Научные школы в педагогике искусства
В конце прошедшего года состоялся I международный научно-практический форум «Научные школы педагогики искусства в современном образовании», посвящённый 70-летию Российской академии образования.
Организаторы форума: Институт художественного образования Российской академии образования, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Центр непрерывного художественного образования.
Цель форума – обобщение исторического и современного опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, определение актуальных проблем и перспектив их решения на основе традиций, заложенных научными школами А.В.Бакушинского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова и др.
Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы выступлений на форуме.
Научные школы в педагогике искусства
Каждую великую личность отличает острое чувство реальности и фундаментальность подхода к бытию. Каждый исторический период буквально выталкивает авторитетнейших деятелей культуры, не понаслышке знающих о роли искусства в развитии человеческой духовности, а значит, способных повлиять на этот процесс. Это относится и к основателям научных школ педагогики искусства.
Педагогика искусства, художественная дидактика, художественное образование... Мы не противопоставляем эти понятия, но считаем, что не должна исчезать специфика, особенность, неповторимость такой области человеческой деятельности, как познание искусства, воспитание искусством, образование через искусство.
Наш Институт за длительный срок своего существования (более 80 лет!) внёс значительный вклад в изучение вопросов художественного образования, эстетического воспитания детей и юношества, роли различных видов искусства в развитии творческих способностей школьников. Исследования, проводимые сотрудниками Института, неразрывно связаны со всей системой обучения и воспитания подрастающих поколений, имеют прямое отношение к сфере формирования гуманитарных ценностей, сохранению и воспроизводству культурных традиций и национального цивилизационного пространства в целом.
Разрабатывая теоретические основания педагогики искусства, мы обращаемся к трудам ярких представителей психолого-педагогической науки, музыковедения, искусствоведения ХХ века - А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.В.Бакушинский, Б.Л.Яворский, С.Т.Шацкий, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский. Философским базисом педагогики искусства являются теории и концепции передовых общественных деятелей России XIX века. Так, мысль В.Белинского о том, что у искусства есть свои законы, на основании которых и должно рассматривать его произведения, по сути предопределяет создание теоретико-методологического фундамента педагогики искусства, исходящей из закономерностей самого предмета. Искусство, в представлении Белинского, является той самой мерой истинного, без чего не может существовать человеческое общество.
Учёными Института проанализирована эволюция ведущих научных школ. связанных с именами А.В.Бакушинского (кТеория и практика художественного воспитания и развития ); Б.П.Юсова (кИнтегрированное обучение и полихудожественное воспитание ); Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского (кИскусство как часть духовной культуры человечества); А.И.Бурова (кТеория эстетического воспитания); Ю.И.Рубиной, П.М. Ершова (4Театральное образование , Ю.Н.Усова (4Кинообразованиея).
Сложились приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований:
- развивающее и развивающееся художественное образование, для которого характерны проблематизация содержания и деятельностное постижение искусства на базе моделирования художественно-творческого процесса: проникновение в природу искусства и его закономерности позволяет воспроизвести сам процесс происхождения искусства, постигать художественный смысл произведений как свой собственный;
- переосмысление традиционного изучения художественного творчества детей и подростков на основе модели формирования художественного восприятия школьников и студентов, которая выдвигает приоритет эмоциональной составляющей перед рациональной. Одной из наиболее значимых идей в данном контексте является положение о том, что творчество детей и юношества - часть культурного процесса, а произведение растущего человека - достоверный источник культурной информации;
- полихудожественное развитие детей и молодёжи на основе интеграции искусств. В перспективе исследование предполагает разработку методологических оснований интегрированного подхода к обучению и воспитанию искусством и модели целостного художественно-образовательного пространства.
Сотрудниками Института разработаны вариативные модели художественного образования:
- модель освоения классической и современной академической музыки, стимулирующая творчество детей и молодежи в разных формах общения с музыкой в сотрудничестве с учителями, сверстниками, родителями и носителями академической музыкальной культуры;
- модель продуктивной музыкально-творческой деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая композиторское, исполнительское, звукорежиссерское творчество, а также творчество, связанное со звуковым синтезом;
- модель хореографического образования на базе взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями культуры, интегрирующая музыку с ритмикой, пластикой движений, гимнастикой, актёрским мастерством и др. и формирующая оптимистическое мировосприятие, способствующее общему развитию личности, гармонии духа и тела;
- модель театрального и кинообразования с опорой на деятельностный подход в постижении синтетической природы этих искусств, на самостоятельные творческие эксперименты детей и молодежи.
Доказано, что в результате освоения важнейших способов художественного познания мира через музыку, театр и киноискусство молодые люди становятся не только грамотными, компетентными зрителями и слушателями, но и учатся осмысливать и интерпретировать явления культуры, воплощать собственные художественные замыслы в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
В ряду востребованных и активно развивающихся направлений прикладных исследований остаётся педагогика электронного музыкального творчества. Интерес к современным электронным цифровым музыкальным инструментам (клавишный синтезатор, цифровое фортепиано, музыкальный компьютер и др.) со стороны различных возрастных категорий, среди которых учащиеся общеобразовательных школ, студенты гуманитарных и музыкально-педагогических колледжей и вузов, учителя музыки и преподаватели вузов, стимулирует изучение различных аспектов творческого развития растущего человека на этой основе.
Примером успешного применения информационно-коммуникационных технологий в системе художественного образования является Мастерская художественного проектирования (Т.В.Селиванова, Н.Л.Селиванов). Разработаны специальные образовательные программы по дизайну и архитектуре, медийному искусству и медиа-дизайну, позволяющие развивать у детей проектное мышление, пространственное воображение. Программа обучения включает в себя практическое освоение технических средств современного искусства (цифровые технологии визуализации, светопроекционного искусства, создание инсталляций с использованием интерактивных электронных устройств, кинетических объектов и др.).
Научные школы педагогики искусства – это не замкнутые 4кабинетные исследования , они направлены на оптимизацию образовательного процесса, на связь теории с практикой художественного образования. Назову несколько наиболее показательных экспериментальных площадок, на которых происходит трансляция выдвинутых теоретических идей педагогам общего и дополнительного, а также высшего профессионального образования.
Одним из ярких примеров является школа Ns875 г.Москвы, которая начинала своё сотрудничество с Институтом в конце 1980-х гг. в качестве экспериментальной школы по внедрению образовательных программ по изобразительному искусству. Позднее это образовательное учреждение стало Школой-лабораторией и в настоящее время является Ресурсным центром Городской экспериментальной сети по направлению 4Обновление содержания художественно-эстетического образования. Оценка качества и результативность художественно-эстетического образования.
Ещё один пример связан с успешным внедрением результатов исследования в практику. Это проект 4Дети на оперной сцене, где более двухсот школьников являются полноправными участниками спектакля (руководитель – старший научный сотрудник М.С.Красильникова). Реализация проекта 4Дети на оперной сцене~ объединила более десяти тысяч школьников в городах России (Пермь, Самара, Йошкар-Ола, Москва) и впервые разрушила стену между учреждениями культуры и образования, объединив усилия учителей музыки, родителей, музыкантов-профессионалов, педагогические коллективы школ, коллективы академических театров оперы и балета. В результате массовое музыкальное образование, и шире – общеобразовательная школа в целом, вышли на новый уровень связи с носителями академической культуры, успешно решая задачи социализации учащихся, их духовно-нравственного, патриотического воспитания, то есть не только специального, но и общего развития учащихся.
Новое качество освоения музыкальной классики в ее высших достижениях (оперы, симфонии, концерта и др.) достигнуто за счет введения интегративных видов музыкально-творческой деятельности (дирижирования, пластического интонирования, графического моделирования, учебно-исследовательской деятельности, оперной режиссуры), активного включения методов и форм проектной деятельности (конкурсы дирижеров, школьные фестивали любителей оперной музыки и др.). Изучение ряда наиболее значимых произведений в классе завершается участием в совместном исполнении с профессиональными артистами на оперной сцене. Следует добавить, что этот проект получил признание на телевидении (канал 4Культура~). Фрагменты экспериментальной работы были темой для телевизионной передачи 4Чёрные дыры. Белые пятная (2009 год).
Научно-образовательный комплекс, объединяющий Институт и Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара, в настоящее время проводит широкое пилотное исследование. Это внедрение в социальную практику учебников нового поколения по изобразительному искусству, интегрированных технологий обучения, созданных в Институте. В состав комплекса входят 14 опорных дошкольных и средних образовательных учреждений г.Арзамаса, на базе которых идет также педагогическая практика студентов.
Выделены основные подходы в художественном образовании.
Монохудожественный подход основывается на общем и углубленном изучении отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности. Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных, художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, под ход к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство, слово и т.п.), а сам ребёнок с присущей детству полихудожественной природой. занятия в рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с помощью разных видов творчества. Это стимулирует развитие творческого воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного образования и в начальной школе.
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направления.
Наиболее перспективным является четвёртый подход к художественному образованию, который можно представить как универсальный метод Шко лы Будущего. Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства научного и художественного познания. В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у молодого поколения формируется целостная картина мира во всем её многообразии и единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией творческого потенциала и общей детской одарённости.
Таким образом, можно констатировать, что научные школы педагогики искусства являются живым, актуальным, востребованным явлением педагогики, связанным с самыми острыми проблемами современного образования и требованиями времени.
Оставить комментарий