Три художника из города Выборга

А. Мартынова, аспирант Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург

Три художника из города Выборга

В 50-х – начале 60-х годов XX века Выборг был маленьким закрытым городом. «Мы будто жили под толстостенным стеклянным колпаком, – вспоминает В. Солодских. – Изостудия Н.С. Соколова на этом фоне была оазисом посреди провинциальных будней». Имя Н.С. Соколова (1909 1983) связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович – основатель и первый руководитель Выборгской студии рисования и живописи, которую в 60-е годы признавали лучшей в Ленинградской области. Студия просуществовала до 1966 года; Художественная школа, ныне Школа Искусств, перенявшая во многом традиции студии, и сейчас готовит юных художников (см. №4 журнала за 2015 год).

Большинство учеников Соколова стали профессиональными художниками. Сегодня им 60 и более лет; каждый из них – носитель особого эстетического видения мира. Но для всех бывших студийцев Николай Семенович был и останется навсегда первым, истинным Учителем.

Одним из любимых учеников Н.С. Соколова был Михаил Нилович Фёдоров. В своих письмах к нему учитель с любовью подписывался: «Твой старый, сварливый Н.С.», «Твой первый неудачный педагог и друг».

Михаил Нилович Фёдоров родился в 1949 году в г. Выборге. С 1963 по 1966 годы он занимался живописью в изостудии у Н.С. Соколова. В 1974 окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, факультет дизайна. У художника было более 30 персональных выставок в нашей стране и за рубежом, в том числе в г. Лаппенранта (Финляндия). Его работы находятся в музеях и частных собраниях России, Украины, Финляндии, Индии, в частности в личном собрании И. Ганди. М. Фёдоров оформил пять книг, вышедших в Индии, он награждён золотой памятной медалью, выпущенной в этой стране.

Многие из своих работ Михаил Фёдоров посвятил сюжетам из карело-финского поэтического эпоса «Калевала». В современной школе на уроках литературы и МХК не изучают «Калевалу», однако картины Михаила Фёдорова – прекрасный иллюстративный материал при изучении карело-финского поэтического эпоса на факультативных занятиях или в рамках курса по изучению истории и культуры родного края. («Калевалу» как выдающийся памятник мировой литературы изучают по известной нашему читателю программе Г. Кудиной и З. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Прим. ред.)

В основу «Калевалы» легли древние карело-финские народные песни, именуемые рунами. «Калевале» как литературно оформленному произведению, доступному нам в виде книги, дал жизнь Элиас Лённрот (1802–1884), финский учёный и писатель, большой знаток народной поэзии, её собиратель и пропагандист. В архаических рунах, которые со­ставили сюжетный стержень "Калевалы", большое место занимают космогонические мифы о перво­творении мира и его обживании людьми–перво­предками, руны о "рождении вещей", о мифологическом происхождении живых существ природы, открытии огня и железа, начале земледелия, изготовлении орудий труда и т.д. Главным героем "Калевалы" является многоопытный и мудрый Вяйнемяйнен, оберегающий своим искусством-зна­нием счастье и процветание родового коллектива. Согласно "Калевале", Вяйнемяйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Вяйнемяйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём. Вяйнемяйнен божественного происхождения. Он не просто колдун, он заклина­тель-поэт, как библейский Давид, успокаивающий с помощью песен злого духа царя Саула), как Ор­фей, способный заворожить животных, растения и даже скалы, как гусляр Садко, тюркский Коркут, кельтский Огма.

В качестве первочеловека Вяйнемяйнен вы­полняет ряд функций культурного героя – строит первую лодку, создаёт музыкальный инструмент (кантеле), знакомится с железом. Вместе с Ильма­риненом и Лемминкяйненом Вяйнемяйнен отбира­ет у старухи Лоухи, хозяйки Похьёлы, мельницу Сампо, символ счастья, изобилия и достатка [2]. Несколько работ Михаила Фёдорова посвящены взаимоотношениям Вяйнемяйнена и красавицы Айно, сестры молодого самоуверенного колдуна-самоучки Йоукахайнена, который вызвал его на поединок. Вяйнемяйнен согласился и победил, магическими заклинаниями загнал Йоукахайнена в болото. Тот пообещал старику в жены красавицу сестру Айно, но она предпочла утопиться, но не выйти замуж за старика. кЛирическая трагедия~ закончилась для жениха не сразу: Айно не утонула, а пре­вратилась в рыбу, которую Вяйнемяйнен чуть позже поймал на удочку, но выпустил из рук.

Колорит картины "Айно и Вянемяй­нен", с преобладанием красных и золоти­сто-коричневых тонов, свидетельствует, что художник хорошо знаком с творче­ством великого Рембрандта.

Работа "Вяйнемяйнен отправляется за Сампо" изображает путешествие старца в мрачную Похьёлу за чудной мельницей Сампо, которую нужно забрать у старухи Лоухи из медной скалы, чтобы впредь одаривала мельница своими благами землю Калевалы.

Молвил старый Вяйнемяйнен:
«На суровый север едем,
На просторы вод бурлящих,
На бушующее море,
Добывать мы едем Сампо,
Эту крышку расписную, в каменных пещерах
Похьи, в недрах медного утёса».

Полотно "Айно снимает украшения" изобража­ет следующий момент:

Вот подходит Вяйнемяйнен,
Он девицу в роще видит
На траве в нарядном платье.
Говорит слова такие:
«Не носи ты для другого,
Для меня носи, девица,
Ожерелье из жемчужин,
На груди носи ты крестик,
Для меня плети ты косы,
Перевязывай их лентой!»

Айно горько заплакала, сняла с себя все укра­шения и убежала домой в слезах.

Для Сергея Прушинского, другого ученика Н.С.Соколова, Выборг не просто город, где он ро­дился и живет, а духовное пристанище. Художник покидал родной город всего дважды. Первая раз­лука – пятилетняя учеба в кмухинскомя училище, вторая – два год армии в северном Заполярье, в Мурманской области. Художнику, который бегал по городским улицам еще мальчишкой, а потом почувствовал их тайны на первых пленэрах, многое дано увидеть в обыденных городских мотивах. В живописных и графических работах Прушинского, подчас непритязательных по мотиву, открывается непосредственное детское восприятие мира, за­вораживающий поиск идеала, мечты о всеобщей гармонии, утверждение спасительной красоты. Выборг Прушинского всегда таинственен и роман­тичен. Художник говорит: "Мне всегда хочется доверительным языком рассказать в своих работах о родном городе так, чтобы зрители разных возрас­тов смогли увидеть в них отражение своих чувств".

Рисовать художник начал в детстве и помнит себя с карандашами и бумагой лет с пяти. Первые настоящие уроки рисования он получил в худо­жественной студии Соколова на Красной площади Выборга. Закончив престижное Высшее художе­ственно – промышленное училище им. В.Мухиной, художник вернулся в Выборг. С.Прушинский ищет отточенной формы, стройной организации пластики и колорита. В его работах все больше возрастает значение контурного рисунка, ритма, острого ракурса, усиливается декоративное на­чало, придавая большую тонкость, изысканность его графике. Сохраняя свежесть впечатления, художник стремится к продуманной режиссуре работ. Он любит выделить доминанту произведе­ния, чтобы стянуть к ней все нити изображения, за­острив, сконцентрировав выразительность сцены. Используя неожиданные точки обзора (например, высокую линию горизонта), он приходит к новым ощущениям пространства, новым образам и виде­нию. Ирония и гротеск причудливым образом со­четаются у художника с философским восприятием мира. Кажется, лишь несколькими штрихами угля или пастели им обрисованы летящая чайка, дво­ровая спящая собака, но по тому, как это сделано, особенно заметна любовь художника к животным, которых он всегда изображает добрыми, умными, чуткими существами.

Такова небольшая пастель "Хмурится декабрь". Большую часть композиции занимает фигура щен­ка, лежащего на снегу. Несмотря на общий яркий колорит, в самой работе, в её названии есть нотки тревожности. Фигура беззащитного щенка, спя­щего зимой на холодном снегу, намеренно гипер­болизирована, а мордочка выражает не просто сон, но и грусть, тревогу. На заднем плане изображен старый город. На уроке с младшими школьниками учитель легко сможет трансформировать эту ситуа­цию в серьезную жизненную проблему, требующую обсуждения и разрешения...

На другой пастельной работе, "Морозный день", художник изобразил Замковый остров, над кото­рым неуклюже стоит на макушках маленьких де­ревьев огромный снегирь. Он словно вы­ступает здесь как символ зимы, долгой и суровой. Обе работы меланхоличны и создают у зрителя ощущения морозного дня, прихода зимы...

С Прушинский – член Союза худож­ников России, постоянный участник вы­ставок, проводимых в Санкт-Петербурге. Его работы неоднократно выставлялись в Финляндии и Швеции.

Ещё один яркий ученик Н.С.Соколова – Альберт Александрович Бакун – также родился в Выборге, а изобрази­тельному искусству начал обучаться в изостудии Н.С.Соколова. В 1962 году по­ступил в Ленинградское художественное училище (Таврическое). После второго курса был отчислен «за увлечение бур­жуазно-формалистическими направле­ниями искусства Западая. Год провел в странствиях по России, Белоруссии, Украине, Кавказу. В 1965году был восстановлен в ЛХУ, которое окончил в 1967 году. Регулярно посещал Эрмитаж с целью изучения старых мастеров, а в конце 1969 года начал заниматься в Эрмитаже под руководством Г.Я.Длугача, последователя Кузьмы Петрова-Водкина.

Окончил Московский полиграфический инсти­тут, получив специальность художника-графика. Работал преподавателем рисования и черчения в сельской общеобразовательной школе. Дважды – в 1979 и 1988 годах – безуспешно пытался вступить в Союз художников. Был членом и участником мно­гочисленных выставок творческого объединения "Эрмитаж"; преподавал в школах и университетах США, где проходили и его персональные выставки. Работы художника находятся в галереях и частных собраниях России, Западной Европы и США.

Почти 50 лет работы в Музее "Эрмитаж" позво­лили художнику выработать свою систему видения полотен старых мастеров. Альберт Бакун мастер­ски переносит сюжеты Веронезе, Рембрандта, Тициана и Рубенса в систему координат русского авангарда.

Отличительной особенностью работ Бакуна яв­ляется особая манера письма, благодаря которой полотно приобретает эффект россыпи разноцвет­ных осколков стекла, разных по размеру и факту­ре. Такую технику мы можем увидеть, в частности, в картине "Зима в парке Монрепо".

Размышляя о живописи и профессионализме во­обще, Альберт Александрович замечает, что задача художника – не копировать творения Господа, а дать свое видение. Художник создает на полотнах свой мир; в картине должно быть все сбалансиро­вано, должен существовать "вход" и "выход" из нее. Альберт Александрович считает, что сейчас необходимо вернуть утерянный язык живописи, развивать и "грамоту" живописи. По словам ху­дожника, он хочет вернуть искусство на ту дорогу, по которой оно шло и развивалось с XVII века.

Цветные иллюстрации помещены на 2-й странице вклейки.

Литература:

  1. "Калевала" / Пер. Бельского Л.П.Петрозаводск: Карелия, 1985. 381 с.
  2. Федотова Ю. Художник – это не профессия, а состояние души. Сергей Прушинский // Выборг. 2007. Ne 74.
  3. Мартынова А.Г. Выборгский художник Николай Семенович Соколов (1909-1983) // XVII Царскосель­ские чтения: материалы междунар. науч. конф., 23-24 апреля 2013 г. / под общ. Ред. Проф. В.Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. Т. I. С. 172-176.
  4. Смирнова В. Выборг как духовное пристанище // Балтийский щит, 2007.
  5. Солодских В. Жил-был художник один... // Вы­боргские ведомости. 1992, 7 ноября.
  6. Русское искусство. Альберт Бакун. Биография [Электронный ресурс]. URL: http://ru-art.com/ authors/detail.php?ID=282
  7. Логинова С. Четыре цвета Альберта Бакуна [Электронный ресурс]. URL: http://vyborg-press. ru/pЫogs/kultura/2009/10/09/сhetire_tsveta_ alberta_bakuna_

От редакции.

Материал этой статьи, казалось бы, не имеет прямого отношения к тематике журнала. Даже к той рубрике, в которую мы, поразмыслив, его определили. Но он наводит на соображения, которые имеют, может быть, не столько художественно-педагогическое, сколько общекультурное и воспитательное значение. Попадая в некоторые маленькие европейские города, я обращал внимание на привлекательную черту устройства их жизни, – черту, может быть, и невоспроизводимую в условиях наших мегаполисов, особенно при ны­нешнем состоянии общественного сознания. Это – отношение к тем немногим (относительно немногим!) незаурядным людям, которые внесли что-либо доброе и ценное в жизнь города. Память о них, их заслуги хранят буквально как драгоценности в оправе!

Вот – небольшой музей в комнатах, где жил когда-то мастер фотографии. Его жена была балериной, и он в сериях красивых снимков из года в год запечатлевал ее танец... А здесь жили 2-3 поколения ремесленни­ков, хранятся технические изобретения и замечательные изделия их рук... Это – бюсты учёного, собравшего коллекцию редких растений, и губернатора, при котором был устроен уютный ботанический сад... А это памятник сержанту, который на этом перекрёстке, в таком-то году позапрошлого века, такого-то числа отдал жизнь, защищая наш город, и его имя не забыто...

Далеко нам до этого! Должно быть, слишком у нас всего много – не жалко и потерять, и забыть... Но когда я читаю о художнике-педагоге, создавшем в Выборге лучшую художественную школу «как оазис среди провинциальных будней», о том, какими разными художниками стали его ученики, как они ценят давно ушедшего учителя и город своего детства; о том, что их считают не художниками «вообще», даже не российскими, а именно выборгскими художниками, я вижу в этом что-то созвучное той хорошей и, увы, пока не слишком близкой нам традиции.

А.М.

  

 

Искусство в школе: 
2015
№6.
С. 36-39.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.