От внешкольного воспитания – к дополнительному образованию детей
От внешкольного воспитания – к дополнительному образованию детей
Важнейшей составляющей образовательного пространства московской Гимназии №1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышёва является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает одарённых детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Второй год я работаю в этой гимназии старшим методистом блока дополнительного образования (БДО). За это время я ближе познакомилась с уникальными педагогами, с родителями учащихся и их запросами, с учениками и их пожеланиями. Об этом и пойдёт повествование.
Дополнительное образование расширяет пространство, в котором дети и подростки могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Но чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нём потенциал, необходима чёткая и слаженная работа всей педагогической системы. С этим коллектив Гимназии справляется успешно. Педагогам нашего учебного заведения важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только совместными усилиями мы сможем достичь желаемых результатов.
На августовском педагогическом совете директор гимназии А.В. Богданов, по опросам родителей и участию детских объединений в различных творческих конкурсах, отметил лучших педагогов дополнительного образования. В прошлом учебном году высокой внешней оценки жюри добились детские объединения иностранных языков: «Занимательный французский. Французская песня» (рук. Л.Ю. Тулинова) и «Немецкий с удовольствием» (рук. Е.В. Хаустова); творческие объединения «Жемчужный узор» и «Ручная игрушка» (рук. Л.А. Плаксиенко); «Очумелые ручки» (рук. Т.Ю. Живописцева); «Чудо-мастера» (рук. А.И. Ципина) и др.
Мы заинтересованы в том, чтобы дополнительное образование изначально было персонифицировано, поскольку оно предназначено для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. Свобода выбора – основная характеристика дополнительного образования наших детей.
Блок дополнительного образования в нашей гимназии создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления своего предназначения в жизни, помогает в выборе профессии. Хочется отметить работу предметных объединений «За страницами учебника биологии» (рук. С.В. Федотова), «Математика для увлечённых» (рук. М.Б. Пыресева), «Химия в эксперименте» (рук. О.В. Тынянов), «В мире математики» (рук. Ю.А. Карасёв), «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» (рук. И.К. Геро), «Юный математик» (рук. А.Л. Крайнюк).
Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. Руководители стараются раскрыть организаторские, творческие, музыкальные способности воспитанников при подготовке внеклассных и общешкольных мероприятий, выставок, концертов, презентаций, проектов и др. «Изюминка» состоит в том, что все программы предлагаются детям в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создаёт благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия детей разного возраста и сплочения их в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, спортивных состязаниях ведёт к появлению школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за неё. Радуют глаз победные кубки и достижения спортивных команд Гимназии под руководством замечательных преподавателей физической культуры Д.О. Джураева и Е.И. Ряшенцевой.
Дополнительное образование в нашей Гимназии даёт растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Это чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждёт от мира разнообразия, и среди тех возможностей, ценностей и приоритетов, которые предоставляет ему естественное течение жизни, могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребёнка возможности предпочесть ту среду, где он может проявить себя. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать в любом возрасте и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять обучение, воспитание и развитие ребёнка.
В настоящее время практически все учителя Гимназии являются педагогами БДО или руководителями проектов, ведут групповые занятия во внеурочное время. Охваченные общими интересами со своими воспитанниками педагоги воспринимаются ребятами как единомышленники, коллеги. Партнёрские отношения во второй половине дня порождают радость встречи учеников и учителей на уроках, которые в нашей Гимназии уже не воспринимаются отдельно от внеурочных занятий.
* * *
Учитель… Как много в этом слове! Учитель ведёт учеников сквозь годы детства, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдаёт свои знания, вкладывает в учеников частицу своего сердца. Великое счастье – встретить учителя, который станет для тебя путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком.
Ребятам Гимназии повезло. Не первый год работает в нашем коллективе замечательный педагог Плаксиенко Лариса Александровна, учитель технологии и предпринимательства. Видимо, эта профессия ей пришлась по душе! Её профессиональные качества заметили не только педагоги, но и дети.
М. Волошин сказал: «Жизнь – бесконечное познанье. Возьми свой посох и иди!» Вот уже почти пять лет идёт «с посохом» учительской работы Л. Плаксиенко. Тяжел ли этот посох? И да, и нет. Да – потому что работа слишком ответственная, а плохо работать Лариса Александровна не умеет. Нет – потому что это состояние души.
Интеллигентная, принципиальная, способная тонко чувствовать человека и ситуацию, уважает личность, умеет самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха. Всю свою жизнь она не перестаёт познавать новое, чтобы по-новому, в ногу со временем преподавать старый, как мир, предмет – материальные технологии. А кроме этого Лариса Александровна с таким же неизменным успехом занимается в БДО: детское объединение «Жемчужный узор» пользуется у девушек успехом. Творческие работы её учеников на самых разных конкурсах оказываются среди лучших.
Очень неожиданным бывает звонок с её занятий на перемену – дети просто не замечают, как быстро летит время! Лариса Александровна умело превращает урок дополнительного образования в разнообразную и познавательную игру, всегда приводит примеры из своего жизненного опыта и щедро делится им.
В этом году Департамент образования города Москвы и ГБПОУ г. Москвы «Воробьёвы горы» в целях реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся образовательных организаций провёл с 1 марта по 1 апреля городскую конкурсную программу «НОВЫЕ ВЕРШИНЫ». Педагоги «Гимназии №1592» и их воспитанники приняли активное участие в городской выставке изобразительного и декоративно-прикладного творчества в рамках городской конкурсной программы «Новые вершины». Творческие детские коллективы дополнительного образования: «Жемчужный узор» и «Ручные куклы и игрушки» (рук. Л. Плаксиенко), «Чудо-мастера» (рук. А. Ципина), «Квиллинг. Работа с природным материалом» (рук. Т. Живописцева) – выставили свои работы на первый этап выставки, который проходил открытым голосованием по Интернету.
По достоинству были оценены работы педагогов ДО Гимназии №1592. Уже на втором этапе выделена работа под названием: салфетка «Жемчужный узор» в технике плетения фриволите, которая принесла победу Ларисе Александровне и её воспитанницам и стала настоящим украшением городской выставки «ОТКРЫТОЕ ОКНО» во Дворце пионеров на Воробьёвых горах. Решение жюри было единогласно и красноречиво: «Выставочный экспонат содержит все основные элементы и отвечает всем принципам дизайна».
26 мая 2016 года по результатам Финального этапа Программы, посвящённой празднованию Международного дня защиты детей, в рамках городского конкурса «Новые вершины», Л. Плаксиенко от Гимназия №1592 была приглашена в Московский Дворец пионеров. Лариса Александровна стала активным участником мероприятия «ГОРОД МАСТЕРОВ» и Круглого стола с педагогами по вопросам совершенствования работы с детьми в области декоративно-прикладного творчества в учебных учреждениях.
А 28 мая наш педагог давала интересный и познавательный мастер-класс по фриволите уже педагогам г. Москвы. На демонстрационном образце были показаны приёмы работы в технике плетения фриволите, раскрыты идеи творческой композиции и цветового решения.
Закончить свой рассказ о замечательном педагоге хочется словами Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Эти слова точно о Ларисе Александровне.
Оставить комментарий