Искусство мозаики

М.Полякова,
учитель изобразительного искусства,
санаторная школа-интернат «Созвездие», г.Волгоград

Искусство мозаики

Тема уроков: "знакомство с искусством мозаики. Выполнение эскиза мозаичного панно".

Урок 1.

Цели и задачи: знакомство с искусством мозаики; изучение техники выполнения эскиза (имитации) мозаичного панно; развитие образного мышления; формирование композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

Материал к уроку: формат А4, карандаш, ли­нейка, циркуль.

Зрительный ряд: репродукции архитектурных мозаик испанского архитектора Антонио Гауди; фотографии современных интерьеров с мозаиками; детские работы.

Задание: создать рисунок композиции для мо­заичного панно.

I. Из истории мозаики. Мозаика – это искусство с древними корнями и богатым культурным насле­дием. Первые мозаики были созданы тысячи лет назад. Они существовали в культурах всех народов мира в разные периоды их истории. Археологические находки указывают, что культовые мозаики существовали у ацтеков в Центральной Америке, у аборигенов Новой Гвинеи, но современные методы и стили этого искусства восходят, главным образом, к европейской и ближневосточной традициям. В IV–V веках до н.э. греческие и римские ма­стера украшали внутренние дворики жилых домов мозаичными вставками из голышей и гальки, со­бранных на берегу моря. Камень стал излюбленным материалом для отделки полов общественных бань и комнат для омовения. Использование мозаики распространилось по всей Римской империи. Пере­ходя из одной местности в другую, она приобретала местный "колорит", в результате чего появлялись новые яркие стили.

Период III–I века до н.э. был временем появле­ния и широкого применения нового для мозаики материала – естественного камня, нарезанного на мелкие кусочки. Они могли соприкасаться друг с другом плотнее, чем галька, а полученные таким методом изображения казались почти живыми. Некоторые из ранних римских мозаик сохранились под застывшей лавой после извержения Везувия в 79 г. н.э. 

К III веку н.э. мозаики начали появляться не только на полу, но и на стенах. На настенных римских мозаиках стали изображаться мифологи­ческие и священные мотивы, и эту практику вскоре переняли ранние христиане.

Эпоха Византии, которая длилась с V по XIV век, стала временем расцвета мозаики. Теперь мозаические композиции занимали не только отдельные фрагменты плоскости, но полностью покрывали стены и потолки. Византийцы стали использовать стеклянные и золотые пластинки, поворачивая их под разными углами к источнику света, добиваясь тем самым усиления их отража­тельных свойств.

Падение Константинополя под напором турок в середине XV века означало конец Византии, а вместе с ней умерла та богатая среда, которая питала искусство мозаики. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, возник новый интерес к изо­бразительному реализму, и теперь мозаики стали имитировать современную живопись. В XV–XVI веках великие итальянские художники стали де­лать "картоны" для мозаичистов. Некоторые из них, в том числе Тициан и Тинторетто, решились сбить ранневизантийские мозаики, которые они посчитали устаревшими и уродливыми, в соборе св. Марка в Венеции; их заменили более "совре­менными" работами.

В XVIII–XIX веках мозаика стала миниатюр­ной. Ватиканские мастерские стали производить smalti filati – нити непрозрачного стекла, которые разрезались на крошечные квадратики, прямо­угольники и другие геометрические фигуры. Они вручную соединялись в микромозаику, которая затем прикреплялась на табакерки, броши, серьги и кольца.

В XX веке новый стиль "Арт Нуво" вновь при­влек интерес к мозаике. Испанский архитектор-новатор Антонио Гауди предпринял необычный шаг. Работая главным образом в Барселоне, он создал новые архитектурные формы, многие из которых покрыл снаружи мозаикой.

Художественный метод, выработанный Анто­нио Гауди, был известен только узкому кругу близ­ких друзей, меценатов и зодчих. Не описанные в литературе художественные принципы испанского мастера в течение долгого времени оставались неиз­вестными европейским зодчим. Становление и раз­витие художественного метода Гауди происходило в тот период, когда в западной Европе процветал стиль функционалистов и пуристов, провозвест­ников господства прямой линии, прямых углов и упрощенных форм в архитектуре.

Стиль Гауди – это живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивитель­ный, причудливый, прихотливый орнамент, основ­ной темой которого становится линия, напоминаю­щая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия выполняет роль основного выразительного элемента, объединяющего общим мотивом и ритмом все элементы целого. Но архитекторы модерна никогда точно не "цитируют" природу, созданные ими формы абстрактны, придуманы, но наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. В этом смысле наиболее яркими примерами могут служить постройки Антонио Гауди в Барселоне, такие, как собор Саграда Фамилья, Каса–Мила, Каса–Баттло, или ворота, павильоны и другие сооружения в Парке Гюэль. В работах архитекто­ра Гауди дает о себе знать влияние мавританской архитектуры. Известно также, что он был близок художественным воззрениям прерафаэлитов, изучал сочинения Дж. Рескина и Уильяма Морриса. Однако его собственный творческий почерк отмечен неповторимой самобытностью и буйной фантазией. Многие из идейных учеников испан­ского мастера, а также теоретики архитектурного искусства называют его реформатором и новатором испанского и мирового зодчества.

Как известно, главным свойством железобетона является его способность принимать самые разные формы. Используя это, испанские мастера бук­вально лепили из железобетона или составляли из железобетонных конструкций постройки, имевшие довольно сложные внешние формы. Как правило, при этом функциональное назначение, например, отдельных комнат того или иного здания мало интересовало как заказчика, так и составителя и исполнителя проекта.

Новаторское своеобразие художественного мето­да Гауди заключалось, прежде всего, в использова­нии новых строительных технологий и материалов для создания искусственных форм, которые стали бы подражанием живой природе. Так, например, с помощью упомянутого железобетона мастер мог создавать линии, напоминавшие конфигурацию скал, деревьев или морских раковин. Следуя фор­мам живой природы, Гауди украшал свои соору­жения самыми разными мотивами растительного и животного мира. В традиции искусства барокко его привлекала свобода и невероятная пластика, а также логическая стройность и завершенность форм — приемы, разработанные мастерами этого направления ещё во второй половине ХУ столетия.

В 1938 году Раймон Эдуард Изидор, слесарь, дорожный рабочий и сторож на кладбище в Шарт­ре (Франция), начал мозаичную работу, которая полностью покрыла все поверхности внутри и снаружи его жилища – стены, мебель, постройки в саду и отдельно стоящую часовню. Он использовал в работе черепки, осколки стекла и битые тарелки, которые находил на поле рядом со своим домом. Соседи, видимо не очень довольные его навязчи­вой идеей, прозвали его pique-assiette, что можно перевести как "слизывающий с чужой тарелки", или "раскалывать тарелку". Первая часть этого слова родственна слову pique, что переводится как "сумасшедший" или "чокнутый". Изидор отвечал на это холодным презрением. Сегодня же его дом посещает примерно 30000 посетителей в год, а созданный им стиль настолько вдохновил мастеров мозаики, что они свои собственные работы стали называть 4Безумная мозаика. Сегодняшние мо­заичисты дают себе полную свободу выражения, используя богатые традиции прошлого.

При создании архитектурных комплексов ма­стера прошлого большое внимание уделяли синтезу разных видов искусства: живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Особое место в архитектуре занимала монументальная живо­пись, которая возникла намного раньше станковой в виде древних фресок, мозаичных панно.

(Цветные иллюстрации помещены на вклейке.)

II. Где вы встречали мозаики? Ответы учащихся:

В своих встречах с искусством мозаики. Рассма­тривание фотографий современных интерьеров с мозаикой.

Современная технология изготовления мозаики состоит из трёх этапов:

  • разработка эскиза;
  • раскрой цветной плитки;
  • окантовка клеевым или бетонным раствором.

Существует несколько способов изготовления имитации мозаики в школьных условиях. Это живопись по стеклу "под витраж", изготовление модели мозаики при помощи стекла, плиток, смальты, камушков и другие. Мы попробуем сде­лать бумажную имитацию мозаики.

Она выполняется в определенной последова­тельности:

  • 1 этап – выбор формата и составление эскиза ком­позиции;
  • 2 этап – корректировка эскиза, обводка;
  • 3 этап – определение цветового решения;
  • 4 этап – выполнение мозаики в цвете;
  • 5 этап – обводка всех элементов тёмным контуром;
  • б этап – вырезание по окружности и оформление работы на листе бумаги.

Рассматриваем детские работы прошлых лет. На всех этапах работы надо следить за акку­ратностью, чтобы не выходить цветом за рамки элементов композиции мозаики и чётко прорисовывать контуры сопри­косновений цветовых элементов.

  1. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции. Для разработки можно предложить темы: острые грани, "плавные грани", "головоломка", "лабиринт" и другие.
  2. Просмотр, корректировка эскизов.

Показ наиболее удачных работ. Важно разделить мозаику на мелкие элементы и добиваться разнообразия цветового решения. После уточнения рисунка его необходимо обвести кон­туром.

Задание: принести гуашь, аква­рель (тушь), кисти.

Урок 2.

Задачи: закрепление знаний об искусстве мозаики; развитие графических навыков и образного мышления; формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Материал к уроку: формат А4, гуашь, акварель (тушь).

Зрительный ряд: таблица с после­довательностью выполнения имита­ции мозаики; детские работы.

Задание: создание цветового ре­шения (колорита) мозаичного панно.

I. Актуализация знаний об искусстве мозаики. Для повторения материала можно провести беседу о роли мозаики в эпоху средневековой готики и в современном искусстве.

Можно загадать кроссворд с наво­дящими вопросами:

  1. стиль средневекового искусства (готика);
  2. основной материал мозаики (плитка);
  3. внутреннее помещение здания (интерьер);
  4. один из видов живописи (мону­ментальная);
  5. испанский архитектор, приме­нивший мозаику не внутри, а снару­жи зданий (Антонио Гауди).

II. Работа с эскизом.

  1. Просмотр и показ получивших­ся рисунков, уточнение контуров элементов панно.
  2. Работа в выбранном колорите. Закрашивание всех элементов ком­позиции панно.

III. Просмотр полученных работ.

Задание: принести гуашь, акварель,

тушь или чёрную гелиевую ручку, клей ПВА, ножницы, карандаш, бумагу для оформления (формат А-3).

Урок 3.

Задачи: продолжение работы над цветовым решением пан но; развитие зрительной памяти и воображения; закрепление навыков художественного оформления работ.

Зрительный ряд: таблица с по­следовательностью выполнения ви­тража; фотографии современных витражей; детские работы.

Задание: завершить цветовое ре­шение мозаики, обвести контуром все цветовые элементы панно. Оформле­ние и выставка работ.

I. Актуализация знаний учащихся о последовательности работы над имитацией мозаичного панно.

 

Рассмотрим фотографии современ­ных мозаик. Обратим внимание, как художник распределяет цветовые пят­на в мозаичных работах. Цвет играет роль декора, но он должен равномерно держать композицию и отвечать за­мыслу, сюжету. Это очень сложная за­дача, поэтому выбор цветовой гаммы необходимо продумать, желательно проговорить в классе и обосновать свой выбор.

II. Работа с эскизом.

1. Во время выполнения работы следим за распределением и соче­танием цвета в композиции. После завершения работы в цвете обводим все цветные элементы композиции чёрной гелиевой ручкой.

2. Оформление эскизов. Для того чтобы наше панно можно было пред­ставить на выставке, а также для длительного хранения, необходимо вырезать готовую мозаику и наклеить её в центр бумаги (формат А-3). Очер­тить вокруг круглого панно рамку в 3-4 см. и вырезать по контуру линии.

III. Выставка работ учащихся, обсуждение.

Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Где можно использовать мозаики по данным эскизам?
  2. В чем особенности монументаль­ного искусства?
  3. Почему мозаика получила широ­кое распространение в средние века?
  4. Для чего используют мозаики со­временные архитекторы?

 

Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 16-18

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.