Конференция памяти Сулержицкого

А.Никитина,
кандидат искусствоведения

Конференция памяти Сулержицкого

С 2б по 30 ноября 2012 года в Москве прошла Пер­вая Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Инициатором проведения конференции стала ка­федра эстетического образования и культурологи Московского института открытого образования. В организации и проведении помогали Школа-студия МХАТ и Музей МХАТ, Союз театральных деятелей РФ, Московский Дом Актёра, Москов­ский детский музыкальный театр А-Я, московские школы, "Учительская газета", журнал "Искусство в школе" и многие другие учреждения образования и культуры

Леопольд Антонович Сулержицкий – удиви­тельная фигура, которая объединяет магию игры и магию профессионального искусства, мир де­тей и мир взрослых. На рубеже XIX и ХХ веков миры детей и взрослых ещё не существовали в совершенно разных измерениях. С.Я.Маршак переводил великую мировую поэзию и писал для детей, Л.А.Сулержицкий и К.С.Станиславский искали художественное решение пьесы Леони­да Андреева "Жизнь человека", нашли эффект

чёрного кабинета и поставили на этом эффекте "Синюю птицу" М.Метерлинка – может быть, пер­вый великий спектакль для детей. Не было такой пропасти между игрой и искусством – были игры, в которые играл с детьми Сулержицкий, были до­машние спектакли, в которых профессиональные мамы и папы играли с детьми друзей, были игры-импровизации в Первой студии МХАТ. Одно как-то органично перетекало в другое...

Когда возникла Школьная секция ТЕО НАРКОМПРОСА, ею занимались А.Блок, В.Мейерхольд, К.Голейзовский и другие великие деятели культуры. И в программу её работы вхо­дило всё: устройство детских творческих лагерей, создание профессиональных детских театров, обучение школьных педагогов. С тех пор между миром детей и взрослых, миром профессиональ­ного театра и театра, где играют дети, как будто разверзлась пропасть. Не существовало и такого чудовищного разрыва между большой наукой и искусством, между большой наукой и школой, как это, увы, мы видим сегодня. Учёные – страстные театралы, художники интересуются наукой. От­крытия К.С.Станиславского во многом опираются на открытия И.П.Павлова. Л.С.Выготский пишет о детской психологии и психологии искусства. А.В.3апорожец исследует реакции юных театраль­ных зрителей и детей, играющих в театр. Большие учёные нередко являются гимназическими учите­лями. И нам очень хотелось, чтобы конференция хотя бы отчасти помогла восстановить все эти стремительно утрачиваемые связи.

Конференция получилась огромная, много­слойная и нетрадиционная. В ней приняли участие более 2000 человек: детей и взрослых, рядовых учителей и директоров школ, студентов и академи­ков, руководителей самодеятельных коллективов и народных артистов России. В рамках конферен­ции прошло более 20-ти крупных комплексных мероприятий, а внутри них более 80-ти локальных событий. Среди них – мастер-классы, тренинги, от­крытые уроки и репетиции, лаборатории, спектак­ли, гостиные размышлений и воспоминаний. Ма­териалы, накопленные в дни работы конференции, ещё только предстоит по-настоящему осмыслить.

От редакции. Содержательный рассказ о конференции – в ближайших номерах.

 

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 51

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.