Международный день защиты детей
Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак
1 июня отмечается Международный день защиты детей. Считается, что впервые о таком празднике зашла речь в 1925 году на Всемирной конференции по вопросам благополучия детей в Женеве.
Перед этим, в 1924 году, Лига Наций приняла первую Женевскую декларацию прав ребенка, главная идея которой в том, что ребенку из-за его физической и психической незрелости нужны специальные гарантии, забота и правовая защита.
Особую актуальность вопросы защиты прав детей приобрели после Второй мировой войны, в которой погибли вместе с взрослыми тысячи детей, многие остались сиротами, стали беспризорниками. В 1949 году в Париже состоялся Конгресс женщин, на котором прозвучала клятва о борьбе за обеспечение мира, как единственной гарантии счастья детей.
И в том же году на Московской сессии Совета Международной демократической федерации женщин был учрежден Международный день защиты детей 1 июня. В 1950 году события, приуроченные к этому дню, состоялись в 51 государстве. С тех пор праздник проводится ежегодно. В этот день организуют выставки детских рисунков, конкурсы, выступления детских творческих коллективов, спортивные соревнования и т.д.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая призывала правительства, неправительственные организации, родителей соблюдать права и свободы детей. А первым и основным документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права, стала Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20 ноября 1989 года. Её подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. В Конвенции содержатся положения о соблюдении прав детей на жизнь, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда. Всё это является необходимыми условиями для формирования гуманного и справедливого общества.
24 июля 1998 года в России был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в котором есть статьи о важности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Обратим особое внимание на то, что в законе говорится о необходимости развития творческой активности. Действительно, помочь детям проявить таланты, креативный потенциал, творческие способности - трудно переоценить важность этого. Особенно в наше время.
В современном мире креативность приобретает всё более значение, везде нужны творческие люди, сегодняшние работодатели ищут творческих людей. Количество таких специальностей растёт, в которых нужен креативный подход, способность творчески решать любую проблему. А что развивает эту способность? Только разные виды искусства. Музыка, театр, изобразительное искусство, хореография, другие виды искусства. Также рисование и живопись, пение и игра на музыкальных инструментах, сценическое движение и танец высвобождают внутреннюю энергию, дают чувство психологического благополучия, развивают интеллект и ответственное отношение в своему делу, способность общаться и сотрудничать. Множество исследований показывают, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние и на успеваемость по общеобразовательным предметам. То есть занятия художественным творчеством как ничто другое позволяет развивать компетенции, которые позволят детям быть успешными в любой области, любой профессии, любой жизненной ситуации. Вот настолько это важно.
"Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся", - сказал когда-то Оскар Уайльд.
Занятия искусством для детей играют роль и в решении социальных проблем с молодёжью. ВЦИОМ провел приуроченный к празднику опрос, в котором главными проблемами детства назвали детские и подростковые алкоголизм и наркоманию, а также низкий уровень жизни семей с детьми.
Дети нуждаются в защите от неблагоприятных условий жизни, от насилия и наркотиков. И здесь занятия художественным творчеством нужны и важны.
"Жизнь убедила: если ребёнок не знает труда, одухотворённого идеей творения красоты для людей, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость к тонким, "нежным", способам влияния на человеческую душу, он огрубляется и воспринимает только примитивные "воспитательные приёмы": окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты подростков". - писал В.А. Сухомлинский.
И замечательно, что по всему миру появляется всё больше программ и проектов, которые привлекают детей к занятиям искусством, с целью защиты детей от неблагоприятных условий их жизни, изменения к лучшему ситуации в обществе. Если ребёнок поёт, рисует, танцует, лепит, играет в спектакле или оркестре - это помогает ему раскрыть его креативный потенциал, даёт ему духовное богатство, чувство собственного достоинства, он приобщается к созидательному труду, обретает уверенность в себе.
"Детское художественное творчество – лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол!" - написал А.А. Мелик-Пашаев в своей статье «Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпрофилактике».
Е. Крылова
Оставить комментарий