Проблемы и перспективы музыкально-педагогического образования

Н. Царёва, декан факультета музыки ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Проблемы и перспективы музыкально-педагогического образования

В ситуации, когда вся система российского образования вовлечена в модернизационный процесс, вопрос подготовки педагогических кадров становится задачей повышенной сложности. Проблема в том, что потребности школы, на которые традиционно ориентируется вуз, ещё не вполне определены и не до конца осознаны. Школьные образовательные стандарты ещё ждут своего содержательного наполнения, программы и учебники - дальнейшей разработки и апробации, профессиональный стандарт педагога - новой редакции, принятие которой, как недавно было объявлено, планируется осуществить не ранее 2020 года.

Для вуза жить в ожидании изменений значит погрузиться в состояние стагнации. Следовать инерционному сценарию развития - сценарию ответных действий на эти изменения - значит оказаться на периферии прогресса. Недопустимость подобных вариантов развертывания событий очевидна. А потому перспектива одна - выстраивать свой образовательный процесс не просто с учётом реалий сегодняшней жизни школы, но, главное, с учётом тенденций, которые эту жизнь определяют и трансформируют.

Для музыкально-педагогического образования основным индикатором, позволяющим предвидеть ход развития, конечно же является школьное музыкальное образование. Ещё раз подчеркну - не в его сегодняшнем состоянии, а в том, с которым связаны надежды на будущее: надежды на то, чтобы урок музыки занял-таки достойное место в кругу школьных предметов, не поступаясь при этом собственными принципами - принципами художественной педагогики; чтобы общение с музыкой, осуществляемое в разных видах и формах музыкальной деятельности, если не полностью заменило, то хотя бы оттеснило на второй план практику её отвлеченно-созерцательного, а нередко и чисто умозрительного постижения; и, наконец, чтобы школьная среда, призванная питать не только ум, но и сердце ребёнка, отвечала бы своему исходному предназначению.

О том, что эти надежды не беспочвенны, можно судить по целому ряду признаков: всё чаще со страниц педагогических изданий звучат слова о необходимости расширения сферы дополнительного образования, в том числе за счёт занятий искусством; всё настойчивей проводится идея деятельностного освоения музыки (в новой Концепции предметной области «Искусство» она занимает доминирующее положение), а переоценка того, что должно являться истинным результатом музыкального образования приводит к пересмотру предметных результатов в школьных образовательных стандартах.

Будет ли выпускник педагогического вуза готов осуществлять свою профессиональную деятельность в новых, только становящихся условиях, зависит уже от других стандартов - стандартов высшего образования, как раз и призванных обеспечить высокое качество профессиональной подготовки учителя музыки. Ядро такой подготовки всегда составляли, с одной стороны, глубокие теоретические знания, с другой - исполнительские умения. (Добавим: «ядро подготовки» должно включать и третью составляющую: понимание ребенка в его развитии и в его отношении с предметом, который мы преподаём. -Ред.) При современном подходе к построению учебных планов с неизменным требованием их унификации последняя из названных составляющих оказывается под угрозой. И дело даже не в том, что значительная часть времени в этих планах отводится на изучение дисциплин общегуманитарной направленности (широта и фундаментальность всегда были сильными сторонами российской школы), а прежде всего в том, что единые для всего педагогического образования нормы распределения учебной нагрузки нивелируют саму специфику музыкально-образовательного процесса. Можно ли, к примеру, из количества часов, планируемых на дисциплину «Хоровой класс и практическая работа с хором», 60 % отводить на самостоятельную работу студентов»?

Без должной исполнительской подготовки, без собственного опыта музыкально-исполнительской деятельности, который как раз и формируется в процессе обучения в вузе, учитель музыки вряд ли состоится как профессионал. Под вопросом оказывается и его способность вести внеурочную музыкальную деятельность, возвращающуюся сегодня в школы и становящуюся одним из важных направлений в системе её воспитательной работы.

Со своей стороны университет предпринимает необходимые для этого шаги: на нашем факультете, к примеру, уже реализуется образовательная программа с двойным профилем подготовки «Музыкальное образование и дополнительное образование». Заложенный в её структуре принцип модульного обучения обеспечивает студенту возможность получения дополнительной специализации, а значит, и будущую профессиональную мобильность. Деятельность в качестве учителя музыки он сможет легко совмещать с деятельностью педагога дополнительного образования - вести уроки музыки и руководить хоровым коллективом или ансамблем, заниматься с детьми сольным пением или игрой на музыкальных инструментах.

Отдельное преимущество такая подготовка даёт учителю сельской школы (из наших выпускников их более половины), позволяя ему одновременно расширить и сферу своей деятельности, и сферу своего влияния. Немаловажно, что у учителя появляется реальный шанс иметь полноценную нагрузку (в противном случае уроки музыки может вести кто угодно, даже учитель химии, с чем, к сожалению, приходилось сталкиваться); школа же получает профессионала, способного обеспечить не только качество преподавания своего предмета, но и качество культурно-просветительской работы. Это ли не предпосылка к тому, чтобы сделать школу эпицентром культурной жизни села?

Как ответ на образовательные потребности общества следует рассматривать включение в программы подготовки студентов таких модулей или дисциплин, как «Обучение в условиях инклюзии» или «Социокультурное проектирование»; на уровне магистратуры - реализацию программ полипрофильной направленности: «Педагогика и менеджмент дополнительного музыкального образования», «Музыкальное исполнительство и педагогика»; и, наконец, продвижение целого пакета дополнительных образовательных программ и программ профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Однако все попытки музыкально-педагогических факультетов, отделений или колледжей соответствовать новым общественным запросам, стать значимым фактором социального, культурного развития общества могут обернуться утопией, если не будет приостановлена губительная тенденция к сокращению числа студентов, ставок преподавателей, да и самих образовательных организаций под предлогом их оптимизации. Десять бюджетных мест, которые мы получаем уже второй год подряд для очной формы обучения, вряд ли сопоставимы с потребностями Пермского края, численность населения которого составляет более 2,5 миллионов человек. Мотивируя перспективных абитуриентов к поступлению на факультет, приходится говорить: профессия «учитель музыки» скоро станет одной из самых дефицитных. И в этом нет никакого лукавства: даже центральные школы Перми всё чаще обращаются к нам в поиске необходимого им специалиста, не говоря уже об отдаленных школах или организациях дошкольного образования.

Ощущение востребованности, безусловно, рождает чувство удовлетворения и в не меньшей мере - чувство ответственности как перед работодателями, так и перед молодыми людьми, чьи ожидания получить качественное, современное образование не могут быть обмануты. Их путь в профессию, их жизнь в профессии определяются тем, какой будет школа завтра и каким будет выбранный ими вуз.

От редакции

Мы уже не в первый раз публикуем материалы, в которых то более резко, то более дипломатично, но вполне определенно говорится, что процессы, цинично именуемые «оптимизацией», фактически ведут к деградации образования (науки, культуры, медицины…). Конечно, адресатами этих обращений являются не школьные учителя, а руководители образования (науки, культуры, медицины… государства). И всё же мы считаем небесполезным делом их публикацию в нашем журнале. Пусть учителя знают, что позиция, альтернативная официальной, существует. Что люди, реально работающее в образовании, всё чаще имеют смелость заявлять о ней. Что есть и право, и основание нелицеприятно обсуждать эти вопросы на местном уровне. Что вода камень точит.

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 20-21.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.