Психология, литература и кино в диалоге о человеке

З.Новлянская,

кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва

Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Визуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направле­ний важное место неизменно сохраняет за со­бой экранизация произведений литературы.

Наверное, для нас этот жанр киноискус­ства особенно значим. Едва ли нужно напо­минать, что с художественной литературой связаны высочайшие, всемирно признанные достижения отечественной культуры послед­них двух столетий; и не случайно наш кине­матограф, в отличие от западноевропейского, зарождался и делал первые шаги именно на пути создания экранных версий произведе­ний великих  писателей.

Но как же много острых, подчас неожи­данных эстетических, психологических, вос­питательных, образовательных и других проблем связано с этим направлением кино­искусства – с экранизацией литературного первоисточника!

Случается, что, просматривая фильм, мы «не узнаем» любимого писателя, ни его стиль, ни ту картину мира, которая возникала, ког­да мы были наедине с книгой. А знакомые с детства персонажи повестей и романов! Сходя со страниц и обретая видимый облик, они в большинстве случаев тоже оказываются «не такими»; из-за этого иначе воспринимается и их характер и самая личность. А значит, иначе прочитывается и замысел писателя.

А как различны бывают разные экрани­зации одного произведения! Это дезориен­тирует зрителя? Или, напротив, помогает воспринять всю многозначность и глубину литературного замысла? За всем этим стоят глубокие психолого-эстетические проблемы самой возможности адекватного перевода словесного образа в зрительный, особенностей их восприятия и многие другие.

Ещё один распространённый предмет дис­куссий: хорошо ли, если ребёнок, подросток или юноша увидит экранизацию до того, как познакомится с произведением?

Многие считают, что, удовлетворившись этим, он уже не станет читать ни «Анну Каренину», ни даже «Трёх мушкетёров». Но жизнь показывает, что всё не так про­сто. Существуют статистические данные о том, что после выхода экранизации заметно увеличивается спрос на первоисточники в книжных магазинах, и в библиотеках. Ка­ковы бы ни были мотивы этих покупателей и читателей, факт сам по себе положительный; очевидно, экранизация способна играть про­светительскую роль, популяризировать клас­сику. Кроме того, талантливый фильм может высветить в произведении многое такое, чего неискушенный читатель не «вычитал» бы в тексте длинного романа…

И это – лишь немногие из числа больших и малых, художественных и технологических, организационных и образовательных, воз­растных и воспитательных проблем, которые стали предметом обсуждения на междуна­родной научной конференции «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов», которая прошла 6-7 декабря 2016 годав Психологическом ин­ституте Российской академии образования и была посвящена Году кино в России.

Ее организаторами были Психологический институт Российской Академии образования и Литературный институт имени А.М.Горького. Выступления участников этой конференции со­ставили основу двухтомного издания «Лите­ратура на экране» (под редакцией А.А.Мелик-Пашаева, Н.Л.Карповой, Н.А.Борисенко, С.Ф.Дмитренко. – М.: РШБА, 2018).

Погружаясь в содержание монографии, можно выделить в его многообразии те ос­новные точки зрения, с которых авторы, руководствуясь своими профессиональными интересами, видят и обсуждают обозначен­ные проблемы.

Одна из них – точка зрения кинематогра­фистов, располагающихся, образно говоря, по разные стороны экрана. Это, во-первых, те, кто создаёт экранные версии литератур­ных произведений, «переводит» литературу на язык кино: сценаристы, режиссёры, актё­ры, специалисты по кастингу. И, во-вторых, те, кто оценивает результаты их труда – ки­новеды и кинокритики.

Главное, что обсуждают кинематографи­сты-практики, – та совокупность профес­сиональных, этических, образовательных, организационных факторов, которые помо­гают или затрудняют создание полноценного экранного эквивалента литературного про­изведения. Для киноведов и критиков глав­ное – другое: оценить полученный результат как самостоятельное явление искусства и сопоставить его с литературным первоис­точником.

Другая точка зрения представлена людь­ми, которые тоже, подобно киноведам и кинокритикам, находятся «по эту сторону» экрана, но не в качестве оценивающих спе­циалистов и не в качестве «рядовых» зрите­лей. Это учителя, воспитатели, психо-и арт-терапевты. Для них работа с экранизацией – это средство решения «некинематографи­ческих» профессиональных задач: эстетиче­ского развития детей, обучения литературе, воспитания ценных человеческих качеств или оказания психологической помощи того или иного рода.

Представлена в книге и точка зрения пси­хологов, исследователей закономерностей создания и восприятия художественного образа и зрительного образа как такового. Вторая часть книги целиком отдана лите­раторам, принимавшим очное или заочное участие в упомянутой выше конференции. Если в первой части много говорилось о том, какое значение имеет искусство слова для искусства кино, то здесь авторы отвечают на другой вопрос: зачем кино литературе? И отвечают по-разному. Некоторые считают, что литература в экранизации вовсе не нуж­дается, они просто соседствуют в некотором общем художественном «пространстве». Другие ценят их взаимовлияние, отмечают характерную для многих литературных текстов кинематографичность, говорят о ки­носценарии как особом жанре литературы и т.д. А главное – каждый автор представлен стихотворным, или прозаическим, или авто­биографическим текстом, имеющим то или иное отношение к искусству кино.

Материалы книги «Литература на экра­не» адресованы не только специалистам, но всем, кто любит кино и литературу. Они помогают нам с различных точек зрения увидеть каждое из этих явлений искусства, те проблемы и те возможности, которое не­сёт их сосуществование в нашей культуре.

В заключение добавим, что подготовка этой книги – не первый и не последний эпи­зод в сотрудничестве Психологического и Литературного институтов. Ещё в 2015 году, который был объявлен у нас Годом литерату­ры, прошла совместная конференция «Пси­хология и литература в диалоге о человеке», и была издана книга с таким же названием (М.: РШБА, 2016). А в 2019 году, который стал Годом театра, готовится конференция «Психология, литература и театр в диалоге о человеке», материалы которой тоже будут опубликованы в специальном издании.

 

Искусство в школе: 
2019
№3.
С. 56-57
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.