Научные школы в педагогике искусства

В конце прошедшего года состоялся I международный научно-практический форум «Научные школы педагогики искусства в современном образовании», посвящённый 70-летию Российской академии образования.

Организаторы форума: Институт художественного образования Российской академии образования, Центр эстетиче­ского воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Центр непрерывного художественного образования.

Цель форума – обобщение исторического и современного опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, определение актуальных проблем и перспектив их решения на основе традиций, заложенных научными школами А.В.Бакушинского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова и др.

Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы выступлений на форуме.

Л.Школяр, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор ФГНУ «Институт художественного образования» РАО

Научные школы в педагогике искусства

Каждую великую личность отличает острое чув­ство реальности и фундаментальность подхода к бытию. Каждый исторический период буквально выталкивает авторитетнейших деятелей куль­туры, не понаслышке знающих о роли искусства в развитии человеческой духовности, а значит, спо­собных повлиять на этот процесс. Это относится и к основателям научных школ педагогики искусства.

Педагогика искусства, художественная дидакти­ка, художественное образование... Мы не противо­поставляем эти понятия, но считаем, что не должна исчезать специфика, особенность, неповторимость такой области человеческой деятельности, как по­знание искусства, воспитание искусством, образо­вание через искусство.

Наш Институт за длительный срок своего суще­ствования (более 80 лет!) внёс значительный вклад в изучение вопросов художественного образования, эстетического воспитания детей и юношества, роли различных видов искусства в развитии творческих способностей школьников. Исследования, проводи­мые сотрудниками Института, неразрывно связаны со всей системой обучения и воспитания подрас­тающих поколений, имеют прямое отношение к сфере формирования гуманитарных ценностей, со­хранению и воспроизводству культурных традиций и национального цивилизационного пространства в целом.

Разрабатывая теоретические основания педагоги­ки искусства, мы обращаемся к трудам ярких предста­вителей психолого-педагогической науки, музыкове­дения, искусствоведения ХХ века - А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.В.Бакушинский, Б.Л.Яворский, С.Т.Шацкий, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский. Философским базисом педагогики искусства являются теории и концепции передовых обще­ственных деятелей России XIX века. Так, мысль В.Белинского о том, что у искусства есть свои зако­ны, на основании которых и должно рассматривать его произведения, по сути предопределяет создание теоретико-методологического фундамента педаго­гики искусства, исходящей из закономерностей самого предмета. Искусство, в представлении Бе­линского, является той самой мерой истинного, без чего не может существовать человеческое общество.

Учёными Института проанализирована эволю­ция ведущих научных школ. связанных с именами А.В.Бакушинского (кТеория и практика художе­ственного воспитания и развития ); Б.П.Юсова (кИнтегрированное обучение и полихудожественное воспитание ); Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского (кИскусство как часть духовной культуры человече­ства); А.И.Бурова (кТеория эстетического воспи­тания); Ю.И.Рубиной, П.М. Ершова (4Театральное образование , Ю.Н.Усова (4Кинообразованиея).

Сложились приоритетные направления фунда­ментальных и прикладных исследований:

  • развивающее и развивающееся художественное образование, для которого характерны проблема­тизация содержания и деятельностное постижение искусства на базе моделирования художественно-творческого процесса: проникновение в природу искусства и его закономерности позволяет воспро­извести сам процесс происхождения искусства, по­стигать художественный смысл произведений как свой собственный;
  • переосмысление традиционного изучения художественного творчества детей и подростков на основе модели формирования художественного восприятия школьников и студентов, которая вы­двигает приоритет эмоциональной составляющей перед рациональной. Одной из наиболее значимых идей в данном контексте является положение о том, что творчество детей и юношества - часть культур­ного процесса, а произведение растущего человека - достоверный источник культурной информации;
  • полихудожественное развитие детей и молодё­жи на основе интеграции искусств. В перспективе исследование предполагает разработку методологи­ческих оснований интегрированного подхода к обу­чению и воспитанию искусством и модели целостного художественно-образовательного пространства.

Сотрудниками Института разработаны вариатив­ные модели художественного образования:

  • модель освоения классической и современной академической музыки, стимулирующая творче­ство детей и молодежи в разных формах общения с музыкой в сотрудничестве с учителями, сверстни­ками, родителями и носителями академической музыкальной культуры;
  • модель продуктивной музыкально-творческой деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая композиторское, исполни­тельское, звукорежиссерское творчество, а также творчество, связанное со звуковым синтезом;
  • модель хореографического образования на базе взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями культуры, интегрирующая музыку с ритмикой, пластикой движений, гимнастикой, актёрским мастерством и др. и формирующая оптимистическое мировосприятие, способствующее общему развитию личности, гармонии духа и тела;
  • модель театрального и кинообразования с опо­рой на деятельностный подход в постижении синте­тической природы этих искусств, на самостоятель­ные творческие эксперименты детей и молодежи.

Доказано, что в результате освоения важнейших способов художественного познания мира через музыку, театр и киноискусство молодые люди ста­новятся не только грамотными, компетентными зри­телями и слушателями, но и учатся осмысливать и интерпретировать явления культуры, воплощать соб­ственные художественные замыслы в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

В ряду востребованных и активно развивающих­ся направлений прикладных исследований остаётся педагогика электронного музыкального творчества. Интерес к современным электронным цифровым му­зыкальным инструментам (клавишный синтезатор, цифровое фортепиано, музыкальный компьютер и др.) со стороны различных возрастных категорий, среди которых учащиеся общеобразовательных школ, студенты гуманитарных и музыкально-педагогических колледжей и вузов, учителя музыки и преподаватели вузов, стимулирует изучение раз­личных аспектов творческого развития растущего человека на этой основе.

Примером успешного применения информа­ционно-коммуникационных технологий в системе художественного образования является Мастерская художественного проектирования (Т.В.Селиванова, Н.Л.Селиванов). Разработаны специальные образо­вательные программы по дизайну и архитектуре, медийному искусству и медиа-дизайну, позволяю­щие развивать у детей проектное мышление, про­странственное воображение. Программа обучения включает в себя практическое освоение техниче­ских средств современного искусства (цифровые технологии визуализации, светопроекционного искусства, создание инсталляций с использованием интерактивных электронных устройств, кинетиче­ских объектов и др.).

Научные школы педагогики искусства – это не замкнутые 4кабинетные исследования , они на­правлены на оптимизацию образовательного про­цесса, на связь теории с практикой художественного образования. Назову несколько наиболее показа­тельных экспериментальных площадок, на которых происходит трансляция выдвинутых теоретических идей педагогам общего и дополнительного, а также высшего профессионального образования.

Одним из ярких примеров является школа Ns875 г.Москвы, которая начинала своё сотрудничество с Институтом в конце 1980-х гг. в качестве экспери­ментальной школы по внедрению образовательных программ по изобразительному искусству. Позднее это образовательное учреждение стало Школой-лабораторией и в настоящее время является Ре­сурсным центром Городской экспериментальной сети по направлению 4Обновление содержания художественно-эстетического образования. Оцен­ка качества и результативность художественно-эстетического образования.

Ещё один пример связан с успешным внедре­нием результатов исследования в практику. Это проект 4Дети на оперной сцене, где более двухсот школьников являются полноправными участниками спектакля (руководитель – старший научный со­трудник М.С.Красильникова). Реализация проекта 4Дети на оперной сцене~ объединила более десяти тысяч школьников в городах России (Пермь, Самара, Йошкар-Ола, Москва) и впервые разрушила стену между учреждениями культуры и образования, объединив усилия учителей музыки, родителей, музыкантов-профессионалов, педагогические кол­лективы школ, коллективы академических театров оперы и балета. В результате массовое музыкальное образование, и шире – общеобразовательная школа в целом, вышли на новый уровень связи с носителями академической культуры, успешно решая задачи со­циализации учащихся, их духовно-нравственного, патриотического воспитания, то есть не только спе­циального, но и общего развития учащихся.

Новое качество освоения музыкальной клас­сики в ее высших достижениях (оперы, симфо­нии, концерта и др.) достигнуто за счет введения интегративных видов музыкально-творческой деятельности (дирижирования, пластического интонирования, графического моделирования, учебно-исследовательской деятельности, оперной режиссуры), активного включения методов и форм проектной деятельности (конкурсы дирижеров, школьные фестивали любителей оперной музыки и др.). Изучение ряда наиболее значимых произве­дений в классе завершается участием в совместном исполнении с профессиональными артистами на оперной сцене. Следует добавить, что этот проект получил признание на телевидении (канал 4Куль­тура~). Фрагменты экспериментальной работы были темой для телевизионной передачи 4Чёрные дыры. Белые пятная (2009 год).

Научно-образовательный комплекс, объеди­няющий Институт и Арзамасский государствен­ный педагогический институт им. А.П.Гайдара, в настоящее время проводит широкое пилотное ис­следование. Это внедрение в социальную практику учебников нового поколения по изобразительному искусству, интегрированных технологий обучения, созданных в Институте. В состав комплекса входят 14 опорных дошкольных и средних образователь­ных учреждений г.Арзамаса, на базе которых идет также педагогическая практика студентов.

Выделены основные подходы в художественном образовании.

Монохудожественный подход основывается на общем и углубленном изучении отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятель­ности. Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных, художествен­ных, хореографических школах, учреждениях сред­него и высшего профессионального образования.

Полихудожественный, то есть целостный, под ход к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобра­зительное искусство, слово и т.п.), а сам ребёнок с присущей детству полихудожественной природой. занятия в рамках такого подхода предполагают гар­моничное развитие растущего человека с помощью разных видов творчества. Это стимулирует разви­тие творческого воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного образо­вания и в начальной школе.

Третий подход к художественному образова­нию, приобретающий всё большую актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математи­ческого направления.

Наиболее перспективным является четвёртый подход к художественному образованию, который можно представить как универсальный метод Шко лы Будущего. Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства научного и худо­жественного познания. В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных дис­циплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тог­да у молодого поколения формируется целостная картина мира во всем её многообразии и единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных учебных заведений инновацион­ного типа, связанных с активизацией творческого потенциала и общей детской одарённости.

Таким образом, можно констатировать, что научные школы педагогики искусства являются живым, актуальным, востребованным явлением педагогики, связанным с самыми острыми пробле­мами современного образования и требованиями времени.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 10-12
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.