Узкая специализация - не для детей!

В. Мищенко, преподаватель мультипликации детской телекомпании «Старая Мельница», г. Новосибирск

Узкая специализация - не для детей!

Телекомпания «Старая Мельница»

Главное — начать:
начало — важнейшая часть дел.
Авсоний

Однажды попавшие в руку малыша фломастер, кусок мела или уголёк становятся для него открытием, чудом. А у мамы при виде каракуль сладко замирает сердце: «Он талантлив! Будет художником!»

Как только малыш приседает в такт ритмичной музыки, держась за жёрдочки кроватки, с сердцем мамы происходит то же самое - замирает, а «опытный глаз» определяет: «Будет танцевать!»

И первая реакция на «проявление талантов» - за ручку и в школу, в студию, в кружок. Почему? «Так ведь хочется «не упустить время», хочется «не дать пропасть» художнику, певцу, композитору, артисту и т.д. И как «не проглядеть» за рисовальщиком танцора или писателя, за певцом - талантливого скульптора или пародиста? Да, сегодня мало кто сомневается в том, что, помимо игры и общения, для общего развития малыша необходимы и такие виды деятельности, как музыка, изо, танец. Но «узкая специализация» - не для детей. Они, как известно, познают, поглощают этот огромный, интересный и неизведанный мир всем своим существом. И росчерки-рисунки, и движения-танцы, и сказки, и музыка «про дождь» - это особый язык, способ рассказать о своих впечатлениях от мира, в котором они живут. И есть такой способ «не проглядеть» - дать возможность заниматься таким видом искусства, в котором есть всё, или почти всё, что понадобится нашим детям для познания этого огромного мира.

Каждый ребёнок — художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
П. Пикассо

Один из путей познания себя в этом мире и своих способностей - мультипликация. К нам в мультипликационную мастерскую приходят дети разного возраста, разных способностей и, прикасаясь, окунаясь в это искусство, каждый становится художником в широком смысле этого слова.

Все знают, что такое мультики. Да, это «живые» рисунки. Мультики - это сказочная страна. Они веселят, учат, воспитывают, удивляют. Мультипликация от латинского слова «мульти» - много. Много рисунков, а затем много кадров, которые при ускоренном просмотре дают эффект движения, оживления. Сегодня чаще можно услышать слово «анимация» (оживление) из-за привлечения к работе столь необходимого теперь компьютера. Но мы, педагоги и юные художники нашей мастерской, больше любим слово «мультипликация», отчасти оттого что старшие дети делают именно рисованные мультфильмы, отчасти и оттого что в нашей мастерской много рисунков, сказок, много идей, открытий, много общения, съёмок, смеха, много творчества.

Причём есть мультфильмы для детей, которые рисуют и снимают замечательные взрослые режиссёры и художники-мультипликаторы, а есть детская мультипликация, где мультфильмы «делают» сами дети.

С чего всё начинается? Всё начинается, как и в любом деле, с замысла, с идеи. Идеями переполнены дети на занятиях по сценаристике. Ребятам задаётся вопрос, ответом на который становится сюжет какой-либо истории. Например: «Чьи следы увидел цветок, проснувшийся от прохладной росы?» или «В каком доме жил этот глиняный чайник с отломанным носиком?». И историю эту каждый юный сценарист, проговорив вслух, рассказывает в рисунке. А рисунок - в форме раскадровки с обозначением крупных, средних и общих планов. Герои пока без тщательной прорисовки только для представления идеи и обозначения хронотопа событий. Разбуженная фантазия даёт импульс к устному творчеству, обмену идеями, общению «по поводу». А затем возникает потребность всё это зафиксировать уже не только в устной речи, а и в изобразительной.

Раскадровка сродни комиксам, но даёт гораздо больше: здесь присутствует взгляд в будущее, перспектива, продолжение - подразумевается и представляется будущий фильм, его съёмки (как это будет на экране?). Причём у детей есть выбор: сделать фильм, используя только свою идею, или объединиться для создания общей работы.

Затем от сценария - в живопись. Мольберт, большие листы бумаги. Изобразительный материал выбирают сами, в зависимости от замысла. Замысел может определяться предыдущей работой. Если сценарий по теме «Сказки Андерсена» и в разработке были идеи из жизни чайника, то на занятиях по изо каждый художник пишет «свой чайник», помещая его либо в пейзаж, либо в интерьер. Происходит «оживление предмета в одном кадре», с учётом композиции, цветовых сочетаний, с отработкой деталей.

На этих же занятиях совершенствуется техника маски или завивки, растушевки или линейного рисунка. Пробуем передавать фактуру и свойства предметов или героев: пушистый - колючий, вязанный - стеклянный, лёгкий - тяжёлый и так далее. Экспериментируем с различными техниками, придумывая и пробуя: а как масляная пастель с мягкой на гуаши, а уголь по акварели?

Новые приёмы фиксируются и применяются остальными художниками, а вернисажи, которые устраиваются по завершению работы над нашими картинами, дают прекрасную возможность юным художникам «подсмотреть» способы решения композиции, научиться видеть разнообразие стилей, техник, научиться выражать своё отношение к творчеству другого деликатно - играем в «гуманных критиков». Ну и наконец, соотнестись с братьями-художниками, увидеть себя среди остальных. Вся эта работа по рисунку, живописи, лепке превращается в хороший опыт, применяемый и в работе над мультиком.

Вот когда начинается по-настоящему «проживание» своей истории, определяются герои, их характеры. Как передать удивление, гнев, испуг? Дети бегут к огромному зеркалу и там проигрывают эти эмоции. Нередко сами находят новые приёмы: глаза под брови - суперхмурый, мрачный. Убрать брови - беззащитный и т.д. Создание фона - вот прелесть общения в совместной деятельности. Если, конечно, сумели договориться.

А съёмки? Чтобы просчитать количество кадров для передачи поворота головы, прыжка, потягивания, ребята опять проживают это, повторяя жест или поворот несколько раз, уточняя нюансы. Сколько кадров на крупный план, сколько - на общий? Идёт анализ, а в сознании всегда нужно удерживать не только картинку будущего фрагмента, но и весь будущий фильм, его сценарное построение. При этом удерживается и эмоциональный фон. В общем, ребёнок - и сценарист, и художник, и режиссёр в одном лице.

Герои оживлены, но не звучат. Дети знают, как их озвучить: голосом, музыкой, шумами. Голос, интонация, ритм - всё это используется для того, чтобы подчеркнуть характер или ситуацию. Теперь они сами - актёры.

Монтаж завершён, всё озвучено - «фильм снят!». С каким нетерпением и трепетом, волнением и радостью они смотрят своё творение. Так много вложено мысли, работы. Времени. Вдохновения. Они - авторы, созидатели, творцы.

Лучшее, что мы можем дать нашим
детям, — это научить их любить себя.
Л. Хей

Мультфильм как результат - в каждой группе разный. Но относительно своего возраста любой ребёнок при создании фильма обязательно пройдёт необходимые этапы и попробует себя в различных видах деятельности. Ему просто придётся это сделать. И как брошенному в рассол огурцу приходится засаливаться, ребёнку, делающему мультик, придётся развиваться и приобретать способности к музыке, сочинительству, рисованию, выразительному движению, общению. Потому что очень хочется увидеть на большом экране свой мультик. А следующий, новый мультфильм - это новые приобретения и открытия. Ребёнок будет продолжать развиваться по пути интереса к миру.

И неспроста мультипликация - и взрослая, и детская - стремительно приобретает такую популярность. Взрослые, очевидно, тоже хотят развиваться. Потому что мультипликация - это искусство интегральное. Мультипликация - искусство, объединяющее в себе столько других его видов, что приходится говорить не о синтезе искусств в мультипликации, а, смещая акцент, о мультипликации как синтезе искусств.

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 63-64.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.