Из века в век…

Н. Фомина

«Из века в век...»

О семинаре в Сахалинском областном художественном музее

Самым сильным впечатлением прошедшего года была для меня поездка на Сахалин. Поразила природа острова. Стояла ранняя осень, и впечат­ления суровости климата пережить не удалось. Но сознание того, что находишься на берегу океана, движешься по скалам, хранящим следы миллионов лет существования, вдруг останавливаешься, гля­дя на небо, которое настолько сливается с гладью воды, что угадать границу невозможно, заставляет задуматься о вечном. Часто меняющееся состояние природы: от абсолютной синевы неба, морской ряби и тишины, до шторма. Море шумит, и музыка шума зависит от близости скал, бухт и бухточек... По мере движения берег меняется постоянно — от чёр­ного песка к гальке, в которой интересно угадывать известные нам поделочные камни, до ракушечни­ка. Берег бывает сыпучим, когда трудно идти, и это доставляет радость. Особо быстро образ при­роды меняется при путешествии на машине: горы, покрытые густой растительностью, сочетающей известные нам деревья и растения и какие-то свои особенные — ягоды, цветы, красные папоротники. Особенная осенняя контрастная меняющаяся кра­сота цветущих гор на фоне синего неба поражала. Даже такая особенность природы меня удивила: на Сахалине нет ворон, но есть вороны.

И в этой красоте — постоянные напоминания о человеческих «деяниях». Нет счёта могилам каторжан. В некоторых местах Александровска- Сахалинского (в XIX в. пост Александровский), в который в 1890 году прибыл А.П.Чехов, идёшь по кладбищу. На пути от Южно-Сахалинска до Александровска-Сахалинского - остановки у па­мятных знаков, одна из которых незабываема: у па­мятника погибшим в период сталинских репрессий. Десятки тысяч безвинно казнённых и погибших в лагерях. Отрадно то, что память о них сохраняется, но насколько часто останавливаются в этих местах автобусы с детьми и молодёжью, не знаю. Есть и небольшие музеи, посвящённые кровопролитным сражениям периода Второй мировой войны. Мы все — коллеги из Японии, Китая, европейских стран, со­средоточенно пытались разобраться в тех страшных событиях. Изучали карты... Внимательнее всего я рассматривала лица на фотографиях - «наших» и «не наших». Общечеловеческие чувства на них написаны: боли, страдания, горя, радости, ужаса, страха, унижения, скорби, даже восторга. Очень редко - ненависти. Большинство, конечно, погибло.

Жителей Сахалина разных национальностей отличает приветливость, стремление помочь пу­тешественнику, стремящемуся сохранить память об острове в произведениях народного творчества, дарах океана, или запомнить достоверные факты драматической истории края.

Выпало мне счастье побывать на Сахалине благодаря замечательному специалисту в обла­сти музейной педагогики - Зинаиде Васильевне Турмановой. Заслуженный работник культуры Сахалинской области, она является заведующим отделом музейной педагогики Сахалинского об­ластного художественного музея, руководителем созданной ею «Школы восприятия». Зинаида Васильевна - писатель, художник-иллюстратор, разносторонне образованный человек (физик и лирик по специальностям), организатор совре­менной формации, создавший коллектив молодых сотрудников, владеющих не только основным пред­метом - знанием экспозиции музея и пониманием взрослой и детской аудитории, но и европейскимии азиатскими языками, компьютерными програм­мами, современными технологиями. (5) Меня она знает по публикациям в журнале «Искусство в школе», автором которого также является. Ока­залось, что её и коллег, работающих в музеях и художественных школах Сахалина и Курильских островов, интересуют проблемы изучения и хране­ния детских рисунков.

Это меня поразило. Позволю себе лирическое отступление. В Российской академии образова­ния и Министерстве образования и науки РФ нет понимания необходимости систематического изучения уникальной коллекции детского рисунка Института художественного образования и куль­турологии РАО. За 26 лет работы над изучением коллекции только однажды удалось добиться трёх­летнего финансирования РГНФ каталогизации и исследования собрания, насчитывающего сотни тысяч единиц хранения. И вдруг оказывается, что для Сахалинских музеев и художественных школ изучение и хранение детских рисунков пред­ставляет интерес. Моё выступление на эту тему состоялось на проектно-образовательном семинаре «Дошкольник и младший школьник в музее», организованном Сахалинским областным худо­жественным музеем. Процессу изучения рисунков детей народов Крайнего севера 1920-1930-х годов из коллекции Института был посвящён доклад, прочитанный мною на международной научной конференции «Из века в век...». Оба события - и семинар, и конференция - проходили в рамках мероприятий, посвящённых 120-летию создания первого музея на Сахалине.

Несколько слов об этом музее, основанном в посту Александровском согласно Приказу № 226 от 6 декабря 1896 года Военного губернато­ра острова Сахалина В.Д.Мерказина. Создание музея губернатор поручил Б.Пилсудскому и Л.Я.Штернбергу - двум политическим заключён­ным, которые впоследствии стали известными учёными-этнографами. Заведующим музеем был назначен врач Р.А.Погаевский. В списке лиц, «способствовавших своим участием по сбору, составлению и размещению коллекции музея и принесших в дар различные предметы», значит­ся имя К.Х.Ландсберга - каторжанина, талант­ливого инженера, трагическая судьба которого хорошо известна благодаря Ф.М.Достоевскому и А.П.Чехову. Как свидетельствуют источники, к 1896 году первый музей насчитывал около тысячи единиц хранения. Предметы были сгруппированы «в следующие главные отделы: этнографический, зоологический, сельскохозяйственный с отделами лесных и морских промыслов, горный и тюремно­технический ».

Во времена японской оккупации (1905 и 1920­1925 гг.) при невыясненных обстоятельствах были безвозвратно утрачены ценнейшие коллекции по культуре аборигенов, палеонтологические образцы и другие экспонаты первого Сахалинского музея. Сейчас о нём свидетельствуют только фотографии, хранящиеся в разных архивах, и материалы публи­каций дореволюционного издания «Сахалинский календарь».

Местом проведения семинара являлся Саха­линский областной художественный музей, рас­положенный в строгом, импозантном здании, которое было построено в начале 1930-х годов для японского банка «Хоккайдо Такусёку». Музей, основанный в 1983 году, находится в самом центре города. От него открываются виды на основные улицы города и на сопки. В 1989 году здесь от­крылась первая постоянная экспозиция. Большой зал первого этажа предназначен для выставочной работы, залы второго этажа заняты постоянными экспозициями, представляющими «Христианское искусство», «Русское искусство конца XIX - начала XX вв.», «Искусство Кореи». (7,8,9)

З.В.Турманова провела для участников семи­нара экскурсию, познакомила с содержанием и методикой работы в музейной студии «Школа восприятия». Выставка отразила двадцатый сезон обучения семей с малышами. Работа студии тради­ционно каждый год начинается с «Родительских чтений», на которых руководитель знакомит с пра­вилами студии, своими обязанностями. Родители прослушивают лекцию «Как смотреть картину», изучают материалы и приёмы работы в техниках живописи. Очень важно, что до начала система­тических занятий семейные группы знакомятся с экспозицией музея. Работа студии происходит в со­ответствии с программой, по которой дошкольники знакомятся с видами и жанрами искусства. В 2016 году, объявленном годом Греции в России, приоб­щение к портрету, пейзажу, сюжетной композиции происходило в процессе знакомства с мифологией и культурой Древней Греции. Участников семи­нара удивили своей выразительностью несколько огромных декоративных панно, интересных как целостностью композиций, так и разнообразными подробностями, передающими занятия древних греков (см. илл. на цветной вклейке).

З.В.Турманова объяснила: «3 апреля 2016 года все группы студии поочерёдно создали монумен­тальное полотно, с горой Олимп, античными храма­ми и героями древнегреческих мифов. Островным малышам неведом мир апельсиновых садов и тё­плых морей. Увидеть храмы, платаны, наряды древ­негреческих героев на картинах известных русских художников им помогла медиатека Государствен­ного Русского музея Музейного ресурсного центра Сахалинского областного художественного музея. Родители, вдохновившись, тоже сотворили подобия античных амфор, макеты храмов и музыкальных инструментов. Тема выставки «Мифы о Древней Греции» привлекла внимание аудитории Музейного ресурсного центра — детей, изучающих программу «Здравствуй, музей!», детей с особенностями разви­тия. К проекту присоединились аудитории партнё­ров музея по образовательной деятельности - отдела дистанционного образования ИРОСО и школы для подростков «Лидер» ЦВВР». (12)

В работе семинара участвовали музейные педа­гоги, преподаватели художественных школ, учите­ля начальных классов, учителя изобразительного искусства, истории, мировой художественной культуры, студенты педагогического вуза из Саха­линской области, в которую входят города и насе­лённые пункты Сахалина и Курильских островов.

Познакомившись с задачами семинара, я поня­ла, что отдел музейной педагогики Сахалинского художественного музея работает в абсолютномсогласии с музеями Москвы и Санкт-Петербурга, в некоторых аспектах обгоняя столичные музеи. Следует отметить, что Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственно­го Русского музея под руководством Б.А.Столярова осуществляет научное кураторство отдела музей­ной педагогики Сахалинского музея.

Участники семинара познакомились с деятель­ностью Института художественного образования и культурологии РАО в области изучения, хранения и экспонирования детского творчества, обсудили значение детского творчества в музее, его роль в процессе воспитания музейного зрителя; по­знакомились с деятельностью музейной студии для семей с малышами Сахалинского областного художественного музея. Самостоятельный круг проблем был связан с работой со школьной ау­диторией. Для обсуждения предлагалась тема «Музейный урок в школе, школьный урок в му­зее», новые подходы к музейно-образовательной работе с детьми младшего возраста, знакомство с опытом реализации программы ГРМ «Здравствуй, музей» в Сахалинской области, анализ результатов Интернет-олимпиады. Музейный ресурсный центр по скайпу предоставил возможность познакомить­ся с проблемами изучения и хранения коллекции детского творчества Государственного Русского музея. Таким образом состоялась встреча с колле­гами из Санкт-Петербурга.

В качестве лекторов были приглашены специ­алисты в области названных проблем из Москвы: Ирина Владиславовна Захарова - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведе­ния, старший научный сотрудник Государствен­ного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, руководитель семейных групп; Елена Борисовна Медведева - ведущий аналитик отдела межмузейных проектов ГБУК «Московский центр музейного развития», кандидат историче­ских наук, главный редактор журнала «Музей»; Марина Владимировна Мацкевич - ведущий ана­литик отдела межмузейных проектов ГБУК «Мо­сковский центр музейного развития», кандидат педагогических наук. Институт художественного образования и культурологи РАО был представлен моим участием. Участникам семинара были пред­ложены разнообразные формы освоения названных проблем: мастер-классы, презентации в форме диалога с аудиторией, практикум, телемост с ГРМ.

Т.А.Гребенник, главный хранитель Сахалин­ского областного художественного музея, блестяще провела мастер-класс на тему «Бумага - основной материал детского творчества» для детей, не за­нимавшихся в музее. И.В.Захарова предложила детям - участникам проекта «Мифы о Древней Греции», мастер-класс, задачей которого было знакомство с греческими вазами. В процессе творческой деятельности и бесед об искусстве Греции семейные группы продемонстрировали устойчивость знаний, полученных на занятиях З.В.Турмановой, высокую степень интереса к за­нятиям искусством. Конечно, главным для детей был результат - сделанный собственными руками червяк, бабочка или ваза, которые сразу станови­лись предметом любования и игры.

Живой интерес педагогов вызвали занятия с М.В.Мацкевич на темы: «Эврика! Искусство за­давать «детские вопросы» в художественном му­зее», «Новые методические подходы при работе с аудиторией младших школьников: проект «Всей семьёй в музей», «Образы Третьяковки: новый взгляд», музейные игры и квесты»; практикум для аудитории «Эвристика детали» (Дело в теле, смысл в детали).

Специально обсуждались образовательные про­екты Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ, а также итоги Интернет- олимпиады.

Большинство проблем, поднятых на семинаре, заслуживает самостоятельного подробного рас­сказа.

В ходе семинара выяснилось, что Отдел музей­ной педагогики руководит работой 90 школ, в которых внедряется програм­ма ГРМ «Здравствуй, музей». Учащие­ся школ Сахалина, работающие под руководством художественного музея по данной программе, приняли участие в Интернет-олимпиаде «Мир музея» в Сахалинском художественном музее. Наградой победителям станет поездка в Петербург.

В ходе работы семинара учителя показали заинтересованность всей широкой проблематикой, предложен­ной для обучения и обсуждения. Дляменя важно и то, что коллекция детского рисунка Института была воспринята участниками семинара как явление культуры и основа для изучения и по­нимания истории художественного образования.

Следующим событием нашей командировки ста­ла международная научная конференция «Из века в век...», главным организатором которой явился Сахалинский областной краеведческий музей - преемник первого сахалинского музея, 120-летие которого отмечалось в сентябре 2016 года. Музей, находящийся в одном из красивейших зданий Южно-Сахалинска, построенном специально для музея японскими архитекторами в 1937 году, когда Южный Сахалин являлся японским губернатор­ством Карафуто (1905-1945 гг.). Музей был основан на пожертвования населения для демонстрации коллекций по естественной истории острова. Здание музея выполнено в традиционном японском архи­тектурном стиле «тэйкан-дзукури» - «император­ской короны». Музей-дворец окружает японский сад, заслуживающий отдельного рассказа.

После окончания Второй мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов музей был национализирован и приобрёл статус краеведческого. Историки музея отмечают роль Сахалинского областного краеведческого му­зея в создании музеев на территории Сахалинской области. Так, коллекции живописи и графики краеведческого музея стали основой Сахалин­ского областного художественного музея, музей А.П.Чехова в г.Александровске-Сахалинском был создан при активном участии научных со­трудников Сахалинского областного краеведче­ского музея. Были созданы музеи в районных центрах: Охе, Ногликах, Поронайске, Курильске, Александровске-Сахалинском, Холмске, Южно- Курильске.

В экспозиции краеведческого музея представле­на общественная и естественная история Сахалина и Курил, свидетельства о жизни выдающихся пред­ставителей отечественной культуры, вынужденно оказавшихся в этих краях и оставивших заметный след в изучении коренных народов, природы края. К уникальным коллекциям относятся старинные предметы традиционной культуры сахалинских аборигенов (айнов, уильта (ороков), нивхов) и па­леонтологические коллекции.

Краеведческий музей сохраняет и развивает широкие международные контакты. Это наглядно продемонстрировала международная конференция «Из века в век...», организаторами кото­рой научной конференции явились Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, Сахалин­ский областной краеведческий музей и Историко-литературный музей «А.П.Чехов и Сахалин». О масштабах конференции свидетельствуют коли­чество участников, географические масштабы и разнообразие представ­ленных областей знаний. На пленар­ном заседании присутствовало 230 человек. Это — этнографы, историки, искусствоведы, педагоги, культуро­логи, представители архивного дела, музейные педагоги из России (Мо­сквы, Санкт-Петербурга, Владивосто­ка, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Александровска-Сахалинска, Курил), Голландии, Польши, Японии, Китая, Франции (заочно), Швеции (заочно). Конференция проходила в музеях Южно-Сахалинска — в Сахалинском областном краеведческом музее, в Литературно-художественном музее книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» и в Александровске-Сахалинском в Историко-литературном музее

«А.П.Чехов и Сахалин». В рамках конференции в Сахалинском областном краеведческом музее был представлен Культурно-образовательный про­ект «Коренные народы Дальнего Востока: вчера, сегодня, завтра», на котором состоялась встреча представителей коренных малочисленных народов севера с научным сообществом, открытие юбилей­ной выставки «Первые этнографические сборы на острове Сахалин в конце XIX - начале ХХ веков. Из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН».

На конференции работало 5 секций. 1. Куль­турное наследие коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Вклад учёных-этнографов в сохранение язы­ков и культур. 2. Естественнонаучные исследования в Сахалинской области. Проблема экологии региона. 3. Исто­рическое и литературное краеведение. Сохранение историко-культурного наследия. 4. Музейная педагогика. Современные направления социализа­ции музейной деятельности. 5. Боль­шие и малые музеи: теория и практика развития.

Сквозной темой стало культурное просвещение, от которого зависит ре­шение всех проблем, поставленных на конференции. Яркие примеры просве­тительской работы были показаны му­зеями - организаторами конференции. Ими были продемонстрированы основ­ные формы работы с аудиториями разного возраста и разных интересов: экскурсионная, лекционная, исследо­вательская и проектная деятельность в области изучения истории России, края, культуры народов севера, ли­тературоведения .

Культурным стержнем в деятель­ности всех музеев Сахалина является образ А.П.Чехова. Его историко­документальное сочинение «Остров

Сахалин» даёт возможность для объединения раз­ных форм исследовательской деятельности и раз­ных видов искусства, в частности, в работе с детьми всех возрастных групп. Широко используются международные контакты и в просветительской, и в научной работе. Научные сотрудники музеев работают в содружестве со специалистами из Китая и Японии. Слабой стороной работы музеев руко­водство Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области считает отсутствие базового образования у сотрудников музеев. Но, учитывая состав коллекций музеев в основном историко-

 

краеведческого и литературоведческого харак­тера, определить, какие специалисты нужны музеям, весьма непросто. Я думаю, нужны обра­зованные специалисты, увлечённые избранным делом. Очень ярко это было показано во время работы секции, посвящённой «большим и малым музеям». Секция работала в Александровске- Сахалинском, в музее «А.П.Чехов и Сахалин», то есть на месте первого музея, образованного в 1896 году.

Музей «А.П.Чехов и Сахалин», начавший свою историю после войны с образования школь­ного, а затем народного музея, приобрёл статус государственного в 1988 году, когда музей был официально открыт. Как часто бывает, успех дела зависит от инициативы конкретных людей. На протяжении многих лет борьба за музей, его комплектование осуществлялось под руко­водством семьи Миромановых. На протяжении многих лет директором музея был Темур Георгие­вич Мироманов, ныне — директор Сахалинского областного краеведческого музея, знакомивший нас с историей музея, его реставрацией и рекон­струкцией, а также планами развития. По его инициативе перед музеем был открыт памятник А.П.Чехову работы М.К.Аникушина. (24, 25)

Сегодня — это музейный комплекс «А.П.Чехов и Сахалин», основу которого составляют историко-краеведческая и литературная экспо­зиции, а также постройки «Лавка», «Админи­стративное здание», дающие представление о жизни поста Александровска, население кото­рого, состоявшее из осуждённых и тех, кто обе­спечивал их охрану и жизнедеятельность, мрачно и предельно достоверно описал А.П.Чехов.

Для меня поразительным было узнать, что современные историки тщательно проверяют информацию, изложенную писателем, подвергая её сомнению. Высказываются предположения о том, что какие-то факты изложены тенденци­озно, что найденные современными учёными свидетельства о возможности получения об­разования детьми каторжан несколько меняют однозначность оценок, данных Чеховым режиму. Категорические осуждения, высказанные Чехо­вым по поводу некоторых персон, отрицательно сказались на их судьбе. Конечно, значение труда А.П.Чехова по изучению каторги, населения Сахалина не подвергается сомнению. Мне ка­жется, что он на такую высоту поднял идею че­ловеческого достоинства, ценности человеческой жизни, которую и в наше время достичь трудно. Переоценить его подвиг невозможно. Но замеча­тельно, что до сих пор не утихают дискуссии, а изучение некогда закрытых архивов и царских, и советских продолжается. Даже Министерство культуры на Сахалине называется Министер­ством культуры и архивного дела Сахалинской области.

В литературном отделе музея представлены экс­понаты, отражающие подготовку и начало поездки А.П. Чехова на Сахалин, характеристику маршру­та, прибытие писателя в пост Александровский; два зала посвящены деятельности К.Х.Ландсберга, воспроизведён интерьер дома чиновника XIX века, начало работы писателя по переписи населения.

Отдельный зал посвящён истории каторги. Воспроизведён фрагмент избы ссыльнопоселен­ца. Литературную экспозицию завершает показ маршрута обратного пути А.П.Чехова с Сахалина в Москву, деятельность по отправке учебников и образовательных программ для школ Сахалина и земских училищ, подготовку, написание и начало публикации книги «Остров Сахалин». (26, 27)

В историческом отделе представлено дореволю­ционное прошлое Сахалина: история православной церкви в Александровске и каторги (иконы, фото­графии, предметы быта последней трети XIX века). Показаны этапы развития Северного Сахалина в период с 1915 по 1940 г., становление советской власти, репрессии 30-50-х гг. XX века; участие в боевых действиях населения Северного Сахалина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; рас­тительный и животный мир Сахалина.

Образ Сахалина, созданный А.П.Чеховым, не вмещается в рамки конкретных музеев. Путе­шествие по Александровску и его окрестностям, встреча с величественными скалами «Тремя бра­тьями», повторение пути на маяк, природа, кото­рая не так быстро меняется как наша цивилизация, в определённой мере дополнили впечатления.

Встреча с Сахалином, с его интеллигенцией убе­дили меня в мысли об относительности принятого в Москве понимания «центра» и «периферии». Боль­шинство коллег на Сахалине прекрасно инфор­мированы о состоянии музейного дела в странах Европы, Америки и Азии, нередко посещают своих коллег. Они связаны общими научными проектами в области этнографии, культурологии, филологии, истории, музейной педагогики. Их волнуют про­блемы экологии и сохранения культур коренных народов Севера. В результате у меня возникла идея продолжения контактов с музеями и школами Сахалина с целью реализации образовательно­выставочного проекта «Культура народов Севера в рисунках детей разных поколений. От Москвы до Сахалина», что позволит поставить множество просветительских и исследовательских задач в области художественного образования: расширить культурный кругозор детей - участников проекта, сформировав представления о масштабах нашей страны, её богатстве, красоте, разнообразии, о фольклоре и национальных традициях народов, населяющих Север России. Рисунки детей разных поколений станут основой для сравнительного анализа меняющихся представлений о культуре России с позиций педагогики, этнографии, воз­растной психологии, культурологии.

Приглашаю читателей журнала подумать над предложением, которое планируем реализовать в 2018 год

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 30-36.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.