О прелестях моей работы

Е. Тихонова, г. Новосибирск

О прелестях моей работы

Откуда взялось такое название?

Несколько лет назад у меня занимался парнишка, который с раннего детства относился к любой технике с любовью и уважением. В 2,5 он подходил к снимающей его камере и говорил, коверкая буквы: «Здравствуйте, камера!». В 4 года на мой вопрос о детском садике он ответил: «Я не знаю, что такое детский сад, но знаю, что скорость света 300 тыс. км в секунду!». В 6 лет он решил снять фильм про летающую технику и назвать его «Самолёты и их прелести». Вот я и решила позаимствовать идею.

Почему хочется писать о прелестях?

Мною уже написана авторская программа «Мультипликация как средство развития ребёнка», а также методичка «Рекомендации для начинающих преподавателей детской мультипликации». Сегодня хочется написать об этом благословенном процессе создания мультика не очень серьёзно, но с большим чувством.

Однажды, на 20-ом году моей работы с детьми в Детской киностудии «Поиск», я вернулась домой и написала в своем блокноте: «Я очень счастливый человек! У меня занимаются фантастически прекрасные и талантливые дети! Я смотрю на них и мне очень интересно и быть, и жить». Про этот один из счастливых дней расскажу чуть позже.

 

За 20 лет в «Поиске» в содружестве с моими учениками было снято около 200 мультфильмов и большое количество видеофильмов про творчество малышовых групп (старшие, как правило, снимали себя сами). Не все фильмы получились удачными, в основном из-за того, что у меня занималось очень большое количество детей, и не всем я могла уделять достаточно внимания. Поэтому впоследствии мы разработали нормы наполнения групп детей, занимающихся авторской мультипликацией с применением компьютерной техники.

Поскольку мультипликация относится к техническому творчеству и процесс съёмок происходит при помощи камеры и компьютера, видимо, целесообразно заниматься в группах из 6-8 человек. Когда вокруг преподавателя кружится человек 12-15, каждый со своими рассказами, проблемами, пожеланиями, и всё это очень важно и очень срочно, трудно сосредоточить внимание детей на работе с камерой, мультстанком, на котором раскладывается съёмочный материал, и компьютером, в котором находится съёмочная кнопка. Кроме того, вокруг мультстанка практически невозможно рассадить более 8 человек. Поэтому в такие дни, когда людей много, целесообразнее заниматься «актёрствованием», киноведением, записью звуков, музыкой, разговорами. Иногда достаточно только начать рассказывать, например, о том, как мимикой или жестами показать удивление или влюблённость, какие бывают мультики и из чего их можно сделать, как музыка может задать настроение в фильме, чтобы вызвать ответную реакцию в виде фонтана историй, стихов и песен, и тут уж знай себе записывай! Смотришь на этих «артистов» и думаешь: «Прелести мои, сочиняльщики!»

Зачем снимать с детьми мультики?

Мультипликация даёт детям возможность создавать произведения искусства с помощью знакомого инструмента - компьютера и удовлетворяет потребность ребёнка научиться всё делать своими руками. Дети в студии играют в мультики, играют «в жизнь», как играют в дом, дочки-матери или звёздные приключения. Играя, можно научиться говорить, петь, двигаться, жестикулировать, сочинять - списку этому нет конца. Можно научиться смотреть на мир глазами художника.

Это поможет полнее реализовать себя, причём в любой профессии. Ведь когда вы замечаете мир, он тоже вас замечает. Можно научиться изображать то, о чём хочешь рассказать, можно научиться распознавать цвета и их особенности, получить понятие о том, что такое время в нашей жизни и жизнь в нашем времени. Можно, играя, оживить героя, двигать его под камерой и запечатлеть это движение при помощи съёмочной кнопки. Интерес поддерживается тем, что сразу после съёмок можно увидеть оживших героев своих историй. Ведь анимация - это двойная иллюзия: иллюзия оживления героев и иллюзия реальной жизни. Занятия всеми этими интереснейшими вещами помогут ребёнку раскрыть свой потенциал, острее воспринимать реальность и мыслить свободнее.

При этом дети разного возраста решают разные задачи. Самые младшие проводят исследование окружающего мира, для них многое происходит впервые. Средние учатся взаимодействовать с окружающим миром, торопятся высказать своё отношение к тому, что не так давно узнали. Старшие спешат создать свою конструкцию мира, у них уже сознательный подход, и они уже доверху набиты информацией. Наблюдать всё это - настоящая прелесть!

Что нужно натворить, чтобы получился фильм?

В первую очередь - родить Идею о том, какой будет фильм: добрый, смешливый, ехидный, поучительный, многозначительный. Что же такое ИДЕЯ? Идея - это цель. Отвечает на вопрос ДЛЯ ЧЕГО? Для чего ты хочешь снять фильм? Кому-то что-то доказать, рассказать, чем заинтересовать? Что ты хочешь, чтобы почувствовали твои зрители? (Идея в переводе с греческого означает «ОБРАЗ».)

ТЕМА - это «О ЧЁМ?» Тему нельзя придумать, она существует как объективная реальность. Человек выбирает волнующую его тему и по-своему интерпретирует её. У анимации огромные преимущества перед другими искусствами: она способна подать тему в самых различных образах и с помощью самых разных материалов.

СЮЖЕТ есть тема, изложенная в конкретных судьбах. В анимации - в свойственной ей знаковой системе. Сюжеты могут быть настроенческие, описательные, драматические. Должны быть выразительное начало и выразительный конец, оставляющий приятное «послевкусие».

Нужно написать историю. История должна быть понятной. Если говорят много непонятных слов, то становится скучно. Если показывают много картинок, непонятно как связанных друг с другом, ты сначала пытаешься понять их взаимосвязь, их систему, но если понять не можешь, ты или скучаешь, или начинаешь подозревать себя в тупости.

Нужно нарисовать историю в картинках, то есть сделать раскадровку, которая будет являться режиссёрским сценарием. Нарисовать, изготовить, написать, что нужно проговорить, пропеть или прошуметь в звукоцехе. Проиграть историю в лицах перед зеркалом, чтобы представить себе, как двигаются герои. Изготовить и собрать материалы для съёмок, записать фонограмму, провести съёмку. Подготовить материалы для монтажа.

Что должно быть в фильме, чтобы он получился интересным? В вашем фильме должно быть что-то новое, неповторимое, необычное, неожиданное. Это может быть новая техника, новые материалы, необычное содержание.

Фильм может быть описательным - ведь интересно познакомить зрителя со своим домом, городом, семьёй. Он может быть настроенческим - поделиться своей радостью, грустью, восторгом. Фильм может носить заказной характер. Это может быть фильм к Новому году, к чьему-нибудь дню рожденья, к юбилею, о вашей школе, о вашем городе. Главное, чтобы он получился интересным.

Итак, этапы создания фильма.

1. Поиски идеи. Очень важный раздел. Джанни Родари сказал, что «прежде, чем научить человека думать, нужно научить его придумывать». А ещё у него есть замечательная книжка «Грамматика фантазии», в которой он приводит множество способов пробуждения детской фантазии. Сочиняем историю или просто «сочинюшки». Сочинять бывает трудно, а бывает здорово, если для этого есть «сочинительский уголок», или уголок для сказочных бесед. Можно сочинять с закрытыми глазами под музыку, под жужжание, под смех, а можно глядя на цветные пятна, знакомые предметы, интересные слова. Иногда история сидит внутри тебя и зреет, иногда может присниться, иногда словно выпрыгивает из-за угла. Думать надо о многом. Например, как назвать свой фильм? Мы специально тренируемся, придумывая названия ко всяким картинкам, и даже иногда играем в интересную игру «Имаджинариум», построенную на ассоциациях. И всё это для того, чтобы сразить зрителя наповал своей хитростью, или мудростью, или фантазией. Можно пошутить: если в истории нет ничего о трубах и барабанах, назвать её «Без труб и барабанов».

В каждом фильме обязательно рассказывается какая-то история. Когда ты её рассказываешь, зрителю должно быть интересно. Какой же она должна быть? В любой истории есть какая-то главная идея. Например: «Смелость все побеждает» или «Дружба спасает от грусти». Иногда идею трудно выразить словами. Но важно, чтобы она была, чтобы её можно было понять или хотя бы почувствовать.

Любая интересная история - короткая. Даже если она длинная. Если ты слушаешь историю на одном дыхании, то о времени забываешь. И наоборот, может случиться, что человек рассказывает тебе историю всего минуту, а тебе кажется, что прошла целая вечность. История фильма как-то должна «зацепить» зрителя, стать ему интересной, желательно с самого начала.

Важно не только, что тебе рассказывают, но и как: история не очень интересна, когда её рассказывают скучно.

Бывают трудности, связанные с тем, что детям хочется экранизировать какие-то понравившиеся им истории, существующие игры, и даже уже снятые фильмы. Приходится им объяснять, что нельзя брать чужие истории без разрешения, а также использовать чужих героев, потому что это называется страшным словом «плагиат», то есть почти воровство. И показывать фильмы с чужими героями и историями на фестивалях нельзя. И к тому же гораздо интереснее придумывать своё.

У меня занимался замечательный парень Серёжка, который обожал черепашек-ниндзя и «бешеных кроликов» из компьютерной игры. Почти целый учебный год он с упоением рисовал и снимал этих героев в разных обстоятельствах. Устав его уговаривать, я позволила ему заниматься тем, что в данный момент ему было важнее всего на свете. В конце года я села с ним к компьютеру и попросила рассказать, что же у него происходит. Сначала Серёжка с упоением комментировал каждый эпизод, и получалось что-то вроде: «Бешеные кролики нападают на утку, а в это время черепашки защищают аэродром от пиццеедов, бешеные кролики дерутся с уткой, в ход идут вантузы, а в это время черепашки спасают человечество и освещают весь мир своей улыбкой!..» В общем, кролики летают, дерутся, взрывают, а черепашки прыгают, сражаются и всё спасают. Рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: «Да надоели мне эти жуткие кролики!» - «Ну, говори про черепашек». - «Да надоели мне эти черепашки!» Вот это была радость!

В другой раз хитро-мудрый 4-летний Ждан решил сочинить историю «Первобытие», про «первобыточного» парня.

«Жил-был «первобыточный» парень в пещере. У него были мама, папа, дед и даже Медведь пещерный. Однажды он то ли нашёл, то ли ему подарили часы времени, и с ними он улетел в будущее. А там дома светлые, машины, памятник волшебнику, ящик с картинами (по-нашему - телевизор). Только «замечтаешь» о еде - тебе тут же блюдо на голову! Набрал парень всего и отбыл в своё время. Там все наелись от пуза и стали думать, что делать с телевизором. Смотрелись в него, барабанили по нему, пока из телевизора не вылезла Бука (вылитый медведь пещерный)!»

Тут у сочинителя случилась пауза. Понадобились разговоры, вопросы, рассуждения. С одной стороны, это же здорово - иметь тёплую пещерку, много еды, семью, а с другой стороны, неужели это все, что нужно человеку? И закончил он словами: «Блюдо с едой и ящик с картинами - он думал, что это счастье. Что с них возьмёшь? Первобыточные!»

В чём прелесть всего этого сочинительского процесса? Поймать момент рождения детской истории, придумать наводящие вопросы, чтобы история развивалась, восхититься, посмеяться.

2. Изобразительное творчество. Линии, формы, цвет. И всё - с удовольствием. Как-то раз я рассказывала детям о том, что такое линия, что линию можно провести не только карандашом или кисточкой, но и палкой по снегу, башмаком по песку, потому что линия - это след. Нарисовала детям волнистую линию и попросила ее «обозвать». Артём 4 лет сказал: «Да это же «изгибенная»! Тогда я нарисовала ломанную, а он сказал: «Ну, это-то точно «изгибенная»! Когда мы занимались формами, малышам очень понравилась форма груши, и они сразу насочиняли, во что можно её превратить. Тут же сложилась история про Волшебную грушу». «Грушу вырастили в волшебной стране. Разрезали волшебным ножом. Получились две волшебные грушевые машинки. Они волшебно бибикнули, и у них открылся третий глаз. На них из космоса вывалились пассажиры, и волшебная звезда всё осветила. А всё дело было в Груше!».

Ещё дети обожают делать «цветовушки», или просто цветные пятна, из этого можно наделать цветов, животных, героев, да всё, что угодно!

3. А однажды, после удачных занятий, в основном посвящённых рисованию с натуры, я решила написать письмо всем, занимающимся с детьми. Получилось такое: «ПРЕПОДЫ! Если хотите научить детей рисовать с натуры, поставьте вместе натуры себя. Вы узнаете о себе много интересного. В их рисунках вы всегда будете молоды и красивы (если у вас хорошие отношения). Вы увидите себя в неожиданной одежде, с необычными аксессуарами. Ваше имя будет написано очаровательно неправильным образом. И всё же, это будете Вы! Улыбнитесь!» Вот вам и прелесть! У меня даже есть коллекция своих отчеств, придуманных детьми. Я обычно при знакомстве рассказываю, что моего отца Роальда Семёновича Родина назвали когда-то в честь великого путешественника Роальда Амундсена. У детей я стала Рояльдовной, Ромульдовной, Эсмеральдовной и даже Эльдорадовной! А ещё у меня есть коллекция моих портретов в исполнении детей, от мала до велика.

   

4. Актёрство. В него нужно играть обязательно. Необходимо проиграть, желательно перед зеркалом, свою историю, чтобы разглядеть, как будут двигаться и взаимодействовать ваши герои. Когда актёр разыгрывает на сцене какие-либо действия, он не думает о своих руках-ногах, о сохранении центра тяжести и т.д. Всё это «запрограммировано» в нём биологически. Рисованный персонаж создаётся вами, вы должны прочувствовать во всех подробностях его движение, увидеть, из чего оно состоит и точно передать его в рисунке. Вы моделируете поведение своего персонажа, а также среду, в которой он действует.

Учимся представлять кого угодно, хоть зайчика, хоть телевизор. Дети любят, когда мы разыгрываем этюды на одушевление и перевоплощение. Одушевление - рассказать историю от лица чего-то неживого (вести себя смешно может даже мешочек для обуви). Перевоплощение - представить себя кем-то, кто говорить не может (почувствуйте себя хорошей собакой, болтливой рыбкой, задумчивым попугаем). Участвуйте, будьте клоуном, не бойтесь показаться смешным. Кстати, из таких этюдов часто получаются интересные истории. Как-то раз младшая группа наснимала этюды про всё на свете и в разных техниках (перекладка, рисование под камерой, пластилин объёмный и плоский, сыпучие материалы, природные материалы и пр.), снимали даже свои любимые игрушки и свои башмаки. А в конце года сочинили следующий текст: «Маленькие дети почти совсем не умеют говорить. Ну и что же. Рыбы в море тоже молчат, и игрушки молчат, и башмаки, и солнце, и звёзды. Может быть мы звёзды?!» Не знаю, как вам, а мне показалось, что это - прелесть!

5. Звук. В студии очень полезно иметь целый набор звучащих инструментов. Помимо барабанов, дудочек, маракасов, колокольчиков, я собрала добытые в разных поездках бубны, флейточки и даже алтайские инструменты, вроде варганов, и заключенный в толстый ствол травы шум дождя (этот инструмент называется «Че-гена»). Когда все инструменты звучат одновременно - это просто «жуть», зато сколько удовольствия! Дети в студии уже знают, что звуки могут быть шумами (ветер, грохот, скрежет и пр.), звуки могут быть музыкой, и это целый громадный и интересный раздел; человеческая речь - это тоже звук, а ещё есть голоса животных! И мы шумим за всё на свете: за людей, животных, ветер, ракету, звёзды. Если рассказываем историю, не говорим о том, что можно показать. «Одна картина стоит тысячи слов» (Конфуций). Учимся говорить внятно и интересно, и для этого тренируемся произносить всякие скороговорки. Подбираем, ищем музыку, сочиняем сами, знакомимся с инструментами. Вот сколько прелести! В студии «Поиск» я всегда записывала звук в специально оборудованном «звукоцехе». Сейчас я работаю в студии мультипликации Большого Новосибирского планетария, и здесь мы сделали свой маленький «звукоцехчик». Он состоит из большой коробки, оклеенной изнутри поролоном, а снаружи прекрасными картинками. Внутрь на подушечку кладётся диктофон, и человек, желающий записать звук, может даже засунуть голову в эту замечательную коробку!

6. Анимация. Это слово, как известно, происходит от латинского слова «анима», что означает «душа». «Мы помогаем героям стать живыми», - так сказала одна девчушка, которую спросили родители, что она делает в студии. Это же дивная игра! Что нужно, чтобы герой ожил, чтобы зашевелилась вода (в «Поиске «мы рисовали воду гуашью на стекле под камерой), чтобы извергались вулканы (огненную лаву в Планетарии мы тоже рисовали прямо под камерой), чтобы моргали звёзды или глаза героев? Героя (или его руки, или ноги, или уши) можно потихоньку передвигать и каждое передвижение снимать камерой. При этом необходимо помнить, что чем дальше передвинешь героя, тем резче будет его движение, чем меньше кадров сделать на одну фазу движения, тем более плавным будет движение героя. Исходя из особенности нашего зрения, для того чтобы герой моргнул, достаточно снять его с закрытыми глазами 6 кадров, столько же кадров нужно, чтобы моргнула звезда, или чтобы она «вспыхнула», только тогда нужно на место маленькой звезды подложить большую на те же 6 кадров. Существует множество приёмов и премудростей, для того чтобы создать иллюзию настоящей жизни, и детям очень интересно делать это самостоятельно.

7. Режиссура. «Режиссёр - это не тот, кому всё можно, а тот, кому всё нужно», - этот вывод сделали в студии сами дети. Всё разложить, устроить, украсить и подумать, как это показать зрителю. А перед съёмками нарисовать «раскадровку». Что это значит? Нужно разбить историю на эпизоды и каждый эпизод обозначить картинкой, даже эпизод, в котором только начальные титры. Ведь титры тоже могут «сыграть»: они могут вывалиться откуда-нибудь, подраться, потолкаться и, наконец, построиться перед зрителями. При этом нужно помнить, что даже название, состоящее из одного слова, нужно показывать зрителю не меньше трех секунд, и чем больше слов будет в названии, тем дольше его нужно показывать, а еще лучше продублировать голосом. Делая «раскадровку», необходимо помнить, что героя можно показать дальним планом, тогда он будет казаться нам очень маленьким, но этот план необходим, если мы хотим показать, что происходит вокруг героя и где он находится. Можно показать героя общим планом, тогда мы можем дать зрителю хорошенько его рассмотреть, а также показать, как он танцует, ходит, прыгает, то есть его движения. Можно показать средним планом. На этом плане хорошо показывать, как герой говорит, жестикулирует. Если пойти дальше, можно сделать крупный план. Тогда мы увидим, например, только голову. Зато будет хорошо видна и тихая улыбка, и слезинка, и изогнутая бровь. При этом нужно помнить, что лицо крупным планом рисуется подробнее, детальнее, чем лицо на общем плане. После крупного плана идет сверхкрупный, и его очень любят мультипликаторы. Применяется он для того, чтобы сосредоточить на чём-то внимание зрителя или для того, чтобы сохранить на время инкогнито героя.

Дальше идёт план, который называется деталь, как говорят дети - «крупнее крупного». Деталью может стать, например, зрачок, в котором, как в зеркале, отразится то, что видит герой. Или этот зрачок может стать тоннелем в волшебный внутренний мир. Нарисовав «раскадровку», можно подписать под каждой картинкой, что происходит в данном эпизоде, а также, что будет там звучать. Можно также продумать, сколько времени будет длиться эпизод (его можно «проиграть» с секундомером) и какие материалы помогут осуществить задуманное (к примеру, неподвижные облака можно сделать из сыпучих материалов, таких как соль, манная крупа, а двигающиеся облака можно сделать из ваты, мятой бумаги, прозрачной ткани).

8. Киноведение. Очень важно узнать, как бывает у больших, у профессионалов. Мы не просто смотрим мультики, а устраиваем просмотры фильмов, с обсуждениями, желательно «неругачими», конструктивными.

Рассматриваются очень важные вопросы: как рассказать историю без слов, как рассказать историю картинками, как рассказать историю пантомимой. Как сделать фильм смешным и трогательным, или неожиданным. Какие приёмы можно применить, чтобы было похоже на настоящую жизнь. Особенно интересно детям изучать приёмы, которые применяет Юрий Борисович Норштейн в «Ежике в тумане»: как сделать туман из кальки, как заставить кружиться дерево, как заставить блестеть и переливаться воду. В киноведение также входят разделы из истории культуры. Мы изучаем чудеса света, библейские притчи, народные праздники и еще много всего.

   

Когда я начала работать в Планетарии, ко мне в первую очередь пришли дети, интересующиеся астрономией. И я решила составить программу российских фильмов про космос, про звёзды и тайны Вселенной. Детям очень понравились фильмы: «Контакт», «Загадочная планета», «Здесь могут водиться тигры», «Хозяева Геоны», ну и, конечно, «Тайна третьей планеты». Вдохновлённые такими фильмами, дети сняли «Тайну планеты Сиплей», про обезьян, попавших в космос, а также начали сериал про планеты Солнечной системы с общим заголовком «Кроме шуток». Уже снята «Неземная красота» о Венере, заканчиваются фильмы «Почему Марс красный» и «Дело в шляпе» - про Сатурн. Мне эти фильмы кажутся любопытными потому, что в них содержится и достоверная информация о планетах, и фантастически-«хохмические» предположения детей.

Средние группы снимали фильм «Неземная красота» половину учебного года. Разделили историю на эпизоды, и каждая группа снимала свою часть, поэтому у фильма много авторов.

Старшие сняли в рисованной технике маленький фильм-притчу о Колобке, которого родные и близкие захваливали и называли «прелестью» и «единственным», а вылетев в Космос и оглянувшись по сторонам, он увидел кучу всевозможных колобков-планет, каждый из которых был по-своему интересен и уникален. Очень порадовала малышовая группа. По сценарию Богдана Болдырева был снят фильм «Созвездие Ориона». Были задействованы в большом количестве сыпучие материалы, фотографии туманностей и рисунки детей. Больше всего меня поразило то, что четырёхлетний Богдан без запинки может перечислить восемь звёзд созвездия Орион, и то, с каким энтузиазмом он вырисовывал героев. Меня радует, что я узнаю от детей много нового о звёздах, планетах, туманностях. Для меня это новая фаза отношений, мы учимся друг у друга, и это прелесть что такое!
Продолжение следует.
Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 45-50.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.