Рождественские темы на уроках изобразительного искусства
Т. Сапожникова, методист Центра непрерывного художественного образования, г. Москва
Рождественские темы на уроках изобразительного искусства
Если спросить у школьников, какие зимние праздники им известны, то в первую очередь все назовут Новый год и лишь немногие вспомнят о празднике Рождества. Для детей зимние праздники - это прежде всего длинные каникулы с играми на улице и елка с подарками. В этом нет ничего удивительного, ведь многие годы Рождество в нашей стране не отмечалось, а отсутствие памяти и интереса к истории своего народа были нормой. Мало кто сможет рассказать, какие традиции связаны с праздником Рождества и как его отмечали наши предки. Дети не знают, что во многих странах на праздник Рождества поют рождественские песни (у нас, кроме песни «В лесу родилась ёлочка», никто ничего и не вспомнит), и вряд ли догадываются, что Снегурочка не имеет отношения к древним традициям, а пришла к нам на праздник из сказки А.Н. Островского.
Традиции не могут возродиться за один день или за один год, они должны храниться в семье, но лишь редкие современные семьи празднуют Рождество так, как это было когда-то принято. Такие школьные предметы, как мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство и технология, могут пробудить интерес к тому, что из дома, к сожалению, уже прийти не может. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» даёт возможность всем ученикам от первого до седьмого класса, не выходя за рамки урока, творить на заданную тему. Для создания атмосферы праздника на уроке можно использовать не только наглядный материал (фотографии, репродукции), но и рождественские колядки, и видеофрагменты выступлений фольклорных ансамблей (ансамбль Д. Покровского, «Домострой», «Истоки»). Почувствовать рождественское настроение помогут также отрывки из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». Чтобы практическая работа получилась интересной, учитель должен увлечь детей рассказом о празднике Рождества и помочь им за короткое время урока справиться со сложным заданием.
Праздник Рождества считался преимущественно семейным и детским. Для детей устраивали ёлку, которую украшали игрушками и сладостями: конфетами, яблоками и розовыми баранками. Ёлка символизировала древо жизни, зажжённые на ней свечи - духовный свет, пришедший в мир с рождением Христа, а плоды -царство благодати.
«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес ёлок... На Театральной площади, бывало... стоят в снегу. Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами... Небо - в дыму - лиловое, в огне. На ёлках иней». (Здесь и далее: отрывки из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».)
К празднику готовились заранее: убирали дом, наряжали ёлку.
«Белят ризы на образах: чистят до блеска щёточкой с мелком и водкой и ставят «праздничные», рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звёзды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, - и это напоминает чистый, морозный снег».
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
В вертепе - переносном кукольном театре в форме двухъярусного ящика-домика с деревянными или тряпичными фигурками - разыгрывали сценки, связанные с рождением Христа: поклонение пастухов и волхвов, избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода.
«...Топотом шумят в передней... мальчишки... Мишка Драп несёт Звезду на палке - картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, - свечка там... Совсем не похоже на Звезду, но всё равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды».
Святки были началом нового солнечного года, и поэтому в ритуалах и песнопениях-колядках много мотивов, связанных с пожеланием урожая и богатства. За своё пение славельщики получали угощение - обрядовое печенье («козульки», «коровки») и деньги.
Дожидай Рождества, А дай Бог тому,
Коляда пришла! Кто в этом дому:
Коляда свята! Ему рожь густа,
Коляда свята! Рожь ужиниста.
Коляда пришла, Наделил бы вас Господь
Рождество принесла! И житьем, и бытьем, и богатством!
Со второго дня Рождества по вечерам из дома в дом начинали ходить ряженые. Рядились все: и молодые и старые, и мужчины и женщины. Парни любили наряжаться в женский, а девушки - в мужской костюм, на голову надевали козлиные или медвежьи личины или огромные шапки-малахаи, а лицо мазали сажей. Личины делали также из бересты с отверстиями для глаз, носа и рта и пришивали к ним берестяной нос, бороду, брови, усы, румянили свёклой щёки. Наряжались цыганами, солдатами, толстыми купцами, но самые любимые персонажи - медведь и коза (лубок). У славян эти животные были издавна связаны с культом плодородия. В шествии ряженых мог принимать участие и реальный вожак с настоящим медведем, но обычно тот, кто изображал медведя, наряжался в вывороченный тулуп, а представлявший козу, тоже наряжавшийся в вывороченный тулуп, приделывал себе рога, хвост из веревки и бороду из льна.
В городе святочные маски можно было купить на рождественском базаре. Шмелёв в рассказе «Рождество в Москве» пишет: «Игрушечные ряды полнеют, звенят, сверкают... подошёл ёлочный товар. Первое - святочные маски, румяные, пустоглазые, щекастые, подымают в вас радостное детство, пугают рыжими бакенбардами...»
Ряженые гуляли по деревне с плясками и песнями, с гармошкой, балалайкой, скрипкой или барабаном, некоторые передвигались на руках. Заходя в избу, ряженые славили хозяина и всех гостей, а затем начинали петь и танцевать. Пляски сменялись играми. Парни любили пугать девушек, а те оборонялись и выгоняли ряженую нечисть из избы. Игра не только носила весёлый характер, но имела и магический смысл: выгнав из дома ряженых, люди были уверены, что таким образом они обезопасили наступающий год. Ряженые старались как можно дольше оставаться неузнанными, для этого они и придумывали особые наряды и меняли голос. Если ряженого узнавали, то он должен был снять свой костюм, а в некоторых местах узнанные обязаны были одаривать девушек деньгами.
На печи звезда
Высоко взошла!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!
(Счастье и богатство.)
Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
(Свадьба.)
Петушок, петушок!
Скажи, не утай —
Выйду ли я нонешний год замуж?
Гадали не только в избе, но и на улице: девушки кидали через ворота башмаки и смотрели, куда они ложатся носками. Если башмак ложился носком от ворот, то это означало, что девушка выйдет в этом году замуж. Кидали сапоги через поленницу или через стог сена, и если перекидывали, то это означало замужество. Ночью в огороде девушка ложилась на снег, а утром рассматривала отпечаток, и если он был чётким, то это сулило счастливую жизнь в течение целого года. Холостые парни и девушки заходили в хлев и, зажмурив глаза, снимали с насеста курицу и по её цвету определяли, какого цвета будут у суженого волосы.
На Рождество развлекались не только ночью, но и днем: катались на санках с гор, устраивали кулачные бои.
«...На третий день Рождества, такой порядок, от старины... «стенкой» пойдут на наших, в кулачный бой, и большое побоище бывает; сам генерал-губернатор князь Долгоруков будто дозволяет, и будошники не разгоняют: с морозу людям погреться тоже надо».
Практические занятия.
Задания, выполняемые на уроках изобразительного искусства, могут быть сделаны из разных художественных материалов и должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка, доставляя ему радость и создавая атмосферу праздника.
В 1-м классе во II четверти, знакомясь с темой «Мастер украшения», дети изображают портрет Снегурочки, праздничную ёлку и деревья в снегу.
Во 2-м классе конструируют ёлочные игрушки и создают коллективное панно.
В 3-м классе, изучая тему «Искусство на улицах твоего города», учащиеся могут изобразить праздничный город; зимние аллеи парков, украшенные ажурными оградами и фонарями.
В 4-м классе ребята только начинают знакомиться с искусством своего народа, и такие темы, как «Пейзаж родной земли», «Образ традиционного русского дома (избы)», «Украшение построек и их значение», «Деревня - деревянный мир», «Образ красоты человека», «Народные праздники», «Древний город и его жители», могут быть использованы для создания индивидуальной или коллективной работы на тему « Рождество ». Интересным заданием для учащихся 4-го класса могут стать портреты крестьян в зимних головных уборах на фоне зимнего пейзажа.
Рисунки первоклассников / Рисунки четвероклассников
В начальной школе учитель не должен требовать выполнения сложных композиций. Если у ребят возникнут трудности с изображением архитектуры и людей в пейзаже, то избы, храмы и фигуры можно сначала изобразить на отдельных листах, а затем вклеить в подготовленный фон (коллективный или индивидуальный). Написать пейзаж помогут фотографии русских зимних пейзажей, храмов и изб и картины таких художников, как Н. Рерих, И. Грабарь, А. Васнецов, Н. Крылов.
Для создания зимнего рождественского пейзажа можно прочитать детям описание рождественской ночи И. Шмелева и ограничить палитру синей, фиолетовой, жёлтой и белой красками. Фигуры в русских народных костюмах на таком фоне будут смотреться ярче.
«...На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё звёзды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звёзды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо серебро... Идёшь из церкви. Всё - другое. Снег - святой. И звёзды - святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась?.. Она голубоватая, Святая... Вот прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству!.. Смотришь, смотришь - и думаешь: «Волхви же со звёздою путешествуют!..
Рождество... Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне - Христос рождается - славите!
Христос с небес - срящите! - слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Сад - в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; брызнуло розоватой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество».
В 5-м классе ребята подробно изучают тему «Древние корни народного искусства» и учатся понимать условно-символический язык крестьянского декоративного искусства, знакомясь с истоками его языка. Нарисовать сложную композицию пятиклассникам трудно, поэтому достаточно изобразить одну фигуру в зимней одежде на фоне пейзажа, но в этой работе должны отразиться темы, изучаемые на уроках ИЗО: «Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки», «Народный праздничный костюм», «Народные праздничные обряды».
Тема «Рождество» даёт учителю возможность не только более подробно изучить зимний русский костюм по фотографиям, но и познакомить детей со сказочными персонажами оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Морозом» и «Снегурочкой» Н. Рериха и «Снегурочкой» М. Врубеля; с изображениями русских крестьян: «Крестьяне», «Иван Петров» В. Васнецова; «Захарка» А. Венецианова, и «Крестьянин с шарами» Б. Кустодиева; с эскизами костюмов бояр Н. Рериха и с русскими костюмами, изученными и зарисованными Е. Аксельрод и Н. Шабельской.
Тема II четверти 6-го класса - «Мир вещей. Натюрморт». Казалось бы, к празднику Рождества она не имеет никакого отношения, но такие темы, как «Многообразие форм окружающего мира», «Освещение и тень», «Цвет в натюрморте», «Выразительные возможности натюрморта», могут быть использованы для создания праздничной работы. Для учителя не составит труда придумать интересный натюрморт из предметов, имеющих отношение к зиме - еловая ветка, свеча, ёлочные игрушки, яблоки, - и работы шестиклассников смогут стать частью праздничной выставки.
В 7-м классе от учащихся требуется знание пропорций фигуры человека и умение изобразить человека в движении. Семиклассники изучают исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве; выполняют эскизы, зарисовки, наброски; создают самостоятельные композиции на заданную тему. Композиция на тему «Рождество» позволит повторить тему «Русское народное искусство», познакомиться с работами различных художников, создававших картины на эту тему; показать понимание сюжета и содержания картины и умение изображать фигуры в движении. Рассказывая о празднике Рождества, учитель должен более подробно остановиться на тех эпизодах, которые дети смогут проиллюстрировать; подобрать наглядный материал по русскому зимнему костюму; помочь в изображении пейзажа или интерьера; подсказать и показать на примере картин разных художников, как лучше расположить фигуры на листе (С.В. Иванов. «Семья». 1910).
В работе на тему «Рождество» можно рисовать людей не только в русских народных костюмах. В том случае, если ученики захотят изобразить поклонение волхвов или пастухов, следует подумать о том, как они выглядели. Каждый художник изображал их по-своему, и поэтому особенно интересно ребятам будет рассматривать картины художников эпохи Возрождения: Джотто, Андреа Мантеньи, Беноццо Гоццоли, Фра Анджелико и Питера Брейгеля. В росписях капеллы Волхвов в палаццо Медичи-Риккарди (1459) во Флоренции Беноццо Гоццоли изобразил сказочное шествие свиты царей-волхвов Каспара, Балтасара и Мельхиора в костюмах XV в. За волхвами следуют группы пеших и конных горожан, и здесь же изображены члены семьи Медичи и автопортрет самого художника. В свите присутствует группа охотников с соколами, собаками и гепардами, которые были непременной принадлежностью аристократического дома, а вся композиция исполнена духа рыцарского великолепия.
У Питера Брейгеля в картине «Поклонение волхвов. Снегопад» (1567) внимание зрителя приковано к зимнему пейзажу и к людям, спасающимся от зимнего холода. Если не знать названия картины, то увидеть в этом заснеженном нидерландском пейзаже евангельский сюжет довольно трудно. Картина «Перепись в Вифлееме» (1566) также подробно рассказывает о мире нидерландских крестьян XVI века: о детях, играющих на льду, о деревенской архитектуре, а согнувшийся под тяжестью плотницких инструментов Иосиф и Мария, укутанная плотным серым покрывалом, ничем не отличаются от людей, собравшихся на площади.
Многие художники обращались к вечному сюжету Рождества Христова, но за 40 минут урока невозможно рассказать обо всех, поэтому учитель должен выбрать для показа на уроке картины таких художников, которые могут удивить, а значит, и заинтересовать учеников. Таким художником является Ефим Васильевич Честняков (1874-1961), который писал картины на фольклорные темы — о народных обычаях и обрядах. Художник вырос в крестьянской семье в деревне Шаблово Костромской губернии, сам участвовал в праздничных играх с песнями, танцами и музыкой, слушал сказки на долгих зимних посиделках, интересовался театром. Реальность была для него загадочно-прекрасной, как в народной сказке, поэтому и темой его творчества стали сказки, наполненные реальными деталями крестьянского быта. Ефим Васильевич сам мастерил музыкальные инструменты — гармоники, рожки, глиняные дудочки и свирели, обучал игре на этих инструментах деревенских ребятишек и разыгрывал вместе с ними веселые театрализованные представления, сочиненные им самим. Картины Честнякова построены таким образом, что все действие разворачивается перед зрителем как на сцене, а все персонажи повернуты лицом к зрителю, как, например, на картине «Ведение невесты из бани», изображающей один из моментов свадебного обряда, и на картине «Коляда», рассказывающей о старинном рождественском обряде колядования. В картине «Ряженые», изображающей сцену народной игры, Честняков расположил действующих лиц в два ряда: на переднем плане находятся ряженые «актёры», а во втором ряду, вдоль стены избы, как зрители в театре, - девушки, собравшиеся зимним вечером на посиделки. Эти картины Честнякова не только проиллюстрируют рассказ учителя о празднике Рождества, но и помогут детям в создании собственной композиции.
Е. Честняков. Коляда
Практическая работа семиклассников может быть как графической (чёрная ручка на листе формата А4), так и живописной (гуашь на листе формата А3). При выполнении графической работы ребята сначала изображают простым карандашом людей в движении, затем сразу ручкой рисуют костюм, а потом дорисовывают пейзаж на заднем плане. Если работа выполняется красками, то детям проще сначала написать пейзаж, потом на высохшем фоне нарисовать карандашом фигуры и ярко раскрасить их гуашью.
Учитель должен помочь и тем школьникам, которые захотят в своих рождественских картинах изобразить животных: вола, осла и овечек, которых обычно пишут на иконах, или любых животных по своему выбору: лошадь и даже верблюда (можно показать фотографию верблюда, живущего в Ново-Голутвинском женском монастыре в Коломне). Главное для учителя - не забывать о том, что всех детей должна радовать не только выставка лучших работ, украшающая школу к празднику, но и сам процесс создания праздничной картины.
Литература:
- Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. М.: Теза, 1994.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
- Некрылова А.Ф. Русские городские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. М.: Искусство, 1988.
- Обрядовая поэзия. М.: Современник,1989. Обрядовая поэзия. Книга 1. Календарный фольклор. М.: Русская книга, 1997.
- Панкеев И. Русские праздники и игры. М.: Эксмо-пресс, 1999. Шмелев И.С. Лето Господне. Рождество в Москве. М.: Русская книга, 1998.
Оставить комментарий