Мистерия древнего знания

Е. Кочерова, главный редактор отдела искусства издательства «Просвещение»,
А. Никитина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Детского музея «Дом семейных традиций»

Мистерия древнего знания

Занятие по искусству Древнего Египта

Статья рассказывает об одним из занятий, разработанных для курсов повышения квалификации учителей МХК и Театра, проходивших в Московском институте открытого образования с 2006 по 2013 годы, а в дальнейшем проводившихся со школьниками 8-11 классов при подготовке к олимпиаде по МХК. В настоящее время эти уроки или их фрагменты находят применение в практике ряда школ Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Оренбурга и других городов. Мы предполагаем в дальнейшем опубликовать и другие занятия данного цикла.

Первобытный обряд и древневосточная мистерия являются первыми целостными образовательными моделями, в которых были разработаны практики, подходы и методы для передачи знания. Важно понимать, что любое знание в данной культуре осознавалось как сакральное, а сейчас это ощущение сакральности знания практически утрачено. Если на занятиях, посвящённых этой культуре, удастся хоть немного разбудить это ощущение, есть надежда, что мотивация к познанию будет в значительной степени усилена.

Мистериальное посвящение предполагает, что любой посвящаемый получает сакральное знание, прежде всего, через опыт участия в символическом действии, которое ставит перед ним ряд задач и загадок, ключа к которым ему никто не предоставляет. Предугадать путь испытаний не всегда возможно. Смыслы рождаются при прохождении пути, но мысль окончательно формируется только, когда весь путь пройден.

Очень важно, что каждый мистериальный путь единственный, его невозможно повторить. Информация даётся только один раз, и если она не воспринята сейчас, то остановки для понимания её не произойдёт. Необходимо идти дальше. И эта информация раскроется смыслами позже, либо останется тайной. В занятии по искусству Древнего Египта работает этот принцип.

Пространство познания, также как простран- ство искусства отделяется от обыденного «ритуалом очищения». Входя в него, необходимо оставить суету за его пределами. Из древних существующих приёмов «выключения» из привычного пространства нам может помочь практика долгого молчания, то есть определённые задания необходимо выполнять в полной тишине, без словесного контакта с соучастниками процесса. В современной культуре, где наблюдается стремительный процесс обесценивания слова, это оказывается наиболее важным и действенным методом. Там, где перестаёт звучать человеческая речь, можно услышать звучание мира. В тишине рождается содержание.

В некоторых упражнениях исключаются другие привычные способы коммуникации и восприятия, например, зрение. Работа с завязанными либо закрытыми глазами – способ телесного реагирования на поступающие сигналы, считывание тактильных посланий. Всё это помогает человеку включить способы восприятия и коммуникации, которые с веками стали для него почти утраченными, что обеднило диалог с самим собой и миром.

И в обрядах, и в мистериях часто использовались практики ментальной трансформации1 реальных объёмов и пространств. Это позволяло человеку ощутить себя соразмерно песчинке и галактике. Прикосновение к этим методам в занятиях глубже раскрывает содержание предлагаемого материала и помогает изнутри постичь смыслы форм, прожить единство формы и содержания.

Кроме этого для активного включения восприятия и эмоционального подкрепления запоминания использовался принцип контрастности сред: теплохолодно, светло-темно, тесно-просторно, тихогромко и т.д. Этот принцип также возможно перенести в современную педагогическую практику.

Все опыты моделирования, реконструкции, стилизации и другие творческие практические задания в этой педагогической концепции предполагают огромную ценность каждой ошибки, так как 

это стимулирует энергию познания. Традиционная привычка к ориентации на «верный» ответ и «пра­вильный» результат порождает первоначально у участников дискомфорт и неудовлетворённость собою и процессом. Это требует преодоления, посто­янного эмоционального подкрепления со стороны педагогов и проговаривания ценности возникно­вения ошибок, сомнений и вопросов в образова­тельном процессе. Современный уровень познания подразумевает принципиальную невозможность завершённого образа истины. Истина всегда ста­новится, новое понимание всегда рождается.

Игра 1. «Тайна пирамиды».

Мизансцена 1. Участники занятия сидят за партами попарно, лицом к экрану.

Задание 1. На слайде предлагаются три изо­бражения: египетская пирамида, обелиск храма в Карнаке и статуя писца Каи. Вопрос: определи­те, что общего в представленных изображениях.

Обычно группа предлагает следующий набор ответов: Египет, всё из камня, монументальность, стремление вверх, - и, наконец, возникает идея: везде есть форма пирамиды.

Затем группе задаётся вопрос: почему египтяне в таких разных видах искусства закладывают пи­рамидальную форму?

Это только первое прикосновение к теме. И исчерпанности ответа группы в данном случае не предполагается. Хотя прежде мы уже говорили с группой о первобытном искусстве. Поэтому, как правило, кто-то высказывает соображения о миро­вой горе.

Задание 2. На слайде предлагается изобра­жение трёх пирамид в Гизе. Работа в парах. Нужно написать 10 определений, описывающих впечатления участников занятия о пирамидах. На выполнение задания отводится 1 минута. Затем результат афишируется.

Обычномыпросимчитатьпоодномуопределе­ниюоткаждойпарыдоисчерпанности, поочереди, ибез повторов.

Задание 3. Каждому участнику занятия вы­даётся небольшой, меньше спичечного коробка, кусочек глины. Предлагается слепить пирамиду правильной формы. Чтобы в основании был ква­драт, а грани – равносторонние треугольники.

Когда мы лепим, то вслух каждый делится своими впечатлениями о том, какие сложности возникли.

Педагог предлагает поставить пирамидку на ладошку и поднять ладонь на уровень глаз. Рас­сматриваем пирамиду и обсуждаем: изменилось ли наше впечатление от этой формы по сравнению с гигантскими пирамидами.

Ответы бывают разными. Но важно, что сама форма предполагает возможность разрастаться до огромных размеров. Монументальность заложена в самой форме. И ФОРМА тут ключевое понятие. Рождающийся вывод всей цепочки действий этого задания парадоксален: хотя форма внешне проста, она сложна для фиксации и воплощения. Это сверх совершенная форма. И даже маленькую пирамиду из податливого материала сделать сложно. Тем более сложна для воплощения пирамида в её на­туральном виде. Она воплощение абсолютного.

Задание 4. В парах участники занятия сое­диняют свои пирамидки любыми возможными способами и фиксируют, какие фигуры можно создать из двух пирамид.

Получаются «песочные часы», октаэдр, «ёлоч­ка» и др.

Далее требуется вспомнить, где в культуре мы с такими фигурами уже встречались, и объяснить символический смысл каждой из этих фигур.

Опираясь на опыт знакомства с архаическими культурами, участники занятия быстро опозна­ют в октаэдре символ женского начала: зерна и родящей утробы, а в «ёлочке» - мужской символ, направленную стрелу. А что касается «песочных часов», тут ассоциации скорее уходят к культу­рам будущего: греческий театр в его мысленной проекции в высший и в подземный мир, то есть к Олимпу и в Аид, образ текущего времени, символ бесконечности и т.д.

Задание 5. Мы ещё раз обращаемся к разгляды­ванию пирамиды и рисуем её проекцию на плоско­сти – вид сверху. Получается квадрат, в центре которого точка на пересечении диагоналей. Мы обсуждаем вопрос о том, что такое квадрат и точка в контексте пространства и времени.

Главная идея, что квадрат – это реальный хро­нотоп (пространство-время), а точка – отсутствие времени и пространства. И сама форма пирамиды сворачивает реальность в точку, то есть даёт образ наглядного перехода от реальности к вечности.

Задание 6. Мы предположили, что в основе любого произведения культуры Египта лежит идея пирамиды, вмещающая всё множество упо­мянутых смыслов. Рассматриваем статую фа­раона Хефрена и задаём вопрос: «А где же здесь пирамида?»

Первые ответы чаще всего касаются видимой формы, но найти пирамиду сложно. Единственное, за что цепляется взгляд – треугольный клафт – го­ловной убор фараона.

Предлагаем участникам занятия максимально точно повторить позу фараона. Сесть и замереть в ней.

Сначала все снимают (то есть копируют в соб­ственном теле) позу фараона, как могут. Затем, ког­да кто-то замечает какую-либо точную особенность, он сообщает об этом группе. Например, что все части тела находятся строго под прямыми углами. Что позвоночник точно совпадает с осью, жёстко удерживающей тело. Все стараются воплотить это. Затем кто-то видит, что голова очень ровно, прямо «посажена» на позвоночник и не имеет ни малейшего поворота, что подбородок слегка приподнят, что руки очень плотно по всей длине прижаты к телу, и стремятся удержать прямые углы, что взгляд направлен в одну точку. Когда поза каждым участником воспроизведена точно, мы все замира­ем в ней на минуту, запрещая себе моргать. При «отмирании» все, кто честно выполнял задание, испускают глубокий выдох освобождения. И часто сразу проговаривают, что тело затекло.

Рефлексия. После того, как фигуры отмирают, задаются следующие вопросы:

• Что происходило с Вашим дыханием?

• Что было с сердцебиением?

• Что происходило с Вашим зрением? Как из­менялось пространство вокруг Вас?

• Как изменялось ощущение Вашего тела в пространстве?

Отвечая на эти вопросы, мы находим пирамиду внутри себя. Обнаруживается, что дыхание зами­рает, сердце замедляет свои удары. Взгляд сосре­доточен в одной точке, утрачивается периферийное зрение, возникает эффект сужения пространства, за счёт чего тело начинает как бы вырастать, зани­мая собой всё пространство. Ментальная (глубокая мысленная) трансформация тела в данном случае запечатлевает пирамиду, то есть сворачивает про­странство в точку.

Затем мы показываем на слайдах пространства египетских храмов с их огромными пилонами и колоннами и задаёмся вопросом: для кого это пространство? Для обычного или мистериального человека?

Игра 2. «Путешествие по реке вечности»

Мизансцена 1. Свободное равномерное рас­пределение участников по аудитории. Деление на 2 группы через упражнение: «занимаем простран­ство в образах» (как большие египетские пира­миды, как канонические статуи, как иероглифы, как лучи бога Ра, как тростник на Ниле и т.д.). По хлопку педагога участники замирают в картине под названием «Нильские берега». Педагоги делят участников на 2 большие группы, проходя - «про­текая» между ними «Нилом». Те, кто справа об­разуют одну группу, кто слева – вторую.

Мизансцена 2. Две группы работают за двумя рабочими столами.

Задание 1. Участникам для выполнения работы предлагается два текста египетских мифов. Пер­вая группа работает с текстом «Путешествие ладьи Ра через Дуат». Вторая группа – с текстом мифа об Осирисе (см. Приложение № 1). Необхо­димо выписать из текста все слова и словосоче­тания, указывающие на реальные и сакральные пространства, упоминающиеся в текстах.

Мизансцена 3. По одному (может быть по два–три, в зависимости от ситуации) представи­теля группы работают у доски. Участники группы помогают своим представителям с места или вы­сылают «гонцов».

Результат работы в группах афишируется на доске. Доска делится на две части, каждая группа записывает на своей половине результаты работы.

Задание 2. Объединить в группы все слова и словосочетания, появившиеся на доске, по прин­ципу точного совпадения пространств или их уподобления и символизации.

Как правило, участники занятия сначала вы­деляют группу, в которой объединяются простран­ства реки, пути, череду номов (то есть областей, территорий) Египта и Дуата и др. После этого, как правило, возникае твопрос, являются ли саркофаг, ладья, трон, гора — пространствами. В коллектив­ной дискуссии выясняем, что эти объекты являют­ся символами сакральных пространств, в которых происходит переход, преображение, изменение.

Когда все пространства объединены в группы, в каждой из них выделяется основной образ, который собирает в себе все остальные. Эти образы компону­ются попарно по принципу бинарной оппозиции. Например: земное царство – царство дуата, дневная ладья Манджет - и ночная ладья Мёсектет, красная пустыня – плодородная долина Нила и  т. д.

Педагоги обращают внимание группы, что эти пары необходимо держать в голове для выполнения следующего задания.

Мизансцена 4. Участники каждой из преды­дущих рабочих групп рассчитываются на первый-четвёртый. Далее все первые номера из двух групп организуют для себя рабочий стол № 1, все вторые – стол № 2 и т.д. Образуются четыре рабочих груп­пы, в каждой из которых есть участники, читавшие разные тексты мифов.

Задание 3. Педагоги сообщают участникам, что миф, будучи многосмысловым и многофунк­циональным текстом, является, кроме всего, буквальным сценарием мистериального действия.

Перед участниками стоит задача создать мо­дель пространства для реализации египетских мистерий.

Предлагается построить пространство египет­ского храма (из картона, пластилина, спичек, спичечных коробков, карандашей, палочек разных размеров и др.), которое даёт возможность интер­претировать все образы пространств, найденных в текстах. Важно помнить о том, что храм есть модель мира, и мистерия является воспроизведе­нием миродействия, то есть живого движения всей мыслимой Вселенной по пути бесконечно воспро­изводящего себя миропорядка.

Каждая группа предъявляет свой макет. Объ­ясняет своё пространственное решение, отвечает на вопросы о том, где какой сюжет мифа разыгры­вается, и почему.

Обычно самая большая сложность заключается в том, что у участников нет реального опыта театра­лизации символического текста. Они не понимают, что реальные люди – мисты-актёры должны реаль­но перемещаться из  одного пространства в другое,  оперируя реальными предметами и механизмами (атрибуты, куклы, реквизит и др.), реально меняя свой внешний облик, ритм – суть своего существо­вания, способы звучания и т.д. Между тем, именно построение определённого пространства обуслов­ливает все эти действа. Часто участники задания выстраивают храм как двухэтажный, не заботясь о том, как мисты должны попадать с одного на дру­гой этаж, не нарушая течения сакрального Нила. Другой распространённый вариант ошибки – идею круга-цикла пытаются воплотить в буквальном круглом пространстве, что десакрализует идею пути. Поэтому, когда мы рассматриваем созданные группами модели храмов, педагоги сами задают про­вокационные уточняющие вопросы по организации пространства и самого действия и стимулируют к формулированию подобных  вопросов участников.

Мизансцена 5. Участники располагаются ли­цом к экрану. Столы с моделями стоят перед ними.

Задание 4. Рассмотрите на экране слайды с изображением египетских храмов. Сравните со своими моделями, отметьте совпадения и отличия. Выделите характерные архитектур­ные элементы и приёмы. Объясните символику пространства наземных египетских храмов, учитывая опыт работы с пространственной символикой мифа.

Важно, чтобы участники группы увидели основные части храма: аллею сфинксов, пилон, перистиль, гипостиль, святилище, зал ладьи, зал божества. Осознали чередование светлых и тёмных пространств их постепенное сужение и понижение, точки переходов как путь Ра, Осириса и миста (то есть человека, который проходит путь посвящения в тайны мистерии и мироздания) по сюжетной кон­струкции мифа. Символическое обозначение этих пространств специфическими колоннами (лотосо­подобные, папирусоподобные). Рельефы на стенах храма как вечно длящееся действо мистерии.

Игра 3. «Лабиринт»

Мизансцена 1. Педагоги втайне от участников занятия строят лабиринт из школьной мебели. Ла­биринт должен содержать тупики, расширение и сужение, пространства, которые можно преодолеть только ползком, и другие трансформации.

Выстраивая лабиринт, важно думать о разумной безопасности.

Педагоги приглашают группу на порог ауди­тории, и один из «строителей» лабиринта демон­стрирует этот путь, комментируя трудные места. Затем один из педагогов остаётся в аудитории с большей частью группы. А второй педагог с тремя добровольцами, желающими пройти лабиринт с завязанными глазами, выходит в коридор.

Задание 1а (для основной группы, которая осталась в аудитории).

Вы – «духи лабиринта». Выберите свой харак­тер и способ звучания (используя любые звучащие предметы), соответствующий ему (внезапно воз­никающий ветер – движение воздуха при помощи картонки, водная ловушка – переливание воды из сосуда в сосуд, обрызгивание из пульверизатора, гулкие духи пространства – создание эха при помощи голоса, сосудов и других приспособлений, духи зыбких песков – шуршание бумагой, пере­сыпание мелких круп и т.д.). Найдите место в пространстве организованного лабиринта.

Важно расположиться в непосредственной бли­зости от проходящих, но не вступать с ними в теле­сный контакт. Нужно распределиться так, чтобы пространство стало разным по плотности и сигналы поступали с разных высотных уровней: от самого пола до максимально высокой точки.

Задача «духов» реа­гировать на проходяще­го лабиринт спонтанно, внимательно следуя сво­ей интуиции: замани­вать, пугать, помогать, шутить и др.

Задание 1б (для про­ходящих лабиринт). Пройдите лабиринт с завязанными глазами, внимательно прислуши­ваясь к себе и окружаю­щему пространству.

Одному из участни­ков завязывают глаза, вводят в аудиторию, раскручивают вокруг себя и подводят к вхо­ду в лабиринт. По ходу действия педагоги без­звучно корректируют происходящее, подсказывая обитателям лабиринта, когда нужно снизить или повысить активность, динамику звуков, создать паузу тишины, подстраховать проходящего или создать ему более сложные условия.

На границе выхода участник делает последний шаг при помощи педагога, который берёт его за обе руки и выводит из лабиринта. В этот момент раз­даются общие аплодисменты. После чего прошед­шему испытание развязываю тглаза. Этот участник остаётся в аудитории и наблюдает за прохождением лабиринта следующими участниками.

Двое других добровольцев не видят, как первый проходит лабиринт. Находясь за дверью, они слы­шат, что происходит в аудитории, поэтому у них складываются некоторые ожидания, но полная картина не открывается.

Перед каждым следующим испытанием педа­гоги просят основную группу сменить тактику взаимодействия и варианты звучания: усилить пугающий элемент или, наоборот, работать бо­лее дружественно. Это зависит и от личностных особенностей проходящего лабиринт, и от общей групповой динамики.

Мизансцена 2. Участники занятия вместе с педагогами разбирают «лабиринт», освобождая середину класса, и садятся вкруг.

Рефлексия. Каждый из прошедших лабиринт рассказывает о полученных впечатлениях и про­житых ощущениях. Затем своими впечатлениями и ощущениями делятся исполнявшие роли духов.

Обычно участники получают очень сильные эмо­циональные впечатления, связанные с необычным для них опытом ориентировки в пространстве без зрения. Некоторым становится легче ориентиро­ваться, когда они прислушиваются к внешним звукам. Другие пытаются абстрагироваться от внешнего звучания и мысленно воспроизвести картинку показанного пути. Вне зависимости от выбора стратегии большое удовлетворение от по­беды, преодоления пространства, как правило, бывает у всех.

Эмоционально значимым опыт является и для основной группы. Оказывается, что довольно труд­но ощущать общую пространственно-звуковую композицию, найти свою нишу, сообразно природе и гармонии, не командовать, не заглушать других, выдерживать задуманный характер. Чаще всего чувство удовлетворения рождается при возникно­вении такого взаимодействия.

Задание 2. Вспомните, где в культуре и в реальной жизни Вы уже встречались с образом лабиринта.

Вспоминаем, что галереи и переходы внутри пирамиды представляют собой лабиринт. Пещеры и рощи, представляющие собой нерукотворные лабиринты. Демонстрируем на экране лабиринты первобытного мира, а так же кромлехи – рацио­нально устроенные лабиринты. Рассматриваем центр лабиринта как точку мистериального пере­хода. Вспоминаем эти «точки» в текстах мифов.

Финальная рефлексия.

Обсуждаем в кругу, какие личностные открытия произошли для участников по ходу занятия, где возникли наиболее значимые «точки удивления».

Второй вопрос обсуждения: что нового узнали, на что по-новому взглянули, что освежили в памя­ти из своих представлений о культуре и искусстве Древнего Египта?

* * *

Нам уже приходилось, по другому поводу, говорить о том, что существуют два рода знания. Можно много и подробно знать «о чём-то», как бы со стороны, на инфор­мационном уровне. А можно знать «что-то», как бы изнутри, через приобщение, или, если угодно, через посвящение; знать целостно, на телесном, эмоциональном и интеллек­туальном уровнях и, узнавая «что-то», в том числе не до конца выразимое в словах, меняться самому. Я думаю, это касается не только церковных таинств, древних мистерий или ритуалов, воспроизводящих главные мифы целых наро­дов. Всякое действительное, плодотворное освоение какой-либо, даже частной области культуры содержит в себе не только «учебную» составляющую, которую можно изложить в методическом руководстве, но и гораздо менее очевидные элементы приобщения-посвящения. (Один известный учё­ный писал по этому поводу примерно так: чем объяснить, что современные научные коллективы, оснащённые новейшими технологиями, не могут создать одну такую скрипку, какие десятками делал полуграмотный Страдивари?)

Соприкасаясь с древними и вообще - иными культура­ми, наши ученики обычно узнают что-нибудь «о них». Для кого-то такое узнавание может представлять временный интерес; кто-то будет сравнивать их представления о мире с нашими и, может быть, подобно Гетевскому Вагнеру, думать, «как далеко шагнули мы вперёд»; кому-то они пригодятся для профессиональной ориентации и т.д., но большинство забудет всё это и никогда не заметит потери. Иное дело - приобщение к ценностям других людей, опыт видения мира с иной точки зрения, не похожей на твою, когда ты всем существом, иногда - с удивлением, понимаешь, что люди могут быть иными и в то же время понятными тебе; что прошлое человечества - это не «их», а наше, твоё про­шлое. Тогда ты будешь богаче душой, если и забудешь имена и подробности.

Очевидно, театрализация процесса познания может служить ключом к такому проникновению в сердцевину другой культуры. Конечно, наш ученик, прикоснувшись ненадолго к путям древнего посвящения или к иным фено­менам другой культуры, не выйдет из лабиринта древним египтянином. Чего никто бы и не желал! Но он испытает, пусть в небольшой мере, ценный опыт того, что М.Бахтин называл «вненаходимостью» - когда человек внутренне приобщается к ценностям и картине мира другого - и в то же время остаётся самим собой, обогащаясь этим новым видением, соотнося его со своей точкой зрения, расширяя таким образом свой ум, свою душу.

А.М.

1 Ментальную трансформацию можно понимать в нашем случае как мысленную или трансформацию в воображении. Но на самом деле, разумеется, когда мы говорим об обрядовых практиках это понятие мыслится шире, потому что речь идёт о таких способах взаимодействия мысли и тела, когда тело действительно меняется под воздействием действием мысли. Такие практики влияния на материю используют далеко не только мистические культуры, но и психотерапевты, работающие с глубокими неврозами, и физеотерапевты, работающие с незначительными органическими нарушениями .

 

Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 2-6.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.