Сначала искусство, потом все остальное!

Д. Кирнарская, доктор психологических наук, доктор искусствоведения

Сначала искусство, потом все остальное!

Выступление на конференции по артпрофилактике в Психологическом институте РАО

Уважаемые коллеги! В 2010 году проходил Конгресс ЮНЕСКО «Искусство в образовании», там выступали два профессора Мичиганского университета. Они рассказывали, что взяли список ста Нобелевских лауреатов в разных номинациях и выяснили, что все они занимались музыкой или каким-либо другим видом искусства. В связи с этим возникает простая мысль: они занимались искусством, а почему они такие умные? Я это объясняю следующим образом: «не стойте на голове»! А мы все «стоим на голове».

Человек приходит в школу. Что он начинает учить? Математику, русский, другие языки. Давайте подумаем, а давно ли началась математика? Недавно, можно сказать, вчера. А искусство – сто тысяч лет назад. И соответственно, мозг хочет «стать на ноги», а не на голову. Хочет сначала опереться на искусство: на старое, древнее, он хочет повторить цивилизационный путь человечества, и когда это ему удаётся, он становится эффективным, мощным. Он всё схватывает, он прекрасно усваи- вает потом и математику, и науку, и что угодно. Если мозг заставляют вставать на голову – учить вначале математику, правила русского языка, ребёнок ничего не понимает, ничего не усваивает, он двоечник, его переводят в олигофрены, и вообще, начинается безобразие. А по какой причине? Мозговое развитие пошло неправильным путём. Оно не проходит тот необходимый этап, который даёт искусство.

А те великие люди, нобелевские лауреаты, – почему их способности выстрелили ракетой? Потому, что они сумели на раннем этапе опереться на ресурсы искусства. Потому что мозг может адекватно развиваться только в условиях соответствия филогенетическому развитию, когда оно переносится на онтогенез, на развитие каждого индивида, каждого ребёнка. У нас в Москве существует 324-я школа. Там работает Елена Борисовна Зотова. Это совсем простая школа в покосившейся пятиэтажке, ника- ких «блатных» детей там нет. И занимаются там музыкально-театральным творчеством. И другими искусствами. А после школы дети успешно поступают в МГИМО, МГУ и т.д., потому что такое образование даёт колоссальные результаты: «филогенетическая» спираль работает. То есть люди опираются на ноги, а не на голову. Занимаются сначала искусством, а потом всем остальным.

Как музыкальный педагог, могу сказать: это работает применительно ко всем предметам. Как обучать музыкальному искусству? То, что в самой музыке началось раньше, проходим раньше. То, что в самой музыке началось позже, проходим позже. Тогда всё усвоится. Слух станет на место, у кого не было – появится, и всё пойдёт как по маслу. Если этого не сделать, не соблюдать исторический порядок появления знаний, навыков, материал не будет усваиваться, мозг не будет расти естественным путём.

Я вам приведу буквально несколько фактов и соображений, которые говорят о том, по чему музыкальное искусство так полезно. Чему я была свидетелем? Приезжаю я в медицинскую школу Гарварда, к Готфриду Шлаффингу. Он выяснил, что сделал потрясающее открытие. У нас есть между левым и правым полушариями такая соединительная лента, называется «корпус коллодиум», мозолистое тело мозга. Что оно делает? Оно передаёт импульсы из правого полушария в левое. Как известно, творческая фантазия, воображение, эмоции, это всё, главным образом, связано с правым полушарием. В левом же полушарии у нас «находятся» способы выражения.

Как мы можем сделать свои мысли понятными для других? Языки, математические символы дают возможность быть коммуникабельным. И вот, если у вас этой соединительной ленты нет или она плохо работает, вы будете «мычать» – что-то хотите высказать, но никак не можете. Если же она у вас хорошо работает, через минуту вы говорите, и вас поняли все. Способность к творчеству в значительной степени от этого зависит.

Так что показал Шлаффинг? После одного года занятий музыкой (это опубликовано в 1995 году) мозолистое тело мозга увеличивается на 25°/о. И мы всегда говорим родителям: "Потерпите, мо­жет быть, ваш ребёнок не будет музыкантом, но год потерпите, и уж на 25°/о мы вам гарантируем увеличение этого "корпус коллодиум".

Был эксперимент – "Моцарт-эффект". Одна группа – экспериментальная, и вторая – контроль­ная. В экспериментальной группе в течение 10 минут слушали музыку Моцарта. До и после этого выполняли пространственные тесты. В контрольной группе не слушали музыку Моцарта и тоже делали пространственные тесты. Там, где слушали Моцар­та, на 10°/о возросли результаты.

На тему "Моцарт-эффекта" написаны толстые тома! Младенцам дарили диски с музыкой Моцар­та, для того чтобы они умнели. Известный факт: губернатор одного из американских штатов при рождении каждого ребёнка вручал эти диски, 45 000 потратил из бюджета штата на то, чтобы дети потом становились инженерами, учёными, чтобы росли умными, чтобы у них появлялось пространственное мышление, воображение. Чтобы они умели чинить автомобили. Чтобы всё у них было в порядке.

Или такой факт. 10 лет назад было восстание учителей музыки в штате Иллинойс: им срезали бюджет, сказали, что нечего заниматься музыкой и танцами, надо заниматься математикой, англий­ским, серьёзными предметами. Учителя взбунтова­лись, разбили школы штата на 2 группы. В первой группе всё было как раньше – театр, музыка, искус­ство. В другой – всё по-новому, искусство побоку.

В результате именно там, где было искусство, произошли заметные скачки в успехах по матема­тике. Они опубликовали свой отчёт; написали, в частности, что у афроамериканцев успехи по мате­матике возросли на целую треть после того, как они вдоволь позанимались музыкой, театром и всеми художественными предметами. Почему? Потому, что мозг стал на ноги. И всё пошло как по маслу – и математика, и языки.

Вот ещё один эксперимент. Известно, что в 12 лет все бросают заниматься музыкой. Говорят: "Мама, всё, хватит. Продаём пианино, хочу играть во дворе".

В Китае составили две группы: кто до 12 лет за­нимался музыкой и кто никогда ею не занимался. И стали обеим группам предъявлять слова швед­ского языка. Те, кто раньше занимался музыкой, прекрасно усвоили слова, запомнили перевод и через 5 минут всё предъявили. Те, кто музыкой не занимался, всё перепутали, позабывали, ничего у них не получилось.

Казалось бы, ведь они в детстве занимались не языком, а музыкой. А это очень просто. Музыка – древнейший язык. И речевые центры в мозгу рас­положены рядом с кмузыкальнымия. С речевыми центрами связан абсолютный слух. Точное вос­приятие высоты расположено там же, где речевые центры. Когда раздражается одно, раздражается и другое. То есть человек занимается музыкой, у него возбуждается левое полушарие, именно те зоны, ко­торые отвечают за речевое воспитание. Вот почему те китайские девушки, которые давно забыли, что такое музыка, сумели гораздо лучше других выполнить языковое задание. У них уже произошли положительные мозговые изменения.

Ещё два пункта на эту тему. У нас улучшает­ся математическое мышление во многом за счёт пространственных операций, которые вообще свойственны математике. У нас возрастает рече­вое мышление, возрастает лента между правым и левом полушариями. Потом обратили внимание на то, что многие люди искусства – хорошие ме­неджеры, Посмотрите, какие бизнесмены Табаков, Гергиев, Спиваков. Всё из-за чего? Хорошо обща­ются, это коммуникации, о которых мы сейчас много говорим.

В 90-е годы в Хабаровске "всех" выгнали с работы. Музыкантши все пошли в челночницы. С мешками ходили пешком в Китай. Не они одни, все ходили. Приезжает из Хабаровска наш коллега и рассказывает, что – вы не поверите! – у девчонок-пианисток уже офис в Харбине, офис в Пекине, офис в Москве. И они уже сидят, руководят дру­гими. Девчонки-непианистки до сих пор с мешком через плечо...

И, наконец, последнее – о "многоканальном" мышлении. Искусство развивает многоканальное мышление. Посмотрите, сколько информации должен усвоить художник. Какой цвет, какой раз­мер, какая форма, композиция, туда этот листок, туда этот, тут я так, тут я так – миллион решений. Сколько нужно музыканту одновременно усвоить? Дирижёр дирижирует, я смотрю в ноты, слушаю соседа, занимаюсь миллионом вещей одновременно.

Когда случилась страшная трагедия над Боден­ским озером, в швейцарской газете писали, что если бы диспетчер, который угробил детей, в детстве за­нимался музыкой, этого бы не произошло (а он не смог две линии провести вместе, полифоническое мышление не работает). Для успеха в финансовых, в коммерческих операциях также важно многока­нальное мышление.

Художественное образование способствует и успеваемости, и жизненному успеху, и тому, что люди выходят приспособленными идеально к учёбе, работе. И, повторяю, это всё по той причине, что, во-первых, правильно ставится мозг, филогенетически правильно (искусство сначала, остальное потом), и, во-вторых, происходят положительные мозговые изменения, мозг пластичен и под влиянием искус­ства меняется и совершенно иначе работает.

Спасибо за внимание.

От редакции.

Читатель, вероятно, обратит внимание, что в одном из номеров минувшего года мы публиковали статью Д.Кирнарской на аналогичную тему. Тем не менее мы сочли целесообразным познакомить вас и с этим её вы­ступлением; во первых, потому, что важная для нас тема артпрофилактики не только не теряет, но, увы, приобретает всё большую остроту. Во-вторых, потому, что здесь приво­дится разнообразный фактический материал, убедительно подтверждающий основную идею автора.

Выступление содержит ряд моментов, заслуживающих обсуждения, а может быть, и дискуссии, но я обращу внимании лишь на один – не очевидный, но, с моей точки зрения, очень важный для понимания того, что, а вернее, кто есть человек.

Когда нам говорят, что те или иные особенности мозга влияют и даже определяют соответствующие способности и возможности человека, нам это представляется несомненной и научно обоснованной истиной. А как же иначе? Мозг – вещь реальная, а психика – нечто более эфемерное и зависимое. Если мозг устроен определённым образом – можешь стать, к примеру, музыкантом; пожалуй, он же тебя и подтолкнёт на этот путь. Велик даже соблазн «померить» с помощью современных технологий какие-то характеристики мозга и сказать, кем следует (или не следует) становиться ребёнку.

Но обратим внимание, о чём рассказывает Кирнарская: человек занимается музыкой, и в силу этого происходят соответствующие изменения мозга. О чём сам человек и не подозревает.

И это не только свойство музыки. Несколько лет назад большое внимание вызвало исследование, проведённое среди лондонских таксистов, которые для получения лицензии должны удерживать в памяти огромный объём пространственных представлений о городе. И оказалось, что, по мере того, как водители целеустремлённо его осваивают, а затем работают по специальности, у них растут соответствующие зоны мозга, хотя эти люди изучают город, а не накачивают «мозговую мускулатуру».

Видимо, нечто подобное происходит везде, где человек стремится развить какую-то способность, освоить ту или иную область действительности и культуры. Можно предположить, что это происходит с особенной интенсивностью, когда такое освоение носит характер творчества. Значит, человек не только зависит, не просто приспосабливается и пользуется данной ему материальной и психической природой, оставаясь в её рамках; он и перестраивает, и создает её. Он становится, в каком-то смысле, автором или, во всяком случае, соавтором и своего физического тела (в данном случае – мозга), и своего «психического тела», которое принято называть психикой. Мне кажется, это меняет наши представления о самих себе, о наших правах и возможностях саморазвития в том или ином избираемом нами направлении.

А.М.

 

Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 3-5.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.