Душа и музыка – едины!

Е.Ильичёв,
учитель музыки, зам. директора по воспитательной работе
школы при Посольстве России в Швеции

Душа и музыка – едины!
К 80-летию композитора Виктора Лебедева

Внеклассное мероприятие для учащихся VIII-IX классов

На экране портрет композитора В.М.Лебедева и тема внеклассного занятия. звучит песня "Не вешать нос, гардемарины!" В.Лебедева на слова Ю.Ряшенцева из кинофильма "Гардема­рины, вперёд!" [1] в исполнении Д.Харатьяна и О.Анофриева.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с Вами поговорим о замечательном ярком и самобытном композиторе Викторе Михайловиче Лебедеве. 2015 год стал для него юбилейным, а для нас поистине особенным, значимым и радостным. Ему испол­нилось 80 лет.

Свой жизненный, а позднее и творческий, путь он начал в городе Ленинграде 5 января 1935 года. И детские и юношеские годы будущего композитора проходили в военное и послевоенное время. Судьба нашего героя очень интересная и непростая... Музыке он начал учиться достаточно поздно – в 10 лет. Ленинград, ещё не зализавший свои раны после блокады, начинает возвращаться к мирной жизни, на домах ещё мелькают надпи­си: Здесь ходить опасно, тем не менее в городе открываются музыкальные школы. Мама Викто­ра, пианистка, повела его в музыкальную школу. И когда при прослушивании он начинал петь, говорили: 4Он будет кем угодно, но не музыкан­том – это не его!" Пробовался Виктор Лебедев в пять музыкальных школ, одна из которых стала для него родной.

При обучении в школе сложнее будущему композитору было на уроках сольфеджио. Но он был пленён музыкой П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова и поставил цель, что будет кон­цертирующим пианистом.

Так получилось, что музыкальную школу он не закончил. И путь до консерватории был неглад­кий... Бесконечная тяга к музыке, интенсивные са­мостоятельные занятия по гармонии и сольфеджио (уже с аттестатом зрелости в руках) позволили Вик­тору Лебедеву поступить в Таллинскую консервато­рию. Именно там он восполнил весь курс музыкаль­ного училища. И после 2,5 лет занятий перевёлся в Ленинградскую консерваторию. В 1960 году он заканчивает её на "отлично" по классу фортепиано и органа. Серьёзная пианистическая программа выпускника стала подтверждением его усердия и таланта. Он свободно играл Третий концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, произ­ведения Ф.Шопена для фортепиано. Получив высшее музыкальное образование, Виктор Лебедев определяет для себя круг жанров, которые составляют основу его творчества. (На экране схема, отражающая жанровую палитру му­зыки композитора.) Вот произведения, созданные автором в разные годы творческого пути:

Опера "Волшебник Изумрудного города" (1968, Ленинград).

Оперетты: "Охтинский мост" (1970), "Не хочу быть королём" (1972).

Балеты: "Похождения солдата Пешкина" (теле­визионный, 1968), "Волшебники зимы" (телеви­зионный, 1973), "Педагогическая поэма", (1977).

Оркестровые сочинения, концерты: сюита из балета кПохождения солдата Пешкиная для камерного оркестра (1969); поэма кНаедине с Россией, на слова советских поэтов, для голоса и камерного оркестра (1969.); цикл "Детские пре­людии" для фортепиано (1969); 6 романсов на слова Г.Аполлинера для голоса и фортепиано (1969).

Музыка к спектаклям и радиопостановкам: "Дни Турбиных" (1971, "Балтийский дом" (Ленин­градский государственный театр им. Ленинского комсомола); "Фея с улицы Лесной" (1973, радио­постановка); "Вверх тормашками" (1974, Ленкон­церт); "Недосягаемая" (2001, Московский драма­тический театр имени А.С. Пушкина).

Хочу обратить Ваше внимание на то, что все эти произведения были написаны автором в 60–70 гг. ХХ века. Причём практически сразу после окончания Ленинградской консерватории. Непо­вторимый талант композитора проявился во всех жанрах. Самообразование для него всегда было основополагающим.

Но главное место в творчестве Виктора Лебеде­ва по сей день занимает музыка к кинофильмам. Помните, на нашей проецируемой схеме блок "Музыка к кинофильмам" – самый весомый и значимый. Неслучайно наше мероприятие мы начали со знаменитой песни из не менее знамени­того кинофильма "Гардемарины, вперёд!". Перед нами, без сомнения, признанный мэтр музыки и кинематографии. "Кинематограф захватил его полностью и надолго...я Виктор Лебедев – автор музыки к 106 отечественным кинофильмам. Вот некоторые из них: "Проводы белых ночей" (1969), "За горами, за лесами" (1974), "Дневник директора школы" (1975), "Небесные ласточки" (1976), "По улицам комод водили" (1978), "Прости-прощай" (1979), "Только в мюзик-холле" (1980), "Будьте моим мужем" (1981), "Пропавшие среди живых" (1981), "Ищите женщину" (1982), "Не было печа­ли" (1982), "Макар-следопыт" (1984), "Искренне Ваш..." (1985), "Гардемарины, вперёд!" (1987), "Хлеб – имя существительное" (1988), "Безумная Лори" (1991), "Виват, гардемарины!" (1991), "Гар­демарины–III" (1992), "Пьеса для пассажира" (1995), "Время танцора" (1997), "Хочу в тюрьму" (1998), "Зависть богов" (2000), "Магнитные бури" (2003), "Преступление и погода" (2006), "Трудно быть богом" (2013) и многие другие.

Ребята! Музыку к кинофильмам композитор пишет до сих пор. Фильм "Трудно быть богом" датирован 2013 годом. В каждую работу компо­зитор вкладывает душу. Эти фильмы повествуют нам о красивой любви, преданности, патриотизме, справедливости и честности, искренности и чистоте человеческих отношений и поступков.

Из воспоминаний композитора: "Первый мой успех был, когда я переделал телевизионный фильм “Волшебника изумрудного города” в опе­ру-мюзикл. Тогда этот жанр только набирал популярность, и уже успешно с ним справился мой друг и композитор Геннадий Гладков, написав “Бременские музыканты”. В дека­бре 1967 года состоялась премьера оперы-мюзикла “Волшебник из­умрудного города”, который стал “фундаментом моего дальнейшего пути”. Я стал получать предложе­ния с телевидения написать му­зыку к кинофильмам, первым из которых стала телевизионная ме­лодрама “Проводы белых ночей“, снятая летом 1969 года.

В 1975 году на экраны выходит очередная киноповесть "Дневник директора школы". Фильм о по­вседневной жизни директора шко­лы – фронтовика, неудавшегося писателя, сумевшего найти себя в работе с детьми учителем литера­туры в средней школе. К делу он относится с повышенной требовательностью, от­ветственностью, осознавая важность роли учителя в судьбе учеников. Он пытается разобраться в про­блемах современности, понимает, что и педагоги­ческие принципы должны стать иными: на смену учительскому монологу приходит диалог учителя и ученика. Необходимо признать право молодых на собственное суждение. Но в собственной семье у него, к сожалению, не всё гладко...

В фильме рефреном звучит печальная музы­кальная тема, позднее превращённая в знаменитую песню "Разлука" в художественном фильме "Гар­демарины, вперёд!" (1987). Давайте послушаем эту инструментальную тему и попробуем понять, о чём нам здесь рассказывает композитор [2]. (Вы­слушиваются мнения учащихся.)

Вы, наверное, согласитесь со мной: музыка пол­на величия, сдержанности и милосердия.

Время неумолимо шло вперёд... На экраны один за другим выходили замечательные фильмы с му­зыкой Виктора Лебедева. В конце 80-х – начале 90-х годов страна увидела ещё одну киноэпопею...

Народную славу Виктору Михайловичу принёс художественный фильм "Гардемарины, вперёд!". За музыку к фильму Виктор Лебедев был удо­стоен множества наград. Да и сам композитор не скрывает, что именно этот фильм вознёс его на музыкальный Олимп.

Из воспоминаний композитора: "С каждым режиссёром я работал по-разному. Это настолько индивидуальные люди, настолько обширен их ин­теллект, настолько они глубоки и настолько они знают, что они хотят. Чем ярче талант, чем больше требовательности, тем мне приятнее работать. С ре­жиссёром Аллой Суриковой мы сняли 4 картины, с Владимиром Меньшовым – несколько картин. Со Светланой Дружининой была снята трилогия – кино­эпопея "Гардемарины, вперёд!". Также были удиви­тельные работы с А.Соловьёвым, В.Абдрашитовым, Б.Фруминым, А.Германом, Л.Нечаевым, М.Алексеевым, Ю.Данияловым, В.Фетиным, Н.Ковальским, В.Бортко, Г.Кузнецовым, М.Гениным, Л.Квинихидзе, Ю.Паничем и др. Это было замечательное время работы с режиссёрами..."

Ребята, давайте остановимся на музыке к кинофильму "Гардема­рины, вперёд!". Фильм был снят по роману Нины Соротокиной "Трое из Навигацкой школы". Итак, Россия, 1742 год. На российском престоле – дочь Петра I, Елизавета. Захватившая власть в стране путём дворцового переворота императрица подозревает заговоры и смуту. Та­ким образом, сюжет первого филь­ма погружает зрителей во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон. Трое молодых курсантов Навигацкой школы, основанной Петром Москве, по разным причинам убегают: кто – в Петербург, кто – в Кронштадт. Невольно они ста­новятся соучастниками заговора, организованного против молодой Императрицы. Множество при­ключений выпадает на долю гардемаринов, для которых существует один закон: "Была бы честь! Судьба и Родина – едины!"

В фильме "Гардемарины, вперёд!" прозвучало 8 замечательных и неповторимых песен компо­зитора: "Песня о дружбе" (поют Д.Харатьян и группа "Доктор Ватсон"); "Песня байстрюка" (поёт О.Анофриев); "Песня о любви" (поют С. Тарасова и Д.Харатьян); "Голубка (Ланфрен­Ланфра)" (поёт М.Боярский); "Дороги" (поют О.Анофриев и В.Борцов); "Песня о разлуке" (поют Е.Камбурова и О.Анофриев); "Не вешать нос!" (поют Д.Харатьян и О.Анофриев); "Песня лоточ­ницы" (поёт Л.Кандарова).

Предлагаю Вам посмотреть фрагменты из ки­нофильма "Гардемарины, вперёд!" и послушать песни: "Песня о дружбе" [3]; "Песня о любви" [4]; "Разлука"[5].

Не был бы так хорош фильм, если бы не было музыки – музыки Виктора Лебедева. Великолеп­ные гармонии и мелодии делают каждый фрагмент фильма блестящим, величественным, жизнеут­верждающим, непринуждённым, несмотря на драматургическое решение кинорежиссёра...

Во втором фильме, "Виват, гардемарины!", про­звучало 3 песни В.Лебедева: "Не вешать нос!" в ис­полнении Д.Харатьяна и А.Домогарова, "Голубка (Ланфрен – ланфра)" в исполнении М.Боярского, "Песенка о сверчке" в исполнении К.Орбакайте.

В основу второго авантюрно-приключенческого фильма о гардемаринах положен исторический факт – приезд инкогнито в 1744 году в Россию не­весты наследника престола Петра III Софьи Фреде­рики Ангальт-Цербстской, будущей императрицы Екатерины II.

В третьем фильме "Гардемарины–III" прозвучит 2 песни композитора: "Дешева обида на Руси" (исполняет Д.Харатьян), "Не вешать нос, гардема­рины!" (исполняют Д.Харатьян и А.Домогаров)).

Российская империя конца 1750-х годов. Идёт семилетняя война, в которой у России нет своих выгод – русские солдаты вынуждены сражаться за интересы Франции и Австрии против Пруссии Фридриха Великого. Гардемарины продолжают самоотверженно служить Родине. Один – в экс­педиции, другой – при дворе, а третий послан в Венецию, передать шкатулку с украшением. На самом деле в шкатулке послание, от которого за­висят дальнейшие судьбы Европы и России!

Посмотрим фрагмент из третьего кинофильма и послушаем песню "Дешева обида на Руси" [6].

Песни, написанные Виктором Лебедевым для этого фильма, так полюбились зрителям, слуша­телям и исполнителям, что были неоднократно изданы в виде сборника "Песни из кинофильма "Гардемарины, вперёд!" для голоса и фортепиано.

К сожалению, невозможно за раз охватить всё творчество композитора. Для нас он написал огромное количество изумительной музыки, которая звучит и в кино, и со сцены театров и концертных залов.

В ближайшем будущем Виктор Михайлович планирует вернуться к масштабным сочинениям, но каким? Пусть это пока останется для нас за­гадкой... В настоящее время Виктор Михайлович Лебедев является профессором консерватории, деканом факультета музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и заведующим одноимённой кафедрой. Уже 55 лет он отдал лю­бимой работе в родном университете, где главное для него – возможность воспитывать хороших музыкантов и творить.

Наш юбиляр – один из самых ярких петер­бургских композиторов эстрадного направления. Сегодня его имя и его романтическая, добрая и светлая музыка прекрасно известны всей стране и за её пределами. Композитор завоевал признание и популярность среди всех социальных слоев пу­блики и всех её возрастов.

Мы должны с Вами научиться слушать и пони­мать эту музыку. Ведь тогда и мир станет добрее, чище, гуманнее!

Интернет–ресурсы:

  1. http://pesnifilm.ru/load/gardemariny_vpered/quot_ vivat_gardemariny_quot_ne_veshat_nos/4-1-0-151
  2. http://pesnifilm.ru/load/gardemariny_vpered/ pesnja_o_druzhbe_quot_gardemariny_vpered_ quot/4-1-0-275
  3. http://pesnifilm.ru/load/gardemariny_vpered/ pesnja_o_ljubvi_otryvok_iz_filma/4-1-0-4
  4. http://pesnifilm.ru/load/gardemariny_vpered/ razluka_otryvok_iz_filma/4-1-0-5
  5. http://pesnifilm.ru/load/gardemariny_vpered/ desheva_obida_na_rusi_quot_gardemariny_iii_ quot/4-1-0-1104
  6. http://вечёрка-петербург.рф/stories/viktor-lebedev-okazyvaetsya-prezident-eshche-rebenkom-byl-na-premere-moey-opery-6746
  7. http://philharm.spb.ru/concerts/afisha/lebedev. html
  8. http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/ sov/22145/bio
  9. http://www.people.su/youtube_video-viktor­lebedev-sudba-i-rodina-ediny--chast-1
  10. https://www.youtube.com/watch?v=Tr3zaPEfCo А&feature=player_embedded
  11. https://www.youtube.com/watch?v=xpLoJi2ZHe М&feature=player_embedded
  12. http://pesnifilm.ru/load/viktor_lebedev/228

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 38-40

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.