Дискуссионная площадка «Проблема преемственности в обучении иностранному языкув контексте диалога искусств в школе и вузе»: актуальность, проблематика, приглашение к разговору
Обучение иностранному языку в контексте диалога искусств - одно из направлений современного российского научно-образовательного пространства, нацеленного на интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения. Продуктивные современные разработки идей филологического образования в контексте отечественной и мировой культуры базируются на научных культурно-диалогических концепциях М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, Б.П. Юсова и др.
12 апреля 2024 года в работе дискуссионной площадки «Проблема преемственности в обучении иностранному языку в контексте диалога искусств школе и вузе» приняли участие Ольга Ивановна Мишурова, старший преподаватель кафедры английского языка Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), и Анна Александровна Миронюк, учитель немецкого и английского языков, бакалавр гуманитарных наук по направлению «Культурология», заместитель директора по воспитательной работе СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» (Смоленская область), которые акцентировали внимание на результатах своего научного исследования по проблеме преемственности в обучении иностранному языку подрастающего поколения, в частности, закономерностях, принципах и требованиях к преемственности («школа – вуз»), содержанию и процессу обучения иностранному языку средствами искусства.
«Сегодня при обучении иностранному языку учителю необходимо создавать стимулирующее пространство для интеграции учащихся в социокультурную среду, - отметила А.А. Миронюк, - поскольку это не только способствует их нравственному и эстетическому развитию, но и мотивирует к изучению национальной культуры страны изучаемого языка. Литературные композиции, спектакли и моноспектакли, в которых задействованы наши лицеисты, имеют серьезный образовательный потенциал для обучения в контексте диалога искусств – литературы, театра, музыки. Пополнение иностранной лексики - один из важнейших аспектов, мотивирующих преподавателя иностранного языка к использованию школьной театральной педагогики. В старших классах всегда обращается внимание на профессиональную ориентацию лицеистов. Для учащихся, выбравших для поступления юридические вузы, можно предложить такие художественно-творческие задания, которые смогут повысить их уровень владения иностранным языком. Например, постановку учебных спектаклей или моноспектаклей на английском языке: «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся»; «И похоже это на правду?..» по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Надо только начать делать что-нибудь…» / по пьесе «Вишневый сад»; «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять еще трудней…» по повести «Драма на охоте» А.П. Чехова; «Как уничтожить зло на земле?...» по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др. Образовательный потенциал таких постановок мы видим в следующих аспектах: расширение юридического словарного запаса на иностранном языке, развитие слухо-произносительных навыков, развитие художественно-творческих способностей и др.».
«Лингвистические и социокультурные знания, которые получают обучающие в системе образования «школа – вуз», - особо подчеркнула О.И. Мишурова, - становятся базой для языкового, культурного и профессионального багажа будущих юристов. Проблема преемственности в обучении иностранному языку будущих юристов в современном образовательном пространстве школы и юридического вуза приобретает свою актуальность благодаря возрастающим требованиям общества к профессиональной подготовке специалиста.Развитие профессионально ориентированной языковой компетенции средствами художественного искусства рассматривается нами как учебно-воспитательный процесс, позитивная направленность которого обеспечивается непрерывностью лингвистической подготовки с интенсивным наращиванием системы языковых знаний, умений и навыков в пространстве интеллектуального и творческого личностного развития учащихся и студентов».
15 июня 2024 г. на базе СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» (д. Мольгино Смоленской области) в очно-дистанционном формате состоится Круглый стол «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку средствами искусствав школе и вузе», к участию в котором приглашаются преподаватели иностранного языка из российских образовательных организаций.
Проблемное поле мероприятия: личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку в школе и вузе; создание полихудожественной учебной среды; создание учебно-диалогового пространства с использованием инновационных методов обучения в контексте диалога искусств; методики обучения иностранным языкам на основе полихудожественного подхода; традиционные и инновационные методы обучения иностранному языку в контексте диалога искусств; педагогические условия реализации принципа преемственности «школа – вуз»; развитие профессионально ориентированной языковой компетенции студентов-юристов, студентов гуманитарных вузов, в том числе сферы искусства и культуры, средствами искусства и др.
Заявки на участие присылать до 15 мая 2024 года на электронный адрес olga-mi2101@mail.ru – Ольги Ивановны Мишуровой, старшего преподавателя кафедры английского языка Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Форма регистрации участников Круглого стола скачать
Оставить комментарий