Тот день и целая жизнь
Л. Багаутдинова, преподаватель МБУ ДО «ДХШ №8», г. Прокопьевск Кемеровской области
Тот день и целая жизнь
Сейчас уже никто не скажет, было ли в городе солнечно в тот день, 31 октября 1972 года, или на палую листву лил дождь. А может, уже кружились первые снежинки и дули обычные для этих мест ветра. Тот день - день, когда в Кузбассе «родилась» ещё одна художественная школа.
Привычное для исполкома Прокопьевского городского Совета депутатов заседание, рядовое решение «Об открытии детской художественной школы» - и маленький эшелон, поблёскивая новенькими колёсиками и помигивая весёлыми огоньками, стремительно отправился в увлекательное путешествие, громыхая на рельсовых стыках и победно туту-кая всем встречным.
И в этом сравнении нашей художественной школы с железнодорожным составом нет ничего натянутого, неестественного. За свою жизнь прокопьевская художка сменила столько мест обитания, сколько вам и не снилось! Сгребались нехитрые пожитки, дорогие сердцу картинки - и, пожалуйте, осваивайте новую территорию! И не забудьте тот вагон гипсовых слепков, который достался школе по случаю! И офортный станок!
Ну и у каждого железнодорожного состава есть локомотив. Галина Макаровна Лозненко, первый директор школы, - человек невероятного организаторского таланта. С самого первого дня своего существования школа была укомплектована первоклассными специалистами, такими же, как и она, энтузиастами. И с самого первого дня был задан тот уровень преподавания изобразительного искусства, который не снижался ни в трудную перестроечную годину, ни во времена всевозможных реформаций.
Уже обросла легендами личность Николая Георгиевича Кальпидиса, выпускника Омского худграфа 1972 года, уроженца города Прокопьевска. Из сорока четырёх лет своей трудовой жизни около сорока трёх он проработал в Детской художественной школе города Прокопьевска. «Стоял у истоков», «зачинатель традиций», «патриарх» - всех этих и подобных эпитетов мало, для того чтобы оценить вклад Николая Георгиевича в популяризацию изобразительного искусства в городе. Человек весёлого нрава и энциклопедических знаний, блестящий рисовальщик и портретист, воспитавший несметное количество выпускников, многие из которых добились признания в искусстве. Около десятка его учеников, после окончания специализированных учебных заведений в разное время возвращались в родную школу в качестве преподавателей. И опять становились учениками Николая Георгиевича, щедрого на душевное тепло и педагогический талант! А сколько его питомцев разлетелось по миру! Его труд оценён по достоинству: Кальпидис Николай Георгиевич - заслуженный работник культуры.
Преподаватели ДХШ №8, 1996 год. / Преподаватели В.И. Фёдоров и В.В. Морозов
Надо сказать, что трепетное отношение к преподавателю как «штучному товару» - особенность кадровой политики школы. Ему, преподавателю, предоставляется возможность педагогических экспериментов, самообразования и творческого роста. На сегодняшний день пять членов Союза художников России преподают разные учебные предметы в школе, а три молодые специалистки повышают своё образование в специализированных высших учебных заведениях. Половина нынешних преподавателей школы наши бывшие ученики - хранители и продолжатели школьных традиций.
Можно сосчитать по пальцам преподавателей, в разное время работавших в нашей школе, оставивших глубокий след и добрые воспоминания в сердцах учеников и коллег - их немного. Хватит для подсчёта и двух рук - за 45 лет! Ну не было у нас кадровой «текучки»! Как правило, преподавать в школу приходят люди, изначально лишённые иллюзий о труде художника, понимающие великую миссию искусства. И остаются надолго. Георгий Мелентьевич Заиграев начинал как художник-самоучка, а педагогической деятельностью занимался ещё задолго до образования в нашем городе Детской художественной школы - вёл кружок ИЗО во Дворце пионеров и заочно обучался в Омском пединституте. В восьмидесятые годы работать в школу его, как уникального художника-педагога, пригласили его же бывшие ученики, к тому времени уже отучившиеся в вузах и преподающие в художественной школе.
Олег Дмитриевич Комаров также выпускник Омского худграфа, второй директор нашей школы. Совсем юным он пришёл работать в школу гардеробщиком. Природные данные и царившая в школе творческая атмосфера определили его дальнейшую судьбу - он закончил институт, состоялся и как преподаватель, и как художник, и как руководитель.
На незабываемые двадцать два года жизни Тамары Дмитриевны Отченашко повлияло знакомство с преподавателями Прокопьевской художественной школы. Человек, по своему образованию далёкий от изобразительного искусства, стал необходимым и незаменимым для нашей школы. Она стала доброй «сказочницей» в преподавании истории изобразительного искусства и непререкаемым авторитетом в деятельности завуча.
Так получилось, а потом это стало доброй традицией в школе, что в подборе кадров приветствуется семейственность. Чета Кальпидисов - Николай Георгиевич и Галина Фёдоровна - крепкая, счастливая семья и блестящий пример долгого бескорыстного служения искусству. А ещё - Семёновы, Багаутдиновы, Судариковы, Соломатины. «Выросли» в школе и их дети, уважая образ жизни своих родителей и принимая ценности, которым те служат. А потом выбрали себе профессии, связанные с изобразительным искусством.
За 45 лет более полутора тысяч детей закончили нашу школу, и нынешние преподаватели обучают уже внуков первых выпускников - семейственность процветает и в этом направлении!
Защита выпускных экзаменационных работ / Любимая почётная обязанность – роспись городских остановочных павильонов
Понятие «семья» не чужое в нашей школе - уважительные и доверительные отношения между учениками и преподавателями, между коллегами создают здесь почти семейную обстановку. Это ещё заметнее, когда присматриваешься к Елене Леонидовне Ямщиковой, старейшему преподавателю школы. Всё её творчество, все педагогические устремления и методические приёмы направлены на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей, семейных устоев. Счастливая мама и бабушка, она от всего сердца рада поделиться своим счастьем с учениками.
А ученики у нас разные - от шести лет до пенсионеров. Образовательный процесс в школе организован таким образом, что она затихает лишь на ночь и на воскресенье. В школе никому не бывает скучно - ни ученикам, ни преподавателям, ни техперсоналу. Каждый вовлечён в этот нескончаемый водоворот из уроков, конкурсов, чаепитий, субботников, выставок, поездок и опять уроков, выставок...
Есть что-то от мудрого сказочного волшебника в облике Виктора Карловича Шмидта, народного мастера, члена Союза художников России. И это понятно - Виктор Карлович владеет ремеслом художественной обработки бересты. И учит этому детей. И ещё тому, как важно знать и хранить народные традиции, как приятно сделать что-то своими руками и, вообще, жить в гармонии с природой.
Возвращение художественным школам статуса учреждений предпрофессионального образования ставит перед ними конкретные профессиональные задачи - подготовить обучающихся к поступлению в учебные заведения художественного направления. Прокопьевская школа всегда отлично с этим справлялась - почти треть её выпускников выбрали себе профессии, связанные с изобразительным искусством, и пополнили ряды живописцев, архитекторов, дизайнеров.
Снежные фигуры на школьном дворе – новогодняя традиция / Петрова Таня, 17 лет. Натюрморт
Но уже в школьные годы можно испробовать труд живописца «по-взрослому». Уже много лет по четвергам по коридорам и мастерским школы витают волшебные запахи скипидара и льняного масла. Уже много лет в качестве предмета по выбору у нас преподается технология масляной живописи. И не кем-нибудь, а членами Союза художников России: Сергеем Викторовичем Соломатиным, Виктором Ивановичем Фёдоровым, Василием Васи ль е виче м Морозовым. Совершенно разные художники! Тем интереснее общешкольные выставки по итогам ученических просмотров.
Пройдём по школе - какие таблички у дверей кабинетов! «Малый Эрмитаж», «Вдохновение», «Отражения», «Чудо-кисточка», «Пилигримы». Только неисправимый романтик может дать своей мастерской имя по своему личному мироощущению! А какие забавные названия ученических групп - именно названия, а не номера - «Матрёшки», «Молодцы», «Ранетки», «Графья»... Конечно, и художественные термины в названиях обязательно присутствуют. Нынче в школе набрано 46 групп обучающихся.
Своё сорокапятилетние школа встречает в новом помещении, с любовью и надеждой на будущее отремонтированное Администрацией города. Всё, о чём мечталось первым преподавателям и ученикам школы, что изо всех сил они приближали, случилось! Воистину, школа теперь настоящий «храм искусства» - красивые и удобные мастерские, оснащённые цифровой техникой административные кабинеты и кабинет истории искусства, уникальнейшая библиотека, богатый натюрмортный фонд, современное методическое обеспечение. А в скульптурной мастерской матово поблёскивают новенькими кнопочками все необходимые юному керамисту приспособления - печь для обжига, сушильный шкаф, гончарный круг.
Но главное богатство и отрада - это наши ученики, маленькие пассажиры нашего маленького эшелона - сотни молодых пытливых глаз, умелых рук и пылких сердец.
И какая ответственность и восторг должны быть сейчас на душе у нынешнего, третьего, директора школы Алевтины Викторовны Судариковой! За внешней хрупкостью чувствуется твёрдая воля и искренняя вера в своё предназначение - замечательные качества для руководителя такой замечательной школы!
Оставить комментарий