Всё надо придумать, нарисовать, сделать…

Н.Довгялло,
методист и руководитель Студии традиционной анимации
областного детско-юношеского киноцентра «Веснянка», г. Днепр

Всё надо придумать, нарисовать, сделать…

Как известно, киноискусство совмещает в себе несколько видов искусств: это и музыка, и литература, и видео, а в анимации ещё и живопись. Занятие анимационным творчеством позволяет коснуться их всех.

Задача педагога – научить ребёнка отличать китч от истинного искусства, развить творческую фантазию, познакомить с законами создания сценария фильма, поэзией, литературой. Поскольку мы снимаем немые мультфильмы, то звук, музыка – одно из важнейших средств воздействия на зрителя. И мы знакомим детей с классикой мировой музыкальной культуры. Для создания анимационного фильма очень важен образ героя. Он должен быть ярким, запоминающимся. И мы занимаемся живописью. Изучаем мимику человека,  пластику движения. Изучаем историю искусств.

В анимационном фильме, в отличие от игровых, документальных фильмов, нет ни актёров-героев, ни натуры, ни пейзажей, ни предметов… Всё создается автором фильма, всё нужно придумать, нарисовать , сделать. Это развивает фантазию. Создание анимационного фильма – долгий, кропотливый труд, требующий многих знаний, умений, работы в коллективе.

Основная задача педагога «Веснянки» – это не со здание мультфильма, а воспитание детей посредством подготовки и съёмки своего фильма. Наши требования к созданию красивого, смыслового, жёстко смонтированного фильма заставляют детей совершенствоваться во всех видах искусств, учит умению сконцентрировать своё внимание на определённой работе и доводить дело до конца. Это поможет ребёнку в жизни, в любой избранной им профессии.

Форма работы – клубная. В кружке занимаются учащиеся от 6 до 20 лет. Очень часто в одно и то же время в группе одновременно находятся дети разного возраста. Но и задания они получают разные. Это и есть индивидуальная работа. Младшие наблюдают за творчеством старших, а старшие с удовольствием помогают малышам.

Очень важный момент – традиционное ежедневное чаепитие . Дети при ходят на занятия после уроков в школе. Чашка чаю с сухарями, а иногда и с вареньем, печеньем, беседы на домашние и даже философские темы – это то, что им надо. Ведь с ними мало разговаривают . В школе на уроках их учат, дома родители кормят, одевают, ругают, но очень редко выслушают. Если особых тем нет, то мы играем в разные развивающие игры. Очень любима игра, где за 15 секунд надо изобразить, например, профессию. Эта игра учит определять главное.

Отмечаем в студии дни рождения, праздники. Особенно любим детьми Новый год. Старшие придумывают игры для малышей и сами проводят их. Готовят интересные подарки, которые нигде не купишь. На праздник все приносят что-нибудь вкусненькое. Это помогает создать единый творческий коллектив, оптимальный «психологический климат».

Каждый год киноцентр «Веснянка» проводит внутренний фестиваль «Золотая веснушка ». Это фестиваль праздник для всех детей «Веснянки». В фестивале принимают участие все, даже учебные фильмы, сделанные за год. Ну, а кто еще не дорос до своего фильма, то и книжки, рисунки, даже афиши принимают участие во внутреннем конкурсе. Условия фестиваля: самодельные призы и дипломы, награждается любой фильм, кроме фильма своей группы. Фестиваль учит доброте, учит оценивать работу других ребят, учит не только получать, но и уметь дарить подарки, а главное – делать их.

Работа с детьми младшего возраста строится следующим образом. Первый урок – знакомство с анимацией. Мультфильм ~ коллективная работа художников , литераторов , мультипликаторов, музыкантов.

Ну и первый рисунок. Знакомим детей с японской легендой о самом страшном «белом» драконе.

Белый дракон – это белый лист бумаги. Победить дракона, значит заполнить рисунком весь лист, а не рисовать где-то в уголке что-то маленькое. Важно, чтобы все рисунки были разными, чтобы дети не копировали рисунки друг друга. За этим, поддерживая творческую индивидуальность ребёнка, следит педагог.

Мы учимся рисовать, сочинять истории, смотрим и обсуждаем мультфильмы, слушаем музыку. Такие методы работы с красками, как кляксография (нужно увидеть в беспорядочных цветных кляксах образы), ниткография (метод рисунка смоченной в чернилах ниткой, где тоже нужно найти сходство с кем-нибудь или с чем-нибудь), – развивают фантазию. На литературных уроках дети учатся сочинять, одушевлять предметы. Это очень важно – уметь поставить себя на место какого-нибудь стола или собаки, которую все обижают. К концу года готовим книжку-раскладушку. В книжке – авторская история с собственными иллюстрациями. Это первый этап подготовки к созданию мультфильма.

Теперь о работе с детьми среднего возраста (11–14 лет). Иногда к средней группе я причисляю и более младших детей, если они уже обжились в киноцентре «Веснянка» и уже кое-что умеют.

Дети этой группы обязательно снимают своё кино. Сочиняют свои истории, пробуют писать стихи: ведь для того чтобы лучше воспринимать поэзию, надо понять её «изнутри». Мы слушаем музыку, читаем стихи выдающихся поэтов, очень много рисуем. Учимся отличать тёплые и холодные цвета, контрастные цвета. Изучаем графику, выразительность линии, чёрного и белого цветов.

Изучаем разные техники живописи. К новогоднему празднику объявляем конкурс. Кроме того, каждый ребёнок готовит себе новогоднюю игрушку-подарок. Какой же праздник без подарка!

Знакомимся с вытынанкой. Своими руками изготавливаем в этой технике открытки мамам к 8 Марта . К пасхальным праздникам учимся расписывать яйца. Это всё элементы народного творчества, причём именно

нашего региона. Это важный элемент воспитания – знакомство с культурой своей страны через народное творчество.

В этом году среди снятых мультипликационных фильмов есть фильм про АТО. Эта тема волнует детей. У многих родственники в Донецке, Луганске. У кого-то отцы воюют. Дети сочинили два сюжета на эту тему. И мы сняли фильм «Маршрутка на Днепр », в котором они рассказали о своём наболевшем: очень важно иметь возможность высказаться. И мы даём им такую возможность – в анимации, в рисунке, в беседах.

С детьми этого возраста мы много снимаем, чаще всего в технике перекладки. Учимся работать в коллективе . Ведь анимационный фильм – это результат длительной, кропотливой работы целого коллектива.

Учащиеся старшего возраста (14–18 и более лет) – это уже «взрослые дети». Им нужно не только играть, удивляться и радоваться. Они требуют серьёзных знаний. Их волнуют вопросы выбора профессии, любви и ненависти, взаимоотношений с родителями, состояния своей страны и многое другое.

Основная задача – создание мультфильмов. Техника исполнения разная: это и перекладки (аппликация), и сыпучка (кофе, песок, манка), и самая сложная техника – живопись под камерой (пофазовый рисунок гуашевыми красками на стекле). Дети этой группы уже умеют рисовать, знакомы с историей искусств, умеют снимать фильмы. Мы проводим выездные мастерклассы на природе. Учимся смотреть и видеть. Ведь современные «компьютерные» дети не замечают окружающего мира . По этому так важны такие поездки.

Самое сложное в создании мультфильма – выбор сюжета.

Выбираем такой сюжет, который интересует ребят. Так были сняты фильмы про Высоцкого, про Цоя, атамана Сирко, фильмы о войне 1941–1945 годов. Для раскрытия темы изучаем разнообразные материалы. Для фильма про атамана Сирко мы идем на экскурсию в исторический музей, где изучаем быт и историю казачества, читаем книгу Яворницкого, песни и легенды. Останавливаемся на легендах, поскольку

разобраться в достоверной истории казачества для нас сложно, а искажать историческую правду мы

не хотим.

В фильме про Высоцкого изучаем особенности времени его жизни, слушаем песни Высоцкого, узнаём про ГУЛАГ, лесоповалы, Беломорканал, художника Белова, автора картины «Беломорканал», узнаём про «шарашки». И фильм меняет свою тему. Осмысление прошлого нашей страны и мысли о будущем – всё

это важно для развития личности.

Ну а на тему войны 1941–1945 гг. был снят фильм «Война и голуби». В подготовке к съёмкам этого фильма были изучены материалы о войне. Это фотографии Бальтерманца и других известных фотографов, стихи, песни о войне, воспоминания ветеранов. Когда дети уже были подготовлены к работе над фильмом, возникла сложная задача эмоционального воздействия на зрителя главной, как нам казалось, проблемы войны – проблемы детей, оставшихся без отцов…

Дети этой группы уже могут создавать авторские фильмы. Авторский – это фильм, снятый одним автором, желательно по своему сюжету. Таков фильм «Пустыня». Аня сняла его в технике «сыпучки». Работала она над фильмом два года. Это кропотливый труд, требующий терпения и ответственности. Именно создание своего авторского фильма даёт ребёнку уверенность в себе, в своих силах, в своей индивидуальности, в своих творческих способностях.

С детьми этой группы мы много рисуем в разных техниках. Увлеклись техникой живописи на стекле, которая была известна ещё во времена катакомбного искусства. В этой технике писали копии икон. Мы же её используем для живописи. Техника сложная, медленная, но очень яркая, «дизайнерская». Эта яркость стекла привлекает детей. Кроме того, на занятиях в студии мы говорим о современных течениях в искусстве живописи. Знакомимся с работами современных художников. Изучаем историю фотографии, музыки, кино.

Старшие ребята представляют свои фильмы на Всеукраинских и международных фестивалях. Иногда получают дипломы и медали. А на Международном анимационном фестивале в Минске даже проводили мастер-класс для юных мультипликаторов.

Известный мультипликатор Бардин сказал детям киноцентра «Веснянка » на Международном кинофестивале «Линолеум» в Киеве: «Успех окрыляет!» Успех и награды за созданные ими фильмы действительно окрыляют детей и дают им новые силы и желание работать, снимать новые фильмы.

 

Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 27-29.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.