Из века в век…
Н. Фомина
«Из века в век...»
О семинаре в Сахалинском областном художественном музее
Самым сильным впечатлением прошедшего года была для меня поездка на Сахалин. Поразила природа острова. Стояла ранняя осень, и впечатления суровости климата пережить не удалось. Но сознание того, что находишься на берегу океана, движешься по скалам, хранящим следы миллионов лет существования, вдруг останавливаешься, глядя на небо, которое настолько сливается с гладью воды, что угадать границу невозможно, заставляет задуматься о вечном. Часто меняющееся состояние природы: от абсолютной синевы неба, морской ряби и тишины, до шторма. Море шумит, и музыка шума зависит от близости скал, бухт и бухточек... По мере движения берег меняется постоянно — от чёрного песка к гальке, в которой интересно угадывать известные нам поделочные камни, до ракушечника. Берег бывает сыпучим, когда трудно идти, и это доставляет радость. Особо быстро образ природы меняется при путешествии на машине: горы, покрытые густой растительностью, сочетающей известные нам деревья и растения и какие-то свои особенные — ягоды, цветы, красные папоротники. Особенная осенняя контрастная меняющаяся красота цветущих гор на фоне синего неба поражала. Даже такая особенность природы меня удивила: на Сахалине нет ворон, но есть вороны.
И в этой красоте — постоянные напоминания о человеческих «деяниях». Нет счёта могилам каторжан. В некоторых местах Александровска- Сахалинского (в XIX в. пост Александровский), в который в 1890 году прибыл А.П.Чехов, идёшь по кладбищу. На пути от Южно-Сахалинска до Александровска-Сахалинского - остановки у памятных знаков, одна из которых незабываема: у памятника погибшим в период сталинских репрессий. Десятки тысяч безвинно казнённых и погибших в лагерях. Отрадно то, что память о них сохраняется, но насколько часто останавливаются в этих местах автобусы с детьми и молодёжью, не знаю. Есть и небольшие музеи, посвящённые кровопролитным сражениям периода Второй мировой войны. Мы все — коллеги из Японии, Китая, европейских стран, сосредоточенно пытались разобраться в тех страшных событиях. Изучали карты... Внимательнее всего я рассматривала лица на фотографиях - «наших» и «не наших». Общечеловеческие чувства на них написаны: боли, страдания, горя, радости, ужаса, страха, унижения, скорби, даже восторга. Очень редко - ненависти. Большинство, конечно, погибло.
Жителей Сахалина разных национальностей отличает приветливость, стремление помочь путешественнику, стремящемуся сохранить память об острове в произведениях народного творчества, дарах океана, или запомнить достоверные факты драматической истории края.
Выпало мне счастье побывать на Сахалине благодаря замечательному специалисту в области музейной педагогики - Зинаиде Васильевне Турмановой. Заслуженный работник культуры Сахалинской области, она является заведующим отделом музейной педагогики Сахалинского областного художественного музея, руководителем созданной ею «Школы восприятия». Зинаида Васильевна - писатель, художник-иллюстратор, разносторонне образованный человек (физик и лирик по специальностям), организатор современной формации, создавший коллектив молодых сотрудников, владеющих не только основным предметом - знанием экспозиции музея и пониманием взрослой и детской аудитории, но и европейскимии азиатскими языками, компьютерными программами, современными технологиями. (5) Меня она знает по публикациям в журнале «Искусство в школе», автором которого также является. Оказалось, что её и коллег, работающих в музеях и художественных школах Сахалина и Курильских островов, интересуют проблемы изучения и хранения детских рисунков.
Это меня поразило. Позволю себе лирическое отступление. В Российской академии образования и Министерстве образования и науки РФ нет понимания необходимости систематического изучения уникальной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО. За 26 лет работы над изучением коллекции только однажды удалось добиться трёхлетнего финансирования РГНФ каталогизации и исследования собрания, насчитывающего сотни тысяч единиц хранения. И вдруг оказывается, что для Сахалинских музеев и художественных школ изучение и хранение детских рисунков представляет интерес. Моё выступление на эту тему состоялось на проектно-образовательном семинаре «Дошкольник и младший школьник в музее», организованном Сахалинским областным художественным музеем. Процессу изучения рисунков детей народов Крайнего севера 1920-1930-х годов из коллекции Института был посвящён доклад, прочитанный мною на международной научной конференции «Из века в век...». Оба события - и семинар, и конференция - проходили в рамках мероприятий, посвящённых 120-летию создания первого музея на Сахалине.
Несколько слов об этом музее, основанном в посту Александровском согласно Приказу № 226 от 6 декабря 1896 года Военного губернатора острова Сахалина В.Д.Мерказина. Создание музея губернатор поручил Б.Пилсудскому и Л.Я.Штернбергу - двум политическим заключённым, которые впоследствии стали известными учёными-этнографами. Заведующим музеем был назначен врач Р.А.Погаевский. В списке лиц, «способствовавших своим участием по сбору, составлению и размещению коллекции музея и принесших в дар различные предметы», значится имя К.Х.Ландсберга - каторжанина, талантливого инженера, трагическая судьба которого хорошо известна благодаря Ф.М.Достоевскому и А.П.Чехову. Как свидетельствуют источники, к 1896 году первый музей насчитывал около тысячи единиц хранения. Предметы были сгруппированы «в следующие главные отделы: этнографический, зоологический, сельскохозяйственный с отделами лесных и морских промыслов, горный и тюремнотехнический ».
Во времена японской оккупации (1905 и 19201925 гг.) при невыясненных обстоятельствах были безвозвратно утрачены ценнейшие коллекции по культуре аборигенов, палеонтологические образцы и другие экспонаты первого Сахалинского музея. Сейчас о нём свидетельствуют только фотографии, хранящиеся в разных архивах, и материалы публикаций дореволюционного издания «Сахалинский календарь».
Местом проведения семинара являлся Сахалинский областной художественный музей, расположенный в строгом, импозантном здании, которое было построено в начале 1930-х годов для японского банка «Хоккайдо Такусёку». Музей, основанный в 1983 году, находится в самом центре города. От него открываются виды на основные улицы города и на сопки. В 1989 году здесь открылась первая постоянная экспозиция. Большой зал первого этажа предназначен для выставочной работы, залы второго этажа заняты постоянными экспозициями, представляющими «Христианское искусство», «Русское искусство конца XIX - начала XX вв.», «Искусство Кореи». (7,8,9)
З.В.Турманова провела для участников семинара экскурсию, познакомила с содержанием и методикой работы в музейной студии «Школа восприятия». Выставка отразила двадцатый сезон обучения семей с малышами. Работа студии традиционно каждый год начинается с «Родительских чтений», на которых руководитель знакомит с правилами студии, своими обязанностями. Родители прослушивают лекцию «Как смотреть картину», изучают материалы и приёмы работы в техниках живописи. Очень важно, что до начала систематических занятий семейные группы знакомятся с экспозицией музея. Работа студии происходит в соответствии с программой, по которой дошкольники знакомятся с видами и жанрами искусства. В 2016 году, объявленном годом Греции в России, приобщение к портрету, пейзажу, сюжетной композиции происходило в процессе знакомства с мифологией и культурой Древней Греции. Участников семинара удивили своей выразительностью несколько огромных декоративных панно, интересных как целостностью композиций, так и разнообразными подробностями, передающими занятия древних греков (см. илл. на цветной вклейке).
З.В.Турманова объяснила: «3 апреля 2016 года все группы студии поочерёдно создали монументальное полотно, с горой Олимп, античными храмами и героями древнегреческих мифов. Островным малышам неведом мир апельсиновых садов и тёплых морей. Увидеть храмы, платаны, наряды древнегреческих героев на картинах известных русских художников им помогла медиатека Государственного Русского музея Музейного ресурсного центра Сахалинского областного художественного музея. Родители, вдохновившись, тоже сотворили подобия античных амфор, макеты храмов и музыкальных инструментов. Тема выставки «Мифы о Древней Греции» привлекла внимание аудитории Музейного ресурсного центра — детей, изучающих программу «Здравствуй, музей!», детей с особенностями развития. К проекту присоединились аудитории партнёров музея по образовательной деятельности - отдела дистанционного образования ИРОСО и школы для подростков «Лидер» ЦВВР». (12)
В работе семинара участвовали музейные педагоги, преподаватели художественных школ, учителя начальных классов, учителя изобразительного искусства, истории, мировой художественной культуры, студенты педагогического вуза из Сахалинской области, в которую входят города и населённые пункты Сахалина и Курильских островов.
Познакомившись с задачами семинара, я поняла, что отдел музейной педагогики Сахалинского художественного музея работает в абсолютномсогласии с музеями Москвы и Санкт-Петербурга, в некоторых аспектах обгоняя столичные музеи. Следует отметить, что Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея под руководством Б.А.Столярова осуществляет научное кураторство отдела музейной педагогики Сахалинского музея.
Участники семинара познакомились с деятельностью Института художественного образования и культурологии РАО в области изучения, хранения и экспонирования детского творчества, обсудили значение детского творчества в музее, его роль в процессе воспитания музейного зрителя; познакомились с деятельностью музейной студии для семей с малышами Сахалинского областного художественного музея. Самостоятельный круг проблем был связан с работой со школьной аудиторией. Для обсуждения предлагалась тема «Музейный урок в школе, школьный урок в музее», новые подходы к музейно-образовательной работе с детьми младшего возраста, знакомство с опытом реализации программы ГРМ «Здравствуй, музей» в Сахалинской области, анализ результатов Интернет-олимпиады. Музейный ресурсный центр по скайпу предоставил возможность познакомиться с проблемами изучения и хранения коллекции детского творчества Государственного Русского музея. Таким образом состоялась встреча с коллегами из Санкт-Петербурга.
В качестве лекторов были приглашены специалисты в области названных проблем из Москвы: Ирина Владиславовна Захарова - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, руководитель семейных групп; Елена Борисовна Медведева - ведущий аналитик отдела межмузейных проектов ГБУК «Московский центр музейного развития», кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Музей»; Марина Владимировна Мацкевич - ведущий аналитик отдела межмузейных проектов ГБУК «Московский центр музейного развития», кандидат педагогических наук. Институт художественного образования и культурологи РАО был представлен моим участием. Участникам семинара были предложены разнообразные формы освоения названных проблем: мастер-классы, презентации в форме диалога с аудиторией, практикум, телемост с ГРМ.
Т.А.Гребенник, главный хранитель Сахалинского областного художественного музея, блестяще провела мастер-класс на тему «Бумага - основной материал детского творчества» для детей, не занимавшихся в музее. И.В.Захарова предложила детям - участникам проекта «Мифы о Древней Греции», мастер-класс, задачей которого было знакомство с греческими вазами. В процессе творческой деятельности и бесед об искусстве Греции семейные группы продемонстрировали устойчивость знаний, полученных на занятиях З.В.Турмановой, высокую степень интереса к занятиям искусством. Конечно, главным для детей был результат - сделанный собственными руками червяк, бабочка или ваза, которые сразу становились предметом любования и игры.
Живой интерес педагогов вызвали занятия с М.В.Мацкевич на темы: «Эврика! Искусство задавать «детские вопросы» в художественном музее», «Новые методические подходы при работе с аудиторией младших школьников: проект «Всей семьёй в музей», «Образы Третьяковки: новый взгляд», музейные игры и квесты»; практикум для аудитории «Эвристика детали» (Дело в теле, смысл в детали).
Специально обсуждались образовательные проекты Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ, а также итоги Интернет- олимпиады.
Большинство проблем, поднятых на семинаре, заслуживает самостоятельного подробного рассказа.
В ходе семинара выяснилось, что Отдел музейной педагогики руководит работой 90 школ, в которых внедряется программа ГРМ «Здравствуй, музей». Учащиеся школ Сахалина, работающие под руководством художественного музея по данной программе, приняли участие в Интернет-олимпиаде «Мир музея» в Сахалинском художественном музее. Наградой победителям станет поездка в Петербург.
В ходе работы семинара учителя показали заинтересованность всей широкой проблематикой, предложенной для обучения и обсуждения. Дляменя важно и то, что коллекция детского рисунка Института была воспринята участниками семинара как явление культуры и основа для изучения и понимания истории художественного образования.
Следующим событием нашей командировки стала международная научная конференция «Из века в век...», главным организатором которой явился Сахалинский областной краеведческий музей - преемник первого сахалинского музея, 120-летие которого отмечалось в сентябре 2016 года. Музей, находящийся в одном из красивейших зданий Южно-Сахалинска, построенном специально для музея японскими архитекторами в 1937 году, когда Южный Сахалин являлся японским губернаторством Карафуто (1905-1945 гг.). Музей был основан на пожертвования населения для демонстрации коллекций по естественной истории острова. Здание музея выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» - «императорской короны». Музей-дворец окружает японский сад, заслуживающий отдельного рассказа.
После окончания Второй мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов музей был национализирован и приобрёл статус краеведческого. Историки музея отмечают роль Сахалинского областного краеведческого музея в создании музеев на территории Сахалинской области. Так, коллекции живописи и графики краеведческого музея стали основой Сахалинского областного художественного музея, музей А.П.Чехова в г.Александровске-Сахалинском был создан при активном участии научных сотрудников Сахалинского областного краеведческого музея. Были созданы музеи в районных центрах: Охе, Ногликах, Поронайске, Курильске, Александровске-Сахалинском, Холмске, Южно- Курильске.
В экспозиции краеведческого музея представлена общественная и естественная история Сахалина и Курил, свидетельства о жизни выдающихся представителей отечественной культуры, вынужденно оказавшихся в этих краях и оставивших заметный след в изучении коренных народов, природы края. К уникальным коллекциям относятся старинные предметы традиционной культуры сахалинских аборигенов (айнов, уильта (ороков), нивхов) и палеонтологические коллекции.
Краеведческий музей сохраняет и развивает широкие международные контакты. Это наглядно продемонстрировала международная конференция «Из века в век...», организаторами которой научной конференции явились Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, Сахалинский областной краеведческий музей и Историко-литературный музей «А.П.Чехов и Сахалин». О масштабах конференции свидетельствуют количество участников, географические масштабы и разнообразие представленных областей знаний. На пленарном заседании присутствовало 230 человек. Это — этнографы, историки, искусствоведы, педагоги, культурологи, представители архивного дела, музейные педагоги из России (Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Александровска-Сахалинска, Курил), Голландии, Польши, Японии, Китая, Франции (заочно), Швеции (заочно). Конференция проходила в музеях Южно-Сахалинска — в Сахалинском областном краеведческом музее, в Литературно-художественном музее книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» и в Александровске-Сахалинском в Историко-литературном музее
«А.П.Чехов и Сахалин». В рамках конференции в Сахалинском областном краеведческом музее был представлен Культурно-образовательный проект «Коренные народы Дальнего Востока: вчера, сегодня, завтра», на котором состоялась встреча представителей коренных малочисленных народов севера с научным сообществом, открытие юбилейной выставки «Первые этнографические сборы на острове Сахалин в конце XIX - начале ХХ веков. Из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН».
На конференции работало 5 секций. 1. Культурное наследие коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Вклад учёных-этнографов в сохранение языков и культур. 2. Естественнонаучные исследования в Сахалинской области. Проблема экологии региона. 3. Историческое и литературное краеведение. Сохранение историко-культурного наследия. 4. Музейная педагогика. Современные направления социализации музейной деятельности. 5. Большие и малые музеи: теория и практика развития.
Сквозной темой стало культурное просвещение, от которого зависит решение всех проблем, поставленных на конференции. Яркие примеры просветительской работы были показаны музеями - организаторами конференции. Ими были продемонстрированы основные формы работы с аудиториями разного возраста и разных интересов: экскурсионная, лекционная, исследовательская и проектная деятельность в области изучения истории России, края, культуры народов севера, литературоведения .
Культурным стержнем в деятельности всех музеев Сахалина является образ А.П.Чехова. Его историкодокументальное сочинение «Остров
Сахалин» даёт возможность для объединения разных форм исследовательской деятельности и разных видов искусства, в частности, в работе с детьми всех возрастных групп. Широко используются международные контакты и в просветительской, и в научной работе. Научные сотрудники музеев работают в содружестве со специалистами из Китая и Японии. Слабой стороной работы музеев руководство Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области считает отсутствие базового образования у сотрудников музеев. Но, учитывая состав коллекций музеев в основном историко-
краеведческого и литературоведческого характера, определить, какие специалисты нужны музеям, весьма непросто. Я думаю, нужны образованные специалисты, увлечённые избранным делом. Очень ярко это было показано во время работы секции, посвящённой «большим и малым музеям». Секция работала в Александровске- Сахалинском, в музее «А.П.Чехов и Сахалин», то есть на месте первого музея, образованного в 1896 году.
Музей «А.П.Чехов и Сахалин», начавший свою историю после войны с образования школьного, а затем народного музея, приобрёл статус государственного в 1988 году, когда музей был официально открыт. Как часто бывает, успех дела зависит от инициативы конкретных людей. На протяжении многих лет борьба за музей, его комплектование осуществлялось под руководством семьи Миромановых. На протяжении многих лет директором музея был Темур Георгиевич Мироманов, ныне — директор Сахалинского областного краеведческого музея, знакомивший нас с историей музея, его реставрацией и реконструкцией, а также планами развития. По его инициативе перед музеем был открыт памятник А.П.Чехову работы М.К.Аникушина. (24, 25)
Сегодня — это музейный комплекс «А.П.Чехов и Сахалин», основу которого составляют историко-краеведческая и литературная экспозиции, а также постройки «Лавка», «Административное здание», дающие представление о жизни поста Александровска, население которого, состоявшее из осуждённых и тех, кто обеспечивал их охрану и жизнедеятельность, мрачно и предельно достоверно описал А.П.Чехов.
Для меня поразительным было узнать, что современные историки тщательно проверяют информацию, изложенную писателем, подвергая её сомнению. Высказываются предположения о том, что какие-то факты изложены тенденциозно, что найденные современными учёными свидетельства о возможности получения образования детьми каторжан несколько меняют однозначность оценок, данных Чеховым режиму. Категорические осуждения, высказанные Чеховым по поводу некоторых персон, отрицательно сказались на их судьбе. Конечно, значение труда А.П.Чехова по изучению каторги, населения Сахалина не подвергается сомнению. Мне кажется, что он на такую высоту поднял идею человеческого достоинства, ценности человеческой жизни, которую и в наше время достичь трудно. Переоценить его подвиг невозможно. Но замечательно, что до сих пор не утихают дискуссии, а изучение некогда закрытых архивов и царских, и советских продолжается. Даже Министерство культуры на Сахалине называется Министерством культуры и архивного дела Сахалинской области.
В литературном отделе музея представлены экспонаты, отражающие подготовку и начало поездки А.П. Чехова на Сахалин, характеристику маршрута, прибытие писателя в пост Александровский; два зала посвящены деятельности К.Х.Ландсберга, воспроизведён интерьер дома чиновника XIX века, начало работы писателя по переписи населения.
Отдельный зал посвящён истории каторги. Воспроизведён фрагмент избы ссыльнопоселенца. Литературную экспозицию завершает показ маршрута обратного пути А.П.Чехова с Сахалина в Москву, деятельность по отправке учебников и образовательных программ для школ Сахалина и земских училищ, подготовку, написание и начало публикации книги «Остров Сахалин». (26, 27)
В историческом отделе представлено дореволюционное прошлое Сахалина: история православной церкви в Александровске и каторги (иконы, фотографии, предметы быта последней трети XIX века). Показаны этапы развития Северного Сахалина в период с 1915 по 1940 г., становление советской власти, репрессии 30-50-х гг. XX века; участие в боевых действиях населения Северного Сахалина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; растительный и животный мир Сахалина.
Образ Сахалина, созданный А.П.Чеховым, не вмещается в рамки конкретных музеев. Путешествие по Александровску и его окрестностям, встреча с величественными скалами «Тремя братьями», повторение пути на маяк, природа, которая не так быстро меняется как наша цивилизация, в определённой мере дополнили впечатления.
Встреча с Сахалином, с его интеллигенцией убедили меня в мысли об относительности принятого в Москве понимания «центра» и «периферии». Большинство коллег на Сахалине прекрасно информированы о состоянии музейного дела в странах Европы, Америки и Азии, нередко посещают своих коллег. Они связаны общими научными проектами в области этнографии, культурологии, филологии, истории, музейной педагогики. Их волнуют проблемы экологии и сохранения культур коренных народов Севера. В результате у меня возникла идея продолжения контактов с музеями и школами Сахалина с целью реализации образовательновыставочного проекта «Культура народов Севера в рисунках детей разных поколений. От Москвы до Сахалина», что позволит поставить множество просветительских и исследовательских задач в области художественного образования: расширить культурный кругозор детей - участников проекта, сформировав представления о масштабах нашей страны, её богатстве, красоте, разнообразии, о фольклоре и национальных традициях народов, населяющих Север России. Рисунки детей разных поколений станут основой для сравнительного анализа меняющихся представлений о культуре России с позиций педагогики, этнографии, возрастной психологии, культурологии.
Приглашаю читателей журнала подумать над предложением, которое планируем реализовать в 2018 год
Оставить комментарий