Издательство «Музыка» сегодня: продолжение традиций и новые пути
М. Зильберквит, Генеральный директор издательства «Музыка», Президент Международного благотворительного фонда П.И. Чайковского
Издательство «Музыка» сегодня: продолжение традиций и новые пути
Немного истории
Издательство «Музыка» - преемник первого крупного музыкального издательского дома знаменитой фирмы «П. Юргенсон», основанной в 1861 году Петром Ивановичем Юргенсоном (1836-1903). Ближайший друг и сподвижник Петра Ильича Чайковского, Юргенсон был широким по натуре, высокоталантливым в делах и тонко разбирающимся в музыке человеком. Начав с малого, он сумел к началу XX века создать одно из самых солидных торгово-промышленных предприятий России, издательство мирового масштаба. Десятки композиторов обрели известность, благодаря изданию их сочиений в «П. Юргенсоне». Был создан целый пласт педагогической литературы, опубликовано множество произведений отечественной и зарубежной музыки. К 1917 году издательский каталог фирмы насчитывал около 35 тыс. наименований.
В 1918 г. фирма национализируется и продолжает работу как подразделение Музыкального отдела Нар-компроса (до 1921), а затем - Музсектора Госиздата. Издательство унаследовало архив и оборудование фирмы, в нём трудились сыновья великого издателя. В 1930 г. учреждение приобретает самостоятельность и отныне называется Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В 1964 г. издательство получает нынешнее своё название - «Музыка».
В 1903 году в своём завещании Пётр Иванович Юргенсон просил сохранить издательство непременно под его именем. Идею о возрождении великого бренда, принадлежавшую автору этих строк, поддержал правнук издателя Б.П. Юргенсон. Так в конце 2004 года произошло второе рождение знаменитой российской марки - вновь появилось музыкальное издательство «П. Юргенсон». Вместе с ней вернулись заветы и принципы великого предшественника, главный из которых - пропаганда великого наследия русской музыки. Одним из серьёзнейших проектов нового издательства стало участие вместе с издательством «Музыка» в подготовке и выпуске в свет первого с России Собрания сочинений А.Н. Скрябина. Сегодня «Музыка» и «П. Юргенсон» существуют в рамках общего издательского дома. Третьей составляющей издательского дома является издательство «Гамма-Пресс», специализирующееся на выпуске книг широкой гуманитарной тематики (Издательство ГАММА-ПРЕСС). Многие нотные и книжные издания возникли по инициативе и при поддержке Международного благотворительного фонда П.И. Чайковского, который также возник и действует в недрах издательского дома (Международный благотворительный фонд П.И. Чайковского).
Академические издания
Многие десятилетия «Музыка» является главным производителем нотных и книжных изданий по классической и современной музыке, учебно-методической литературы. Уникальность сегодняшних академических изданий - в новом взгляде на классику, открывающемся через текст, выверенный по рукописям, автографам, первым изданиям сочинений.
В течение нескольких лет в издательском доме ведётся работа над уже упоминавшимся выше первым в истории Собранием сочинений А.Н. Скрябина в 12 томах. В настоящий момент выпущены шесть томов (по три в двух сериях - «Оркестровые произведения» и «Произведения для фортепиано»). Общую научную редакцию издания осуществляет Валентина Васильевна Рубцова - главный редактор издательства «Музыка», известный исследователь творчества Скрябина, доктор искусствоведения.
Уникальными являются издаваемые в «Музыке» серии многотомных антологий русской музыки для различных инструментов (фортепиано, скрипки, виолончели, баяна) в которых рядом с часто исполняемыми сочинениями соседствуют малоизвестные произведения. Например, антология «Русская виолончельная музыка» в семи томах даёт возможность понять, как происходило становление отечественного виолончельного творчества. Составитель и редактор антологии - Владимир Тонха, известный виолончелист, народный артист России, профессор, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса и арфы РАМ имени Гнесиных.
Награды, которые постоянно получают издания «Музыки» и «П. Юргенсона», свидетельствуют об уникальности их содержания, высокой оценке трудов авторов и редакторов. Издание «Балакирев. Полное собрание духовных сочинений» (подготовка текста, вступительная статья, комментарии и приложения Т.Зайцевой, М.: Музыка, 2015) удостоилось первой премии в номинации «Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы» конкурса «Лучшие книги года», проводимого Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ).
Высокую оценку получило ещё одно уникальное издание. По результатам ежегодного всероссийского конкурса «Книга года - 2016» альбом «Пётр Ильич Чайковский. Дорога жизни» (концепция и научная редакция П. Вайдман, составление и тексты А. Айбиндер, дизайн и оформление книги А. Троянкер. М.: П. Юргенсон, 2015) был признан одним из четырёх лучших изданий года по всем категориям.
Диапазон издаваемой сегодня литературы максимально широк и простирается от изданий для знатоков в формате «уртекст и факсимиле» - до лёгких переложений классики, призванных вовлечь в музицирование начинающих музыкантов и любителей музыки. К числу уникальных изданий следует отнести «Картинки с выставки М.П. Мусоргского. Urtext & Facsimile» (научная редакция В.А. Самарина). Публикация подготовлена на основе автографа Мусоргского и представляет собой выверенный авторский текст (Уртекст), факсимиле рукописи с комментариями. В этом же формате представлены, вышедшие в издательстве «П. Юргенсон» «Времена года» П.И. Чайковского, «Элегия. Прелюдия» С.В. Рахманинова.
Среди книжных изданий эпистолярного жанра долгожданным событием стал выход первого отечественного Полного собрания писем Л. ван Бетховена в четырёх томах, последний из которых увидел свет в 2016 г. Основу издания составил труд выдающегося исследователя творчества Бетховена Н.Л. Фишмана (1909-1986). Появление обновлённого переиздания «Писем Бетховена» стало возможным благодаря научному вкладу доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Л.В. Кириллиной, помогавшей некогда Фишману и продолжившей его работу. В издательском доме «Музыка - П. Юргенсон» постоянно выходят книги, посвящённые выдающимся музыкантам современности: «Мои воспоминания» Бэллы Давидович, «Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы» (редактор-составитель Лев Гинзбург), «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo» Сергея Бирюкова. В скором времени эту традицию продолжат издания, посвящённые ещё двум музыкантам с мировыми именами - скрипачу и дирижёру Дмитрию Ситковецкому и певице Маквале Касрашвили.
Учебная литература
Музыкально-педагогическая литература всегда составляла основу деятельности издательства «Музыка». Многие десятилетия оно обеспечивает учебными пособиями и нотным материалом все ступени музыкального обучения - от дошкольного до высшего. Известные пособия ежегодно постоянно пополняются новыми изданиями.
В последние годы в издательстве специальное внимание уделяется созданию пособий, способствующих интересу учащегося к самостоятельным занятиям, домашнему сольному и ансамблевому музицированию, воспитанию с малых лет активного творческого начала. На это направлены:
- серия упрощённых переложений шедевров мировой классики (в т.ч. оперной и симфонической) и современной музыки (включая джаз и рок);
- пособия, помогающие подбору по слуху мелодии и аккомпанемента, освоению искусства импровизации;
- сборники песен и хоровой музыки (детской, классической, народной, современной);
- увлекательные и познавательные книги о музыке, её жанрах, известных композиторах.
Пособия для общеобразовательных школ
Серьёзным «прорывом» в новую для «Музыки» область стала специально выпускаемая учебная литература по музыке для общеобразовательных школ. В 2016 году приказом Министерства образования и науки России «Музыка» была введена в федеральный перечень издательств, имеющих право выпускать учебную литературу согласно Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту (ФГОС). Это поставило перед издательством новые задачи системного подхода к выпуску пособий для общеобразовательных школ, привлечения методистов и опытных преподавателей - специалистов в той или иной области, создания собственного методического совета.
Уже к началу нового учебного года (2016-2017 гг.) «Музыка» подготовила пять уникальных серий по различной тематике, в которые входят хрестоматии, методические пособия и рабочие тетради. Серия «Музыкальный театр» включает учебно-методическое пособие, в котором заслуженный учитель г.Москвы, руководитель театрального кружка «Волшебная лампа» С.В.Бржезинская делится своим опытом и результатами исследований крупнейших специалистов в области театральной работы в школе. Три выпуска хрестоматии включают в себя музыкальные спектакли для детей и ставят своей целью развить творческую фантазию маленьких артистов, ввести их в прекрасный мир музыки и театра. Рабочая тетрадь С.В. Бржезинской и Т.Н. Вороночковой закрепляет полученные на уроках практические навыки.
С 2017 года кроме уроков музыки в каждой школе будет свой детский хор, и здесь полезными окажутся пособия серии «Наш хор». Составленная в соответствии с требованием ФГОС, она адресована учителям музыки начального общего образования и ставит своей целью приобщить детей к хоровому пению, познакомить с хоровой классикой, расширить их музыкальный кругозор. В рамках серии выпущены методическое пособие И.В.Рогановой «Наш хор: коллективное музицирование», три выпуска Хрестоматии и рабочая тетрадь А.Б. Афанасьевой, содержащая вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся и пояснения, с которыми учитель поможет первокласснику освоить предлагаемый материал.
Учебно-методическое пособие для 1-4 классов общеобразовательных организаций «Оркестр в классе» принадлежит перу кандидата педагогических наук, доцента Московского городского педагогического университета Е.В. Лукиной. Три выпуска хрестоматии и рабочая тетрадь по этому предмету помогают детям расширить их музыкальный кругозор и овладеть навыками игры на элементарных детских музыкальных инструментах.
Е.П. Кабкова и О.В. Стукалова - авторы учебнометодического пособия «Русская поэзия в музыке для детей» - излагают основы курса, краткое содержание занятий, критерии оценки освоения предмета. Недавно появилась рабочая тетрадь по этому модулю внеурочной деятельности.
Электронные пособия по музыке
Издательство «Музыка» продолжает многолетние традиции, отбирая лучшее из мирового наследия, создавая учебную и методическую основу для всевозможных форм обучения по музыке. Вместе с тем оно постоянно ищет новые подходы, включая самые современные технические средства. Осенью 2016 г. издательством было представлено мобильное приложение E-MUSICA, открывающее возможности, которые прежде не применялись в практике издания музыкальнопедагогической литературы в нашей стране.
По мнению многих, новинка ознаменовала революцию в музыкальном образовании. Что позволило ей получить столь высокую оценку? «Музыка должна звучать» - это очевидное утверждение никто никогда прежде не пытался реализовать в музыкально-учебных изданиях. Современные технологии позволили озвучить нотный текст, в котором «закодирована» музыка, помочь ученику сразу услышать, как должно звучать произведение.
«Наконец Школа Николаева зазвучала!» - эти слова Дениса Мацуева об электронной, «звучащей» версии Школы игры на фортепиано под редакцией А. Николаева как нельзя лучше отражают революционный шаг, сделанный «Музыкой». Безусловно, мобильное приложение не заменяет традиционное «бумажное» издание, но служит уникальным дополнением к нему. Ученик также видит нотный текст, но каждую пьесу знаменитого пособия для начинающих пианистов отныне можно услышать, причём в двух вариантах - ознакомительном и художественном. Первый вариант помогает ученику, глядя в текст - нота за нотой, такт за тактом, услышать разучиваемое произведение на этапе ознакомления (здесь не надо долго задерживаться: ребёнок не должен копировать «механическое» исполнение); второй вариант - художественное, выразительное исполнение - полезен, когда ученик уже играет пьесу. Здесь ясно различимы музыкальное оттенки - разное по громкости звучание, замедление в конце пьесы. Педагог (родитель) просит ученика смотреть в ноты на планшете и обращает его внимание на каждый нюанс, оттенок в тексте. Когда ученик уже знает текст произведения, полезно проиграть на планшете два варианта подряд и спросить, чем первый отличается от второго. Разучивая ансамблевые пьесы, ребёнок может не только прослушать каждую из партий и их совместное звучание, но и сыграть в ансамбле вместе со звучащим вариантом второй партии. Делающий первые шаги в музыке ученик получит большой стимул для увлекательных, живых и эффективных самостоятельных занятий. Несомненно, что такая форма обучения поможет человеку любого возраста, решившему освоить азы игры на фортепиано.
Учитель, вероятно, не будет часто пользоваться на занятиях планшетом. Но родители, особенно те, кто не имеет музыкального образования, получают реальную возможность помочь ребёнку в его домашних занятиях. А для самого юного музыканта, использование планшета сделает домашние занятия интереснее и продуктивнее. Ученик быстро научится сам пользоваться планшетом, что приведёт к большей вовлечённости в процесс занятий.
У многих педагогов при знакомстве с самой идеей внедрения Приложения в учебный процесс, включая домашние занятия, может возникнуть вопрос: не усложнит ли его использование работу с учеником, не вступит ли в противоречие с привычной методикой? Ответ: «нет». Во-первых, инициативный учитель найдёт в нём новые возможности, которые отсутствуют при традиционных методах преподавания. Во-вторых, между традиционными приёмами и предлагаемым Приложением нет никакой конкуренции, тем более с живым словом учителя и «вживую» показанными приёмами игры.
Современные дети почти все без исключения погружены в игры на гаджетах, планшетах. Там они чувствуют себя прекрасно. Введение в обиход домашних занятий планшета сделает их домашние занятия менее утомительными, поможет быстрее пройти первые этапы обучения, когда ребёнок «разрывается» между клавиатурой и нотным текстом. С помощью планшета идёт игра и познание, точнее - познание через игру.
Планшет привносит новые возможности. Занимаясь по знаменитому Сольфеджио Б. Калмыкова и Г. Фридкина (одноголосие и двухголосие), ученик сможет прослушать заданный ему «номер», спеть в унисон вместе со звучащей мелодией, а затем самостоятельно. Особенно это важно в двухголосии, где можно прослушать каждый из голосов или их совместное звучание, спеть свою партию вместе со вторым, звучащим, голосом. Электронная версия учебника позволит ребёнку заниматься сольфеджио, даже не имея под рукой музыкального инструмента.
Каталог мобильного приложения рассчитан на разнообразную целевую аудиторию. Музыкальным школам адресованы электронные версии учебников по сольфеджио и музыкальной литературе, пособия по игре на разных инструментах. Студентам колледжей и консерваторий - редкие и широко используемые нотные издания, исследования и монографии, учебники по теории и истории музыки. Общеобразовательным школам - новые хрестоматии, методические пособия, книги из серии «Школьная библиотека». Любителям музыки - облегчённые переложения, песенники, книги о музыке...
Предполагается, что в недалёком будущем все категории потребителей традиционных изданий «Музыки» найдут в мобильном приложении что-то важное и интересное - как по содержанию, так и по форме преподнесения материала. Пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты и баянисты училищного и консерваторского уровней получат доступ к уникальным антологиям русской музыки по каждой из названных выше специальностей. Сегодня они, как упоминалось выше, существуют в печатном виде как «томовые» издания (некоторые полностью, другие близки к завершению). Пользователи мобильного приложения смогут скачивать как целые тома, так и отдельные произведения. Педагоги-музыканты смогут создать собственную библиотечку методических пособий.
Всё перечисленное выше имеет в качестве первоосновы традиционные нотные и книжные издания. Но мобильное приложение содержит также музыкальные мультимедийные издания (ММИ), создать которые в формате книги невозможно. Первым образцом здесь стали «Времена года» П.И. Чайковского. Каждая пьеса знаменитого цикла представлена в виде факсимиле (рукописи, запечатлённой рукою автора), уртекста, педагогической редакции, коллекции аудио- и видеозаписей, а также комментариев. Подобного издания не было нигде в мире.
Новую жизнь обретут в мобильном приложении книги о музыке и учебники. Настоящим технологическим прорывом можно считать то, что в учебниках по музыкальной литературе и истории музыки зазвучали все музыкальные примеры.
Создание программ для интерактивных досок - ещё одна сторона инновационных разработок издательства «Музыка». Их особенность - широкий охват, создание пособий как для специальных (ДМШ, ДШИ), так и для общеобразовательных школ. Принципы создания новых продуктов, как и перевода существующих пособий в электронную форму, едины. Это - звучание музыки; интерактивность; энцикло-педичность; мультимедийность.
Одной из целей Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы является «привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей». На плечи музыкального издательства в современной ситуации ложится особая миссия музыкально-просветительского центра, ведь именно здесь рождаются издания, которые становятся основой уроков музыки. Высокие требования к ним охватывают многие факторы - от содержания до внешнего оформления, понимания специфики каждой возрастной группы.
Оставить комментарий