«Обучающая настольная игра по предметам художественного профиля Лицея МПГУ»

 

«Обучающая настольная игра по предметам художественного профиля Лицея МПГУ»

Сайфуллина Ксения Алексеевна
Ученица 9 класса лицея МПГУ
Научный руководитель:
Арефьева Анастасия Александровна
Учитель компьютерного дизайна и конструирования Лицея МПГУ

Аннотация: статья посвящается созданию обучающей настольной игры по предметам художественного профиля Лицея МПГУ.В настоящее время существует огромное количество разнообразных настольных игр от разных производителей. В статье рассматриваются виды настольных игр, обучающие настольные игры и этапы разработки нашей обучающей настольной игры «Шаг к искусству».

Ключевые слова: виды настольных игр, обучающие настольные игры, дизайн, механика игры, мировая художественная культура, декоративно-прикладное искусство, компьютерный дизайн, живопись, скульптура, графика.

Современные производители предлагают разные настольные игры: развивающие, развлекательные и даже стратегические. Цели тоже различные, в каких-то нужно разумно пользоваться средствами, в каких-то просчитывать ходы наперед и продумывать разные стратегии или знать ответы на вопросы, которые могут быть в игре.

Рассмотрим основные виды: классические игры (шахматы, лото), интеллектуальные(Эрудит, Цветовой код), «Ходилки»Кладоискатели»,«Джуманджи»), психологические(«Мафия,«Нечто»), экономические(«Монополия»,«Мачи Коро»), стратегическиеКолонизаторы»,«Покорение марса»).

Отдельно хотелось бы остановится на обучающих играх. В таких играх мы можем узнать интересные факты об окружающем нас мире, об истории нашего государства, о математике, о русском языке и многом другом в зависимости от темы. Такие игры позволяют в игровой форме изучить новую информацию, или получить новые навыки.

В качестве примера разберем несколько обучающих настольных игр.

Геометрика– настольная игра про геометрию и ее правила. В процессе игры дети осваивают сложные понятия и совершенствуют логическое и комбинаторное мышление. После нескольких игр ребёнок без труда будет ориентироваться в геометрических понятиях, находить заданные признаки фигур и сравнивать их.

Ихний Ихниевич – настольная игра, которая учит русскому языку, все термины располагаются на карточках с яркими и запоминающимися персонажами.

Мегафлагомания– настольная игра, которая помогает в изучении предмета география. Суть игры: узнать названия стран, их столицы, флаги и другую полезнуюинформацию.

Механика игры может быть разная, но все перечисленные игры объединяет возможность получить новые знания.

Проанализировав виды и рассмотрев примеры обучающих игр, мы изучили настольные игры с точки зрения дизайна. Из основных трендов, которые чаще всего применяются в оформлении современных игр, мы выделили следующие: геометричностьплоскостную графику, необычные шрифты, применение 3D фигур, градиентови инфографики.

Создание настольной игры началось выбора темы и продумывания механики игры.

Нашу настольную игру мы назвали «Шаг к искусству», так как главная её цель – повторение изученных тем по предметам художественного профиля, а также изучение новых вопросов.

В программу учащихся художественного профиля входят такие предметы как мировая художественная культура, декоративно-прикладное искусство, компьютерный дизайн и конструирование, живопись/рисунок/скульптура. И для создания игры мы придумали вопросы по каждому из предметов.

Приведем несколько примеров вопросов по каждому блоку.

По теме компьютерный дизайн и конструирование были сформулированы следующие вопросы:

1. Чем отличается векторная и растровая графика?
2. Каким инструментом обычно рисуют в векторных программах?
3. Какие виды анимации вы знаете?
4. Чем цифровая живопись отличается от традиционной?
5. Что такое инфографика?

По теме декоративно-прикладное искусство:

  1. Какие народные промыслы вы знаете?
  2. Какие цвета используются в хохломской росписи?
  3. Какие сюжеты присутствуют в городецкой росписи?
  4. Из какого материала создаётся дымковская игрушка?
  5. На какую поверхность наносится жостовская роспись?

По теме мировая художественная культура:

  1. Зачем в храмах и соборах создавали изображения, которые наглядно повествовали о сюжетах Библии?
  2. Как с итальянского переводится «барокко»?
  3. Какие ордерные системы создали греки?
  4. Что такое акведук?
  5. Где появился готический стиль?

По теме живопись:

  1. Какие жанры живописи существуют?
  2. Какие виды портретов бывают?
  3. Чем отличается монументальная и станковая живопись?
  4. Что такое фреска?
  5. В чем особенность масляной живописи?
  6. Как называют художника, который пишет море?

По теме скульптура:

  1. Какие материалы используются при создании монументальной скульптуры?
  2. Чем отличается барельеф от горельефа?
  3. Опишите особенности круглой скульптуры.
  4. Чем монументальная скульптура отличается от станковой?
  5. Что такое ваяние?

По теме графика:

  1. Какие виды книжной графики вы знаете?
  2. Какие материалы используются для создания линогравюры?
  3. Какие виды печатной графики вы знаете?
  4. Можно ли акварельные работы отнести к графике?
  5. Какие мягкие материалы кроме угля вы знаете?

После этого были разработаны правила игры:

1. В игру может играть от 2 до 6 человек. 

2. В коробке шесть колод карточек, которые нельзя перемешивать. С их лицевой стороны – отличительные значки каждой темы (мировая художественная культура, декоративно-прикладное искусство, компьютерный дизайн, графика, живопись, скульптура), а с другой – вопросы, под каждым из которых находится QR код, отсканировав его можно посмотреть правильный ответ.

3. Фишки необходимо расположить на игровом поле, на клетке «старт», ходить начинает самый младший игрок. Сначала необходимо взять карточку с вопросом по любой теме и ответить на него.Если ответ верный, то далее можно бросить кубик и пройти на выпавшее значение. Если ответ не верный, игрок остается на месте.

4. Начиная со следующего хода, необходимо брать карточки по темам, на которых будет находиться фишка.

5. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

С точки зрения дизайна было принято решение остановиться на плоскостной графике и спокойных холодных цветах.



Были созданы эскизы: коробки (Рис. 1), значков(Рис. 2), поля для фишек(Рис. 3) и самих фишек (Рис. 4).

Эскизов значков – шесть для каждой темы в игре.Значокдекоративно-прикладного искусства изображает элемент городецкой росписи, значок живописи – тюбик с краской и кистью, мировой художественной культуры – колонна с ионической капителью, графику – буквица «г», скульптура обозначена головой Давида, а компьютерный дизайн – графическим планшетом со стилусом.

Поле для фишек решено было сделать прямоугольной формы. На нем изображен старт и финиш, а также тропинка со значками на ней, которые будут расположены в различном порядке.

Фишки мы решили сделать в виде тюбиков с краской. Фишки и кубик были сделаны из керамической массы, которая твердеет на воздухе, после чего фишки были покрашены акриловыми красками и добавлены этикетки.

Для создания макета настольной игры мы использовали программу Inkscape, где мы выполнили поле, коробку и правила в цвете(Рис. 5, 6). Также создали двухсторонние карточки с вопросами, на которые были помещены QRкоды с ответами на каждый вопрос (Рис. 7).



Рисунок 6. Правила и значки

Последним этапом стала сборка всех элементов игры в коробку(рис. 8).

Рисунок 8. Готовая настольная игра

После сборки игры в нее сыграли ученицы художественного профиля 9, 10 и11 класса, которые отметили её интересной, познавательной и приятной по дизайну.

Подводя итоги, мы создали обучающую настольную игру для лицеистов художественного профиля. В нее входят вопросы по компьютерному дизайну, мировой художественной культуре, декоративно-прикладному искусству, живописи, скульптуре и графике. В процессе игры можно повторить изученные на уроках темы, а также узнать много нового. Более того, при необходимости игру можно дополнить новыми карточками с вопросами по обозначенным темам.

Список литературы

Справочная и учебная литература:

  1. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии): учебное пособие. – М.: Индекс Маркет, 2011 г.
  2. Рэнд П. «Искусство дизайнера» - М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2017 г.  
  3. Статьи из журнала:
  4. Ли. В. Г., Дорошенко С. А., Онищенко М. А. Графический дизайн настольной игры «Купечество» /Наука и современность», 2015 г
  5. 10 трендов графического дизайна [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://vc.ru/u/1559929-dizayn-studiya-veonix-ru/721676-top-10-trendov-graficheskogo-dizayna-2023-goda (Дата обращения 19.11.23)
  6. 25 лучших настольных игр в 2023 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kp.ru/expert/hobbi/luchshie-nastolnye-igry/  (Дата обращения 21.09.23)
  7. Лучшие развивающие настольные игры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cubiq.ru/luchshie-razvivayuschie-nastolnye-igry/  (Дата обращения 21.09.23)
  8. Самойлов И. Классификация настольных игр: 12 разновидностей [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://master-games.info/reytingi/klassifikatsiya/  (Дата обращения 25.08.23)