Учить чувствовать – самое трудное в воспитании
И. Дубровина, доктор психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва
Учить чувствовать – самое трудное в воспитании
Кино и литература в культурном развитии школьников
Понятие «образование» всегда было связано с понятием «культура» и обозначало специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. В культуре, по словам В. Межуева, представлена важнейшая способность человека и всего человеческого рода - способность к саморазвитию». Передачу культурного духовного наследия от одного поколения к другому в большой степени обеспечивает искусство. Литература, театр, живопись, музыка - их история уходит вглубь веков, имеет тысячелетние традиции. Воссоздавая образы жизни, искусство даёт людям живое знание, несколько иное, чем то, которое даёт наука, и столь же необходимое. «Наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры, - пишет Ю.М. Лотман. - Обладая одним глазом, человечество обладало бы, как и одноглазый человек, неким плоским и однолинейным знанием: именно «разнооснованность» искусства и науки и создаёт объёмность нашего знания. <...> Искусство - это возможность пережить непережитое, возможность приобрести опыт там, где нет опыта, возможность прохождения не пройденных дорог, оно расширяет наши возможности» [1, 522].
В произведениях искусства присутствует душа художника, потому искусство способно создавать «партитуру чувств», - замечал Л.С. Выготский. Главное свойство истинного искусства и состоит в том, чтобы захватывать, заражать и заряжать людей вложенными в эти произведения чувствами, мыслями.
Все могучие силы искусств - литературы, театра, живописи, музыки - соединились в кинематографии. По словам режиссёра И.А. Пырьева, искусству кино доступны все художественные средства, какими располагают и литература, и музыка, и живопись, и театр, и сама природа. И это не механическое сложение художественных средств и творческих возможностей, а их чудесный сплав, синтез [2]. Отсюда огромная сила культурного воздействия на умы и чувства людей, заложенная в киноискусстве. Но это воздействие может быть позитивным или негативным, или вообще не состояться. Почему?
«Первое, - пишет Д.С. Лихачев, - на что необходимо обратить внимание, восстанавливая связь между творцом и тем, кому предназначено его творчество, это на сотворчество воспринимающего, без которого теряет своё значение и само творчество» [3, 351]. Великие художники обладают такой способностью выражать собственную личность в своих произведениях, что в сознании читателя, зрителя, слушателя создаётся впечатление личностного общения с автором.
Чтобы состоялось такое позитивное общение между создателями кинофильма и зрителями, необходимы определённые условия. Одни из них обусловлены культурой самих создателей фильма, другие - культурой восприятия, понимания и сопереживания зрителей, их психологической готовностью к общению, к «сотворчеству» с авторами произведения. Растущего человека надо готовить к сотрудничеству с авторами любого произведения искусств. Это иллюзия, что кино можно смотреть без какой-либо подготовки.
Особое место в культурном развитии школьника занимает экранизация классических произведений отечественной литературы. Литература и кино предполагают отношения взаимной дополнительности. Но всегда ли кино помогает школьникам овладевать культурным литературным наследием?
Известно, что в основе успешной экранизации лежит уважение к писателю и его произведению. Но в некоторых фильмах творческая фантазия их создателей идёт по пути упрощения, бесцеремонного «осовременивания» и весьма субъективного толкования классики. Такое «новое» прочтение часто скрывает неспособность понять и воплотить в своих фильмах всю сложность и глубину смыслов классических произведений.
Французский киновед Андре Базен замечает, что драма экранизации состоит в основном в опасности вульгаризации: хорошая экранизация должна суметь воспроизвести суть и буквы, и духа первоисточника; тот, кто меньше всего заботится о верности литературному первоисточнику во имя мнимых требований экрана, предаёт одновременно и литературу, и кино [4]. М.А. Лифшиц в статье «Можно ли переделывать классиков?» замечает, что «переделки классических произведений во имя современности и даже во имя самых лучших общественных целей, создаваемые отнюдь не гениями, а людьми средних способностей, у которых больше бойкости и энергии, чем веры в истину, понижают духовный уровень общества» [там же, 222].
Процесс «обновления» и «адаптирования» русской классики к современной жизни имеет непосредственное отношение к воспитанию молодого зрителя, школьника, который теперь всё чаще знакомится не с самими произведениями, а с их экранизациями. Плохие кинофильмы учат дурному вкусу и подсовывают вместо подлинного искусства имитации. Имитации усваиваются легко - они понятны без особого интеллектуального и эмоционального напряжения.
«Опасность» таких фильмов для культурного развития детей заключается в том, что имитации классики «подсовывают» им и в школе. Не всегда понятно, какое отношение к русской классике имеет то, что происходит на уроках литературы. «Сегодня в школе не только сокращают часы на гуманитарные предметы, но и ведут их так, что только подрывают авторитет этих дисциплин. Мы отлично научились заниматься убиением живого интереса к литературе, истории, эстетического наслаждения, ... привычки искать в сочинениях писателей размышления и ответы на серьёзные жизненные вопросы» [6, 246].
Чтение классической литературы, в которой человек предстаёт в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, планов, сомнений и пр., которая помогает осознавать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений, заменяется лёгким чтивом текстов в виде кратких пересказов (переложений) великих творений.
Если раньше в помощь учащимся издавались хрестоматии, где хоть в сокращённом виде, но был представлен оригинальный текст автора, то сейчас для школьников издаются так называемые краткие пересказы классических произведений. В головы учеников «вкладываются» готовые формулировки, удобные для ответов и написания сочинений. Например, в книжке «Все произведения школьной литературы в кратком изложении» [1] на 400 страницах пересказаны произведения русской классики от «Слова о полку Игореве» до Юрия Казакова и Валентина Распутина. Авторы своими словами с некоторыми цитатами из текстов пересказывают коротко основной сюжет произведений. Но характер героев, их отношения, переживания, размышления выявляются не только и не столько через действие, но и через индивидуализированную речь персонажей, через богатство описания их чувств, мыслей, отношений и др.
Художественная литература «включает» наш разум, эмоции, воображение; создаёт эффект присутствия в «предлагаемых обстоятельствах», требующий отношения к происходящему. В художественных образах отражается внутренний мир человека, разнообразие человеческих характеров и судеб. Подлинные образы искусства передают не только отдельные человеческие черты, стороны личности, а человека как целого, во всей его сложности, противоречивости и многообразии. Тем самым обогащается собственный духовный опыт читающего, он начинает постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека, приобретает опыт сочувствия, сопереживания людям.
Пересказ для школьников классических текстов «своими словами» тормозит развитие речи учащихся, не способствует обогащению их языка, пониманию образности, выразительности характеров, судеб людей и общества. Такое знакомство с литературой тормозит развитие так называемого «опосредованного» общения, когда человек общается не непосредственно с другим человеком, а с миром человеческой культуры, запечатлённой в том или ином произведении; у него не возникает ни желания, ни умения сформировать и обосновывать своё мнение, сопереживать, спорить или соглашаться с автором, героями. Поэтому не происходит необходимого «сотворчества» школьников с создателями произведений искусств, главная ценность которого - те «преобразования», которые совершаются, вернее, могли бы совершиться в личности растущего человека.
Замена оригинальных произведений пересказом их содержания обычно объясняют трудностью их понимания. Однако сложности классической литературы для восприятия школьников, скорее, определяются заформа-лизованными стандартами гуманитарного образования и слабой подготовкой современного учителя, которого тоже «жалели» и оберегали от серьёзного чтения.
Конечно, работа с классическими текстами трудна. Но, по словам М.К. Мамардашвили, важно подходить к тексту не как к мёртвому грузу учености, а как к чему-то живому, в чем бьётся пульс мысли и чувства [4, 45].
Пробуждение на уроках литературы живого чувства и живой мысли учащихся позволяет реализовывать позитивное культурное воздействие не только прочитанного, но и экранизированного произведения, так как различные сферы искусства существуют не сами по себе, а во взаимосвязи. Не случайно, Д.С. Лихачев рассматривал культуру как определённое пространство, из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные; при утрате какой-либо одной части культуры непременно наступает общее её падение.
Особое место в эмоциональном восприятии произведений искусства занимают эстетические чувства. «Эстетическая реакция есть реакция в ответ на произведение искусства и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков» [3, 317]. В эстетическом освоении действительности через искусство формируются этические категории «добро», «зло», «ответственность», «вина», «совесть» и др. Уроки литературы заключают в себе уникальную возможность развития эстетического восприятия и эмоциональной восприимчивости как предпосылки полноценного эмоционального отклика на широкий круг явлений окружающей жизни. Тем самым они заключают в себе возможность приобщения школьников к широкой сфере искусств.
Восприятие кинофильма как произведения искусства сложнее, чем восприятие литературного текста. Читая книгу, можно остановиться, перечитать те или иные страницы, вернуться к ним. В кино происходит все сразу, жизнь героев и происходящие события разворачиваются на протяжении ограниченного времени. Кино предполагает, что зритель вступает в диалог и сопереживание не только с автором произведения и его героями, но и с режиссёром, воплотившим это произведение, с исполнителями ролей (актёрами), с собственным образом героя (героев), возникшим (возникшими) в его воображении в процессе чтения.
Культурно не подготовленный читатель переходит в «разряд» культурно не подготовленного зрителя.
Развитие эмоционального мира школьника - сложнейшая проблема. Учить чувствовать - самое трудное, что есть в воспитании. Между тем понимание кино как произведения искусства, предполагая сопереживание происходящему на экране, требует постепенного «воспитания души», и ему должны предшествовать, по предположению В.П. Зинченко, малые шаги в её укреплении - со-действие, со-чувствие, сопереживание, со-страдание, со-участие и пр. [4]. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понимать произведения искусства, будь то литература, театр, кино, живопись и др.
Школа акцентировала основное внимание на одном аспекте образования - на усвоении знаний ученика, на его подготовке к сдаче ЕГЭ и к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания - вопросам воспитания: развитию потребностей, мотивов, чувств. Отсюда общая скудость эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто серьёзно не занимается. А между тем, Л.С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Более того, эмоции школьников указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души.
При культурном развитии личности ум и чувства развиваются равномерно. Развитие одного вне развития другого ведёт к ущербности развития. «Познавая и переживая нечто, мы одновременно познаём и себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе - изменяем, сотворяем себя» [4, 44].
Экранизация русской классической литературы обладает величайшими возможностями культурного развития школьников при условии:
- если в самом кинофильме встречаются равноценные художественные явления - высокое кино (профессиональная режиссура, актёрское мастерство) и высокая литература (отечественная классика);
- если с кинофильмом встречается психологически подготовленный зритель: если школьник с позиции своего восприятия содержания произведения, своего понимания позиции автора, своего сопереживания всему тому, что автор включил в своё повествование, вступает в диалог с создателями экранной версии этого произведения и вместе с ними поднимается на новую ступень своего культурного развития.
Литература:
- Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003.
- Пырьев И.А. Избранные. произведения в 2 т. М.: Искусство, 1978. Т.1.
- Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусств. М., 1968.
Оставить комментарий