Воткинск – родина П.И. Чайковского
М. Гарипова, заслуженный работник народного образования, преподаватель Воткинского педагогического колледжа имени П.И. Чайковского
Воткинск – родина П.И. Чайковского
Весенние, нежно-зелёные кроны деревьев склоняются над одноэтажным, с мезонином, домом, фасад которого выходит на улицу. Другая сторона его обращена к заросшему пруду, над блестящей неподвижной поверхностью которого словно вибрирует прозрачный воздух. На противоположном берегу разместились небольшие строения с возвышающейся над ними старой церковью. Вершина пологого холма и сейчас покрыта лесом, правда, не таким густым, как когда-то.
Высоко поднявшееся солнце нагревает крышу дома, ярко, щедро и радостно освещая окрестности и весь городок, который сохранил и по сей день обаяние старины. Двери дома открыты. За ними – не просто комнаты, а мир детства гениального мастера, где прошли первые дни и годы его жизни. Здесь рождались сказочные фантазии, отозвавшиеся впоследствии неожиданно могучим эхом в его творчестве; здесь он впервые услышал музыку, испытал радости и огорчения, глубина и серьёзность которых были понятны только ему.
Просторные комнаты выходят окнами в сад. Они тоже раскрыты, и лёгкий свежий весенний ветерок слабо колышет шторы. Пробиваясь сквозь них, по стёклам и потолку беззвучно скользят золотистые отблески тёплого майского солнца. Наверно, так было и полтора века тому назад, в 1840 году, когда 7 мая по новому стилю, а по старому – 25 апреля, появился на свет великий русский композитор.
Пётр Ильич Чайковский родился за тысячу вёрст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении Воткинск при старейшем железоделательном заводе Прикамья, на месте слияния двух рек – Вотки и Шаркана.
На географических картах России того времени вряд ли мы найдём название этого населённого пункта, основанного, как и завод, в 1758 году, ещё в царствование императрицы Елизаветы Петровны.
Находясь в стороне от больших торговых путей, посёлок рос не так уж быстро, а потому статус города Воткинск получил уже в ХХ веке, в 1935 году – почти через сто восемьдесят лет после своего возникновения.
Чайковские переехали туда в 1837 году. В семье Ильи Петровича Чайковского и Александры Андреевны, урождённой Ассиер, уже были дети: одиннадцатилетняя Зинаида (дочь Ильи Петровича от первого брака) и двухлетний Николай. Через три года, в Воткинском доме, появился на свет второй сын – Петя.
Родители маленького Пети представляли собой гармоничную, счастливую пару. В доме царила атмосфера любви и взаимного уважения.
Доброта и мягкость характера Ильи Петровича, его честность и благородство были общеизвестны. Эти черты его личности сочетались с исключительной организованностью и требовательностью к себе, с блестящими организаторскими способностями. Ведь кроме большого числа заводских рабочих и мастеровых в подчинении Ильи Петровича как начальника Камско-Воткинского завода находился целый штат инженеров из Петербурга, а также английские специалисты, приехавшие сюда с семьями. Илья Петрович был ещё и представителем государственной власти в этом удалённом от центра страны крае. В его распоряжении было даже небольшое войско – сотня казаков и офицеры, готовые выполнить любой приказ. Но он не злоупотреблял своими полномочиями. Авторитет его зиждился на глубоких знаниях и незаурядных деловых качествах.
Александра Андреевна, окончив Петербургский сиротский институт, получила по тем временам хорошее образование. Она владела двумя иностранными языками, хорошо разбиралась в музыке, недурно играла на фортепиано и пела. Модест Ильич, младший брат Петра Ильича, писал о матери: 4В противоположность своему супругу Александра Андреевна в семейной жизни была мало изъявительна в тёплых чувствах и скупа на ласки. Она была очень добра, но доброта её, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем словах.
Будучи от природы чрезвычайно восприимчивым к музыкальным звукам, маленький Петя всей душой тянулся к матери. Именно она впервые подвела его к удивительному, полному чудесных перезвонов и диковинных голосов большому деревянному сооружению на трёх ножках, которое все называли роялем. Эта огромная лакированная музыкальная шкатулка, оказывается, могла откликаться на самое лёгкое прикосновение пальцев к клавишам, расходящимся налево и направо двумя рядами: чёрным, словно маленькие скамеечки, и белым, похожим на длинный забор, до конца которого сразу и не дотянешься...
Петя полюбил рояль по-детски крепко: "поиграв" на нём, он целовал своего "друга", выражая этим накопившиеся в душе чувства. Однако вскоре его внимание привлекло другое музыкальное существо — оркестрина, механический орган, который Илья Петрович привёз из Петербурга. Полюбившиеся мелодии маленького органчика пятилетний Петя, к всеобщей радости, с лёгкостью подбирал на фортепиано. Интерес ко всему, что касалось музыки, был у ребёнка слишком очевиден.
Слыша волшебные звуки, он сразу затихал. Особенно любил он пение матери, исполнявшей своим негромким, но полным теплоты голосом романсы Алябьева, Гурилёва, Варламова. "Святой восторг", как он признавался позднее, вызывали в нём произведения Моцарта, которые 4исполнялая оркестрина. Нескончаемое число раз маленький Петя мог слушать арию Церлины и другие отрывки из оперы "Дон Жуан", а также из опер Россини, Беллини, Доницетти.
Обучение музыке в то время было частью светского воспитания. занимались на фортепиано все дети и в семье Чайковских. Никто не предполагал, что кто-либо из них сделается в будущем профессиональным музыкантом. Первый педагог Пети – Мария Марковна Пальчикова была пианисткой-любительницей. Она помогла одарённому мальчику освоить первоначальные навыки. Будущий композитор отличался от других детей своим отношением к музыке, "Я... никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда - грустен", – писал Чайковский, будучи девятилетним мальчиком. занятия музыкой были для него не забавой и не обязанностью, а внутренней потребностью, источником красоты, сильных переживаний. Но истинный талант был ещё сокрыт, незаметен для окружающих. В его сознании подспудно происходила непрерывная работа внутреннего слуха, музыкальной мысли, не находившей ещё выхода в творчестве. Порой эта внутренняя музыка преследовала его настойчиво и тягостно. "Она не даёт мне покоя", – жаловался маме мальчик. Ученик Марии Марковны вскоре читал с листа ноты не хуже, чем его учительница. Александра Андреевна со вниманием следила за занятиями младшего сына, которому шёл уже пятый год. Вместе с тем следует отметить, что сама идея эстетического развития детей принадлежала Илье Петровичу, страстно влюблённому в искусство во всех его видах.
В создании музыкальной атмосферы в семье была его бесспорная заслуга. От отца будущий композитор воспринял и восторженное отношение к искусству и природе. Он перенял также необыкновенный оптимизм, удивительное трудолюбие, честность, порядочность и бескорыстие: ни Илья Петрович, занимавший высокое положение, ни его сыновья не оставили после себя состояния.
Другим человеком, к которому он проникся чувством трепетной дружбы и детской любви, стала его гувернантка – француженка Фанни Дюрбах. Её привезла из Петербурга Александра Андреевна примерно за год до того, как начались занятия с Марией Марковной. Фанни с первой встречи почувствовала особую симпатию к младшему из своих учеников. Внимательная и опытная гувернантка, без сомнения, замечала, что Петечка, или Пётр, так она его чаще всего называла, не только превосходил старших в способностях и добросовестности в занятиях. По её словам, он обладал, наряду с бесспорными музыкальными данными, ещё и удивительной глубиной чувств. Отсюда и чувствительность к проявлениям чёрствости, душевной грубости, беззащитность, застенчивость, исключительная потребность в любви и привязанности близких людей, доброта, нежность и отзывчивость по отношению к ним – качества, которые сохранились в нём на всю жизнь.
Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было предела, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Это был "стеклянный" ребёнок.
С не меньшей остротой он воспринимал и окружающий его мир, в котором природа занимала огромное место. Играя с друзьями, бегая по саду, он вдруг, как бы невзначай, оставлял их и, замерев, глядел на неожиданно открывшиеся перед ним живописные виды. То его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца пруда с нависшими над водой ветвями деревьев. То завораживали своей таинственностью тенистые уголки большого сада, где в густой зелени он, словно наяву, видел сказочных персонажей, о которых читал в книгах или узнал из рассказов доброй бонны. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером в окружении родных он любовался картиной заката, слушая доносившиеся издалека песни.
"Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристиеских черт русской народной музыки...", – так говорил Пётр Ильич в зрелые годы.
В шесть лет он написал стихотворение:
Время детей было расписано. По воспоминанию Ф.Дюрбах, день проходил так: "Мы жили совершенно отдельной от взрослых жизнью, только во время еды были с ними. Не только занятия, но и забавы у нас были свои. Вечера под праздник мы проводили у себя наверху, в чтении, беседах <...>. В будни, с б часов утра, всё время было строго распределено, и программа дня исполнялась пунктуально. Так как свободные часы, когда дети могли делать что хотели, были очень ограничены, то я настаивала, чтобы они проходили в телесных упражнениях".
Счастливейшими моментами были субботние вечера. занятий не было, и в долгие зимние тёмные асы Фанни со старшими детьми любила сидеть в комнате, освещённой лампадой, когда все по очереди рассказывали разные истории. Детские впечатления не только сохранились в памяти на всю жизнь, но и повлияли на музыкальные вкусы будущего композитора. В творчестве Чайковского, как в зеркале, отразились его детская непосредственность, чувствительность, жалостливость ко всему, что было достойно сочувствия, и глубокое чувство трагичности. Музыку Чайковского можно отличить по её щемящим интонациям (вспомните, например, побочную партию Шестой симфонии, пьесу "Октябрь" из "Времён года", "Лебединое озеро" и т.д.).
Всю жизнь он мечтал о создании семейного очага, подобного родительскому. Но судьба, одарившая его счастьем творческого самовыражения в музыке, не была благосклонна к нему в личной жизни. Поэтому с каким удовольствием Пётр Ильич гостил в имении Давыдовых в Каменке, где он мог без устали возиться со своими племянниками! Эти забавы напоминали ему родной дом в тихом рабочем посёлке Воткинске.
Воспоминания послужили истоком для появления многих его произведений. Так, в "Детском альбоме" он воссоздал один из дней своего детства. В б часов – утренняя молитва ("Утреннее размышление"); встреча с родителями, беседа с любимой матушкой ("Мама"); игры ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"); занятия, в том числе иностранными языками, ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Неаполитанская песенка", "Немецкая песенка"); музицирование, уроки танцев ("Вальс", "Мазурка", "Русская песня"); прогулка ("Мужик на гармонике играет", "Камаринская", "Песня жаворонка"); вечерний отдых, игры, сказки ("Нянина сказка", "Баба-яга", "Сладкая грёза"); вечерняя молитва ("Хор"). В пьесе "Шарманщик" можно представить образ самого Петра Ильича, предающегося воспоминаниям...
Семейный быт русской усадьбы с любовью воссоздан им в опере "Евгений Онегин". "Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова", – писал композитор в дневнике. Не это ли чувство с самого рождения растили и лелеяли в нём папенька и маменька? Не потому ли и в его романсах слышна ностальгия по родному дому?..
К.Р.
Дом-усадьба Чайковских уже много десятилетий является музеем. Каждый год, весной, когда расцветает природа, в день рождения композитора на его родине проводится фестиваль. Ведь Воткинск – город музыкальный: здесь есть детская музыкальная и хоровая школы, школа искусств, фольклорные коллективы, музыкально-педагогический колледж имени П.И.Чайковского. 7 мая старый дом семьи Чайковских вновь откроет свои двери гостям, оживёт, наполнится голосами и музыкой.
Оставить комментарий