активно изучал с детьми окружающий мир, учил "смотреть во всю мочь", а потом рисовать по памяти, отражая впечатления в рисунке. Рисунки юных художников, созданные во время пленэров и в изостудии, отличались особой выразительностью, отражали реальную жизнь и интересы детей. Ребята начали побеждать на конкурсах (были награждены 236 медалями, из них 105 золотыми!), их работы ежегодно экспонировались на выставках. В Доме культуры функционировала постоянно действующая экспозиция детского творчества. Это была своеобразная форма творческого отчёта педагога, демонстрирующая эффективность его системы обучения.
Активное участие в конкурсно-выставочной деятельности опять привело Е.Н.Куприкова в НИИ художественного воспитания. Там он познакомился с педагогами-исследователями и методистами Г.В.Лабунской, В.С.Щербаковым и др., которые были членами жюри международных конкурсов и давали консультации педагогам-художникам. Он с интересом изучал труды сотрудников института, по их просьбе разрабатывал методические рекомендации и программы дополнительного образования.
С 1970-х годов началась экспериментальная апробация программы "Изобразительное искусство и художественный труд", которая была разработана коллективом под руководством Б.М.Неменского. Евгений Николаевич постоянно участвовал в заседаниях комиссии эстетического воспитания детей при Союзе художников СССР, много времени проводил в специальной библиотеке при Правлении Союза художников и поныне добрым чувством вспоминает библиотекаря, Музу Ивановну Антонову, которая оказывала ему всяческое содействие в поиске интересующей его литературы. Он продолжает знакомиться с научными фондами Московского литературного музея и говорит, что там специалисты-филологи научили его правильно читать прозу и поэзию.
В рамках повышения квалификации учителей Е.Н.Куприков посещал занятия в Московском архитектурном музее, охотно слушал лекции Е.А.Роземблюма, О.С.Хан-Магомедова, других дизайнеров.
1970 –1980 годы связаны в его жизни с активным изучением программ художественного образования средних и высших учебных заведений, которые поступали выпускники его изостудии, с поиском оптимального содержания дополнительного художественного образования. Он пишет доклады, делает сообщения на конференциях и семинарах в рамках экспериментальной работы по программам, созданным под руководством Б.П.Юсова и Б.М.Неменского. Разрабатывает несколько новых пособий по обучению рисованию с натуры. Принимает участие в Московском областном конкурсе программ по художественному обучению в изостудии, где ему присваивается почётное третье место.
В это же время Куприков знакомится с опытом работы Валентины Николаевны Полуниной по приобщению детей и подростков к народному искусству. На встречах с педагогами-художниками она рассказывает о своей коллекции произведений декоративно-прикладного искусства, народных костюмов, игрушек, предметов быта. Познакомившись с богатейшей коллекцией Полуниной, Евгений Николаевич организует поисковые поездки со школьниками в места народных промыслов (Вятка, Каргополь, Калуга, Филимоново и др.) и собирает игрушки в коллекцию изостудии. Он отмечает, что "собранный материал пробуждал у детей активный интерес к народному декоративно-прикладному искусству". На занятиях с детьми керамикой пригодились все народные приёмы лепки, с которыми мы познакомились во время поездок .
Так, в 1981 году в г.Кирове в течение недели члены изостудии ежедневно посещали мастерскую Н.П.Трухиной на фабрике Вятских глиняных игрушек. Евгений Николаевич вспоминает: "Профессиональный фотограф нашей группы Алексей Зайцев фотографировал работу рук мастерицы во время лепки. Мы же сидели вокруг за столом и, глядя на работу мастерицы, лепили что-то своё подобное".
3а 60 лет педагогической работы Евгений Николаевич побывал со своими студийцами во всех городах золотого Кольца России и Поволжья. Они посетили Каргополь, Архангельск и их окрестности. Путешествовали по реке Онеге, были в Вологодской области, многократно побывали в Украине, были на Кавказе, на Урале, посетили Ленинград и его окрестности, Новгород, Псков, Печоры и Ригу, проехали по многим туристическим маршрутам и памятным местам Московской области.
Во время дальних поездок дети встречались с коллективами изостудий других городов от Урала до Карпат и вместе с ними проводили не только пленэры, но и свободное время. В рамках программы по профориентации учитель со своими учениками посещал фабрики народных промыслов, текстильные и ковровые комбинаты и другие предприятия. Детям нравилось наблюдать реальный процесс работы, видеть, как трудятся люди у станков.
Евгений Николаевич сохранил журнал записей всех дальних многодневных поездок по СССР с 1966 по 1986 гг., которые, безусловно, представляют исследовательский интерес. После 1990 года поездки на пленэр продолжались, "но они уже были платными", с грустью отмечает педагог.
Самой эффективной формой работы с детьми Евгений Николаевич считал четырёхдневные пленэры. Юным художникам предлагалась определённая программа, оговаривалось количество этюдов, которые нужно сделать в течение летней практики (10 композиционных зарисовок в день и обязательное посещение местных музеев).
Например, в первый день ребятам предлагалось выбрать место для рисования и при наличии в городе краеведческого музея посетить его, чтобы иметь общее представление об истории, архитектуре и плане города. занятия начинались после завтрака, с 10.00, продолжались до 14.00, потом был обед, а затем опять рисование с 15.00 до 18.30. На одну зарисовку отводилось от 30 до 45 минут. Вечером, после ужина, сидя на койках, дети дорисовывали по памяти сделанные днём работы.
Более длительные, двенадцатидневные, пленэры, считает педагог, были менее плодотворными, так как дети расслаблялись, много времени уходило на переезд в другой город, что отвлекало от главного – пленэрной практики. Изобилие нового, увиденного детьми впервые (архитектура, пейзаж, музеи), общение друг с другом – всё это накапливало у детей усталость, притупляло чувство "удивления".
Эффективно и плодотворно работала группа детей из 10-12 человек. В многодневных поездках всегда был помощник руководителя группы, бывший студиец, а на тот момент времени, студент архитектурного института или художественного училища. Путёвки давала профсоюзная организация. Больше 25 лет Куприков работал со студийцами в таком режиме.
В летних поездках дети обогащались практическим опытом больше, чем за весь учебный год работы в изостудии. В осенне-зимне-весенний период ребята делали гравюры по мотивам пленэрной практики, работали над сюжетными тематическими композициями.
Особое внимание учитель уделял, и ныне уделяет, работе над иллюстрацией. В его доме и в изостудии собрана богатая библиотека. Евгений Николаевич трепетно относится к иллюстрируемому детьми тексту литературного произведения, его содержанию. С середины 1980-х годов Е.Н.Куприков начинает плодотворное сотрудничество с Домом-музеем А.П.Чехова в Москве. Члены его изостудии принимают участие в шести выставках, организуемых этим музеем.
Первая выставка отражала содержание рассказов Чехова. На ней были выставлены иллюстрации, которые студийцы выполнили разными художественными материалами: акварелью, карандашами, гуашью. Особенно выразительными были линогравюры. Экспозиция второй выставки состояла из различных иллюстраций к Чехову, выполненных в четырёх изостудиях городов Электроугли, Самбор, Миасс, Москва. Третья выставка, которая состоялась в Доме-музее А.П.Чехова, содержала иллюстрации к рассказу "Белолобый". На четвёртой выставке, наряду с рисунками, были представлены объёмные глиняные поделки членов изостудии из г.Электроугли к рассказу "Белолобый".
"Подготовка к пятой выставке была самой длительной", – отмечает педагог. Выставка называлась "Чеховская Москва" и была приурочена к 850¬летию столицы. Чтение фельетонов и рассказов Чехова, пешие путешествия по улицам Москвы, сбор фактических материалов заняли у студийцев два года. В итоге на выставке были представлены и рисунки, и объёмные глиняные персонажи , а также большое керамическое панно.
Приобретя опыт длительной работы над произведениями А.П.Чехова, члены изостудии под руководством педагога два года работали над темой "Пушкинская Москва". Одноимённая выставка состоялась в 1999 году и была посвящена юбилею А.С.Пушкина. "В процессе работы над иллюстрациями к Пушкинским произведениям обнаружилась тесная связь сюжетов произведений А.П.Чехова и А.С.Пушкина. Возникла идея к 140¬летию А.П.Чехова в 2000 году организовать выставку детских иллюстраций "Пушкин и Чехов". В этой выставке приняли участие ребята двух изостудий из Московской области: из г.Электроугли и из посёлка Всеволодово, которой руководила ученица Е.Н.Куприкова Маргарита Ивановна Шилина. На выставке была представлена новая техника – батик, а также линогравюра, рисунки карандашом и красками, керамика, созданные детьми б-15 лет по мотивам произведений А.П.Чехова и А.С.Пушкина.
"Когда читаю Чехова детям, – пишет в "Чеховском вестнике" Е.Н.Куприков, – то при анализе прочитанного стараюсь навести их на мысль, что это о нас написано, надо только читать повнимательнее и понимать написанное". Для нас Чехов – это современный писатель. Поэтому так много с увлечением работаем над его произведениями в детской изостудии...
Ещё одна выставка, связанная с творчеством А.П.Чехова, состоялась в подмосковном Павловском Посаде. Называлась она 4Чехов и Левитане. Выставка была приурочена к 140-летию двух друзей – Чехова и Левитана.
Важное место в творческой биографии Куприкова занимает сотрудничество с коллективом Института художественного воспитания АПН СССР. В 1970-80– е годы он работает в тесном контакте с лабораторией изобразительного искусства, которую возглавлял Борис Петрович Юсов (сотрудники: Т.Б.Донцова, Г.С.Лепский, М.Н.Семенова, Ю.Н.Протопопов, А.В.Щербаков). Он участвует в деятельности жюри международных конкурсов, организованных редакцией газеты "Пионерская правда" и Союзом художников СССР. Поскольку на эти конкурсы поступало огромное количество рисунков, которые негде было хранить, то члены жюри по окончании конкурсов могли забрать рисунки, которые не стали экспонатами выставки. И постепенно у Евгения Николаевича накопилась международная коллекция рисунков, интересных по темам и композиции, отражающих национальное своеобразие той или иной страны. Особенно запомнились ему рисунки детей из Японии и Индии. Они привлекали внимание своим колоритом, необычными художественными техниками и материалами, которых в то время ещё не было в России. Показывая зарубежные детские рисунки своим студийцам, Куприков старался разнообразить темы, вводить новые техники резания линогравюры.
В 1981 году, от Дома дружбы, Евгений Николаевич с группой педагогов ездил в Германию. 3а 14 дней объехал 9 городов, посетил много художественных музеев, встретился с немецкими коллегами. Профессор высшей школы графики из Дрездена подарил ему книги по методике преподавания изобразительного искусства в германских школах, с 1 по 10 классы. Советские учителя, в свою очередь, подарили немецким книги и глиняные игрушки, созданные детьми в изостудиях...
Евгений Николаевич Куприков – педагог, художник, исследователь, ратующий за преемственность и развитие художественного образования России. На протяжении пятнадцати лет он входит в состав общественно-педагогического движения "Передвижничество". Педагоги-передвижники, перевозя рисунки из одного образовательного учреждения в другое, из одного города – в другой, из России – в другие страны мира, способствуют пропаганде детского изобразительного творчества, а также популяризации эффективных форм и методов педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 3-17 лет в образовательных учреждениях разного типа.
Рисунки воспитанников Евгения Николаевича, участников 15 передвижных выставок, вошли в состав коллекции Музея детского рисунка Института художественного образования и культурологии. Некоторые из них были опубликованы в журналах "Искусство в школе", "Мурзилка", "Пионер", "Юный художник", "АRТ ТЕАСНЕR" и др., в каталогах передвижных выставок 2002 2015 годов. Куприковым написаны три книги: "Откровения детской души", "Здесь мы живём", "По левитановским местам Владимирской области", он – автор многих статей, методических разработок. Программ дополнительного образования. В 1989 году Е.Н.Куприкову было присвоено звание заслуженного работника культуры России.
Он и сегодня "на педагогическом посту", как и прежде, увлечён своей работой с детьми дошкольного и школьного возраста. Активно участвует в выставочной деятельности, находится в постоянном поиске новых педагогических идей и методов обучения.
Оставить комментарий