Театрализация в музейных занятиях со школьниками

О.Гагина,

зав. сектором художественного и эстетического воспитания отдела по работе с детьми и учащейся молодежью Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Театрализация в музейных занятиях со школьниками

С 70­х гг. прошлого века музеи испытывают влия­ние процесса под названием "театрализация".

Это очень широкий и многогранный процесс: с одной стороны, театр проникает в музейные залы и на му­зейные территории, которые становятся "сценой", а с другой стороны, музейная экспозиция все больше становится "театром вещей" со своим сценарием и даже интригами.

Видимо, это вполне закономерный процесс, ведь музей родился когда-то как своего рода храм (обитель Муз), а театр - как обрядовое действо, храмовое или прихрамовое. При всем многообразии современных музеев и театров, они легко сопрягаются, опираясь на это древнее родство. И театрализация входит в музеи все настойчивее: "Современный музей" в сво­ей экспозиционной практике все дальше уходит от "музея-коллекции" и все явственнее приближается к "музею-событию" и "музею-со-бытию" [1].

Взвешенное отношение к театрализации как к одной из интереснейших форм музейной работы позволяет не только привлечь и удержать посетите­ля, но и усилить просветительскую функцию, что мы уже можем утверждать, основываясь на более чем 10-летнем опыте работы студии художествен­ного и эстетического воспитания в Культурно-образовательном центре Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Театр как синтетическое искусство, объеди­няющее в себе музыку, живопись, хореографию, художественное слово и пр., даёт наибольшие возможности для того, чтобы ребёнок, принимая участие в создании сценического действия, мог "самовыразиться", проявить себя в разных видах деятельности. А без достаточно полного самовы­ражения невозможен рост личности - творческой и думающей, умеющей работать и адаптированной в обществе.

Театрализация пока остаётся одним из самых действенных методов воспитания и образования, и в музее в том числе. Еще Песталоцци утверждал, что в основе познания и обучения лежит работа "ума, сердца и рук" ребёнка, то есть многогранная работа всех "систем" личности, что возможно на музейных просторах. Но театральные экспери­менты Студии художественного и эстетического воспитания стали возможными при соучастии творческих педагогов владимирских школ, кото­рые не только сами не испугались еженедельных(!) походов с классами в музей, но и "заразили" своей увлеченностью родителей учеников.

Студия предлагает для детей разных возрастов занятия и интерактивные экскурсии в самых раз­ных экспозициях музея, а также на памятниках архитектуры, которыми так богата Владимирская земля. Но занятия студии отличаются тем, что по­казывают ребятам историю через историю искусства и культуры, а также тем, что каждая встреча в музее заканчивается творческой работой студийцев.

Стремясь к эмоциональному впечатлению, опи­раясь на игру как главную форму деятельности детей, педагоги студии ввели театрализацию на занятиях "в малых формах", когда, например, не­сколько минут представления Горшком Ивановичем своих собратьев и родственников в печном углу заменяют нудный показ горшков разных форм и размеров, разного назначения. По информативности эти две формы подачи материала одинаковы, но по воздействию на ребёнка - несравнимы.

Такая театрализация как органичная для детей игровая форма с первого дня стала частой гостьей на наших занятиях. Это касается всех категорий нашей аудитории: более 2/3 всех посетителей наших программ - младшие школьники, 1/5 - дошколь­ники и лишь десятая часть - школьники среднего и старшего возраста. Для любого возраста в огромном арсенале театральных приемов можно найти под­ходящие решения.

В занятиях для всех, хотя и в разной степени, обязательно используется "частичная" театрали­зация, то есть или фрагментарная, или кратковре­менная по отношению к общему времени занятия. С одной стороны, музейные педагоги являются инициаторами театрализации - с "ожившим" предметом или куклой в руках; с другой - мы можем попросить самих ребят изобразить героев, обозначив их деталями костюма, выполнить какие-то действия "в образе" или с помощью кукол. Благодаря игровому происхождению, частичная театрализация не воспринимается детьми как не­что чужеродное. В то же время театрализованный фрагмент обязательно имеет методическое значе­ние: это не "развлекаловка", а "учение с увлечени­ем". Дети с удовольствием играют доисторических охотников, древних русичей, былинных богатырей в рамках программы "Русь", даже геометрические фигуры в занятии по композиции (программа 4Азбука искусства). Школьники среднего и стар­шего возраста с не меньшим удовольствием пред­ставляют более сложные "живые картины" или выступают в роли персонажей, будто сошедших с полотна (старшеклассник от лица Радищева читает стихи - цикл "Портрет").

Даже несколько минут такого действа необык­новенно воодушевляют детей, что имеет прямое отношение к последующей актуализации материа­ла. Потому в 2005 г. мы запланировали небольшое представление 4Я по радуге пройду, всего на 10 минут (как итог учебного года, где самый активный класс подводил итоги программы "Азбука искус­ства" в форме инсценировки, и пригласили всех студийцев), в залах картинной галереи. Сценарий по мотивам стихов детских поэтов рассказывает о цветах радуги, дети сами придумали и выполнили костюмы. И вот Художник и Краски напоминают ребятам сведения из теории цвета, а черный кот и чертик хотят всем помешать на празднике, но в конце просятся в студию.

Маленькое представление стало таким празд­ничным завершением учебного года, что на следую­щий сезон, как только пригрело весеннее солнце, дети сами завели разговор о заключительном представлении. Тогда мы решили сделать большое полноценное действо на сцене и вовлечь в его под­готовку всех школьников. Свою часть показывали классы, занимающиеся по программе 4Азбука искусства, и впервые готовились представить свою театральную часть ребята, занимающиеся по программе "Русь". Что ближе всего ребенку младшего школьного возраста? Конечно, сказка! И она состоялась: это был авторский вариант сказки "Репка"я, в ожерелье присказок и небылиц, как фольклорная составляющая цикла "Русь". Именно тогда мы поняли, что во время подготовки ребята попробовали себя во всех видах деятельности: рисовали, мастерили, проектировали, режисси­ровали, сами были актерами... В итоге каждый определился, что получается лучше всего, в чем он просто помощник, например рабочий сцены, а в чем ему нет равных.

Даже если ребёнок не выходит на сцену, он все равно чувствует себя участником сказки, потому что вместе со всеми создавал и сказочное про­странство и сказочные костюмы, репетировал. Заполненный до отказа большой зал смотрит пред­ставление с огромным вниманием, потому что все были его творцами. Это почувствовали и гости, когда общими усилиями был поставлен настоя­щий "полнометражный" спектакль (если можно так сказать) "Царевна-лягушка". Очень яркое, увлекательное представление вызывало настолько дружную эмоциональную реакцию у зрителей, что ее можно было услышать в зале: это не только напряженная тишина или смех, но и общий вздох восхищения, например.

Театрализованная сказка не случайно стала кульминацией учебного года, она утверждает в детях ощущение, что музей - это тоже добрая и очень интересная сказка, которая при этом очень многому учит - ненавязчиво и увлекательно. Театрализация в музее дает возможность, как мечтал великий теоретик и практик музейной педагогики А.В.Бакушинский, не "засушивать, гербаризировать" и не "омерщвлять" искусство, а дать то самое "эмоционально-интуитивное целост­ное переживание", которое только и способно приоткрыть "мистическую тайну искусства" [4].

Потому в форме сказки или рядом со сказкой логично выстроились и более серьезные темы для заключительных представлений. Теперь при пла­нировании мы определяли тему года и именно ей посвящали закрытие сезона.

Например, в юбилейном для Владимиро-Суз­дальского музея-заповедника 2008 г. это была тема "Наш музей", где было показано увлекательное путешествие по всем экспозициям Культурно-образовательного центра "Палаты", а сказка была связана с музейными предметами [2].

В 2009 г. мы закрывали сезон веселым турне по миру, в котором "побывали" на всех континентах, а заключительным было большое путешествие по России с героями сказки Т.А.Шорыгиной "Ковер­-самолет" [3]. Это представление мы повторили "на бис" в День защиты детей для детской туристиче­ской группы. Объединенные темой "миниатюры" иногда очень неожиданны: пингвины исполняют брейк-данс в Антарктиде, Кактусик играет роль рождественской елочки в Латинской Америке, Баба-Яга отдыхает на модном курорте в Сочи, но в целом они собираются в нескучную картину раз­новременных и многокультурных традиций нашей общей планеты.

Иногда темы представлений предлагали дети. Так, в шутку была предложена сказка "Курочка Ряба", но закончилось все очень необычным пред­ставлением "Не простое, а золотое" (2010 г.), где мы не только увидели сказку в разных вариантах, но и узнали много интересного о яйце как символе мира, жизни. И опять разговор шел не только о русской традиции, а жемчужиной представления стал "Шалтай-болтай", исполненный под народ­ную английскую музыку плоскими картонными куклами, нарисованными в стиле средневековых миниатюр.

Сегодня мы ушли от готового текста и задаем классам тему представления (например, "Что мы видели в музее") для самостоятельной разработки. Сами пишем ролевой конферанс, который связы­вает детские миниатюры. Конечно, помогаем, а затем формируем сценарий – проявляется общая картина.

Теперь заключительное представление назы­вается мини-фестивалем ("Сказания белых кам­ней", к 20-летию внесения белокаменных памят­ников Владимира и Суздаля в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО); это и соревно­вание классов, посещающих наши программы, и красочный праздник, состоящий из отдельных сценических проектов. Важно не только ярко выступить, но и показать свои знания и умения, полученные в музее или "спровоцированные" музеем. Часто мы получаем осмысленный уже детьми и ретранслированный материал: стихи, сказки и целые сценарии по мотивам музейных занятий, которые мы используем в представлени­ях. Заключительное представление превратилось в ежегодный большой сценический проект, над которым в апреле-мае совместно работают музей и школы города, приглашенные на праздник по результатам работы в учебном сезоне.

А с 2009 года традицией стало и сказочное от­крытие учебного года для самых маленьких. У нас теперь есть постоянные любимые герои, которые могут появиться в любом представлении, неза­висимо от темы: Музейный Мишка, Фея красок злодей Кощей Бесцветный. И мы, и студийцы всех их ждем, независимо от амплуа, придумыва­ем им вместе неожиданные приключения, новые места действия.

Совместное творчество, актуализация зна­ний, применение навыков – все доставляет удо­вольствие в реализации сценического проекта. А эмоциональное напряжение при подготовке перед зрителем дает мощную положительную компенсацию, потому что более благожелательной публики, чем дети, вместе сотворившие празд­ник, просто не найти.

И дети, и учителя, и родители ждут представле­ния, которое перед летними каникулами является долгожданной наградой за труды, эмоциональной вершиной, на которой заканчивается учебный год, и сразу начинается предвкушение нового. Теперь и заключительный фестиваль на сцене для школь­ников, и сказка-открытие для дошкольников, и частичная театрализация в самых разнообразных формах на занятиях существуют одновременно, вовсе не заслоняя, а украшая специфически му­зейные формы работы с детьми. Театрализация в музее выросла в культурный феномен, эстетически влияющий на ребенка.

Для студийцев это праздник, а для нас – еще один шаг к сохранению не только материально­го, но и нематериального культурного наследия, традиций памяти. Хочется надеяться, что именно это имел в виду великий русский философ Нико­лай Федоров, когда говорил: "Деятельность музея выражается в собирании и восстановлении, а не в хранении только <...>. Для музея нет ничего безна­дежного..., "отпетого", то есть такого, что оживить и воскресить невозможно" [5].

Литература:

1. Щепеткова И.А. Театрализация музейного простран­ства как форма взаимодействия с посетителями: Дис­сертация ... канд. культурологии: 24.00.03. – Санкт-Петербург, 2006. – 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/117 http://www.disserr.com/contents/313611.html

  1. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книго­люб, 2004. – С.15-20.
  2. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книго­люб, 2004. – С.28-36
  3. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. М., 1919 – С.6.
  4. 5. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С.578.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 60-62

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.