Выразительность цвета в творчестве дошкольников
Е. Философова, педагог дополнительного образования по изобразительному искусству ГБОУ «Школа №956», г. Москва
Выразительность цвета в творчестве дошкольников
Каждый ребёнок по природе - творец. Но, как правило, у детей творческие способности скрыты или недостоточно развиты. И педагогам важно увидеть, раскрыть и развить их, создавая такие условия, которые привлекут ребёнка к занятиям творчеством и, возможно, разбудят его дремлющие творческие наклонности. Большинство детей в возрасте с 3 до 7 лет рисует. Рисование, как и игра, помогает им осознавать своё место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает детям справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самими собой.
Изобразительная деятельность всесторонне развивает человека, его мышление, внимание, пробуждает фантазию, направляет и углубляет эмоции, расширяет кругозор, формирует духовно-нравственное отношение к окружающему миру. Используя цвет и линию, ребёнок получает возможность передать свои впечатления и чувства от увиденного.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Развитие цветового восприятия у дошкольников - одна из важных педагогических проблем, требующих решения и на теоретическом, и на практическом уровнях. В исследованиях современных учёных подчёркиваетя значение эмоций, которые окрашивают всё, что человек ощущает, воображает, мыслит[1]. Особенно велика роль эмоций, чувств, в художественном творчестве.
Отмечая его эмоционально-образную природу, академик Б.М. Неменский придаёт исключительное значение развитию чувств в процессе общения ребёнка с окружающим миром и второй природой - искусством[2].
Развитие эмоциональной сферы ребёнка через приобщение к миру цвета - одна из главных задач художественной педагогики. При этом речь идёт об использовании цвета как выразительного средства в детском творчестве. Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им осознать особые цветовые пристрастия или, напротив, неприятие цвета, а также расширить и углубить процессы цветовосприятия. Любуясь цветом, взаимодействуя с ним, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, в гармонии с Космосом. Осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, овладев определёнными эталонами цвета, дошкольник должен научиться видеть и созерцать мир во всём многообразии цвета, переживать встречу с ним, как некое чудо, как событийный момент.
Использование изобразительных умений, приёмов, способов и правил в работе с цветом должно, на наш взгляд, выступать для ребёнка не изолированно от решения творческих задач, а в контексте создания выразительного художественного образа, «образа-отношения» ребёнка к изображаемому явлению. Эта проблема представляется весьма актуальной. Во-первых, она недостаточно отражена в научно-методической и учебной литературе о дошкольниках; во-вторых, нуждается в разработке педагогических условий, обеспечивающих развитие у детей чувства цвета и способности создавать выразительный цветовой образ; передать своё отношение к миру. Ведь цвет способен дать чёткую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации, и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно.
Чтобы занятие было увлекательным и интересным, мы часто прибегаем к игре и сказке. В таинственный мир цвета мы погружаем детей так, чтобы у них сложилось представление о многообразии мира, о том, что жизнь прекрасна, что удивительное рядом. Весь мир природный, естественный, красота и трепет жизни - это то, что близко ребёнку и воспринимается сразу и непосредственно.
Дети получают начальные сведения о языке линий и красок. Рисуя, мы размышляем о цвете, ритме, гармонии. В игровой форме исследуем все аспекты цвета: тёплого, холодного, контрастного, лёгкого, воздушного. Становимся свидетелями чудесного преображения трёх красок: синей, желтой, красной.
У нас «Краски ходят друг к другу в гости», мы создаём «Королевства живописных настроений». На уроках стремимся создать дружескую среду общения, найти методический ход, позволяющий взору ребёнка «открыть картину». Как правило, используем приём вопросов и ответов: отклоняем неверные ответы, подхватываем, одобряем интересные мысли и наблюдения. Ребёнок сам сравнивает, догадывается, открывает для себя нечто новое.
Мы не рассчитываем, что наши воспитанники станут художниками, но они научатся видеть и понимать искусство. Общение с произведениями художников раз от разу погружает детей в атмосферу искусства, заставляет ощутить себя преемниками великой художественной традиции. Пробуждаются творческие силы души, через приобщение к прекрасному развивается вкус, утончаются чувства и в конечном итоге формируется личность человека.
Мы учим видеть цвет природных объектов. Показываем, как меняется цвет наблюдаемой природы в зависимости от времени года. Природа, окружающая с рождения, незримо присутствует в нас всю жизнь. То, что любимо с детства, остаётся самым ценным в нашем мировосприятии и в зрелые годы.
Итак, ставлю перед собой задачу - учить детей передавать эмоциональное состояние цветом. Для этого нужно помочь им увидеть, почувствовать состояние объектов в световоздушной среде.
В этом помогают занятия: «Какого цвета снег? небо? вода?» и т.д. Проводился опыт: как на окраску предмета влияет окружение. (В этом можно убедиться, если к белой кружке поднести разноцветную бумагу.) Детям предлагалось посмотреть и сказать, как изменилась окраска кружки там, куда поднесли красную полоску?
Каждое занятие должно опираться на отчётливые представления детей о предметах и явлениях. В этом помогают работы художников. Иногда можно посмотреть в окно и убедиться в разнообразии и богатстве форм и цветов в природе, в окружающих предметах и жизни. Так ребёнок может убедиться в том, что лучи заходящего солнца окрашивают небо в самые разные, порой невероятные цвета, и тона изменяют привычную для глаз окраску снега. Снег, хотя и белый, при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие. При заходе солнца за горизонт синее небо приобретает множество оттенков: зеленоватых, голубоватых, фиолетовых, и снег, точно вторя ему, тоже приобретает эти нежные оттенки. Дети рисуют свои работы в холодных цветах. Таинственный час природы. Белые стволы в густеющей лазури неба, пушистый снег заставляют вспомнить зиму с её волшебными синими вечерами. Такие наблюдения способствуют развитию у ребёнка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса.
Ребёнок-дошкольник поначалу не испытывает необходимости в целенаправленном, сознательном использовании выразительных средств изобразительного искусства. Выразительность его работ связана с тем, что, рисуя, он вживается, «выгрывается» в изображаемую ситуацию, и его движения и выбор цвета соответствуют переживаемой ситуации и внутреннему состоянию. Из этого следует, что бессмысленно предлагать ребёнку сознательно создать «выразительный» рисунок. Такая выразительность возникает или случайно - из игры с линиями, цветами, формами, или когда взрослый, давая задание, предлагает эффектный приём, с помощью которого работа ребёнка оказывается интересной и для взрослого зрителя.
Для взрослого чрезвычайно важно верно подобрать художественный материал для работы и выстроить общение по поводу изображения так, чтобы ребёнок пережил именно те эмоции, которые станут основой выразительности его работы. А ещё дать возможность совершать открытия. Здесь особенно ценен не опыт профессионального художника, а подход педагога, внимательного к детскому восприятию мира (хотя хороший художественный вкус всё равно актуален). Важно сохранить способность ребёнка интуитивно использовать выразительные средства искусства для передачи своего эмоционального отношения к миру. И наряду со всем этим очень важно помочь ребёнку дошкольного возраста достигать «художественного результата».
Художественный образ рождается в воображении, воплощается в создаваемом произведении и воссоздаётся воображением зрителя, читателя, слушателя. Для создания эстетически ценного продукта должны объединиться переживание, осмысление и воплощение. Переживание, эмоциональный отклик на то или иное событие всегда связан с оценкой. «Что это событие значит для меня? Хорошее оно или плохое? Весёлое или грустное?» Одушевлённый мир, окружающий ребёнка, вообще существует постольку, поскольку ребёнок как-то к нему относится. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей, они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Для реализации замысла ребёнку необходима возможность выбора цвета.
Основным критерием оценки успешности выполненной работы является уникальность созданного ребёнком цветового образа, передающего его эмоциональное состояние. Что мы можем увидеть в детских рисунках?
Готовность ребёнка к использованию цвета как признака предмета и цвета как выразительного средства в живописи (соотносится ли цвет с реальным цветом изображаемого предмета).
Используется ли цвет для выражения эмоционального отношения ребёнка к данному предмету? Для передачи настроения? Использует ли ребёнок различные оттенки цвета, нюансные или контрастные сочетания цветов?
Сформированы ли навыки изобразительной деятельности (умеет ли ребёнок смешивать краски, пользоваться кистью и т.д.).
Рисунки покажут наличие интереса дошколь-никоа к объектам окружающего мира, проявление в изображении нацеленности на осмысление объективной реальности, уровень развития пространственных представлений (каким способом ребёнок передаёт пространственные отношения между предметами). В них проявится также активность в достижении результата деятельности (стремится закончить работу самостоятельно или для завершения работы требуется эмоциональная или практическая помощь взрослого).
Что мы получаем в результате описанных занятий? Каков результат нашего общения с ребёнком?
На мой взгляд, результат заключается в развитии у дошкольника уверенности в возможности реализовать собственный замысел в художественной форме, что определяется степенью самостоятельности. Это подкрепляется овладением определённым комплексом знаний, умений и навыков художественно-творческой деятельности. Важный результат - способность к глубоким эмоциональным переживаниям, к сопереживанию, сочувствию. Интерес к окружающему миру, потребность в понимании того, что происходит в природе, социальном окружении, в собственном внутреннем мире ребёнка. И ещё одно важно: увлечённость ребёнка в процессе создания изображения - то, когда ему интересен сам процесс. Когда ему интересны изменения, возникающие на листе. Изменения цвета, формы, отношений персонажей. Когда ребёнок относится к рисунку как к увлекательной игре. Когда он живёт вместе с героями рисунка - в их пространстве, в волшебном мире красок.
[1] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
[2] Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 2012. С.100-101.
Оставить комментарий