Образовательное пространство учреждения дополнительного образования

Образовательное пространство учреждения дополнительного образования

Денисова Наталья Викторовна, зам. директора по учебно-воспитательной работе

Денисова Наталья Викторовна

В общеобразовательной школе основной упор делается на развитие интеллектуальных способностей учащегося, тогда как обучение в многопрофильном учреждении дополнительного образования предоставляет ребёнку неоценимые возможности развития эмоциональной сферы, что в комплексе способствует гармоничному развитию личности. У современных родителей достаточно велика потребность в эстетическом воспитании детей.

С момента создания в 1969 г. Центра детского творчества «Культура и Образование» целью его деятельности является удовлетворение потребностей граждан, общества в области разностороннего дополнительного образования и эстетического воспитания детей и подростков. В течение 45 лет образовательная структура менялась с учётом требований модернизации образовательного процесса, но всегда ориентиром были принципы организации единого образовательного пространства: общедоступность, преемственность, вариативность и непрерывность обучения. Важная задача учреждения – создание системы художественного образования как совокупности преемственны х взаимодействующих образовательных программ, методик и технологий, направленных на культурное развитие и художественное становление личности.

В настоящее время образовательный процесс организуется по пяти направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, социально-педагогическому, туристско-краеведческому, – что даёт возможность каждому найти занятие по душе.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года (№273-ФЗ) введено понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие. И если особенности реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ чётко регламентированы Федеральными государственными требованиями, то общеразвивающие программы разрабатывают педагоги образовательного учреждения. Это большая ответственность, поэтому разработанные программы проходят коллективное обсуждение и утверждение на Методическом совете центра творчества.

В основе модифицированных образовательных программ, разработанных педагогами Центра детского творчества, лежит культурологическая концепция развития личности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования. Востребованность программ определяется социальным заказом субъектов образовательного пространства. Благодаря большому выбору общеразвивающих образовательных программ для каждого возраста, обучающийся имеет возможность получать непрерывное дополнительное образование с 2 до 18 лет.

Большая загруженность детей в общеобразовательной школе, ослабленное здоровье современных школьников, снижение мотивации к серьезным занятиям музыкой, изобразительным искусством, хореографией, вокалом не даёт возможности много времени уделять дополнительному образованию. Поэтому несомненным преимуществом организации образовательного пространства учреждения является то, что по одному направлению творческой деятельности представлены варианты дополнительных общеразвивающих образовательных программ, рассчитанных на 1–3 года обучения по базовой программе или на 5–7 лет обучения по комплексной углублённой образовательной программе. По результатам прохождения программы обучающийся получает свидетельство разработанного учреждением образца о получении дополнительного образования.

Большое внимание в центре творчества уделяется природным задаткам ребёнка, развитию его индивидуальности, формированию личности. Образовательный процесс сочетает разные типы занятий: учебные занятия – индивидуальные и групповые; академические концерты; класс-концерты; контрольные уроки; технические зачёты; публичные выступления; участие в культурно-досуговых мероприятиях; выставки; экскурсии; конкурсы и соревнования.

Современное образование тесно связано с информационно-коммуникационными технологиями. Ряд программ («Речеград», «Вселенная», «Шахматная школа», «Разноцветная мозаика», Детская художественная школа) включают спецкурсы на базе компьютерного класса. Образовательная программа «Дизайн и компьютерная графика» полностью реализуется на базе медиацентра учреждения. Новые информационные технологии – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, Интернет-ресурсы, позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей и интересов детей. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Интересными современными формами занятий являются виртуальные экскурсии и интерактивные мероприятия. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует улучшению качества образования, большей его доступности развитию человека, приобщённого к возможностям современных технологий и обладающего информационной культурой.

Важна для функционирования учреждения разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса на основе учёта психологии и возраста личности обучающегося. Образовательная структура учреждения создаёт условия для поэтапного роста и развития ребёнка с момента его прихода, в возрастном диапазоне от 2 до 18 лет.

1 этап. Блок программ «Выбор» объединяет образовательные программы для детей дошкольного возраста: комплексную развивающую программу по подготовке детей к школе «Студия «Мы растём» (10 предметов) и монопрограммы по одному виду деятельности.
2 этап. Подготовительные образовательные программы к основным курсам для детей младшего школьного возраста, рассчитанные на 1-2 года.
3 этап. Профильные образовательные программы по отдельным видам деятельности и комплексные, рассчитанные на 3–7 лет обучения.
4 этап. Творческие мастерские, ориентированные на предпрофессиональную подготовку.

Принцип преемственности и непрерывности образовательного процесса осуществляется не только внутри одной программы, но и внутри структурного подразделения, объединяющего программы одного направления.

В отделениях есть развивающие образовательные программы для детей дошкольного возраста, по завершении которых обучающиеся могут пойти в любой коллектив отделения:

– Творческое объединение «Разноцветная мозаика» – прикладные программы;
– Группы общего музыкального развития «Фасольки», Студия развития творческих способностей детей «Забавушка» – вокальные коллективы;
– Хореографическая студия «Весёлые ребята» – хореографические коллективы;
– Творческое объединение «По дороге музыки» – инструментальные коллективы.

Есть сквозные образовательные программы, которые охватывают все коллективы Центра и решают задачи комплексного углублённого освоения программ коллективов вокально-хорового и музыкально-инструментального отделений – программы «Сольфеджио» и «Слушание музыки». Задачи воспитания патриотизма подрастающего поколении, развития чувства сопричастности судьбам Отечества решаются с помощью краеведческих программ «Моя Московия» и «Удивительное – рядом».

Сегодня в Центре по 73 образовательным программам занимается более 3000 детей, которые объединяются в 70 коллективов. Занятия проводятся на базе Центра творчества и двух средних образовательных школ района «Кузьминки».

Результатом обучения являются активное участие детей в городских акциях, победы на международных и городских фестивалях, конкурсах, соревнованиях. Творческие работы детей представлены на городских концертных площадках и выставках. Востребованность образовательных программ учреждения говорит о Центре как об учреждении, которое является важнейшим элементом образования и культуры района «Кузьминки» Юго-Восточного административного округа и города.

Основной контингент обучающихся в Центре творчества составляют школьники районов «Кузьминки», «Текстильщики», «Рязанский» (80%); остальные 20% – учащиеся школ других районов Москвы; 68% – девочек, 32% – мальчиков.

Уже второй год в центре детского творчества реализуются образовательные программы для взрослого населения, еженедельно проводятся мастер-классы для детей и взрослых. Подобные программы дают возможность реализации творческих возможностей не только в юном, но и зрелом возрасте. Основная их задача – создание комфортной среды общения детей и родителей, формирование и развитие творчески х способностей жителей района; создание условий для развития творческого потенциала личности, приобщения её к культурным ценностям посредством социализации общения и самореализации человека в различных видах деятельности.

Таким образом, образовательное пространство Центра детского творчества «Культура и Образование» даёт возможность людям любого возраста получать дополнительное образование, формировать свою личность, творчески развиваться и организовывать своё свободное время.

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 12-14.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.