Психология, литература и кино в диалоге о человеке
З.Новлянская,
кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва
Психология, литература и кино в диалоге о человеке
Визуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направлений важное место неизменно сохраняет за собой экранизация произведений литературы.
Наверное, для нас этот жанр киноискусства особенно значим. Едва ли нужно напоминать, что с художественной литературой связаны высочайшие, всемирно признанные достижения отечественной культуры последних двух столетий; и не случайно наш кинематограф, в отличие от западноевропейского, зарождался и делал первые шаги именно на пути создания экранных версий произведений великих писателей.
Но как же много острых, подчас неожиданных эстетических, психологических, воспитательных, образовательных и других проблем связано с этим направлением киноискусства – с экранизацией литературного первоисточника!
Случается, что, просматривая фильм, мы «не узнаем» любимого писателя, ни его стиль, ни ту картину мира, которая возникала, когда мы были наедине с книгой. А знакомые с детства персонажи повестей и романов! Сходя со страниц и обретая видимый облик, они в большинстве случаев тоже оказываются «не такими»; из-за этого иначе воспринимается и их характер и самая личность. А значит, иначе прочитывается и замысел писателя.
А как различны бывают разные экранизации одного произведения! Это дезориентирует зрителя? Или, напротив, помогает воспринять всю многозначность и глубину литературного замысла? За всем этим стоят глубокие психолого-эстетические проблемы самой возможности адекватного перевода словесного образа в зрительный, особенностей их восприятия и многие другие.
Ещё один распространённый предмет дискуссий: хорошо ли, если ребёнок, подросток или юноша увидит экранизацию до того, как познакомится с произведением?
Многие считают, что, удовлетворившись этим, он уже не станет читать ни «Анну Каренину», ни даже «Трёх мушкетёров». Но жизнь показывает, что всё не так просто. Существуют статистические данные о том, что после выхода экранизации заметно увеличивается спрос на первоисточники в книжных магазинах, и в библиотеках. Каковы бы ни были мотивы этих покупателей и читателей, факт сам по себе положительный; очевидно, экранизация способна играть просветительскую роль, популяризировать классику. Кроме того, талантливый фильм может высветить в произведении многое такое, чего неискушенный читатель не «вычитал» бы в тексте длинного романа…
И это – лишь немногие из числа больших и малых, художественных и технологических, организационных и образовательных, возрастных и воспитательных проблем, которые стали предметом обсуждения на международной научной конференции «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов», которая прошла 6-7 декабря 2016 годав Психологическом институте Российской академии образования и была посвящена Году кино в России.
Ее организаторами были Психологический институт Российской Академии образования и Литературный институт имени А.М.Горького. Выступления участников этой конференции составили основу двухтомного издания «Литература на экране» (под редакцией А.А.Мелик-Пашаева, Н.Л.Карповой, Н.А.Борисенко, С.Ф.Дмитренко. – М.: РШБА, 2018).
Погружаясь в содержание монографии, можно выделить в его многообразии те основные точки зрения, с которых авторы, руководствуясь своими профессиональными интересами, видят и обсуждают обозначенные проблемы.
Одна из них – точка зрения кинематографистов, располагающихся, образно говоря, по разные стороны экрана. Это, во-первых, те, кто создаёт экранные версии литературных произведений, «переводит» литературу на язык кино: сценаристы, режиссёры, актёры, специалисты по кастингу. И, во-вторых, те, кто оценивает результаты их труда – киноведы и кинокритики.
Главное, что обсуждают кинематографисты-практики, – та совокупность профессиональных, этических, образовательных, организационных факторов, которые помогают или затрудняют создание полноценного экранного эквивалента литературного произведения. Для киноведов и критиков главное – другое: оценить полученный результат как самостоятельное явление искусства и сопоставить его с литературным первоисточником.
Другая точка зрения представлена людьми, которые тоже, подобно киноведам и кинокритикам, находятся «по эту сторону» экрана, но не в качестве оценивающих специалистов и не в качестве «рядовых» зрителей. Это учителя, воспитатели, психо-и арт-терапевты. Для них работа с экранизацией – это средство решения «некинематографических» профессиональных задач: эстетического развития детей, обучения литературе, воспитания ценных человеческих качеств или оказания психологической помощи того или иного рода.
Представлена в книге и точка зрения психологов, исследователей закономерностей создания и восприятия художественного образа и зрительного образа как такового. Вторая часть книги целиком отдана литераторам, принимавшим очное или заочное участие в упомянутой выше конференции. Если в первой части много говорилось о том, какое значение имеет искусство слова для искусства кино, то здесь авторы отвечают на другой вопрос: зачем кино литературе? И отвечают по-разному. Некоторые считают, что литература в экранизации вовсе не нуждается, они просто соседствуют в некотором общем художественном «пространстве». Другие ценят их взаимовлияние, отмечают характерную для многих литературных текстов кинематографичность, говорят о киносценарии как особом жанре литературы и т.д. А главное – каждый автор представлен стихотворным, или прозаическим, или автобиографическим текстом, имеющим то или иное отношение к искусству кино.
Материалы книги «Литература на экране» адресованы не только специалистам, но всем, кто любит кино и литературу. Они помогают нам с различных точек зрения увидеть каждое из этих явлений искусства, те проблемы и те возможности, которое несёт их сосуществование в нашей культуре.
В заключение добавим, что подготовка этой книги – не первый и не последний эпизод в сотрудничестве Психологического и Литературного институтов. Ещё в 2015 году, который был объявлен у нас Годом литературы, прошла совместная конференция «Психология и литература в диалоге о человеке», и была издана книга с таким же названием (М.: РШБА, 2016). А в 2019 году, который стал Годом театра, готовится конференция «Психология, литература и театр в диалоге о человеке», материалы которой тоже будут опубликованы в специальном издании.
Оставить комментарий