Триумф русского искусства

В. Перепелица, кандидат педагогических наук, режиссёр образцового театрального коллектива «Балаганчик», пос. Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области

Триумф русского искусства

Известны примеры семей, в которых, в течение нескольких поколений, рождались серьёзные музыканты, один из которых прославил весь свой род. Не менее удивителен в этом отношении род Брюлловых (Брюлло) - онемеченных французов, во 2-й половине XVIII века перебравшихся в Россию. По меньшей мере 8 представителей этого рода оставили достойный след в русской живописи, архитектуре, сценографии, прикладном искусстве. А в памяти культуры эта фамилия сохранилась, в первую очередь, благодаря знаменитому Карлу Павловичу.

Подготовка. Оформлена книжная выставка по теме; подобраны слайды «Всадница», «Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Полдень», «Последний день Помпеи»; аудиозапись песни Б.Окуджавы «Живописцы».

Действующие лица: Библиотекарь, Ведущие (1) и (2), Искусствовед, Художник, Чтец.

(Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «Живописцы».)

Искусствовед. Добрый день, дорогие ребята! В настоящее время технические средства столь совершенны, что мы с лёгкостью можем очутиться в любой части света. Да вообще, мало ли где? Но сегодня у нас цель иная: нас зовёт искусство, а вернее живопись, которой подвластно многое. Известный российский поэт Н. Заболоцкий, обращаясь к своим собратьям по перу, писал:

Чтец.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Художник. Подобно машине времени, а почему бы и нет, ведь человеческое воображение богато, мы перенесёмся с вами в прошлые времена самого Карла Брюллова. Думаю, вы об этом не пожалеете, ведь познавать неизвестное - всегда интересно. Итак, друзья, в путь!

Библиотекарь. Этот разговор мы начали не случайно. Карл Брюллов был и остаётся одной из крупнейших фигур русской живописи. Его «Последний день Помпеи» - явление выдающееся и уникальное в исторической живописи. И в истории русской живописи Брюллов остался, прежде всего, как автор этой картины, созданной в 1833 году..

Ведущий (2). Созданные Брюлловым великолепные портреты поставили его в число крупнейших мастеров этого жанра. И вот что я заметил: каким бы его портретом я ни любовался, все изображенные на них люди мне кажутся чрезвычайно привлекательными. Возможно, это лично моё обманчивое мнение?

Ведущий (1). Вовсе нет. «Хитрость» сия в том, что Карл Брюллов писал только тех людей, к которым на самом деле испытывал настоящую симпатию. Это подтверждают многие полотна, например, «Всадница», портрет Ю. Самойловой - блистательный образец парадного портрета; портреты писателей Н. Кукольника, А. Струговщикова, баснописца И. Крылова, археолога М. Ланчи и другие.

(Демонстрируется картина «Всадница», 1932 г.)

Чтец.
Как будто в седле родилась:
Стройна и свободолюбива.
С конём у ней прочная связь,
Как он, горяча и строптива.
<...>
По жизни проскачет она
Галопом, как тот иноходец.
В поступках и мыслях вольна,
Подвластна лишь дикой природе.
А. Карп

Художник. Блестящая картина Брюллова «Всадница» сразу поставила художника в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Виртуозно написанная, она поистине вызвала сенсацию в Риме, что подтверждает один из отзывов прессы тех дней: «Отличный живописец, которого до сих пор мы знали только по некоторым прелестным рисункам, исполненным акварелью, в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошёл всеобщие ожидания.

Эта картина, портрет в настоящую величину, изображает очень красивую девушку на лошади, в саду, и написана господином Карлом Брюлловым по заказу графини Самойловой. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».

Ведущий (1). Вы знаете, ребята, учёные утверждают, что наследственность играет далеко не последнюю роль в выборе профессии. Примеров тому - превеликое множество.

Ведущий (2). Постой, я, конечно, с этим согласен, только не пойму, причём здесь наследственные гены?

Искусствовед. Наш юный друг, очевидно, имеет в виду, что Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге 12(24) декабря 1799 г. в семье потомственно художественной. Его прадед Георг Брюлло, знаменитый скульптор, был из французских гугенотов.

В 1773 г. он приехал в Санкт-Петербург. У его старшего сына Ивана, тоже, кстати, скульптора, родился сын Павел Иванович Брюлло, который впоследствии стал не только академиком живописи, но и отцом знаменитейшего художника, речь о котором и пойдёт на нашем мероприятии. А вообще, семья Брюлловых была большая: трое сыновей - Александр, Карл, Иван - и две дочери - Мария и Юлия. Александр впоследствии стал известным архитектором.

Ведущий (2). Возвращаясь к теме нашего разговора, напомним, что в детстве маленький Карл рос слабым ребёнком. В возрасте семи лет переболел золотухой, да так, что болезнь на некоторое время приковала его к постели. Однако отец Карла, Павел Иванович, слыл человеком необычайно строгим, а посему никаких послаблений сыну в воспитании не делал; мог и завтрака сына лишить, если тот не выполнил домашнее задание по рисованию, а в случае чего и оплеуху дать. А за какую-то провинность Карл получил однажды такую затрещину, что до самой смерти почти ничего не слышал левым ухом. Вспоминать про это он не любил, но иногда в шутку замечал, что отец «помог» развить его художественные способности. И тем не менее несмотря ни на что, для маленького Карла отец был образцом трудолюбия, и он хотел быть похожим на отца.

Художник. Из воспоминаний Карла: «Другие дети ходили из Академии домой повесничать, а мы дома работали более, чем в Академии. Отец мой был воплощённая деятельность, я никогда не видел его праздным; он вечно сидел в своём кабинете и стругал из дерева всякий вздор, а когда уставал работать, уходил в сад возиться с цветами и деревьями. Отец не приучал нас к нежностям и во всю свою жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу».

Ведущий (1). В 1809 г. Карл поступает в Петербургскую Академию художеств, где сразу заметно выделяется среди сверстников своей одарённостью; при этом пользуется среди них популярностью и не отказывает в помощи. Одним словом, говоря современным языком, становится их лидером. Академию Карл Брюллов закончил с золотой медалью, что давало ему право продолжить образование в Италии.

Ведущий (2). Ко второй половине 1820-х годов относится целый цикл небольших картин, воссоздающих живые, увиденные художником бытовые сценки, такие как «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827) и «Полдень» (1831). Лейтмотивом этих картин является радость бытия, слияние с природой, чувство полноты жизни.

Художник. Надо сказать, что во все периоды жизни значительное место в творчестве Карла Брюллова занимал портрет, не считавшийся в Академии высоким жанром живописи. Художником создана целая серия портретов, отмеченных острой наблюдательностью, точных и лаконичных по изобразительной форме, овеянных поэтическим чувством. Это - «Автопортрет» (1833), портрет брата - А.П. Брюллова, акварельные портреты Олениных, групповые портреты княжны Елены Павловны с дочерью, графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованниной и слугой-арапчонком.

Чтец.

Эта женщина! Увижу и немею.
Потому-то, понимаешь, не гляжу.
Ах, ни кукушкам, ни ромашкам я не верю,
И к цыганкам, понимаешь, не хожу. <...>

Ведущий (1). К числу наиболее интересных и значительных произведений Брюллова-портрети­ста принадлежит портрет его друга, графини Юлии Павловны Самойловой, верной почитательницы таланта художника. Портрет написан искренно, с подъёмом и, что очевидно, с любовью. Карл Брюл­лов встретился с графиней Ю.Самойловой в 1827 г., Она стала не только его музой, но и единственной любовью. Но вместе быть им было не суждено.

Чтец.

Не сольются никогда зимы долгие и лета.
У них разные привычки и совсем несхожий вид.
Не случайны на земле две дороги — та и эта, Та натруживает ноги, эта — душу бередит.
Эта женщина в окне в платье розового цвета, Утверждает, что в разлуке невозможно жить без слёз. Потому что перед ней две дороги — та и эта.
Та прекрасна, но напрасна, эта, видимо, всерьёз.
Хоть разбейся, хоть умри, не найти верней ответа.
И куда бы наши страсти нас с тобой не завели, Неизменны на земле две дороги — та и эта, Без которых невозможно, как без неба и земли. <.. .>

Б. Окуджава. «Эта женщина в окне»

Ведущий (2). Но Брюллова не оставляет мысль о большой исторической картине. Тем более что ему досаждал кавалер Каммучини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Он относился с недоверием к таланту Брюллова и гово­рил: «Что ж, этот русский живописец способен на маленькие вещицы. Но колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее!»

Библиотекарь. Карлу было 28 лет, когда он за­думал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Приехав в Помпею в 1822 г., он был настолько поражен зрелищем раскопанного археологами мёртвого города, что почти мгновенно возник творческий замысел: изобразить трагедию последних минут гибнущей Помпеи. Работа заняла шесть долгих лет. Он долго разрабатывает компо­зицию, способ освещения и наконец останавливает выбор на вспышке молнии, что стало, по мнению профессионалов, точным попаданием в цель.

Искусствовед. Ребята, внимательнее всмот­ритесь в картину. Вам предстоит ответить на сложный вопрос. Как вы считаете, что доминирует в этом произведении: трагизм происходящего со­бытия или чувства людей? (Ребята отвечают.)

Ведущий (1). Очевидцы утверждают, что, работая над «Помпеей», Брюллов не щадил себя, доходил до такого изнеможения, что часто его просто выносили из мастерской... Но вот картина написана. И что же? Нет, художнику она не при­несла удовлетворения.

Художник.«Целые недели, - говорил Брюллов, - я каждый день ходил в мастерскую, чтобы по­нять, где мой расчёт был неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое, но тотчас же бросал работу с убеждением, что части картины были в порядке и что дело было не в них. Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя окончена...»

Искусствовед.Говорят: «Слухами земля пол­нится». Вот и о работе русского художника в Риме стали говорить ещё задолго до того, как произ­ведение было готово к показу. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики, картина ошеломила всех. Итальянцы буквально ломились в римскую мастерскую художника, чтобы увидеть картину. Экспозиции произведения в Риме и Милане пре­вратились в настоящее культурное событие.

Ведущий (2). Вот что рассказывает друг ху­дожника со слов самого Брюллова: «...Чудные моменты пережил я, писавши эту картину! И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца Каммучини. Спустя несколько дней после того, как весь Рим стекался смотреть мою картину, пришёл он ко мне в мастерскую (на) Виа Сан Клавдио и, постояв несколько минут перед картиной, обнял меня и сказал: «Обними меня, колосс!»

Библиотекарь. Имя Карла Брюллова сразу стало известно на всем итальянском полуострове. Он превратился в самую большую знаменитость, каждый старался выразить ему своё почтение и уважение: при встречах на улице всякий снимал перед ним шляпу, при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или рестора­ции, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы поприветствовать мастера.

Ведущий (1). Итальянская пресса на все лады прославляла гений Брюллова: поэты воспевали его в стихах, о его новой картине сочинялись целые трактаты. Английский писатель Вальтер Скотт, известный автор исторических романов, писал: «Это не картина, а целая эпопея живописи». А Каммучини, устыдившись своих прежних неодо­брительных высказываний, прилюдно обнимал Брюллова и называл его колоссом. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого всеобщего поклонения, как Карл Брюллов. Николай Васильевич Гоголь посвятил картине восторженную и пространную статью. Приведём лишь её фрагмент.

Чтец. «Создание и обстановку своей мысли произвёл он необыкновенным и дерзким образом: он схватил молнию и бросил её целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопилавсё как будто бы с тем, чтобы всё выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всём у него разлита необыкновенная яркость. Фи­гуры он кинул сильно, такою рукою, какою мечет только могущественный гений: эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств; этот гордый атлет, издав­ший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, за­крывшийся плащом от летящего вихря каменьев; эта грянувшая на мостовую женщина, кинувшая свою чудесную ещё никогда не являвшуюся в такой красоте руку; этот ребёнок, вонзивший в зрителя взор свой; этот несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, оглушённый ударом, рука которого окаменела в воздухе с распростёртыми пальцами; мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына, которого просьбы, кажется, слышит зритель; толпа, с ужасом отступающая от строений или со страхом, с диким забвением со страха взирающая на страшное явление, наконец, знаменующее конец мира; жрец в белом саване, с безнадежною яростью мечущий взгляд свой на весь мир, - всё это у него так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего».

Ведущий (2). Картина Брюллова произвела переворот и в русской художественной жизни. Возвращение художника из Италии в Россию с кар­тиной «Последний день Помпеи» стало триумфом всего русского искусства. Судьба сделала худож­нику подарок — знакомство с такими людьми, как А.С.Пушкин, В.Тропинин. Брюллов полностью отдаётся портретному жанру, и в этом ему всяче­ски помогает В.Тропинин. А с Пушкиным же они и сошлись, и полюбили друг друга сразу, дружба их продолжалась вплоть до самой смерти поэта.

Ведущий (1). Ни один художник не мог тогда соперничать славой с Брюлловым. Портрет его работы или даже рисунок, акварель составляли предмет заветных желаний многих любителей искусства. Даже А.С.Пушкин в одном из писем Наталье Николаевне Гончаровой сообщал ей , что «успел уже посетить Брюллова... Он мне очень понравился... У него видел несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, написанного им?.. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник.»

Библиотекарь. Мы так много говорим о «По­следнем дне Помпеи», и всё же, возможно, некото­рым присутствующим непонятно, почему именно эта картина произвела такой фурор? Ребята, что вы думаете, по этому поводу? (Ребята отвечают.)

Искусствовед. Вопрос, действительно, заслу­живает должного внимания. Казалось бы, ничего удивительного, ведь сюжеты на античные темы в ту пору были широко распространены как в русской, так и европейской живописи. Разве что такой «не­значительный» нюанс: подобные темы художники воплощали настолько условно, что в точном смысле слова об исторической живописи говорить было трудно. А «Гибель Помпеи», говоря языком XXI века, - это была инновация, правда, до конца не­разгаданная; зато всем стало ясно, что подобного не было прежде и что картина Брюллова означала крупный шаг вперёд.

Художник. На мой взгляд, есть ещё одна важ­ная особенность: в основу своего произведения художник положил реальное событие - гибель римского города Помпеи при извержении вулкана Везувия в 79 году н.э. Невозможно представить себе даже толику страха и ужаса, пережитого тогда людьми. Историк и писатель Плиний Младший (на картине он изображён справа, склонившимся над упавшей женщиной) оставил нам описание этой трагедии в письме к римскому историку Тациту.

Чтец. «Уже в течение многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что, казалось, всё не только движется, но и опрокидывается... Падали уже куски пемзы и чёрные, обожжённые, растрескавшиеся от огня камни. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожаров, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту. Дома качались от частых продол­жительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы. Здания вокруг тряслись. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдви­гался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я уви­дел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле. Наступила темнота, не такая, как в безлунную или облачную ночь, а какая бывает в закрытом помеще­нии, когда потушен огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни звали родителей, другие детей, третьи жён или мужей, си­лясь распознать их по голосам... Некоторые в страхе перед смертью молились... многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет и что для мира настала последняя вечная ночь».

Ведущий (2). Это описание глубоко взволно­вало Брюллова, поэтому он старался следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы этого трагического со­бытия. Посещение Помпеи и Геркуланума, погре­бённых под раскалённой лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в XVIII веке, изучение памятников искусства, архитектуры, быта древне­го Рима чрезвычайно помогли художнику добиться той достоверности и убедительности, которые «схо­ду» поражали зрителей и отличали его картину от произведений многих его предшественников и современников.

Ведущий (1). Картина очень впечатлила А.С.Пушкина, который так написал о ней:

Чтец:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом. Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон...

Ведущий (2). Картина символизировала и гибель старого мира. Ещё не утихли раскаты Ве­ликой французской революции, свежи в памяти катаклизмы наполеоновской эпохи, 1812 и 1825 годы, а уже надвигались новые перемены.

Библиотекарь. Брюллов боялся «золотой клетки», он мечтал о новых творческих планах, но у николаевского Петербурга были свои виды на художника.

Пушкин по этому поводу писал жене, что Брюллов «едет в Петербург, скрепя сердце; боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и обо­дрить; а между тем у меня у самого душа в пятки уходит.»

Искусствовед. Шли годы. Художник с горечью и печалью ощущал упадок энергии и творческих сил. В 1849 г. здоровье Брюллова заметно ухудши­лось, и он уезжает за границу. Вначале поселяется на острове Мадейра, затем переезжает в Италию.

Художник. Свой последний автопортрет 1848 года художник написал во время обострения болез­ни в течение нескольких часов. На зрителя смот­рит когда-то сильный и гордый, а ныне больной и измождённый человек с благородными чертами лица и затаённой болью в грустных глазах. Болезнь оказалась смертельной. Из Италии Брюллов со­вершил поездку в Грецию и Турцию. Но вернуться на родину уже не смог: он умер 23 июня 1852 г. в местечке Маршано близ Рима.

Литература:

Леонтьева, Г.К. Карл Павлович Брюллов. Л.: Художник РСФСР, 1991. 196 с.

Окуджава, Б.Ш. Чаепитие на Арбате: стихи разных лет / Сост. О.Окуджава. М.:ТОО «Корона-Принт», 1997. 576 с.

Островский, Г.С. Рассказ о русской живописи / М.: Изо­бразительное искусство, 1987. 360 с.

Самин, Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2006. 480 с.

От редкции.

Два столетия минуло с тех пор, как мир узнал художника Карла Брюллова. Его мастерство, неповторимая «клас- сицистско-романтическая» красота живописи и по сей день удивляют и радуют непредвзятого зрителя. Правда, я не уверен, что сегодня, как во времена Брюллова, все согласятся, что именно картина «Последний день Помпеи» - вершина его искусства. Отношение к красоте и правде в искусстве, к трагическому в искусстве - всё это менялось со временем; не могло не меняться и отношение к этой грандиозной картине. Но она и сегодня способна волно­вать души. В том числе и детские. В нашем распоряжении оказалась подборка детских стихотворений - откликов на выставку Брюллова. Детям запомнились и «Турчанка», и «Мюссары», и, конечно, пленительная «Всадница»... По их поводу писались красивые и достаточно «грамотные» стихи. Но поэтически выраженное чувство, как нам кажется, отчётливо проявилось в одном из стихотворений о «По­следнем дне.»

Когда горящая лавина надвигается
В миг, для Помпеи роковой,
Земля, как маятник, качается, И день становится Судьбой.
Не убежишь, не остановишься, И день, и ночь слились в одно, От страшной смерти не укроешься, Спасти любимых не дано.
Везувий гневно извергается.
Ветра становятся сильней.
Помпеи в вечность погружаются, С собою унося людей.

Аня В., 10 лет.

Многие знают, какое участие в судьбе великих русских писателей принимали старцы Оптиной пустыни. Менее известно, что ранее святитель Игнатий Брянчанинов, по­лучивший в молодости хорошее «светское», в том числе и художественное, образование, состоял в глубоких личных отношениях с М.И Глинкой и К.П.Брюлловым, которые в общении с ним искали духовного руководства и освещения задач искусства с религиозной точки зрения. Ниже мы приводим фрагменты большого письма святителя Игнатия Карлу Брюллову от 27 апреля 1847 года.

«Дорогой мой Карл Павлович! С сердечным прискор­бием услышал я о постигшей вас болезни. Так далеко я от вас и не могу посетить вас, чего бы так желала душа моя! Надеюсь к 1-му июня приехать в Петербург; после необходимых явок к начальству постараюсь непременно посетить вас.

Я лечусь, очень слаб и до сих пор ещё не выходил из комнаты. Сидя писать не могу, а пишу, лежа на постели, и потому пишу карандашом. Всегда я принимал в вас сер­дечное участие. Душа ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире. Так странствую и я ...

В моём земном странничестве и одиночестве нашёл я пристань верную - истинное Богопознание. ... Оставил я мир, не как односторонний искатель уединения или чего другого, но как любитель высшей науки; и эта наука до­ставила мне всё: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, - доставила друзей, доставила счастие на земле, какого почти не встречал. Вы знаете, как я живу в монастыре! Не как начальник, а как глава семейства. - Несколько лет, как расстроилось моё здоровье. По месяцам, по полугодам не выхожу из комнаты; но религия вместе с этим обрати­лась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении. Скуки не знаю; время сокра­тилось, понеслось с чрезвычайною быстротою, - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила. Тех, которых угнетает скорбь, пригоняет к моей пристани, приглашаю войти в мою пристань, в пристань Божествен­ных помышлений и чувствований. Они входят, отдыхают, начинают вкушать спокойствие, утешение и делаются моими друзьями. Вашей душе надо войти в эту пристань! Она слышит по какому-то тайному предчувствию, что ей суждено найти успокоение в этой пристани; а сердце моё к вам отворено, давно отворено. Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы её удовлетворила. Ваши картины - это выражения сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удов­летворила вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красо­та, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жиз- нию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры. Поправ­ляйтесь, дорогой мой Карл Павлович! Желаю по приезде моём увидеть вас здоровым, укрепившимся. Ещё надо бы вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в неё стяжать для души вашей красоту небесную; в душе вашей всегда было это высокое стремление...»

Некоторые комментаторы полагают, что слова о красоте, дышащей смертью, содержат намёк на изображение мёрт­вой красавицы в центре картины «Последний день Помпеи».

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 52-57.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.