Памяти Эдуарда Борисовича Абдуллина

Памяти Эдуарда Борисовича Абдуллина

Многие годы работая с Эдуардом Борисовичем, наблюдая за его кипучей, актуальной и огромной по масштабу решаемых музыкально-педагогических задач деятельностью, видя глубину и значительность его вклада в педагогику музыкального образования, принимая разработанные им научные основы исследовательской деятельности музыканта-педагога как руководство к собственной исследовательской деятельности, хотелось бы обрисовать некоторые особенности его творческой натуры и основные вехи творческого пути. Пути, который позволил ему прийти к столь высоким результатам: стать признанным лидером в музыкально-педагогическом сообществе российских педагогов-музыкантов и получить широкое международное признание.

Уже в детские годы самой судьбой Эдуарду Борисовичу Абдуллину было предначертано стать музыкантом, педагогом, исследователем. От матери – Мариам Шагиазамовны Абдуллиной, выпускницы Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, известной в России певицы, солистки Московской государственной академической филармонии , – он унаследовал неординарные музыкальные способности и любовь к музыке. С детских лет он имел возможность наблюдать за сложнейшим процессом разучивания и исполнения ею вокальных произведений, за работой над качеством певческого звучания, поисками выразительной, эмоционально окрашенной интонации.

У отца – Бориса Матвееви ча Левина, заслуженного юриста Российской Федерации, он с детских лет учился логике мышления, красоте и многозначности русского языка, точности выражения своих мыслей, необходимости их аргументации.

Поступив в 1959 году на музыкальный факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина (ныне – Московский педагогический государственный университет), Эдуард Борисович оказался в весьма близкой ему по духу творческой музыкальной среде. Здесь на собственном практическом опыте он смог оценить, как многогранна деятельность учителя музыки, которой ему предстояло овладеть. В дальнейшем в своих беседах с учениками и коллегами он часто сравнивал её с деятельностью спортсмена-многоборца, профессионально владеющего несколькими видами спорта.

Уже в студенческие годы Эдуард Борисович понял, как многому можно научиться у педагогов-музыкантов, которые во главу угла своей педагогической работы ставили постижение учащимися интонационной природы музыкального искусства, приобретение практического опыта воплощения её в том или ином виде музыкальной деятельности . При этом их педагогическая деятельность сочеталась с собственной активной музыкально-творческой деятельностью.

Будучи студентом, Эдуард Борисович особое внимание уделял постижению сущности вокально-хоровой работы с детьми. И в этом направлении творческих поисков огромное влияние на формирование его представлений о хоровом звучании, особенностях работы с детскими голосами оказала двухлетняя стажировка в хоре Института художественного воспитания (руководитель В.Г.Соколов) под руководством Виктора Сергеевича Попова. В эти годы он приобретает столь необходимый ему опыт хормейстерской работы с детьми, который в дальнейшем во многом определил круг его музыкальных предпочтений в сфере педагогической деятельности.

Не будет преувеличением сказать, что Московский педагогический государственный университет стал для Эдуарда Борисовича поистине вторым домом. Здесь в полной мере проявилась  его творческая натура, жаждущая перестроить систему вузовского музыкально-педагогического образования. По его глубокому убеждению, она должна быть сориентирована на подготовку педагога-музыканта, учителя музыки, профессионально владеющего различными видами музыкальной деятельности, готового грамотно осуществлять педагогическое руководство процессом музыкального образования, а также владеющего основами исследовательской деятельности. В процессе решения этой задачи рождалось новое, системное видение Эдуардом Борисовичем профессии музыканта-педагога, которое получило воплощение в его докторской диссертации на тему: «Содержание и организация методологической подготовки в системе высшего педагогического образования».

Думается , что обращение Э.Б.Абдуллина в своём фундаментальном исследовании к методологическим проблемам педагогики музыкального образования также не было случайным и предначертано всем ходом его жизни. Для исконно творческого человека, каким являлся Эдуард Борисович, не могло пройти бесследно его общение с крупнейшими российскими музыкантами и учёными, работающими в разных научных сферах. В процессе такого общения рождались и утверждались качественно новые представления Эдуарда Борисовича о музыке как об одном из видов искусства, с которыми она связана многочисленными нитями,

и её специфике; о многогранности деятельности педагога-музыканта; о важности осуществления музыкально-педагогических исследований на методологическом уровне. Именно это исследование стало концептуальным зерном всей дальнейшей исследовательской деятельности Эдуарда Борисовича и созданной им научной школы «Методология педагогики музыкального образования».

Принципиально важно, что результаты научной деятельности Эдуарда Борисовича и его воспитанников находят широкое претворение в современной педагогической практике. Так, в сфере высшего музыкально-педагогического образования теоретически обоснована и практически реализована концепция вузовской подготовки будущих учителей музыки, создана целостная система учебных дисциплин, которая включает профессионально ориентированную методологическую, теоретико-историческую, психолого-педагогическую и методическую подготовку будущего учителя музыки.

При этом каждая из этих дисциплин обеспечена учебными планами, программами и пособиями.

В завершение хотелось бы привести слова высокочтимого Эдуардом Борисовичем музыковеда, профессора Московской консерватории Вячеслава Вячеславовича Медушевского, который в одной из бесед сказал: «Не так важно, где ты учишься, важнее – у кого ты учишься». Эти слова можно услышать и из уст учеников и соратников Эдуарда Борисовича, которые гордятся своей принадлежностью к его научной школе и которым он щедро передавал свой научный опыт, заражал любовью к научному творчеству и профессии педагога-музыканта, открывал новые горизонты научно-исследовательской деятельности.

Е.В.Николаева,

доктор педагогических наук,

профессор МПГУ, главный редактор журнала

«Музыкальное искусство и образование»

С уникальным педагогом, музыкантом, учёным и очень светлым человеком Эдуардом Борисовичем Абдулиным я знаком многие годы, со времени моего сотрудничества и дружбы с Дмитрием Борисовичем Кабалевским.

Тогда только начинался путь восхождения Эдуарда Борисовича, формировались его самостоятельные научно-педагогические взгляды. С тех пор он прошёл огромный путь, стал крупнейшим методологом музыкального образования, создателем научной школы, руководителем кафедры, воспитавшей поколения педагогов-музыкантов. Это всегда неравнодушный, взволнованной души человек, всегда обращённый к поиску и утверждению значения музыки в жизни людей.

Сравнительно не так давно мы встречались с Эдуардом Борисовичем. Говорили о состоянии современной культуры, о современных задачах художественной педагогики, вместе мечтали и строили новые планы сотрудничества. Он рассказывал о радостях и трудностях в жизни своей кафедры, подарил мне свою новую книгу. Всем нам теперь будет не хватать мудрости и созидательной деятельности Эдуарда Борисовича.

Сегодня всем нам очень горько. Но Эдуард Борисович успел сделать очень много, и его труды, ученики, идеи и осуществлённые дела будут жить дальше, служить опорой новым поколениям педагогов музыки.

Б.М.Неменский

народный художник России,

академик РАО и РАХ, профессор

Автор: 
Искусство в школе: 
2020
№4.
С. 63-64
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.