Великий немой: зарождение русского кинематографа

В. Перепелица

Великий немой: зарождение русского кинематографа

«Живые картинки»

Нынешний 2016 год объявлен Годом кино в России. Сегодня, сидя в уютном кресле у телевизора или компьютера, наслаждаясь просмотром любимой картины в домашних условиях, многие из нас даже не задумываются о «преданьях старины глубокой», не представляют, что современное кино когда-то было совсем другим, например, черно-белым и немым. По этому, да и не только, случаю, мне кажется справедливым рассказать его предысторию, а именно: как и с чего все начиналось.

Перенесемся в начало прошлого столетия. Именно с тех далеких лет и начинает отсчет времени наш отечественный кинематограф, а правильнее будет сказать, синематограф. Кинематографисты-изобретатели братья Люмьер свое ноу-хау «движущиеся фотографии » впервые продемонстрировали миру 28 декабря 1895 г. в Гран-кафе, в Париже, на Бульвар-де-Капюсин.

Собравшиеся зрители были крайне изумлены, когда картинки, надо же, вдруг ожили. Ну а когда прямо на них стал наезжать приближающийся к платформе локомотив, публика от страха и вовсе кинулась бежать из зала. Чудо это спустя полгода продемонстрировали и в России, сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве и Нижнем Новгороде, а после и в других городах. Таким образом, в 1896 году синематограф пришёл и в дореволюционную Россию. Ожившая фотография произвела невиданный фурор, а такие простые действия, как купание в реке, прогулки по улицам города, обливание водой из шланга поливальщика, превратились в сенсации.

В первых российских лентах, безусловно, угадывается схожесть с люмьеровскими сюжетами. Театральный актёр и фотограф-любитель Сашин-Фёдоров снимал, к примеру, конно-железную дорогу, Богородскую пожарную команду и себя в костюме садовника у цветочной клумбы. Повсюду тоже сновали люди с киноаппаратами. Но пока это были лишь репортажные съёмки с места событий, отражающие реальную действительность. Однако постепенно первые кинематографисты стали отходить от статики, осваивая новые технические приёмы: панорамирование, ракурсные съёмки, укрупнённый план.

«Хлеба и зрелищ» - скандировали древние римляне. Ситуация повторяется. Зрителю изрядно поднадоела бесконечная вереница хроники. И тогда на смену ей «приходят» вымышленные сюжеты. Появляется новый жанр - «игровой фильм». Синематограф сразу же завоевал огромную популярность у населения. Доказателен тот факт, что к 1909 году в России существовало уже около 3000 кинотеатров. Надо сказать, что отечественные и зарубежные кинопроизводители, а последних на территории России было довольно-таки предостаточно, конкурировали между собой, что «подстёгивало», позволяло заботиться о качестве продукции и завоевывать своего зрителя. Особенно в этом преуспело киноателье «Братья Пате», которое отечественные кинодеятели называют своей первой производственной и профессиональной школой. Шарль Пате, его основатель, монополист, поставлял кинооборудование.

Первым русским профессиональным кинематографистом называют Александра Ханжонкова, автора художественной фильмы. Да-да, так, в женском роде, называли тогда кинокартины, именно не фильм, а фильма. Называлась она «Драма в таборе подмосковных цыган» (1908 г.). Но, пробыв в прокате всего три дня, фильма эта провалилась и вскоре забылась. Поэтому первым русским фильмом считается «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятый в том же 1908 г. Александром Дранко-вым, вписавшим своё имя в историю отечественного кино.

Важно отметить, что в начальный период своего существования кинематограф воспринимался не отдельным жанром, скорее, как симбиоз литературы, изобразительного искусства и театра. Время доказало обратное. Сегодня кино - это самостоятельный и уникальный вид искусства. Думается, никто не поспорит с тем, что его фундаментальной основой служит литература, ведь сценарий, или как его называли прежде «сценариус», - это то, с чего, по сути, и начинается кино.

Эта вечная классика

Начало XX века российский кинематограф заполонили экранизации. Пытаясь воплотить на экране понравившееся ему литературное произведение, режиссер экранизирует Гоголя, Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Толстого, отдавая предпочтение классике. В 1916 году режиссёр-новатор Яков Протазанов снимает одноимённый фильм по повести Пушкина «Пиковая дама», который, к слову, интересен и современному зрителю. И, как это ни странно, с высоты «пройденных лет» совсем не кажется наивным и скучным.

Возможно, дело в том, что в этом фильме впервые в русском кино применена движущаяся камера при съёмках сцены прохода Германа по анфиладе комнат дома графини. Сделано это было с той целью, чтобы усилить ощущение тревоги и волнения героя. Очень профессионально и, выражаясь современным языком, креативно снято появление призрака старой графини. Эпизод, когда она приближается к Герману, смотрится по-настоящему жутковато. Превосходно сделан и фотомонтаж, где на карте с изображением дамы пик появляется портрет старой графини. Да и вообще, в картине множество разных интересных находок.

Остаётся дополнить, что самого Германа прекрасно сыграл знаменитый актёр Иван Мозжухин.

Позже появились фильмы: «Мёртвые души», «Бахчисарайский фонтан», «Русалка», «Вий». Выбор классической литературы не всегда гарантировал успех картины. Не всегда была и чистая экранизация. Снимали и по мотивам того или иного литературного произведения, что требовало нового прочтения, полёта мысли, творческой фантазии, интерпретации. Не только лучшие образцы отечественной литературы становились основой фильма, случалось, что тому «виной» становились и иные простенькие сюжеты, относящиеся к разряду так называемого бульварного чтива. Впрочем, это вполне объяснимо: зритель был разный, в большинстве малообразованный, а то и вовсе безграмотный.

Поддался искушению сняться в кино и Фёдор Шаляпин, попавший в сети нового искусства. Всемирно известный певец тоже согласился участвовать в съёмках немого кино, сценарий для которого собирался написать Максим Горький. Но этим планам не суждено было осуществиться. В 1915 году Шаляпин сыграл главную роль в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный».

В её основе одна из его оперных ролей - Иван Грозный из «Псковитянки» Римского-Корсакова. Фильм этот ценен, пожалуй, только тем, что в нём сыграл великий Шаляпин. По сюжету на экране хаотично движется простоволосая женщина, которая, кажется, намерена расстаться с жизнью, броситься с невысокого обрыва. Затем она эффектно падает в траву, вызывая у зрителя улыбку. Но это лишь до того рокового момента, когда в кадре появляется Шаляпин, а точнее Иван Грозный. Очевидцы свидетельствуют о полном перевоплощении артиста в грозного государя. Мейерхольд с большим удовольствием работал с Ф.И. Шаляпиным. Он высоко ценил его актёрское дарование, ставя в пример своей труппе.

Много позже поэт В.В.Мая-ковский, принимавший самое активное участие в кинопроцессе, после отъезда Шаляпина за границу напишет в своём стихотворении «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому»: ...Или жить вам, как живёт Шаляпин, раздушенными аплодисментами оляпан?

Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики!

Действительно, вскоре после революции лучшие представители нашей страны покинули её. Не вернулся из гастрольной поездки и Шаляпин. Горького удалось-таки выманить из-за границы, правда, нам хорошо известен печальный конец «главного поэта революции».

Под звуки музыки

Несмотря на то что кино в те далёкие времена было немым, тем не менее оно разговаривало. Каким образом? Благодаря музыканту, который, сидя за инструментом (как правило, это было расстроенное пианино), «озвучивал» картину в меру своих способностей или же под аккомпанемент саксофона, а под изображением возникали субтитры. Одни умело импровизировали, другие же - просто наигрывали из своего репертуара подходящие произведения. Называли этого музыканта тапёром. Уместно напомнить, что сия участь не минула и гениального композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975), которому 25 сентября 2016 г. исполнится 110 лет со дня рождения.

В 1923-м Дмитрий Шостакович закончил консерваторию по классу фортепиано. Отложив на время своё композиторское образование, так как семья на тот момент нуждалась в его помощи, он устроился тапёром в кинотеатр «Светлая Лента» и иллюстрировал, по его выражению, «бремя страстей человеческих». Композитору не особенно повезло. За два месяца работы в данной «должности», он всего лишь один раз получил зарплату, остальные деньги пришлось требовать через суд. То же самое повторилось и в других кинотеатрах.

Анимации первые пробы

Говоря об анимации, нельзя не рассказать об удивительном человеке - Владиславе Стареви-че (1882-1965), который изобрёл жанр объёмной кукольной мультипликации. Впрочем, это всего лишь терминология, на самом деле он создал целые миры. Старевич - это и художник, оператор, режиссёр, сценарист.

Зритель в буквальном смысле слова впадал в шок, видя, как на экране насекомые разговаривают друг с другом, играют на музыкальных инструментах, то есть живут своей особенной жизнью, ошибочно предполагая, что они настоящие жуки, мухи и кузнечики, и что режиссёр придумал новый способ дрессировки насекомых. В реальности же это были бутафорские куклы ростом 20-25 см. Но кто знал об этом, ведь на экране-то они выглядели как живые! Зрелище это и сегодня впечатляет даже искушённого зрителя. В кинематографе Старевич появился благодаря Александру Ханжонкову, он-то и пригласил его из Литвы в Москву, предоставив квартиру с пристроенным к ней кинопавильоном, в котором маг, художник и чародей Старевич имел возможность творить, не ограничиваясь ни временем, ни средствами. Его первые фильмы «Война усачей и рогачей» и «Месть кинооператора», где в роли последнего снялся. кто бы вы думали? Кузнечик! К величайшему сожалению, почти половина картин, созданных этим величайшим художником, не сохранилась. От чистой анимации Старевич перешёл к сложным комбинированным съёмкам, где вместе с куклами снимались и настоящие актёры. В частности, знаменитый актёр немого кино Иван Мозжухин сыграл чёрта в фильме «Ночь перед рождеством» (1913 г.). После революции 1917 г. Старевич, как и многие его коллеги, покинул Россию, эмигрировав сначала в Италию, затем во Францию, где продолжал много трудиться. В 1949 г. за свой первый цветной фильм «Цветок папоротника» он получил приз Венецианского кинофестиваля, но это уже история другого периода кино и, увы, другой страны.

Хочется ещё раз упомянуть имя неутомимого труженика Ханжонкова, субсидировавшего не только игровые, но и научно-познавательные, этнографические фильмы. Его предприятие «Торговый дом А. Ханжонков и К», ведущее на российском кинорынке, со временем «выросло» до крупнейшей кинофабрики страны. До середины 1930-х годов она служила новому кинематографу.

Первые игровые российские киноленты схематичны, условны и наивны. А вот созданные спустя всего семь лет «Портрет Дориана Грея» (1915 г.) Всеволода Мейерхольда, «Дитя большого города» и «Немые свидетели» Евгения Бауэра, «Пиковая дама» и «Отец Сергий», снятый в первый послереволюционный год, Якова Протазанова «поднялись» до европейского уровня. Вызывает сожаление тот факт, что обе кинокартины Мейерхольда - «Портрет Дориана Грея», где театральный режиссёр сыграл лорда Генри, и «Сильный человек» - утрачены. Конечно, для искусства это огромная потеря. Та же участь, увы, постигла и фильм его талантливого ученика Сергея Эйзенштейна «Бежин луг». По приказу Сталина картина была варварски уничтожена, с плёнки смыт негатив.

О своей киноактёрской братии Эйзенштейн как-то сказал: «Мы приходили в кино как бедуины или золотоискатели. На голое место». История показывает, какими стремительными темпами развивалось кино в России до 1917 г. Как знать? Может быть, кинематографисты потому и торопились, что предчувствовали: времени у них немного. Искали и находили всё новые и новые, как сейчас принято говорить, инновационные формы киноязыка. Судите сами, за десятилетие, с 1908 по 1918 гг., было выпущено более 2000 игровых картин и около 3000 научных и видовых лент, кроме того, десятки тысяч метров хроники. Очевидно, что русское кино обрело собственное творческое лицо, достигло высокого уровня постановочного и исполнительского мастерства. Потомкам остаётся только сожалеть, что до нас дошли лишь некоторые крупицы периода Великого немого.

Литература:

  1. Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино : 20-е годы / / Искусство кино. 1995. № 11. С. 16.
  2. Займенцева О. Зарождение русской фабрики грез // Смена. 2014. № 3. С. 42-47.
  3. Лукьянова Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.: Музыка, 1980.
  4. Медведев А. Только о кино. Кино в России история XX век // Искусство кино. 1999. № 2. С. 5.
  5. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Искусство, 1992.
  6. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1985.
  7. Юренев Р. Чудесное окно: краткая история мирового кино. М.: Просвещение, 1983.
  8. Я познаю мир. Театр: дет. энцикл. / С.В. Истомин. М.: Астрель, 2005. 395 с.

Искусство в школе: 
2016
№4.
С. 56-60.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.