Единство искусств в культуре и в образовании
Единство искусств в культуре и в образовании
Возникновение Ассоциации учителей искусства - событие, исключительно значимое в двух отношениях. Во-первых, просто потому, что оно произошло. Это дает учителям надежду, что их дело не будет окончательно сведено на нет культурно-образовательной политикой, чуждой, если не враждебной всему, что имеет отношение к человеческой душе.Единство искусств в культуре и в образовании.
Во-вторых, оно значимо тем, что объединяет учителей всех искусств. И это имеет не просто организационный, но гораздо более глубокий смысл, коренящийся в действительном единстве искусств.
Они едины с культурно-исторической точки зрения, едины по происхождению. Некогда, в особом сакральном пространстве, где человек, в меру своего понимания, устраивал «встречу земли и неба», обращаясь к Кому-то или к чему-то большему, чем он сам, зарождалось то, что мы теперь называем скульптурой, архитектурой, живописью. А в особое время этого общения рождался пра-театр, и в нем - музыка, танец, искусство слова. Со временем они разошлись в разные стороны, что-то приобрели, что-то потеряли, но исток у них один, и потому они способны воссоединяться. Это происходит в художественной практике – в театральном действе, в монументальном комплексе; происходит и в образовании – прежде всего в предмете МХК, который на сознательном уровне приобщает ученика к единству всех искусств, всех путей художественного освоения мира.
Искусства едины с психологической точки зрения. В основе всех видов художественной одаренности лежит общее отношение человека к миру и к себе в мире, - отношение, без которого невозможно ни создание, ни понимание художественного произведения. Едины и психологические законы творческого воображения, облекающего наши мысли и чувства в выразительные образы. Едины закономерности восприятия любого произведения искусства как диалога с его создателем, опосредованного созданной им выразительной формой.
А потому искусства едины и с педагогической точки зрения, с точки зрения дидактики и методики преподавания. Какой бы вид искусства мы ни преподавали, мы должны пробудить и укрепить у ребенка то отношение к миру, которое присуще художникам, развить его воображение, то есть способность, средствами данного искусства, делать невидимое видимым, неслышное – слышимым. Мы должны установить верное соотношение цели - и средств, то есть творческого замысла – и умений, необходимых для его воплощения, не подменяя средствами самую цель.
Очень важно, чтобы учитель понимал эту глубинную общность основных художественных задач, а не ограничивался только особенностями своего предмета, иначе занятия легко могут принять поверхностный, технический характер.
Искусства едины и с терапевтической точки зрения: творческий опыт, который ребенок приобретает в каком бы то ни было виде искусства, целителен и благотворен для его психологического здоровья . Это всемирно признанный факт, тысячекратно подтверждаемый научными исследованиями и простым наблюдением, и из него пора сделать вывод.
Прекрасная вещь – арттерапия, без нее в обозримом будущем не обойтись. Но возможна вещь еще лучшая – артпрофилактика: полноценное художественное развитие всех детей в системе общего образования. В самом деле - разве это лучший путь: сначала лишать детей того, что укрепляет психологическое, а часто и физическое здоровье, а потом вылечивать часть пострадавших с помощью специализированной арттерапии?
В этом вопросе я знаю многих единомышленников, и среди психологов, и среди общественных деятелей*, и я предлагаю объединить усилия вокруг идеи артпрофилактики, укоренить ее в общественном сознании и попытаться с этой точки зрения влиять на образовательную практику.
Наконец, искусства едины и с социальной, или социально-педагогической точки зрения. Художественное образование – единственная область, в которой может развиваться и совершенствоваться душа ребенка, в которой он приобщается к непреходящим ценностям своего народа и человечества. Если же человек растет бездушным, а до вечных ценностей ему и дела нет, то чем он компетентнее и конкурентоспособнее во всем остальном, тем разрушительнее станет его деятельность для общества и государства. Может быть, сегодня гуманитарно-художественное образование – единственное средство . пока еще способное сохранить общество и государство от одичания и распада. Но государство и общество делают очень много, чтобы этого не случилось. Социально-педагогическое единство искусств проявляется на деле в том, что они равно угнетены в системе образования. И объединение угнетенных в Ассоциацию поможет в какой-то степени «держать рубежи».
Если повезет, мы доживем и до того дня, когда в семью искусств войдет искусство слова - литература. Правда, филологи в большинстве к этому пока не стремятся, по старой привычке причисляя себя к более привилегированному сословию. Но им уже послано немало сигналов о том, что новое образование, формирующее «квалифицированного потребителя», заинтересовано в литературе немногим больше, чем в разном там изо-музо…
Мне приходилось встречать в христианской литературе такое назидание: порою злая жена заталкивает мужа в Рай, куда он при доброй жене едва ли попал бы. Надеюсь, вершители нашей образовательной политики сыграют роль такой злой жены: напомнят искусству слова, что оно – одно из искусств и вернут его в родную педагогическую семью. Тогда и литературу станут преподавать по законам искусства, и вся семья станет крепче и жизнеспособнее.
… Много лет назад в журнале «Искусство в школе» мы опубликовали предложение создать творческий Союз учителей искусств, равноправный другим творческим Союзам, с секциями по отдельным предметам. Читатели одобрили замысел, но мы не нашли кадровых, организационных, юридических возможностей, чтобы довести дело до конца. Поэтому мне особенно приятно, что идея осуществилась в новой, более реалистичной форме , и мы будем рады, если наш журнал станет постоянно сотрудничать с Ассоциацией и рассказывать читателям о наиболее важных ее начинаниях. Тем более что сам журнал основан на идее родства и единства всех искусств в культуре и в образовании.
*Некоммерческое партнерство содействия развитию культуры и образования
«Гражданский долг». Ген. директор Е.О. Крылова
Оставить комментарий